(† ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря. Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. № 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. № 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. № 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. № 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт.)» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).
В 1598 г. на месте разрушенного Печерского монастыря была построена деревянная ц. в честь Преображения Господня с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, под спудом почивали мощи И., над погребением стояла рака. Ранее 1745 г. обветшавшая церковь была разобрана, на ее месте построена новая, к-рая ок. 1782 г. сгорела и была заменена каменнным Преображенским храмом с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1794 г. церковь перестраивалась, в 1816 г. в ней устроили 2-й придел - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1860 г. в храме над погребением И., находившимся за левым клиросом, близ северной стены, возобновили пещеру, на восточной стене к-рой был поставлен иконостас, а в 1882 г. устроен придел во имя св. царевича Иоасафа. Посреди пещеры стояла каменная гробница, в которой имелось овальное отверстие, откуда паломники могли брать песок с раки святого (считалось, что вода, смешанная с этим песком, излечивает от болезней). В пещере ежедневно после литургии служилась панихида по И.
Об исцелениях, происходивших от мощей И., свидетельствует «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа», в к-рой рассказывается, что Нижегородский митр. Исаия в 1702 г. повелел соборному ключарю свящ. Андрею расследовать исцеление жительницы Балахны Евдокии Михайловой. Больной дважды являлся во сне Московский митр. св. Филипп (Колычев), повелевавший ей идти в Печерский мон-рь к гробу И., а затем принять монашеский постриг. «Повесть…» встречается в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г. (напр.: РНБ. Погод. № 1579; Собр. Титова. № 1749). О др. чудесах, совершавшихся по молитвам к И. в 1-й четв. XVIII в., сообщается в Похвальном слове «на обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоасафа, затворника Нижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новаго российскаго чудотворца, мироточиваго, в Летописце же Нижегородском свидетельствованнаго» (РГБ. Ф. 651. № 88, XVIII в.) В окт. 1745 г. старопечерский свящ. Иоанн Михайлов под присягой показал, что он неоднократно чувствовал благоухание от гроба, находившегося в «ветхой церкви». Священник сообщил, что у гробницы И. служились панихиды, читали каноны, из могилы брали песок, но в 1720 г. «по словесному запрещению бываго ж преосвященнаго Питирима архиепископа никому приходящим… по оном схимонахе Иоасафе панихид петь, и каноны читать, и песка с того места давать не стали». О. Иоанн сказал, что не знает о чудесах и исцелениях от мощей И., но слышал о чуде с Евдокией Михайловой, об исцелении крестьянина Захара Герасимова и о случае, когда 2 прихожан, ставших слишком близко к гробнице И., невидимой силой были отброшены назад. О. Иоанн также сообщил, что церковь, где находились мощи, была разобрана, на ее месте построено новое здание, к-рое вскоре сгорело, и «он, иерей Иван, не знает, оные-де мощи от случившагося пожарного времени целы ль находятся или нет» (фрагмент распросных речей свящ. Иоанна Михайлова читается в сб. РНБ. Q.XVII.53). В устной традиции исцеления от мощей И. фиксируются до нач. ХХ в.
Имя И. встречается в святцах с кон. XVII в. (напр., в Кайдаловских святцах: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562). Старообрядческий мон. Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807-1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е... но времени памяти не объяснено» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 398-398 об.). Имя И. вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 372). В 1993 г. И. был канонизирован как местночтимый святой. 19 апр. 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в т. ч. И. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры И., место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около к-рой 22 сент. 2006 г. был отслужен 1-й после мн. лет водосвятный молебен.
Образ И. есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя блгв. кн. Александра Невского, написанной в апр. 2009 г.