[Мар Ионан бар каша Маравгин; сир. ] (между 1835 и 1840, обл. Тергавар (территория совр. Зап. Азербайджана, Иран) - 23.04.1910, с. Супурган, ныне там же), еп. Урмийский и Супурганский. Род. в горной области к западу от г. Урмия в потомственной семье священников, из к-рой по обычаю, существовавшему в Ассирийской Церкви (см. ст. Церковь Востока), избирался ребенок-назорей (нзира) для воспитания и последующего возведения на епископскую кафедру. С детства он носил титул «натыр курси» (сир. хранитель престола, т. е. епископского кресла), получил хорошее домашнее образование. Когда ему исполнилось 15 лет, его семья переехала в с. Супурган.
В 50-х гг. XIX в. И. был посвящен во диакона и иерея Ассирийской Церкви Востока, затем возведен в степень архидиакона. В 1862 г. в списке урмийского духовенства упоминается Аркян Ионан, кандидат во епископа, проживающий в с. Супурган. В июне 1874 г. Мар Шимун Рувил, патриарх-католикос Ассирийской Церкви Востока, поставил И. во епископа сев. части Урмийской обл. Персии с кафедрой в с. Супурган. 40 селений (где проживало до 10 тыс. несториан-ассирийцев) входило в состав его епархии. После убийства курдами в 1896 г. несторианского еп. Мар Гавриила, которому подчинялись селения юж. части Урмийской обл., И. стал управлять всеми несторианскими общинами области (более 20 тыс. чел.).
В 70-х гг. XIX в. И. как глава Ассирийской Церкви выразил желание объединиться с РПЦ. По некоторым сведениям, в 70-80-х гг. он инкогнито посещал Россию. С 90-х гг. И. открыто искал возможность присоединения к Православию и направлял в Тифлис и С.-Петербург священников-эмиссаров с посланиями на имя императора и в Святейший Синод. С кон. 50-х гг. XIX в. возможность сближения урмийских несториан с Православием неоднократно рассматривалась в Синоде. К 90-м гг. XIX в. у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский Экзархат, богословы из СПбДА, чиновники Мин-ва иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской епархии во главе с епископом и принять их в общение с РПЦ. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприеме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать 3-м чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 г. из России в Урмию были командированы 2 священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к Православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (ок. 9 тыс.), желающих воссоединения. К нач. 1898 г. основные вопросы были разрешены, и в февр. делегация урмийских несториан во главе с И. прибыла в С.-Петербург.
25 марта 1898 г., в день праздника Благовещения, в Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершен чин присоединения к Православию И. и др. членов делегации. Было произнесено отречение от ереси Нестория, подписан акт воссоединения (написан по-сирийски рукой В. В. Болотова) и совершена Божественная литургия, за к-рой И. сослужил членам Синода РПЦ. Урмийская и Супурганская епархия была объявлена православной. Тогда же постановлением Синода для утверждения в Православии новоприобретенной паствы была открыта Урмийская духовная миссия, главой которой стал иером. Феофилакт (Клементьев; впосл. епископ Прилукский), выпускник СПбДА. И. с сопровождавшими его лицами посетил святыни С.-Петербура, в Кронштадте встретился со св. прав. прот. Иоанном Кронштадтским, а затем через Москву и Кавказ вернулся в Урмию. Летом 1898 г. миссия приступила к просветительской деятельности среди воссоединенных с Православием ассирийцев. Несторианские епископы Османской империи собирались последовать примеру И., но из-за первых не вполне успешных шагов миссии они отказались от своего решения. В 1899 г. к Православию присоединился лишь несторианский еп. Мар Абрахам Савришо с кафедрой в с. Марсаргиз († 1913).
И. управлял Урмийской епархией до своей кончины. Отношения с Урмийской миссией и ее начальниками: архим. Феофилактом, с 1902 г. со сщмч. архим. Кириллом (Смирновым; впосл. митрополит Казанский), с 1904 г. с архим. Сергием (Лавровым; впосл. епископ Семиреченский) не всегда складывались мирно, о чем свидетельствуют послания И. и начальников миссии в Синод с жалобами друг на друга, а также назначенные Синодом ревизии миссии, к-рые провели сщмч. прот. Иоанн Восторгов в 1901 г. и еп. Кирилл (Смирнов) в 1907 г. Летом 1906 г. И. ездил в С.-Петербург для разрешения споров между ним и начальником миссии. На обратном пути он совершил паломничество в Иерусалим. Несмотря на противодействие и различные нападки, в т. ч. от многочисленных инославных миссионеров, работавших в Урмии, И. старался укреплять единство паствы и содействовать ее просвещению. В 1904 г. Урмийская епархия была разделена, епископом юж. части Урмии с титулом «Тергаварский» стал архим. Илия Абрахам, хиротония к-рого состоялась в С.-Петербурге. В Урмии стало 3 правосл. епископа: И., Мар Абрахам и Мар Илия. С политикой И. и деятельностью Урмийской миссии связана и появившаяся в нач. 10-х гг. XX в. перспектива воссоединения с Православием всей Ассирийской Церкви. Однако этого не произошло из-за первой мировой войны и революции в России.
И. скончался в пятницу Светлой седмицы. Отпевание в Георгиевской ц. с. Супурган 25 апр. (на Антипасху) совершил еп. Мар Илия в сослужении начальника миссии и урмийского духовенства и в присутствии российского вице-консула в Урмии при большом стечении народа. И. был похоронен на кладбище с. Супурган, надпись на его могиле выполнена на рус. языке.