(† после 1593), митр. Вифлеемский. Араб, род. в сел. Эль-Куфур в Кесруане (на севере Ливана). Был монахом лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима. Время епископской хиротонии и возведения на Вифлеемскую кафедру неизвестно. Наиболее ранним документом, связанным с И., является колофон рукописного Евангелия, где упоминается о паломничестве митрополита в мон-рь вмц. Екатерины на Синае при Синайском еп. Евгении (1567-1583) (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. С. 48).
Ок. 1578 г. престарелый Иерусалимский патриарх-грек Герман принял решение уйти на покой и передать власть своему племяннику мон. Софронию (Софроний V). И. резко выступил против этого; возможно, он претендовал на Патриарший престол. Совместно с И. выступила серб. монашеская община, доминировавшая в лавре св. Саввы и в Архангельском мон-ре и добивавшаяся большей автономии от Иерусалимских патриархов. Для разрешения конфликта в Палестину прибыли экзархи Антиохийского и К-польского патриархов - митрополиты Сайднайский Симеон и Триполийский Дорофей Дау (впосл. Антиохийский патриарх Иоаким V). Зимой 1578/79 г. им удалось примирить враждующие стороны. Экзархи подтвердили привилегии савваитов и, видимо, в качестве ответной уступки поддержали передачу Патриаршества Софронию. В мае 1579 г. к иерусалимскому кади поступило прошение о признании патриаршего сана Софрония; под документом стояли подписи всех палестинских архиереев и лидеров местной правосл. общины, кроме И.
В нач. 80-х гг. XVI в. ухудшилось положение Вифлеемской кафедры, страдавшей от поборов властей и не имевшей средств на необходимый ремонт храма Рождества Христова. И. принял решение отправиться за милостыней к рус. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. В июне 1582 г. он покинул Св. землю с рекомендательными грамотами Иерусалимского и Александрийского патриархов, в окт. посетил К-поль, где получил грамоту от К-польского патриарха Иеремии II. На 6 месяцев И. был задержан в Молдавском княжестве, в сент. 1583 г. прибыл в Чернигов. 1 дек. И. был принят в Посольском приказе в Москве, рассказал о положении Иерусалимской Церкви и бедствиях своей кафедры. И. поднес в дар царю часть мощей (руку) мч. Елевферия. Из-за смерти Иоанна Грозного и последовавшего за ней внутриполитического кризиса пребывание И. в России затянулось: он был отпущен в Палестину с милостыней (более 150 р. и 40 куниц) только 1 сент. 1584 г. На обратном пути И. несомненно должен был встретиться с находившимся в К-поле Антиохийским патриархом Иоакимом V, к-рый, вероятно, именно под влиянием И. также принял решение о поездке за милостыней в Россию, состоявшейся в 1586 г.
В Патриаршество Софрония V Вифлеемский храм был отремонтирован, возможно на средства, привезенные И. из Москвы. Однако отношения митрополита с патриархом оставались, судя по всему, напряженными. Летом 1589 г. И., не слагая с себя сана, покинул Вифлеем и ушел в ливанский мон-рь Хаматура близ Триполи. Там он организовал строительство новой пещерной кельи, составил араб. перевод Типикона (1589, автограф; хранится в монастыре Хаматура) и компилятивное описание К-поля (сохр. фрагментарно в конце той же ркп.). И., как впосл. и литераторы «мелькитского ренессанса», стремился интегрировать арабо-христ. общины в восточнохрист. культурную традицию через унификацию богослужения и создание корпуса историко-географических сочинений на араб. языке. В кон. 1591 г. или в 1592 г. И. вернулся в Палестину. Вероятно, в это время он тесно общался с араб. монахом лавры св. Саввы Абд аль-Каримом Кармой (впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II, крупнейший деятель «мелькитского ренессанса»). Скорее всего мировоззрение Евфимия сложилось именно под влиянием И., обладавшего почти уникальным для арабо-христ. Востока жизненным опытом и географическим кругозором.
Последнее упоминание об И. содержится в записях рус. дипломата Т. Коробейникова, раздававшего в окт. 1593 г. царскую милостыню иерархам и мон-рям Иерусалимской Церкви. Он передал 50 золотых Вифлеемской церкви и еще столько же лично И.