[греч. ᾿Ιωάννης], прп. Иринопольский (пам. греч. 4 февр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) сообщается только то, что И. был участником Никейского Собора. При этом неясно, какой из состоявшихся в Никее Соборов имеется в виду: Первый Никейский (I Вселенский) 325 г. или Второй Никейский (VII Вселенский) 787 г. Неизвестно также, являлся ли И. епископом г. Иринополь в Киликии (М. Азия), или же он только происходил из этого города. Маловероятно, что он был епископом Иринопольским, т. к. на Соборе 325 г. от Иринополя присутствовал еп.-арианин Наркисс (Mansi. T. 2. Р. 699), а единственный известный епископ Иринопольский с именем Иоанн, живший в нач. VI в., был монофизитом (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 765) и не мог принимать участие ни в одном из Никейских Соборов. Что касается Иринопольской епархии, подчиненной Сардской митрополии, то она известна с VIII в. и на VII Вселенском Соборе присутствовал возглавлявший ее еп. Феопист (Mansi. T. 13. P. 389; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 184).
Как утверждают нек-рые исследователи (напр., Р. Обер и Д. Стьернон), И. может являться одним лицом с прп. Иоанном, игум. Кафарского монастыря, происходившим из Иринополя и присутствовавшим на Втором Никейском Соборе вместе со своим духовным наставником, ставшим впосл. игуменом Далмата монастыря.
Память И. и посвященное ему двустишие вошли в греч. стишные синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. № 390 (354), 1295 г., и Paris. gr. 1582, XIV в.) и оттуда были перенесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. При переводе в XIV в. юж. славянами стишных синаксарей сведения об И. были включены в стишной Пролог и оттуда впосл. попали в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446-447 (1-я паг.)). В совр. календаре РПЦ имя И. не указано.
По рукописям известен анонимный канон И., без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας̇ ( ), нач.: Ταῖς ἀρεταῖς ἀπαστράψας (Добродетелями воссияв) (Ταμεῖον. Σ. 162. N 477).