(Климентов Иван Иванович; 1464, Вел. Новгород - 6.06.1534, Клименецкий (Климецкий) Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря. Основным источником сведений об И. служит краткое Житие, созданное на основе монастырского предания не позднее 1766 г. (этим временем датируется список, использованный Е. В. Барсовым (Барсов. 1869. С. 41)). Житие И. известно в единичных списках XIX в.: РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. Оп. 3. № 445 (опубл.: Пигин. 2010. С. 214-218), в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии (Беловолова (Украинская). 1993. С. 399). В 1840 г. Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов) написал «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго», в к-ром использовал «краткое рукописное Житие» И., грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». Еще один список Жития И. (ГИМ. Барс. № 861, 50-е гг. XIX в.) представляет собой извлечение из «Краткого сказания…» архиеп. Игнатия (утверждение И. У. Будовница, что именно этот список лег в основу работы Барсова об истории Клименецкого мон-ря (Будовниц. 1966. С. 331-332), не соответствует действительности).
Согласно Житию, святой род. в семье новгородского посадника Ивана Климентова (посадник с таким именем в Новгороде неизвестен) и его супруги Феодоры. Достигнув зрелого возраста, И. занялся торговлей. Возвращаясь по Онежскому оз. из сел. Повенцы в Вел. Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури. Он молился Пресв. Богородице и свт. Николаю Чудотворцу, обещая принять монашество, если спасется. Его ладью прибило к каменной отмели (луде) близ южного побережья Б. Климецкого о-ва на Онежском оз., и Иван поставил здесь крест (позднее это место стало называться Крестовой лудой). Переплыв «в малой лодийце» с отмели на остров, он услышал «пресладкий» голос, повелевший ему построить на этом месте храм во имя Св. Троицы и собрать братию. На кусте можжевельника Иван увидел икону Св. Троицы, установил здесь крест и построил часовню. Затем святой вернулся в Вел. Новгород, раздал свое имение нищим и принял постриг в одном из новгородских монастырей, после чего возвратился на остров, возвел там 2 храма - во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца «и украси их великолепием, святыми образами, книгами, ризами и протчею церковною утварью своею казною». И. построил также братские кельи, куда переселились монахи из др. монастыря, находившегося на Б. Климецком о-ве близ Нятиной губы. Московский митр. Варлаам (1511-1521) дал И. антиминсы для храмов и благословил его на игуменство, но святой отказался, и игуменом стал мон. Тихон (согласно писцовой книге А. В. Плещеева 1582/83 г., 1-го настоятеля мон-ря звали Прохором: «А церкви поставленья и церковноя строенье: образы, и книги, и свечи, и колокола - прежнего строителя Ионы да игумена Прохора»).
Одно из самых ранних упоминаний Клименецкого мон-ря содержится в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера, от Троици Живоначалные, ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою. А хто учнет сие Евангелие у себе держати, и вы, господине, Господа ради помяните в святых своих молитвах. А дал на нем рубль» (РНБ. Погод. № 153. Л. 269 об.). В записи назван один из первых насельников обители - старец Харитон, также сообщается о том, что в 1521 г. в мон-ре уже существовал Свято-Троицкий храм (согласно др. записи в той же рукописи, храм был освящен 9 окт. 1541, возможно, после возобновления). В описании Клименецкого мон-ря 1563 г. упомянуты Свято-Троицкая и Никольская церкви.
В Житии рассказывается, что И. пожил в обители «немалое время», преставился в 70 лет и был погребен справа от Никольской ц. Имя И. записано в синодиках Клименецкого мон-ря XVII-XVIII вв., где он назван схимонахом.
Почитание И. началось вскоре после его смерти. Согласно Житию, ученик И. игум. Дионисий ок. 1540 г. поставил над его могилой часовню. В 1675 г. на месте ветхой часовни была построена новая. Мон-рю покровительствовала имп. Елизавета Петровна: в 1743 г. на ее средства в С.-Петербурге была изготовлена медная чеканная рака, установленная над погребением И.; в 1756 г. над могилой святого на деньги, пожертвованные императрицей, вместо часовни построили каменную ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы (освящена в 1757 - РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 59). В документах Новгородской консистории нач. XIX в. упоминается «медная чеканная рака над телом преподобного Ионы, бывшего начальника и основателя того монастыря» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1949. Л. 12). Она располагалась на сев. стороне храма во имя праведных Захарии и Елисаветы, который в XIX в. неоднократно ремонтировался (в 1840 полностью отремонтирован и заново освящен, в 1857 расписаны внутренние стены и своды). При раке находилась икона Св. Троицы, по преданию явленная преподобному после его чудесного спасения от бури. В 1870 г. над местом погребения И. была установлена серебряная рака под резным вызолоченным балдахином (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 79/38).
В 1769 г. Клименецкий монастырь был закрыт и преобразован в приход. В нач. XIX в. в бывш. мон-ре стояли 3 церкви, две из них деревянные - Свято-Троицкая и Никольская с приделом Сретения Господня и одна каменная - святых Захарии и Елисаветы. По свидетельству местного причта, все они находились «в твердости, утварью довольно снабженные» (Там же. Оп. 16. № 18/157. Л. 2, 3). В 1809 г. бывш. монастырские храмы были приписаны к Сенногубскому приходу. Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3).
В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И.
Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. № 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. (Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский // Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. № 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).
И. представлена отдельными памятниками XIX - нач. XX в. Живописный ростовой образ И. был помещен на крышке раки святого, изготовленной в 1870 г. (Сказание о жизни преподобного и богоносного отца нашего Ионы, Клименцкого чудотворца, и история Клименцкого мон-ря. СПб., 1900. С. 25). На исключительно редких единоличных иконах он изображен на фоне основанной им Клименецкой Свято-Троицкой обители. Предположительно образы И. и прп. Михаила Клопского (добавлены позднее) помещены на очелье убруса с шитым изображением Деисуса 60-80-х гг. XVII в. из ц. Рождества Христова в Ярославле (ЯИАМЗ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 307-308. Кат. 113).
В Поморском иконописном подлиннике кон. XVIII в. (БАН. Дружин. № 998. Л. 334) в алфавитном каталоге рус. святых И. описан без указания дня памяти следующим образом: «Подобием сед, брада Иоанна Богословля, на главе клобук некруглой темной, мантия дичь, испод зелень, в руках четки» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 131).
Образ И. введен в композицию «Собор святых, в земле Карельской просиявших» (очевидно, разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря). Икона 1876 г. из местного ряда ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители написана В. М. Пешехоновым и его мастерами (в наст. время в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия; упом. в описях монастырского имущества 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121; см. также: Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. № 16). И. изображен в 3-м ряду крайним справа (рядом с прп. Пахомием Кенским), вполоборота влево, в монашеских одеждах, с непокрытой головой, правая рука возле груди (ладонь развернута вовне), в левой - четки. Святой чуть постарше средовека, лоб с залысинами, короткие русые волосы слегка вьются, небольшая широкая борода почти без проседи раздваивается; взор устремлен вверх, личное исполнено в живописной манере. На нимбе надпись: « ».
Две почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким же сюжетом были созданы в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Преображенский собор Нововалаамского мон-ря, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). И. представлен в композиции на том же месте, с четками в левой руке, но пожилым, редкие волосы ниспадают на плечи, куколя нет; на одной из икон на нимбе надпись: « ». На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) И. показан в левой группе в 1-м ряду (между стоящим в центре прп. Александром Свирским и крайним слева прп. Ионой Яшезерским) в зеленоватой рясе, зеленом парамане, коричневой мантии, на голове округлый черный куколь, ладонь правой руки развернута вовне, в левой - развернутый вверх свиток с текстом: « » (ср.: Иона 2. 3; традиционно пишется в свитке соименного И. прор. Ионы). У И. крупные черты лица и прямая седая борода до середины груди, внизу слегка раздвоенная; надпись на нимбе: « () ». Образ И. (седобородый старец со склоненной головой, в профиль, в куколе, левая рука на груди) включен в одну из композиций с группой подвижников XVI в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической стилистике кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).
И. изображен среди Олонецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА // Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 60-61, 83).
Образ И. изредка встречается в совр. иконописи. На иконе «Собор Карельских святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2) И. написан крайним в верхнем ряду правой группы, вполоборота влево, в молении, в мантии и куколе, с окладистой седоватой бородой, наименован Клименецким.