(празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в. Первый известный держатель иконы иером. Константий (Феодул), подвизавшийся в сел. Вастуни (Пелопоннес), в 1822 г. передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником мон-ря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий (с 1831 схим. Мартиниан; † 1884). Мон. Макарий постоянно носил образ на шее в жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. Так, в 1841 г. по молитве перед образом жители сел. Мавровуни (совр. ном Лакония, Греция), рядом с к-рым схим. Мартиниан пребывал ок. 2 лет, избавились от саранчи (Поселянин. С. 668-672). Приходившие к иконе страждущие прославляли не только икону, но и старца, тогда он нашел уединение в расселине прибрежной отвесной скалы. В ночи ему был явлен простиравшийся от земли до неба световой столп, и глас Богородицы повелел еще послужить ближним. Утром следующего дня жители узнали от бесноватой Елены, где скрывался старец, и пришли к нему с мольбами о помощи. После неск. поклонов старца перед иконой исцелились Елена и др. страдавшие беснованием, в т. ч. Мария из сел. Скифьяника и Григорий из сел. Скутари.
20 июля 1889 г. по завещанию архим. Макария, настоятеля Пантелеимонова мон-ря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита муж. монастырю; 4 сент. настоятель этого мон-ря архим. Иерон вместе с иером. Иларионом передал образ еп. Сухумскому Александру, к-рый отслужил перед возложенной на аналой иконой молебен. После 1-го совершенного в обители празднества в честь иконы, установленного в память спасения имп. Александра III с семейством при крушении поезда близ ст. Борки (17 окт. 1888), штормовой волной на берег у монастыря вынесло много рыбы. Чудесные исцеления от иконы были засвидетельствованы в офиц. акте, подписанном представителями церковной власти и гос. чиновниками (19 мая 1891 был исцелен крестьянин Тульской губ. М. И. Медынцев, богомолец из Екатеринославской губ. мещанин К. Я. Соколовский, 20 мая - казак Калитвенской станицы С. В. Калинин); по молитвам перед иконой архим. Иерона обитель была спасена от пожара.
С 1924 г., когда мон-рь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского мон-ря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшуюся в Гудауте ц. Покрова Пресв. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для «И.» и., очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском мон-ре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. По непроверенным сведениям, во 2-й пол. XX в. «И.» и. была вывезена на Украину в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру.
Миниатюрная по размерам икона (ок. 14×13 см) написана на доске. На ней представлена Божия Матерь «Одигитрия» с благословляющим Младенцем Христом на левой руке. Богомладенец в левой руке держит опущенный вертикально свиток. «И.» и. была украшена ризой филигранной работы и вложена в медный позолоченный киот.
Созданный в XIX в. в мастерской Новоафонского мон-ря образ отражает историю «И.» и., к-рая связывала Старо- и Новоафонскую обители: на иконе, на фоне собора Новоафонского мон-ря, изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «И.» как отдельный образ. Один из ранних списков, очевидно нач. XX в., хранится в соборе Новоафонского мон-ря. В советское время он находился в Майкопе и был возвращен монастырю в 90-х гг. XX в. Новописаная икона той же иконографии была передана в дар мон-рю вмч. Пантелеимона на Афоне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, когда он посетил мон-рь в февр. 1998 г.; икона пребывает в соборе Покрова Пресв. Богородицы. В честь «И.» и. освящен один из храмов Новоафонского мон-ря.
чудотворная «И.» и. из Маровского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Макарьевского у. Нижегородской губ. датируется кон. XIX в. По преданию, она была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. 3 года икону несли из Палестины. После остановки в мест. Ст. Мары на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться в Ст. Марах. Икону перенесли в Троицкую ц. (не сохр.) Маровского жен. мон-ря, основанного в 1885 г. на территории упраздненной в 1780 г. Маровской муж. пуст.; она стала его главной святыней. После закрытия обители (1927) монахиням удалось спрятать икону. В настоящее время икона, тайно передававшаяся в советское время из рук в руки, хранится у жительницы с. Вазьянка Спасского р-на Нижегородской обл. В. А. Афониной. По молитвам перед этой иконой получают защиту и избавление от врагов, от всевозможных бед и гибели, от различных страстей, от тюрьмы.
(«Избавительница от бед»), возможно, является списком афонской «И.» и. Она была обретена 8 окт. (н. с. 21 окт.) 1917 г. в с. Ташла (ныне Ставропольский р-н Самарской обл.).
По свидетельству жительницы с. Мусорка Ф. Д. Атякшевой, заверенному в 1981 г. архиеп. Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым), уроженке с. Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой во сне трижды являлась Божия Матерь с повелением обрести Ее икону, находящуюся в земле в овраге близ этого села. Утром 8 окт. 1917 г., когда Чугунова шла мимо оврага в церковь, ей трижды был явлен в ярком сиянии образ Божией Матери, несомый 2 ангелами, спускающимися в овраг. В тот же день икона была извлечена из земли. На месте ее обретения забил родник. Образ крестным ходом во главе со священником церкви соседнего с. Мусорки Василием Крыловым перенесли в ц. во имя Св. Троицы в Ташле (1775), где поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения иконы был зафиксирован случай исцеления от иконы уроженки с. Ташла Анны Торловой, болевшей 32 года. После литургии 10 окт. состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников. Над источником оборудовали колодец, рядом возвели часовню. В ночь на 11 дек. 1917 г. образ исчез из запертого храма и был обнаружен после видения Чугуновой на месте явления: икона плавала в полынье колодца ликом вверх. Ее чудесное исчезновение из храма, как полагали, связано с тем, что настоятель Троицкого храма свящ. Димитрий Митейкин, отсутствовавший в день обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм.
В неурожайные 20-е гг. XX в. вслед. засухи в Поволжье колодец на месте обретения иконы был одним из немногих источником воды в Ташле. Позже его завалили мусором, однако он не иссяк. В церкви устроили зернохранилище, богослужения в ней были возобновлены в 1947 г. До этого времени, по словам прот. Иоанна Державина, настоятеля Троицкого храма в 1959-1960 гг., икона хранилась у сельчанки Евдокии Андриной. Возвращенная в храм, она была поставлена в его центральной части на аналое, в 1960 г. перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и в наст. время. На месте обретения образа ныне оборудован новый колодец, построены купальни; в 2005 г. на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
Особенности живописи и деталей позволяют предположить, что ташлинский образ представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Сходны расположение в среднике фигур Богородицы и Младенца, наличие фигурной рамы, внутренние углы иконы декорированы, цветок (10-лепестковый на новоафонском образе и 8-лепестковый на ташлинской иконе), воспроизведенный на фоне иконы, около правого плеча Богоматери, и др. В облачении Богородицы идентично декорированы края мафория, зарукавья платья.
Вместе с тем ташлинская икона имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов ташлинской иконы несколько условна (в ее верхнем правом углу крупные мазки краски заменяют обильные завитки иконы-образца, отчетливо просматривается лишь верхний правый угол внутреннего обрамления); взгляд Богородицы устремлен на молящегося (а не отведен в сторону); горловина платья Богоматери лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись: «Избавительница». На ташлинской «И.» и. очевидны нарушения пропорций рук Младенца: поднятая в благословляющем жесте правая рука больше левой.
В 2003 г. к тыльной стороне иконы (9,3×11,2 см) приделана серебряная пластина с текстом о 2 явлениях иконы и тропаря. Для иконы были изготовлены неск. окладов: первоначальный, драгоценный, созданный вскоре после революции, утрачен; 2 других (кон. 40-50-х гг. и 2-я пол. 60-х гг.) сохраняются в ризнице храма. В наст. время икона украшена окладом (2003) в виде двух 8-конечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140×93 см) холста с изображением 2 ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад; композиция напоминает о видении Чугуновой иконы над местом ее обретения.
Икона почитается в Поволжье. Ее обретение в канун революции 1917 г. рассматривается верующими как знак милости Пресв. Богородицы. Парафраз строки из кондака (гл. 8) к иконе «И.» и.: «Радуйся, Избавительница от всех бед» стал названием ташлинского образа. Ежедневно перед образом поется акафист, в основу к-рого положен текст акафиста к «И.» и. Служба в честь ташлинской иконы проходит по общей Минее. День обретения иконы отмечается крестным ходом к св. источнику, совершением торжественного молебна.