(Хелашвили Иване) [груз. იონა] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. (Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5).
Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство // НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили (Барнабишвили. 1911. № 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви.
И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).
И., отличавшийся особой скромностью, отказался от всех предложений церковного руководства занять к.-л. престижную должность. До кончины царевича Давида (1819) И. был его духовником, затем, до 1824 г.- духовником царевича Теймураза Багратиони (сына царя Георгия XII, кавказоведа, почетного члена С.-Петербургской АН), после - цариц Имерети Анны (супруги царя Соломона I) и Мариам (супруги царя св. Соломона II). Во время эпидемии холеры в С.-Петербурге (1831) И. ухаживал за больными и причащал их; из его рук получила последнее причастие супруга царевича Баграта (сына Ираклия II) Екатерина (Там же. № 348). И. не прерывал связей с родиной и с родственниками, оставшимися в Грузии, помогал представителям груз. колонии в С.-Петербурге, особенно студентам. Так, при его содействии в С.-Петербургский гос. ун-т был принят Соломон Додашвили, впосл. ставший философом.
И. активно занимался культурно-просветительской деятельностью, ему принадлежит свыше 40 духовных сочинений и проповеди (хранятся в Национальном центре рукописей Грузии (см. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе), в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее и в РНБ). В 1832 г. И. создал автобиографическое соч. «Ронини» (Хождение), в котором рассказал о своей жизни на фоне политических событий 1-й пол. XIX в. Философско-богословское соч. «Книга тридцати четырех вопросов» (др. названия: «Книга с тридцатью четырьмя вопросами», «Книга о тридцати четырех вопросах») (изд. в 1967) И. написал в жанре вопросов и ответов. В 2000 г. был издан эпистолярный архив И. (1809-1835), в т. ч. письма груз. царевичам, а также сосланному в Свирский мон-рь митр. Гелатскому сщмч. Евфимию (Шервашидзе). Под влиянием рус. богословской мысли И. создал «Трехчастное богословие» (НЦРГ. А 13, S 307). Сочинение делится на 3 части: физическое богословие, богословие Откровения и этика. В 1832 г. И. завершил работу над «Обширным грузинским словарем», к-рый содержит ок. 3 тыс. слов (НЦРГ. Н 2226). И. переслал его Додашвили в Тифлис, однако издание так и не было осуществлено. «Проповеди» И. признаны образцом груз. ораторского искусства (Канделаки. 1966. С. 46). Кроме общеправосл. тем значительное место в них отведено вопросам самосознания груз. нации, груз. религ. и национальным праздникам, дням памяти груз. святых. Потерю грузинами своей государственности И. называет проявлением Божьего гнева и проповедует груз. пастве терпение, призывает возвращаться к Православию (Барамидзе. 1979. С. 310).
Деятельность И. была высоко оценена его современниками: ему посвятили стихотворные произведения и оды царевичи Теймураз, Мириан (сын царя Ираклия II), Иоанн Батонишвили (сын царя Георгия XII), груз. писатели П. Ларидзе и С. Размадзе. Также Иоанн Батонишвили в соч. «Калмасоба» вывел И. в образе главного героя - иподиак. Ионы Хелашвили, к-рый вместе с другом, горийцем Зурабом Гамбарашвили, объезжает Вост. и Зап. Грузию с целью «калмасобы» (сбора средств) для монастыря и встречает представителей различных социальных слоев Грузии.
И. похоронен в пантеоне Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.