Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКЕФАЛЫ
1, С. 390 опубликовано: 21 марта 2008г.


АКЕФАЛЫ

[греч. ἀκέφαλοι - безглавые], в эпоху христологических споров название, прилагавшееся к различным церковным партиям. В частности, так называли тех участников Всел. III Собора (Эфес, 431), к-рые не последовали ни за свт. Кириллом Александрийским, ни за Иоанном Антиохийским. В кон. V в. это название получили члены Александрийской Церкви, отделившиеся от Патриарха Петра Монга после того, как тот в 482 г. принял «Энотикон» имп. Зинона; причиной отделения явилось то, что в этом документе не содержалось анафемы Всел. IV Собору (Халкидон, 451). В раскол, к-рый возглавили пресвитеры Иоанн и Юлиан, диаконы Элладий и Серапион и софист Павел, оказались вовлечены многочисленные монахи и нек-рые члены клира; однако раскольники не имели епископского возглавления, чем и объясняется название секты. Из среды А. вышел буд. вождь монофизитского движения Севир, Антиохийский патриарх (512-519). Оставшись без епископов, раскольники обрекли себя на плачевное существование: со смертью последнего пресвитера они фактически лишились священства. Для совершения таинства Крещения А. использовали богоявленскую воду, а причащались раз в год, в день Пасхи, по маленькой частице, сохраняя Св. Дары с древних времен. Воссоединение егип. А. с монофизитской Церковью произошло при Александрийском патриархе Диоскоре II (516-517), к-рый анафематствовал Халкид. Собор. Впосл. слово «акефал» сделалось у правосл. авторов (напр., у свт. Софрония Иерусалимского, прп. Иоанна Дамаскина и др.) наименованием монофизитов вообще, поскольку те не имели единого общепризнанного главы.

Ист.: Евагрий. Церк. ист. III 17-23; Иоанн Дамаскин, прп. Послание... яковиту // Творения / Пер. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., 1997. (Святоотеч. наследие; Т. 3). С. 154-193; О сложной природе против акефалов // Там же. С. 194-201; Софроний Иерусалимский, свт. Соборное послание // ДВС. Т. 4. С. 159.
Лит.: Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1713. P. 130; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 332; Кулаковский. История. С. 349-350; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1199-1200; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Сrestwood (N. Y.), 1989. P. 203.
Свящ. Олег Давыденков
Ключевые слова:
История Древней Церкви (313 - 1054 гг.) Монофизитство, еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы , божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова Акефал, в эпоху христологических споров общее название различных церковных партий
См.также:
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
АЙТАЛЛАХ еп. Эдесский (на кафедре 324/25-345/46), один из отцов Всел. I Собора в Никее
АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА (484-519), церковный раскол между Востоком и Западом
АКАКИЙ († 489), Патриарх К-польский (с марта 472)
АКИМИТЫ (неусыпающие) (V в.), монашеская община последоват. св. Александра К-польского