[евр. , - «Господь даровал»; греч. ᾿Ιωναθάν], старший сын 1-го израильского царя Саула, друг и соратник царя Давида (1 Цар 14. 1; 18. 1). Рассказ об И. в 1-й книге Царств введен в контекст историй, призванных подтвердить права Давида на царство.
И. был одним из командующих царской армией в вооруженном противостоянии Саула с филистимлянами при переправе Михмас (1 Цар 13-14). С помощью Божией И. вместе со своим оруженосцем уничтожил сторожевой отряд филистимлян из 20 воинов, что посеяло хаос в стане врага и привело израильтян к победе (1 Цар 14. 1-23). Позднее И. неосмотрительно нарушил царское обещание Богу держать пост, но не был предан смерти благодаря ходатайству народа, помнившего о его воинских подвигах (1 Цар 14. 24-46).
После победы Давида над Голиафом, И. полюбил буд. царя «как свою душу» (1 Цар 18. 1) и, заключив с Давидом союз, отдал ему свою одежду и оружие (1 Цар 18. 3-4). Тем самым И. передал свое право преемства на трон в пользу Давида (ср.: Числ 20. 26 - Mettinger T. N. D. King and Messiah: The Civil and Sacral Legitimation of the Israelite Kings. Gleerup, 1976. P. 190). Глагол «любить» в этом контексте, помимо выражения личной симпатии, несет оттенок политической лояльности (Thompson J. A. The Significance of the Verb Love in the David-Jonathan Narratives in 1 Samuel // VT. 1974. Vol. 24. N 3. P. 334-338).
Отныне И. становится защитником Давида от Саула, заступаясь за него перед царем и помогая Давиду скрываться от царского гнева (1 Цар 19. 1-7; 20. 4 слл.; 23. 16-18). Впосл. И. еще неск. раз подтверждал свой завет с Давидом клятвой: «… да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!» (1 Цар 20. 13), к-рая основана на том, что И. «любил его, как свою душу» (1 Цар 20. 17). Навещая скрывавшегося в лесу Давида, И. ободряет его такими словами: «…ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это» (1 Цар 23. 17). Существует попытка истолковать договор между Давидом и И. присутствием в древнем Израиле традиции, согласно к-рой зять царя (Давид женился на дочери Саула - 1 Цар 18. 18-30) обладал большим правом на трон, чем его сын (Morgenstern J. David and Jonathan // JBL. 1959. Vol. 78. P. 322-325).
И. трагически погиб вместе с отцом и 2 братьями в сражении с филистимлянами при горе Гелвуй, их тела были похищены и с позором повешены врагами на стене в Беф-Сане (1 Цар 31. 9-13). Горько оплакивая гибель И. и его близких, Давид, вспоминая о союзе с И., завершает свою погребальную песнь проникновенными словами: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Цар 1. 26). Со 2-й пол. XX в. и по наст. время этот стих рассматривается мн. представителями либеральной библейской критики как указание на гомосексуальный характер отношений этих персонажей (см., напр.: Horner T. Jonathan Loved David: Homosexuality in Biblical Times. Phil., 1978). Однако принципиально отрицательное отношение в ВЗ к этому пороку (см., напр.: Лев 18. 22; 20. 13), а также биография Давида противоречат подобным истолкованиям, к-рые не учитывают также поэтический и образный язык этого отрывка (Anderson. 1989. P. 19; см. также текстологическое опровержение этого взгляда: Zehnder M. Exegetische Beobachtungen zu David-Jonathan-Geschichten // Biblica. 1998. Vol. 79. Fasc. 2. P. 153-179). Для традиц. христ. экзегезы этот стих прежде всего подчеркивает духовную силу братской дружбы 2 доблестных воинов, основанной на уважении и взаимопомощи. Образ И. как преданного друга в повествовании Книги Царств представлен по контрасту с фигурой Саула, к-рый не смог смириться с тем, что был отвергнут Богом и был одержим лютой ненавистью к Давиду. В сюжетной линии 1 Цар 13-31 И. выполняет роль посредника между родом Саула и Давида в борьбе за трон. Благодаря смирению перед волей Божией И. стал другом человека, к-рому предназначено лишить его род царского престола. После смерти И. Давид остался верен договору с И., оказывая заботу и поддержку его больному сыну Мемфивосфею (2 Цар 9; ср.: 21. 7).
В Талмуде союз Давида и И. был прототипом любви до смерти, ради к-рой человек рискует своей жизнью (Авот. 5. 16; Аруббот. 16b) и используется в качестве примера, иллюстрирующего слова Свящ. Писания: «...ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн 8. 6) (Шир ха-Ширим Рабба. 8. 6, 4).
В христ. экзегезе И. представлен настоящим праведником, для к-рого верность истине оказывается превыше привязанности к отцу (Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 7. 3). И., терпящий за свою лояльность к Давиду поношение от своего отца, является одним из примеров совершенной духовной любви, к-рая «…долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится» (1 Кор 13. 4) (Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 33. 2). Слова о любви И. к Давиду как к своей душе (1 Цар 20. 17), по мнению блж. Феодорита Кирского, предвосхищают евангельскую заповедь о любви к ближнему (Мф 22. 39) (Theodoret. Quaest. in Regn. 1. 45). В ответ на насмешки нек-рых людей над словами о превосходстве любви И. над женской (2 Цар 1. 26) Феодорит замечает, что это было сказано Давидом иносказательно «…с намерением показать горячность и искренность любви Иоанафана» (Theodoret. Quaest. in Regn. 2. 7). Заключенный между И. и Давидом союз любви прообразует основанный на взаимном мире и любви завет Христа и Его Церкви, каждый член к-рой готов положить свою душу за Господа (Beda Venerabilis. In Samuelem Prophetam Allegorica Expositio. III 18 // CCSL. 119. P. 164).