Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОНАФАН
25, С. 498-500 опубликовано: 26 ноября 2015г.


ИОНАФАН

(Елецких Анатолий Иванович; род. 30.01.1949, с. Шаталовка Шаталовского р-на Воронежской обл., ныне Старооскольского р-на Белгородской обл.), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов. С 1965 г. Анатолий пел и читал на клиросе Владимирского собора в Киеве. В 1966 г. окончил среднюю школу, в 1968-1970 гг. служил в армии. В 1970-1972 гг. учился в Ленинградской ДС, нес послушание иподиакона у митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), одновременно учился в регентском классе при Ленинградской ДА (руководитель - проф. Н. Д. Успенский), получил аттестат по специальности «регент хора» (1974). В 1972-1976 гг. обучался в Ленинградской ДА, в сент. 1975 г. там же начал работать в качестве регента правого хора и преподавателя церковного пения.

Ионафан (Елецких), архиеп. Тульчинский и Брацлавский. Фотография. 2007 г.
Ионафан (Елецких), архиеп. Тульчинский и Брацлавский. Фотография. 2007 г.

Ионафан (Елецких), архиеп. Тульчинский и Брацлавский. Фотография. 2007 г.
По окончании ДА продолжил работать преподавателем и регентом хора. 5 апр. 1977 г. митр. Никодимом пострижен в монашество с именем Ионафан в честь св. прав. Ионафана, сына царя Саула, 16 апр. им же рукоположен во диакона. 24 дек. 1978 г. рукоположен во иерея ректором Ленинградских ДА и ДС архиеп. Выборгским Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси). 13 нояб. 1980 г., после защиты курсового соч. «Религиозно-нравственное учение прп. Феодора Студита», И. получил степень канд. богословия. В дек. 1986 г. был обвинен в распространении среди семинаристов запрещенной книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В янв. 1987 г. был освобожден от должности преподавателя и регента Ленинградских ДА и ДС и лишен временной ленинградской прописки.

С июня 1987 г. клирик Владимирского кафедрального собора в Киеве, с авг. 1987 г.- Свято-Покровской ц. на Приорке. С 23 июня 1988 г. в сане игумена исполнял обязанности наместника возвращенной Церкви Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы. 11 окт. 1988 г. возведен в сан архимандрита, на следующий день утвержден наместником лавры (находился в этой должности до 22 авг. 1989).

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 10 апр. 1989 г. И. определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии. 23 апр. 1989 г. в киевском Владимирском соборе была совершена хиротония И. во епископа. Тогда же он стал совмещать должность наместника лавры с послушанием управляющего делами Украинского Экзархата. И. возобновил в богослужебной практике традиц. киево-печерский обиход (см. Киево-печерский напев), занимался восстановлением разрушенных храмов, зданий монастыря и семинарии.

В нояб. 1990 г. на 1-м Соборе Украинской Православной Церкви (УПЦ) И. выступил против пожизненного пребывания митр. Филарета (см. Денисенко; впосл. отлучен от Церкви) на посту Предстоятеля УПЦ в связи с курсом последнего на отрыв Украинской Церкви от Московского Патриархата и единственный проголосовал против редакции Устава УПЦ, предложенного Филаретом. Был смещен с должности управляющего делами УПЦ. 23 апр. 1991 г. на основании лжесвидетельств И. был заочно запрещен в священнослужении. 3 июня 1991 г. подал рапорт-апелляцию Патриарху Алексию II, в к-ром отверг все обвинения в свой адрес и обвинил митр. Филарета в раскольнической деятельности, в нарушении монашеского обета безбрачия, во властолюбии и жестокости по отношению к подчиненным. В сент. 1991 г. на экстренном заседании «филаретовского» Синода УПЦ И. был лишен сана «за нераскаянность». В апр. 1992 г. для противодействия автокефальному расколу организовал в Киеве Комитет духовенства и мирян в защиту Православия. В условиях информационной блокады вокруг событий в УПЦ издавал и распространял листовки, изобличающие сепаратистские замыслы митр. Филарета и раскольников-автокефалистов. Принял активное участие в организации и проведении 30 апр. 1992 г. в Житомире Собрания архиереев, духовенства, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, был автором проекта заявления, на к-ром впервые были выдвинуты канонические обвинения против митр. Филарета (клевета на Архиерейский Собор и клятвопреступление).

25 авг. 1992 г. Священный Синод УПЦ под председательством нового Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) признал, что лишение И. архиерейского сана не имело канонических оснований и является недействительным. В 1992 г. И. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии. В 1993-2000 гг. вновь был управляющим делами УПЦ, постоянным членом и секретарем Свящ. Синода УПЦ.

29 дек. 1993 г. назначен епископом новообразованной Глуховской и Конотопской (ныне Конотопской) епархии (Сумская обл., Украина). Добился возвращения Церкви знаменитой Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и стал ее священноархимандритом. 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа.

С 27 авг. 1995 г. И.- управляющий Сумской и Ахтырской епархией УПЦ. Восстановил Сумское пастырско-богословское уч-ще.

С апр. 1999 г. И.- епископ Херсонский и Таврический. Совместно с ректоратом Херсонского гос. ун-та учредил международные научные чтения по церковно-исторической тематике. Организовал в епархии ежегодный летний правосл. детский лагерь «Божья пчёлка», встречи правосл. и евангелическо-лютеранской молодежи в Аугсбурге (Германия) и Херсоне. В 2004-2006 гг. в кафедральном Свято-Духовском соборе Херсона практиковал служение т. н. миссионерских литургий с чтением евхаристических молитв на рус. или укр. языках и с кратким пояснением обрядов литургии. 10 окт. 2005 г. вместе с духовенством епархии обратился с открытым письмом к Президенту Украины В. А. Ющенко с требованием отказаться от вмешательства гос-ва во внутреннюю жизнь УПЦ и прекратить гос. политику насильственного отторжения УПЦ от Московского Патриархата, с протестом против антиканонических попыток создания на Украине «единой национальной поместной православной Церкви».

22 нояб. 2006 г. И. был назначен архиепископом Тульчинским и Брацлавским.

28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевскиии всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита.

Член комиссии Свящ. Синода РПЦ по взаимодействию со старообрядческими приходами РПЦ и старообрядцами. Член Богословской комиссии и Комиссии по канонизации святых (до 2007) Свящ. Синода УПЦ.

И.- автор многочисленных духовно-муз. сочинений и обработок (более 1600 страниц нотного текста), часть из них опубликована Издательством Московского Патриархата, изд-вом «Музыкальная Украина», Православным центром «Живоносный Источник» (Москва), изд-вом Херсонского гос. ун-та, муниципальным камерным хором «Киев» и др. Наиболее известные муз. произведения И.: обработки «Степенные антифоны утрени древних распевов», «С нами Бог» соловецкого распева, «Ныне силы небесныя» валаамского напева, «Тебе одеющагося» напева Киево-Печерской лавры, а также оригинальные сочинения «Чертог Твой», «Плотию уснув». И. впервые в РПЦ использовал для написания богослужебных песнопений мелодические элементы древнего григорианского пения («Литургия мира»), а также мелодии известных евангелическо-лютеранских гимнов (песни причастников со словами И.). И.- автор «Чернобыльской литургии», посвященной памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украине, и «Гласовой литургии» для общенародного пения, в основу к-рой положены обиходные напевы церковного осмогласия.

Многократный член жюри Международного фестиваля церковной музыки в Хайнувке (Польша). И. читал лекции по рус. муз. семиографии и истории рус. богослужебного пения во Фрибурском католич. ун-те (Швейцария) и для общины рус. правосл. ц. свт. Николая в Амстердаме (2004-2006).

Автор 4 переложений на рус. язык (в т. ч. метроритмического) Великого канона прп. Андрея Критского, «Толкового путеводителя по Божественной литургии» - учебного общеобразовательного пособия с обширным историко-богословским комментарием и изложением молитвословий таинства Евхаристии на рус. и укр. языках, статей по литургике и церковной музыке.

Награжден церковными орденами прп. Сергия Радонежского, св. блгв. кн. Даниила Московского, преподобного Серафима Саровского (РПЦ), преподобных Антония и Феодосия (УПЦ), св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова (УПЦ), св. Марка (Иерусалимский Патриархат) и др.

Награжден российским орденом Дружбы за укрепление отношений между Россией и Украиной.

Соч.: Об истоках рождения Украинской Православной Церкви // Православна Таврiя: [Епарх. газета]. Херсон, 2002. № 5(44): Июнь. С. 8-9; № 7(46): Июль. С. 1-8 (Электр. версия: www.vladyka-ionafan.ru/articles/510); Покаянный великий канон св. Андрея Критского: Четыре опыта переложения на рус. язык для духовно-назидательного чтения. Херсон: Изд-во Херсонского гос. ун-та (далее - ИХГУ), 2003, 2006 2; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста: Молитвословия, краткий коммент., ист.-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Толковый путеводитель по Божественной литургии свт. Василия Великого: Молитвословия, краткий коммент., историко-богосл. статьи. Херсон: ИХГУ, 2003; Открытое письмо духовенства Херсонской епархии УПЦ президенту Украины В. А. Ющенко (7.10.2005) // www.patriarchia.ru/db/text/52465.html [Электр. ресурс]; Преподобный Феодор Студит, наставник монашества, защитник иконопочитания. Херсон, 2006; Тлумачний путiвник Божественною лiтургiєю: (Оновлене видання). К., 2008; Толковый путеводитель по Божественной литургии: Евхаристологический труд, опыт изложения Божественной литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого на рус. яз. с кр. ист.-богосл. коммент., молитвы ко св. причащению, евхаристологические ст. М.; К., 2008; О древней коллизии монашеского и мирского взглядов на церковную гимнографию на примере задостойника Рождества Христова // www.religion.in.ua/main/history/2463-kolliziya-monasheskogo-i-mirskogo-v-odnom.html [Электр. ресурс]; то же // Кифа. 2009. № 11(101) (электр. версия: gazetakifa.ru/content/view/2951/25); Об опыте служения миссионерской Литургии // www.otechestvo.org.ua/main/200912/1507.htm [Электр. ресурс].
Муз. соч.: «Христос раждается»: Торжественные ирмосы Рождества Христова, киев. расп. К.: Музична Украïна, 1993; Степенные антифоны утрени древних распевов. К.: Музична Украïна, 1994; Степенна, антифон 1-й [8 гласов] // Песнопения воскресной службы. М.: Живоносный Источник, 1996. Глас 1. С. 18-19; Глас 2. С. 21-24; Глас 3. С. 26-27; 1997. Глас 4. С. 29-31; 1998. Глас 5. С. 27-28; Глас 6. С. 37-39; Глас 7. С. 28-29; 1999. Глас 8. С. 31-33; Православные церковные хоры: Соч. и перелож. К.: Музична Украïна, [1996]; Избранные соч. и перелож. для небольшого смеш. хора. М.: Живоносный Источник, 1997; «Тебе одеющагося» расп. Киево-Печерской лавры // Песнопения Страстной седмицы. М.: Живоносный источник, 1999. Ч. 2: Великий пяток. С. 93; То же // Воскресные службы Постной Триоди. М.: Паломник, 2000. С. 156; Лiтургiя миру («De Angelis»). К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); Литургия мира («De Angelis»): Хоровая партитура. Херсон, 2003; Чорнобильська лiтургiя: Хорова партитура. Херсон, 2003; «Осанна»: Собр. духовно-муз. перелож. и соч. Херсон: ИХГУ, 2004; «Тебе поем»: [Сб. духовно-муз. перелож. и соч.]. Херсон: ИХГУ, 2005; Ирмосы Великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), глас 6: Для смеш. хора // Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11-19. (Триодь церк. пения); То же: Для 3 однородных голосов // Там же. С. 19-27; «Душе моя», глас 6 знам. расп. // Там же. С. 87-89; «С нами Бог», напев Соловецкого мон-ря // Великое повечерие / Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 16-17. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Ныне силы небесныя», напев Валаамского мон-ря // Литургия Преждеосвященных Даров / Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 47-48. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Слава Тебе, Боже наш» знам. расп. // Венчание. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11. (Обиход церк. пения. Чинопоследования Требника); «Положил еси на главах их венцы»: Прокимен знам. расп., глас 8-й // Там же. С. 14-15; «Исаие, ликуй»: Тропари на венчании, 5-й глас знам. расп. // Там же. С. 29-31; Лира: Избр. духовно-муз. соч. и перелож. Херсон, 2007; Задостойники разных распевов в обработке архиеп. Ионафана (Елецких) // Задостойники: В 4 ч. М.: Издат. совет РПЦ, 2008. Ч. 2. С. 5-17; Чернобыльская литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009 (на церковнослав. яз.); Гласовая литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009.
Ключевые слова:
Архиепископы Украинской Православной Церкви Ионафан (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митрополит Тульчинский и Брацлавский, русский духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов
См.также:
АВГУСТИН (Маркевич Адам Иванович; род. в 1952), митр. Белоцерковский и Богуславский
АМВРОСИЙ (Поликопа Андрей Яковлевич; род. в 1943), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский
АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии
ВАРЛААМ (Ильющенко Алексей Тимофеевич; 1929 - 1990), архиеп. Днепропетровский и Запорожский