[Республика Эль-Сальвадор; испан. República de El Salvador], гос-во в Центр. Америке. На юге омывается Тихим океаном, на востоке и юго-востоке - зал. Фонсека. На севере и востоке граничит с Гондурасом, на западе и северо-западе - с Гватемалой. В зал. Фонсека находятся принадлежащие С. острова: Меангера, Меангерита (Пиригальо), Кончагуита, Мартин-Перес, Илька и др. Территория С.- 21,041 тыс. кв. км. Столица - Сан-Сальвадор (570,459 тыс. чел., 2019). Крупные города: Сояпанго (284,659 тыс. чел., 2019), Санта-Ана (270,413 тыс. чел., 2019), Сан-Мигель (247,126 тыс. чел., 2020). Офиц. язык - испанский. Страна разделена на 14 департаментов, включающих 262 муниципалитета. С.- член ООН (1945), МВФ (1946), МБРР (1946), ОАГ (1948), Орг-ции центральноамериканских гос-в (1951), ЦАОР (1960), ВТО (1995), Группы Рио (2000). География. Орографически в стране выделяют 3 региона, находящиеся на высоте от 0 до 2700 м над уровнем моря: прибрежную равнину вдоль тихоокеанского побережья с максимальной шириной 32 км около зал. Фонсека (15% территории С.); центральное плато с холмами, долинами и нагорьями, средняя высота к-рого над уровнем моря составляет 600 м (25% территории, здесь сосредоточена большая часть населения); гористую местность с холмами, узкими долинами и ущельями (60% территории страны). Расположенный между 3 большими тектоническими плитами С. является одним из самых сейсмически активных регионов на земле. Центральное плато обрамляют 2 горные цепи вулканического происхождения: 1-я расположена параллельно Тихому океану, 2-я образует границу с Гондурасом. С северо-запада до юго-востока страны, до границы с Гондурасом, тянется горная цепь, к-рая является продолжением хребта Сьерра-Мадре-де-Чьяпас, проходящего также через территорию Мексики и Гватемалы. Ее делит на 2 части р. Лемпа. На северо-западе выделяется горный хребет Метапан с вершиной Монтекристо (2418 м). Самая высокая точка страны, гора Серро-Эль-Питаль (2730 м над уровнем моря), находится на границе с Гондурасом. Территория С. входит в Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо. Самый высокий из вулканов - Санта-Ана (2381 м) находится на западе страны. За ним по высоте идут Сан-Висенте (2181 м), Сан-Мигель (2132 м), Сан-Сальвадор (1893 м) и др.; многие из них действующие, напр. возникший в 1770 г. Исалько (1870 м), прозванный из-за своей активности Тихоокеанским Маяком.
Климат С. тропический пассатный, с сухим (с нояб. по апр.) и дождливым (с мая по окт.) сезонами. В стране более 300 рек. Главная река - Лемпа, ее длина на территории страны составляет 260 км, др. важные реки - Рио-Гранде-де-Сан-Мигель и Рио-Пас, есть и крупные озера вулканического происхождения: Илопанго, Гуиха, Коатепеке и др. Среднемесячные температуры уменьшаются с высотой местности. В низменностях Тихого океана они составляют от 25 до 29°C, их сезонные колебания незначительны. В Сан-Сальвадоре, к-рый находится на высоте ок. 658 м над уровнем моря, максимальная среднемесячная температура составляет ок. 32°C в марте, самая низкая - ок. 17°C в янв. в горах, на высоте более 1460 м, среднемесячные температуры колеблются от 17 до 22°C. Среднегодовое количество осадков в тихоокеанских низинах составляет ок. 1700 мм; на юж. и сев. горных хребтах, на высоте от 600 до 1060 м,- от 1800 до 2500 мм.
Численность населения С., по оценкам на 2020 г., составила 6,481 млн чел. 86,3% населения - метисы, 12,7% - белые, 0,2% - индейцы (народы науа-пипиль, ленка и кекчи), 0,1% - негры, 0,7% - другие. Естественный прирост населения в 2020 г. составил приблизительно 0,83%. Рождаемость - 18,6 на 1 тыс. чел., смертность - 5,9 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 2,09 ребенка на 1 женщину. Детская смертность - 23,6 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 74,95 года (мужчины - 71,3, женщины - 78,6). В возрастной структуре населения большой процент составляют лица трудоспособного возраста (15-64 года) - 66,56% и дети (до 15 лет) - 25,83%; люди старше 65 лет - 7,61%. Для С. характерна высокая плотность населения по всей стране (303,1 чел. на кв. км, 2020); наибольшая плотность населения вокруг столицы. Ок. 20% населения страны проживает за рубежом. Городское население составляет 73,4%.
С.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Конституция принята 15 дек. 1983 г. Исполнительная власть осуществляется президентом, возглавляющим правительство, и назначаемыми им министрами. Президент избирается путем всеобщего тайного голосования сроком на 5 лет (без права переизбрания) и является главнокомандующим Вооруженными силами. Высший орган законодательной власти - однопалатное Законодательное собрание в составе 84 депутатов, избираемых всеобщими прямыми выборами по системе пропорционального представительства на 3 года. Высшим судебным органом С. является Верховный суд, состоящий из 16 судей и 16 заместителей, избираемых Законодательным собранием.
Основные традиционные партии в С.: «Республиканский националистический альянс» (АРЕНА), «Большой альянс за национальное единство» (ГАНА), «Фронт национального освобождения им. Фарабундо Марти» (ФНОФМ). Образованная в 2018 г. партия президента Н. Букеле «Новые идеи» (НИ) по популярности на нач. 2021 г. во мн. раз превосходит все остальные, вместе взятые, и, вероятно, получит абсолютное большинство мест в парламенте на выборах к-рые состоятся 28 февр. 2021 г.
По оценкам на 2019 г., ок. 41,3% населения С.- католики, ок. 37,2% - протестанты, 18,7% не имеют религ. принадлежности, 2,8% - представители др. религий (Иеговы свидетелей, Международного об-ва сознания Кришны, ислама, иудаизма, буддизма и мормонов). Небольшая часть населения придерживается местных религ. верований, при этом характерной чертой является двоеверие: мн. приверженцы племенных культов исповедуют традиц. верования наряду с христианством.
В С. в основном исповедуют палестинцы, русские, выходцы из Вост. Европы. В стране есть правосл. сообщество «Эль Сальвадор дель Мундо» (Спаситель мира), возглавляемое с 2016 г. священником неканонической Белорусской православной славянской церкви за границей (Iglesia Ortodoxa Bielorrusa Eslava en el Extranjero) Августином (Хосе Леонардо Эрнандесом Куэльяром). Приходов и духовенства РПЦ в стране нет. В 2019 г. с архипастырским визитом С. посетил управляющий Аргентинской и Южноамериканской епархией РПЦ митр. Игнатий (Пологрудов; с 11 марта 2020 на покое), он совершил Божественную литургию в помещении, предоставленном палестинским сообществом страны.
Представлена архиеп-ством Сан-Сальвадора, которому подчинены 6 суффраганных еп-ств: Сантьяго-де-Мария, Санта-Ана, Сан-Мигель, Сакатеколука, Сонсонате, Чалатенанго. Также в стране существует подчиненный Папскому престолу военный ординариат. Согласно статистическим сведениям, представленным в «Annuario Pontificio» в 2020 г., в С. действует 437 католич. приходов, в к-рых служат 677 священников (из них 169 монашествующих). Общее количество католиков оценивается в 4,672 млн чел. (An. Pont. 2020. P. 157-158, 654, 657, 658, 666, 699, 806).
Англиканская церковь Сальвадора (La Iglesia Anglicana de El Salvador) состоит из 18 конгрегаций (ок. 6 тыс. чел.). Баптистская ассоциация Сальвадора (La Asociación Bautista de El Salvador) насчитывает 4427 чел. В состав Лютеранского синода Сальвадора (Sínodo Luterano Salvadoreño) входит ок. 15 тыс. чел. в 68 конгрегациях (2018). Христианско-реформаторская церковь имеет 2 конгрегации и объединяет 60 чел. (2006). Реформаторская кальвинистская церковь состоит из 6 приходов, в к-рых числится 3212 чел. (на 2006). Меннониты имеют в стране 2 орг-ции: Меннонитскую церковь Сальвадора (Iglesia Menonita de El Salvador) и Евангельскую меннонитскую церковь (Iglesia Evangélica Menonita), относящуюся к Амишам-меннонитам Бичи. Мормоны, по статистике самой организации, представлены в количестве 127 573 чел., имеют 163 прихода и храм (2019). Пятидесятники представлены Ассамблеями Бога, этой орг-ции принадлежит 1395 церквей, количество членов - 132 525 чел. (2002); у Сальвадорской христианской миссии «Элим» 1200 прихожан в головной церкви в Сан-Сальвадоре; свидетели Иеговы насчитывают ок 40 тыс. приверженцев в 671 общине.
Исповедуют ок. 200 чел., в основном это потомки палестинцев. Эмиграция из араб. стран (Сирия, Ливан и Палестина) была наиболее активна в нач. XX в. В основном приехавшие в С. были христианами. В 1994 г. в Сан-Сальвадоре по инициативе потомков палестинцев был открыт суннитский Исламский араб. сальвадорский центр. В 2004 г. в столице начала работу Исламская шиитская культурная ассоциация «Фатима аз-Захра». В 2007 г. в городе была открыта мечеть Дар-Ибрахим.
В ходе последней переписи населения, проведенной Бразильским ин-том географии и статистики (БИГС) в 2010 г., в С. 2272 чел. были зарегистрированы как буддисты. В стране существует 5 буддистских центров, строится храм.
Евреи-сефарды прибыли в С. из Испании в нач. XIX в., беженцы ашкенази - из Центр. Европы во время второй мировой войны. Один из муниципалитетов в департаменте Ла-Пас по инициативе сефарда Хуана Кордобы носит название Херусален. В 1944 г. была открыта Сальвадорская израильская община, в 1950 г.- синагога. В наст. время в С. проживает ок. 100 иудеев.
В стране существуют приверженцы Миссии Савана Кирпала Рухани, школ Трансцендентальной медитации и Международного об-ва сознания Кришны.
Отличительной чертой сальвадорских индейцев является религ. синкретизм. Напр., индейцы ленка ассоциируют Иисуса Христа с богом-отцом, Деву Марию - с богиней-матерью; некоторые группы практикуют жертвоприношения.
Конституция С. предусматривает свободу вероисповедания. Дискриминация по религ. признаку запрещена. Конституция признаёт офиц. статус Римско-католической Церкви и утверждает, что др. религ. группы также могут получить офиц. признание своей деятельности в стране. По закону Мин-во внутренних дел имеет право регистрировать, регулировать и контролировать финансы неправительственных орг-ций, некатолич. церквей и др. религ. групп. Закон освобождает Римско-католическую Церковь от регистрации. Представители иностранных религ. групп для своей деятельности в стране должны иметь специальные визы на жительство.
К XVI в., когда началось испанское завоевание, на территории С. жили потоны, чорти, ксинкай, какавира, чоротега, покомаме и науа-пипили. Территория была разделена на 3 основных гос-ва: Паяки (образованное в поздний постклассический период майя-чорти), Кускатлан (образованное на рубеже IX и X вв. пипилями), Попокатепет (образованное в XIII-XV вв. потонами). Первое находилось в сев. части бассейна р. Лемпа и простиралось на территорию современных Гватемалы и Гондураса, 2-е располагалось на территории от р. Рио-Пас до р. Лемпа, 3-е находилось в вост. регионе и на территории совр. Гондураса. Остальные народы распределились следующим образом: покомаме жили рядом с пипилями в городах Чалчуапа, Атикизая и Ауачапан; ксинкаи - в Мопикалько (вымерший город близ границы с Гватемалой); какавиры занимали 2 анклава на территории потонов, в частности в совр. департаментах Сан-Мигель, Морасан и Ла-Унион. Чоротеги жили в г. Никомонгоя (вымерший город близ границы с Гондурасом). Религия пипилей родственна культуре тольтеков, к-рые исповедовали многобожие, основанное на культе сил природы. Их верховным божеством был Теотль, его считали создателем Вселенной и отцом богов. Кецалькоатль и Ицкейе возглавляли иерархию богов, они считались богами войны и покровителями правителей и жрецов.
Территория С. была открыта 31 мая 1522 г. испанцем Андресом Ниньо (1475 - ок. 1530), во главе экспедиции высадившимся на о-ве Меангера в зал. Фонсека, названного им в честь испан. еп. Хуана Родригеса де Фонсеки (ок. 1451-1524); со следующей экспедицией он открыл зал. Хикилиско и устье р. Лемпа.
6 июня 1524 г. экспедиция под командованием Педро де Альварадо-и-Контрераса (ок. 1485-1541) пересекла р. Рио-Пас и вошла на территорию совр. С. с отрядом, состоявшим из 250 испанцев и ок. 6 тыс. индейцев. 8 июня недалеко от совр. г. Акахутла произошла одна из самых кровопролитных битв при завоевании С., в к-рой войска пипилей были уничтожены. Альварадо продолжил экспедицию, несмотря на тяжелое ранение. 13 июня его войска нанесли поражение индейцам и вступили в г. Такускалько (ныне дер. Пипиль близ г. Наулинго). 17 июня Альварадо прибыл в Кускатлан. Часть населения приняла его как правителя, а вождь Атлакатль и его войско укрылись в горах. В 1525 г., исцелившись от ранения и получив подкрепление из Испании, Альварадо подготовил 2-ю экспедицию в Кускатлан, поставив во главе своего брата Гонсало. Она увенчалась успехом, но касика Атлакатля испанцы победили только в 1539 г.
К 1540 г. завоевание территории С. было закончено. В 1546 г. эта территория была разделена на алькальдии.
Первый Гватемальский и Сальвадорский епископ - Франсиско Маррокин Уртадо (1537-1563) был рукоположен в Мехико еп. Хуаном де Сумаррагой (1527-1548) в апр. 1537 г. В кон. июля 1551 г. был основан 1-й мон-рь доминиканцев, которым руководили монахи Томас де ла Торре, Висенте Феррер и Матиас де Пас. В 1574 г. под началом мон. Хуана Вико на территории С. появились представители ордена францисканцев, в 1625 г.- монахи ордена мерцедариев. Они успешно проповедовали христианство среди местного населения, однако духовенства не хватало, чтобы просвещать индейцев и противостоять возникновению синкретических культов на основе христианства и местных языческих верований. Помощь оказывали создаваемые религиозные братства - кофрадии, но они в основном занимались организацией религиозных праздников.
С 1609 по 1821 г. территория страны входила в состав генерал-капитанства Гватемала (провозгласившего свою независимость от Испании в 1821), в 1821-1823 гг.- в состав Мексиканской империи Агустина I де Итурбиде, с 1823 г. она была частью Центральноамериканской Федеративной Республики вместе с Гватемалой, Гондурасом, Никарагуа и Коста-Рикой.
В 1824 г. в Сан-Сальвадоре было провозглашено епископство во главе с Хосе Матиасом Дельгадо-и-де Леона (1767-1832), однако в 1826 г. Папским престолом оно было признано незаконным.
В 1833 г. индеец из племени нонуалько народа пипили Анастасио Мартир Акино (1792-1833) возглавил восстание против правительства, охватившее большие территории. Причинами этого были лишение земель коренных народов, принудительный набор на работу и введение новых налогов. Через неск. месяцев восстание было подавлено, А. Акино казнен, а коренное население, в основном нонуалько, подверглось жестоким репрессиям.
31 марта 1839 г. С., оставшись последней провинцией в составе федерации, расторг договор. 2 февр. 1841 г. страна была провозглашена независимым гос-вом. 28 сент. 1842 г. папа Римский Григорий XVI (1831-1846) издал буллу «Universalis Ecclesiae Procuratio», в которой провозгласил создание еп-ства Сан-Сальвадор (выделено из архиепископства Гватемала). Первым официально признанным епископом Сан-Сальвадора стал Хорхе де Витери-и-Унго (1801-1853). Он пробыл на этом посту с 1843 до 1846 г., когда, лишившись поддержки своего крестника, экс-президента Ф. Малеспина, епископ был изгнан из страны президентом Э. Агиларом.
Первые десятилетия существования С. в качестве независимого гос-ва в стране шла постоянная политическая борьба между консервативными и либеральными силами, представлявшими соответственно крупных земельных собственников и зарождавшуюся торговую буржуазию. В этот период были приватизированы общинные земли индейцев, кофе стал основной культурой, а кофейная олигархия укрепила контроль над политической, экономической и социальной жизнью С. Во 2-й пол. XIX в. у власти находились принадлежавшие к сальвадорской олигархии президенты, к-рые определили главные направления политики: продвижение кофе как основной культуры для получения прибыли; развитие необходимой для торговли кофе инфраструктуры - железных дорог и портов; устранение общинной собственности амер. индейцев для расширения производства кофе и т. д.
19 марта 1864 г., во время президентского срока Ф. Дуэньяса Диаса, была принята новая Конституция С., закреплявшая господствующее положение Римско-католической Церкви. Дуэньяс Диас поддерживал тесные отношения с Церковью и вплоть до своего свержения в 1871 г. жестоко подавлял ее радикальных противников. В том же году правительство С. Гонсалеса Портильо провозгласило свободу мысли и религии, отменило контроль католич. духовенства над кладбищами, легализовало гражданский брак и упразднило монашеские ордены. Католич. священникам было запрещено преподавать в гос. школах, хотя и разрешалось работать в частных учебных заведениях. Между правительством С. и Ватиканом не было заключено соглашение, но произошел обмен дипломатическими представителями.
В 1881 г. под эгидой Об-ва св. Венсана де Поля была основана газ. «Католик». Главной целью ее создания была борьба против лаицизации образования, которую ввел президент Рафаэль Сальдивар-и-Ласо.
11 февр. 1913 г. еп-ство Сан-Сальвадор передало часть своей территории еп-ствам Сан-Мигель и Санта-Ана. Одновременно папа Римский Пий Х (1835-1914) возвел его в ранг архиеп-ства.
Примерно в 20-х гг. ХХ в. в католич. Церкви в С. начинается разделение на тех, кто поддерживали консервативный союз Церкви и гос-ва, и тех, кто разделяли либеральные идеи и выступали в защиту прав представителей беднейших слоев общества.
В результате переворота 1931 г. к власти пришел ген. М. Эрнандес Мартинес (1882-1966). Он был сторонником спиритуализма и периодически обращался к «скрытым силам» через духовных медиумов, экстрасенсов и ясновидящих. Во время его правления (до свержения в 1944) применялись жестокие репрессии против тех, кто оказывали сопротивление военному правительству.
В 30-х гг. XX в. правительство страны приняло закон, по к-рому каждый священник должен был иметь лицензию на проповедническую деятельность и представить список, содержащий название церкви, имена и адреса церковных служащих, места буд. собраний, расписание церковных мероприятий и т. д.
В 1932 г. в департаменте Сонсонате произошло крестьянское восстание во главе с Фелисиано Амой и Фарабундо Марти. Его причиной стало резкое ухудшение положения крестьян во время мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г., который, в частности, привел к падению цен на кофе. В результате сильно пострадала экономика стран Центр. Америки, полностью зависимая от рынка стран Сев. Америки, выросло количество безработных в сельской местности и резко упал уровень жизни крестьян. Восстание было жестоко подавлено президентом Эрнандесом де Мартинесом. Лидеры были схвачены и расстреляны, из-за репрессий погибли 32 тыс. чел.- 28,5% от общей численности населения департамента. В сельской местности были запрещены любые формы объединения, за исключением церковных общин. Эта мера привела к увеличению количества пятидесятнических, баптистских и др. религ. общин в Центр. Америке. Евангелисты иногда подвергались преследованиям со стороны Национальной гвардии, но военные чиновники считали церковные общины политически безвредными и заслуживавшими доверия.
В 1933 г., при папе Римском Пие XII (1922-1939), были установлены дипломатические отношения между Папским престолом и С., в 1938 г. учреждена нунциатура в С.
С 1938 по 1977 г. архиепископом Сан-Сальвадора был Луис Чавес-и-Гонсалес. Стремясь решить крестьянский вопрос, он поддержал организацию кооперативов в сельской местности, это новшество способствовало формированию базовых католич. общин. В 80-х гг. XX в., после начала гражданской войны, общины радикально изменили свою деятельность, из них были сформированы нек-рые крестьянские ассоциации, поддержавшие ФНОФМ.
С 60-х гг. ХХ в. в стране целенаправленно формировались т. н. эскадроны смерти - поощряемые государством военизированные ультраправые группы, которые занимались убийствами, пытками, похищениями людей, руководствуясь чаще всего политическими мотивами. Принятая в 1962 г. Конституция С. подтвердила отделение Церкви от государства и гарантировала свободу вероисповедания, но запретила духовенству участвовать в политических партиях и занимать гос. должности.
15 сент. 1965 г. в Сан-Сальвадоре был основан Центральноамериканский ун-т им. Хосе Симеона Каньяса, 1-е частное учреждение в сфере высшего образования в стране. Идея его создания принадлежала группе католиков, к-рые обратились к правительству и иезуитам с просьбой создать ун-т в качестве альтернативы ун-ту Сальвадора.
С 14 по 20 июля 1969 г. произошел военный конфликт между С. и Гондурасом (т. н. футбольная война - Guerra del Fútbol), непосредственным поводом послужил проигрыш команды Гондураса команде С. в матчах плей-офф отборочного этапа чемпионата мира по футболу, но конфликт имел более глубокие корни. Между странами существовали напряженные отношения. Из-за отсутствия четко определенной границы между Гондурасом и С. эмигранты из С., проникая в страну, захватывали неосвоенные участки земли, к-рые со временем С. считал своей территорией. Во время войны тысячи людей погибли или остались без крова, прервалась торговля между странами и граница с др. гос-вами была официально закрыта. Это нанесло серьезный ущерб экономике обеих стран и поставило под угрозу функционирование Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) - торговой орг-ции, созданной в соответствии с соглашением между Гватемалой, Гондурасом, С., Никарагуа и Коста-Рикой (1960). Только 30 окт. 1980 г. страны подписали мирное соглашение. В 1992 г. Международный суд ООН в Гааге передал большую часть спорной территории Гондурасу. В 1998 г. между странами был подписан договор о демаркации границы. Общая площадь земли, переданной Гондурасу С., составила 374,5 кв. км.
В 70-х гг. ХХ в. политическая ситуация в С. начала ухудшаться. 20 февр. 1977 г. на президентских выборах победил кандидат от Партии национального примирения ген. К. У. Ромеро Мена. Подозрения в фальсификации итогов выборов, а также недовольство его деятельностью в качестве президента привели к народным волнениям. В этот сложный для страны период мн. католич. священники открыто выступали против социального неравенства и нарушений прав человека в стране, за что подвергались гонениям. Католич. духовенство стало объектом террора.
23 февр. 1977 г. архиепископскую кафедру Сан-Сальвадора занял Оскар Арнульфо Ромеро (1917-1980). Меньше чем через месяц, 12 марта, боевиками «эскадрона смерти» был убит его близкий друг, свящ.-иезуит Рутилио Гранде Гарсиа, к-рый занимался организацией христ. низовых общин среди бедных крестьян. Это обстоятельство повлияло на мировоззрение Ромеро, в проповедях он осуждал нарушения прав крестьян, рабочих, священников, призывал к установлению справедливости в обществе. В авг. 1978 г. Ромеро опубликовал пастырское послание, в к-ром подтвердил право людей на мирную защиту своих интересов. Архиеп. О. А. Ромеро был убит выстрелом в голову во время мессы 24 марта 1980 г. Согласно офиц. докладу ООН, опубликованному в 1993 г., приказ об убийстве архиепископа отдал организатор и руководитель «эскадронов смерти» Р. д'Обюссон Арриета. 14 окт. 2018 г. папа Римский Франциск (с 2013) причислил О. А. Ромеро к лику святых. Выступавшие за права человека и социальную справедливость католические священники подвергались давлению со стороны правительственных Вооруженных сил и правых террористических групп. Продолжались убийства «эскадронами смерти» религ. деятелей. Так, 16 нояб. 1989 г. в доме иезуитской общины на территории Центральноамериканского ун-та Сан-Сальвадора были убиы 6 иезуитов, в т. ч. ректор университета философ и теолог Игнасио Эльякуриа (1930-1989).
15 окт. 1979 г. революционная правительственная хунта осуществила в С. бескровный переворот и захватила власть, ген. Ромеро Мена был отстранен от управления страной и эмигрировал в Гватемалу. Социальное и политическое неравенство в С. привело к гражданской войне (1980-1991) между правительственными силами и Революционно-освободительным фронтом, образованным левыми орг-циями, объединившимися во ФНОФМ, а также профсоюзными, студенческими и др. орг-циями. Мн. жители покинули свои дома, расположенные в местах боевых действий. Духовную и гуманитарную помощь им оказали евангелические церкви, т. о. упрочившие свой авторитет среди народа. Люди обращались в протестант. веру и становились активными членами этих церквей. Особенно преуспели в привлечении перемещенных лиц в свои общины пятидесятнические деноминации, количество прихожан в этих церквах заметно увеличилось в 70-80-х гг. ХХ в.
В 1983 г. папа Римский Иоанн Павел II назначил архиепископом Сан-Сальвадора Артуро Риверу-и-Дамаса, к-рый выразил поддержку правящей хунте. После смерти архиепископа в 1994 г. на его место был назначен еп. Фернандо Саенс Лакалье (1995-2008).
С 1989 по 2009 г. у власти в стране находилась созданная в 1981 г. д'Обюссоном Арриетой правоконсервативная политическая партия С. «Националистический республиканский альянс». Правительству пришедшего в 1989 г. к власти А. Ф. Кристиани Буркарда удалось достичь прекращения гражданской войны. В 1992 г. был подписан мирный договор. ФНОФМ был признан политической партией. Одним из последствий окончания гражданской войны в стране стал переход части населения из католицизма в протестантизм, а также небольшое сокращение числа агностиков и/или атеистов; наметилась тенденция к более активному участию евангелистов в политической и гражданской жизни общества.
В нач. ХХI в. в С. проходили процессы, связанные с расследованием крупных махинаций на самом высоком уровне. Так, Ф. Г. Флорес Перес, занимавший пост Президента С. в 1999-2004 гг., находился под следствием по делу о хищении 15 млн долл., поступивших из Тайваня на восстановительные работы после разрушительного землетрясения 2001 г. В 2016 г. он скончался в ходе следствия. С 2009 по 2014 г. Президентом страны был К. М. Фунес Картахена. В 2016 г. он получил политическое убежище в Никарагуа, в следующем году гражданский суд в С. признал его виновным в незаконном обогащении.
В 2019 г. на президентских выборах в С. победил этнический палестинец 37-летний популист Н. А. Букеле Ортес, выдвинувшийся от правоцентристского альянса ГАНА. Часто обвиняемый в авторитаризме, он пользуется огромной поддержкой населения; его партия «Новые идеи» превращается в важнейшую политическую силу страны.
В 1893 г. в С. прибыл представитель Американского библейского об-ва Ф. Пенцотти. В 1896 г. к нему присоединился миссионер только что созданной Центральноамериканской миссии С. Перди, в 1897 г.- Р. Бендер. В 1898 г. была построена 1-я церковь, в разных частях страны организовали 25 конгрегаций. В 1933 г. церкви, связанные с Центральноамериканской миссией, объединились в Евангелическую церковь Сальвадора. К 1992 г. насчитывалось ок. 140 храмов и примерно 13 тыс. членов.
В нач. ХХ в. в страну прибыли миссионеры Религиозного общества друзей (квакеры, 1902), амер. баптисты (1911), Пятидесятническая церковь святости (1912) и адвентисты седьмого дня (1915). Первый период развития протестантизма в стране характеризовался постоянной конфронтацией с католической Церковью. Рост популярности протестантизма среди населения С. был медленным, но постоянным (в частности, из-за сильного влияния католицизма). В 1930 г. только 0,47% населения страны были евангельскими христианами. Но уже к 1988 г. Ин-т общественного мнения Центральноамериканского ун-та сообщил о 16% евангелистов на национальном уровне, а в 1998 г.- о 20%.
Следующий период начался в 30-х гг. и продлился до 60-х гг. XX в. Это время появления (1930-1940) и последующего конституирования (1950) в стране пятидесятнических церквей, Церкви полного Евангелия Бога и особенно Ассамблей Бога; в 50-60-х гг. частыми стали разногласия в их деятельности.
В 60-70-х гг. XX в. происходил рост протестант. религ. сообществ. В 60-х гг. была образована Англиканская церковь Сальвадора, организовавшая общины Сент-Джон (для иностранцев) и Сан-Хуан (для сальвадорцев). Прихожанки основали Центр переориентации семейного и христ. образования, который помогал семьям с ограниченными экономическими возможностями. В 80-х гг. представители церкви подвергались гонениям со стороны государства, но после подписания т. н. Мирных соглашений преследования прекратились и церковь в основном обратилась к пастырской деятельности. В 1991 г. появился 1-й англикан. епископ в С.- Мартин Бараона.
В 1968 г., после 6 лет социальной работы в сотрудничестве с правительством, в С. была основана Евангелическая меннонитская церковь. Ее появление связано с деятельностью Гондурасской меннонитской церкви. После военного конфликта 1969 г. между С. и Гондурасом в страну были репатриированы жившие в Гондурасе сальвадорцы, образовавшие свою конгрегацию в г. Метапан. В 1982 г. они построили здание церкви. В 1981 г. в стране начал работать Центральный комитет меннонитов (Mennonite Central Committee).
В мае 1977 г. С. Д. Солорсано Альдана создал в С. пятидесятническую церковь, связанную с христ. миссией Элим в Гватемале. В 1983 г. они разделились из-за разногласий в доктринах. Но из-за сложностей с изменением офиц. названия церкви в разгар гражданской войны до наст. времени сохранилось прежнее наименование - Сальвадорская христианская миссия Элим. 13 июля 1986 г. начала работу радиостанция «Radio Restauración», к-рая стала одной из ведущих религ. радиостанций страны; в наст. время церковь имеет в С. и Лос-Анджелесе 6 радиостанций под тем же названием. В кон. 90-х гг. XX в. Солорсано Альдана основал еще одну общину - под названием «Живое слово», активно действующую в стране.
В 1978 г. на территории С. была основана Христианско-реформаторская церковь, но миссионеры Христианской реформаторской церкви Сев. Америки начали работу в стране задолго до этого дня. Из-за церковного раскола количество ее членов сильно сократилось. Реформаторская кальвинистская церковь начала работу в авг. 1979 г. в Сан-Сальвадоре. При ней существует Реформатский библейский центр обучения мирян.
11 нояб. 2013 г. Законодательное собрание постановило, что 30 окт. каждого года будет отмечаться Национальный день Сальвадорской евангелической церкви.