(† 3.09.1354), свт. (пам. 3 сент. и 30 авг.- в Соборе Сербских святителей), патриарх Сербский в 1346-1354 гг. До избрания архиепископом был логофетом (главой канцелярии) серб. кор. Стефана IV Душана. Мирское имя и происхождение И. неизвестны, но столь высокая должность при дворе указывает на принадлежность к знатному роду, возможно из Призрена. Хотя И. скорее всего был мирянином, на Соборе, проходившем с 19 дек. 1337 по 3 янв. 1338 г., он был избран архиепископом Сербским. Историки считают, что это избрание произошло при непосредственном участии короля (см.: Слиjепчевић. 1991. Књ. 1. С. 159). В 1342 г. в Приштине принял клятвы Душана и визант. имп. Иоанна Кантакузина о заключении союза. Когда Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии, 9 апр. 1346 г. в Скопье И. получил титул патриарха и на Пасху, 16 апр., помазал Душана и его супругу Елену (см. Евгения, местночтимая прп.) на царство. Участвовал в подготовке статей, в т. ч. об устройстве Церкви, и в утверждении «Законника царя Душана» как основного юридического документа гос-ва (1349; см.: Стоjановић. Записи. Књ. 6. Бр. 9822). Воздвиг много храмов в небольших поселениях, а также ц. св. прор. Илии на горе Кармель и ц. свт. Николая Чудотворца на горе Фавор в Палестине. При нем королевские мастера расписали ц. св. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345): в память о ктиторстве И. в храме представлены его портрет с царем Душаном и фреска на зап. стене, на к-рой коленопреклоненный прп. Иоанникий Великий молится Пресв. Богородице за своего тезку (Джурич. 2000. С. 173).
В тот период благодаря обширным завоеваниям Душана в юрисдикцию Сербской Церкви входили Св. Гора и мн. греч. епархии, к-рые после провозглашения Сербской Патриархии были возведены в более высокий ранг, а их греч. иерархи заменены сербскими; при этом оснований для утверждения, что И. именовался, подобно своему преемнику патриарху Савве IV (1354-1375), «патриархом сербов и греков», недостаточно (Там же. С. 163-167). Это осложнило отношения Сербской Церкви с К-польской Патриархией, и при поддержке имп. Иоанна Кантакузина патриарх К-польский Каллист I в 1350 г. наложил анафему на Душана, на И. и на весь клир Сербской Церкви. Хотя серб. сторона анафему не признала, И. до конца жизни пытался преодолеть сложившуюся ситуацию (анафема была снята в 1375).
Летом 1354 г. царь призвал И. в монастырь Жича, вероятно для обсуждения переговоров с папой Римским Иннокентием VI об оказании помощи в борьбе с венграми и турками. И. выступал против подобных переговоров, т. к. условием оказания помощи могло стать подчинение Сербской Церкви Риму (Мошин В. А., Пурковић М. А. Хиландарски игумани средњега века. Београд, 1999. С. 83). Во время пребывания в Жиче патриарх заболел и пожелал, чтобы его перенесли в Печ. Скончался по дороге в с. Полумир на р. Ибар. Похоронен в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Саркофаг с его мощами стоит слева от иконостаса. Был канонизирован, вероятно вскоре после смерти, т. к. на фреске, изображенной над гробницей (ок. 1355), он уже называется святым (Стоjановић. Записи. Књ. 6. Бр. 9908).
Краткое Житие И. было составлено в кон. XIV в. в качестве дополнения к сборнику Житий королей и архиепископов сербских архиеп. Сербского Даниила II (Радоjчић Н. О архиеп. Данилу II и његовим настављачима // Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских / Пер.: Л. Мирковић; вступ. ст.: Н. Радоjчић. Београд, 1935. С. 199). Службу И., «архиепископу и первому патриарху Сербскому», написал митр. Сербский Михаил (Йованович) и включил ее в состав «Србляка» (Србљак. Београд, 1861).