[Сармата; греч. Σαρματᾶς; лат. Sarmata] (IV в.), прп. (мч. (?)) (пам. в Соборе всех преподобных; пам. греч. 30 авг.; пам. зап. 11 окт.). В греческом алфавитном сб. Apophthegmata Patrum (кон. IV - нач. VI в.) приводятся 4 кратких рассказа о С. Подвижник строго постился, пребывая в безмолвии в течение 40 дней, к-рые проходили для него совершенно незаметно. Однажды авва Пимен спросил С., что он видел во время такого подвига. Вначале тот не хотел отвечать, но после долгих уговоров признался, что получил дар повелевать снами. Др. изречения С. касаются разумного воздержания и сопротивления искусительным помыслам. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память С. и посвященное ему двустишие содержатся под 30 авг., в примечаниях помещен рассказ о святом, составленный на основе Apophthegmata Patrum (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 295-296).
Возможно, о С. идет речь в «Хронике» блж. Иеронима Стридонского, согласно которой, в 357 г. сарацины вторглись в мон-рь прп. Антония Великого и убили его ученика по имени Сармата (Hieron. Chron. // GCS. Bd. 47. S. 240). Краткую заметку на основе этих сведений внес в Римский Мартиролог Ц. Бароний (XVI в.) под 11 окт. с указанием, что святой пострадал в Фиваиде (MartRom. Comment. 448). Под этим же числом память перешла в совр. редакцию Римского Мартиролога (MartRom. (Vat.). P. 534). Высказывалась также гипотеза о том, что свт. Серапион, еп. Тмиутский, в 356 г. отправил письмо к С. и его брату Исааку, сообщая о кончине их наставника прп. Антония (Draguet. 1951).