Знакомство Симона (Азарьина) с биографией И. может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком кнж. Ирины Мстиславской. Кнж. Ирина и вдова ее брата - кн. Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери, в 1623 г. прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского у. (с 1778 Вязники), авторство к-рой приписывают И. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об И. в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в «Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал» (РГБ. МДА. № 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001).
В Сказании о написанной И. Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской ц. в Суздале («Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале»), включенном в соч. А. Фёдорова «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.), рассказывается, что И. «...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме (так! - А. Р.) реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше» (Федоров. 1855. С. 191; Сказание известно также в отдельном списке нач. XVIII в. в собрании НБ МГУ). Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный И. образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской ц., к-рая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и «воровских людей»). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к И. просить о создании для его церкви образа: «Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства» (Там же. С. 193). Однако И., обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено «сокровище великое» (впосл. рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого († 1622)). По повелению явившейся И. Пресв. Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, к-рую послал из Шартомского мон-ря в Воскресенскую ц. в Суздале (в описании Воскресенской ц. Фёдоров сообщает, что И. сам принес образ в Суздаль - Там же. С. 189). 23 нояб. 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный И. образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от к-рой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. св. Арсений Элассонский провел «испытание чудес», после чего их описание было послано в Москву.
По свидетельству Фёдорова, И. поселился близ Воскресенской ц. и был похоронен рядом с ней, «на месте весьма незнаменитом» (т. о., сообщение архим. Леонида (Кавелина) о погребении И. в Шартомском монастыре (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176-177, № 683), по-видимому, неверно). В 1728 г. при Воскресенской ц. началось строительство каменного теплого Казанского храма. При закладке фундамента был найден гроб И., «в земли глубоко, цел сущь». По распоряжению Суздальского еп. Иоакима гробницу подвижника обложили каменными плитами, «...сам бо преосвященный епископ о житии помяненаго монаха при... Воскресенской церкви от родителей и прародителей своих добре ведяше рождением бо сый и воспитанием того града Суждаля» (Там же. С. 189-190). Возможно, тогда же состоялась местная канонизация святого. Имя И. включено в «Описание о российских святых» (РГБ. МДА. № 209, кон. XVII в.; др. списки XVIII-XIX вв.). Канонизация подтверждена включением имени И. в Собор Ростовских святых (празд. установлено в 1964) и в Собор Ивановских святых (празд. установлено в 2000).
На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское (Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008).