[копт. xullaria ; араб. , ; сир. ], согласно вост. агиографической традиции, старшая дочь визант. имп. Зинона (474-475, 476-491), подвизавшаяся под именем Иларион в Скиту в Египте (пам. копт. 21 тобе (16 янв.)).
Сказание об И., по всей вероятности, было записано в Скиту в нач. VII в. на копт. языке. Впоследствии его араб. версия вошла в 2 вариантах, пространном и кратком, в копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.), а также стала источником эфиоп. синаксарного сказания. Существуют сир. версия и 2 др. араб. версии, сохранившиеся на каршуни, а также копт. поэма об И. (см.: Till. 1941). В научный оборот сказание было введено Э. Амелино, к-рый опубликовал фрагмент копт. версии и перевод пространной араб. синаксарной версии (Amélineau E. Histoire de deux filles de l'empereur Zénon // Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. L., 1888. N 10. P. 181-206). Фрагменты копт. сказания издавались разными учеными в кон. XIX - нач. XX в. (см.: BHO, N 379). А. Венсинк опубликовал англ. перевод и частично оригиналы всех известных версий сказания (коптскую - в переведенных фрагментах) и попытался определить между ними взаимосвязи, которые, по замечанию П. Петерса, оказались нетипичными для восточной агиографии (AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 72-74; 1922. Vol. 40. P. 247, 260). Полный текст коптского сказания был издан Дж. Дрешером по единственной рукописи IX в. с учетом всех известных фрагментов.
Согласно сказанию, И., желая вести монашеский образ жизни, в юном возрасте тайно покинула К-поль и прибыла в Александрию, а оттуда в Скит, где подвизалась под рук. аввы Памво (прп. Памва). Она жила под именем Иларион-евнух, и ее наставнику лишь спустя 3 года было открыто, что она женщина. Имп. Зинон считал И. погибшей. По прошествии 9 лет его младшая дочь Феописта оказалась подверженной беснованию. Император, не найдя способа ее излечить, отправил девушку в Скит, где она исцелилась по молитвам И. Вернувшись, Феописта рассказала отцу об исцелившем ее монахе и его трогательном к ней отношении. Зинон, смутившись этим, вызвал И. в К-поль, где ей пришлось открыться отцу, предварительно взяв с него обещание, что он отпустит ее обратно в Скит. После этого И. до своей кончины провела в подвигах еще 12 лет. Авва Памво похоронил ее в монашеских одеждах и, открыв братии ее тайну, записал сказание о ее жизни.
Предание об И. не имеет под собой исторического основания (у имп. Зинона не было дочерей). Еще в 1888 г. О. фон Лемм высказал предположение о его зависимости от древнеегип. легенды о царевне Бент-Реш (Дочь радости), имя которой соотносится с именем И. (Радость). Дрешер счел гипотезу фон Лемма неосновательной и предложил рассматривать сказание об И. как вост. вариант распространенного агиографического повествования, героиня к-рого, имея знатное происхождение, тайно покидает дом и подвизается в мон-ре в муж. образе (прмц. Евгения, преподобные Евфросиния, Пелагия; особенно близкое сходство с прп. Аполлинарией). По мнению М. ван Эсбрука, этот сюжет был использован коптами для создания одного из символических повествований, в к-рых христ. святые олицетворяют различные религиозно-политические силы (о др. примерах такого рода см.: Esbroeck M., van. Le saint comme symbole // The Byzantine Saint / Ed. S. Hackel. L., 1981. P. 128-140). В историческом плане идеализация фигуры имп. Зинона, пытавшегося примирить православных и монофизитов, свидетельствует о том, что византийская власть продолжала восприниматься коптами как законная в случае ее промонофизитской (православной, с т. зр. коптов) настроенности.
Почитание И. известно лишь в восточных неправосл. Церквах: Коптской, Эфиопской и Сирийской яковитской. В сиро-яковитских календарях память И. отмечена 13 янв., в Мартирологе Раббана Слибы - 27 нояб., причем в качестве монашеского имени И. указано имя Иоанн.