Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САЗАВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
61, С. 146-149 опубликовано: 24 июля 2025г. 


САЗАВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

[Чеш. Sázavský klášter], бывш. бенедиктинская обитель, центр слав. письменности; ныне музей, национальный памятник культуры Чешской Республики. Расположен на берегу р. Сазавы в одноименном городе в р-не Бенешов Среднечешского края (Чешская Республика). С. м. основал прп. Прокопий Сазавский († 1053), к-рый поселился здесь в пещере на лесистом берегу реки. Точное время основания С. м. неизвестно; не ранее ок. 1009 г., когда прп. Прокопий принял монашеский постриг, и не позже 1032 г. (анализ различных датировок см.: Sommer. 2007. S. 73-74, 110). Хотя использование в богослужении в С. м. церковнослав. языка было уникальным явлением для Чехии XI в., о прп. Прокопии и С. м. сохранилось весьма мало источников, притом они весьма противоречивы и время их создания вызывает разногласия между исследователями. Поэтому относительно истории С. м. в разные периоды выдвигались различные теории и четкого представления в исторической науке о его возникновении и деятельности в слав. период не сложилось.

Сазавский монастырь с фундаментом церкви 1070 г. на первом плане. Фотография. 2014 г. Фото: klaster-sazava.cz
Сазавский монастырь с фундаментом церкви 1070 г. на первом плане. Фотография. 2014 г. Фото: klaster-sazava.cz

Сазавский монастырь с фундаментом церкви 1070 г. на первом плане. Фотография. 2014 г. Фото: klaster-sazava.cz
Когда вокруг прп. Прокопия собрались последователи, он основал мон-рь, стал его настоятелем (аббатом) и ввел в нем устав прп. Венедикта Нурсийского, дополненный рядом правил из устава свт. Василия Великого. Он построил деревянный храм во имя Пресв. Богородицы и св. Иоанна Крестителя. Обитель частично имела семейный характер по составу монахов: в ней жили сын основателя Эммерам (Имрам) и племянник Вит.

Официальной датой основания С. м. часто называется 1032 г., когда кн. Бржетислав I, узнав о прп. Прокопии, назначил его аббатом и наделил обитель значительными земельными владениями и доходами (сам прп. Прокопий подарить к-л. владения не мог, ибо ими не обладал, см.: Ibid. S. 116). Грамота об основании мон-ря отсутствует, что характерно для XI в. Неизвестный по имени летописец обители (Мних Сазавский), в 70-х гг. XII в. включивший ее историю в свой список «Чешской хроники» Космы Пражского, приводит более ранний эпизод со встречей прп. Прокопия с кн. Олдржихом, отцом кн. Бржетислава, которая могла произойти после 1012 г. Тогда князь наделил монастырь имуществом (хронист подробно перечисляет, каким именно) и предложил прп. Прокопию стать аббатом, но тот отказался. Но если святой возглавил обитель только в 1032 г., то остается непонятным, кто руководил братией ранее. Княжеские пожалования земель С. м. вызвали недовольство среди местного населения, очевидно пользовавшегося ими, что вызвало ряд судебных споров, решенных в пользу монахов.

Сазавский монастырь. Акварель. 1822 г. Художник Д. Венуто (Австрийская Национальная б-ка, Вена)
Сазавский монастырь. Акварель. 1822 г. Художник Д. Венуто (Австрийская Национальная б-ка, Вена)

Сазавский монастырь. Акварель. 1822 г. Художник Д. Венуто (Австрийская Национальная б-ка, Вена)
С. м. возник в населенной местности на важном торговом пути, поэтому княжеское покровительство превращало его не только в религиозный и культурный, но и административно-политический центр, способствовавший укреплению власти пражского князя в регионе. Своим расцветом С. м. обязан покровительству кн. Бржетислава I. Однако в 1055 г. кн. Спитигнев II изгнал слав. братию во главе с аббатом Витом, племянником прп. Прокопия, и вместо нее поселил в С. м. латинско-немецких монахов из бенедиктинского мон-ря Бржевнов под Прагой. Слав. монахи ушли на территорию Венгрии и поселились в мон-ре в Вишеграде, сохранявшем элементы восточнохрист. обрядности. Но в 1061 г., при кн. Вратиславе II, они вернулись, благодаря чему наступил 2-й период расцвета обители - при аббате Эммераме (1086-1092), сыне основателя, и особенно при аббате Божетехе (1092-1097). Именно этим периодом датируются основные литературные произведения, связанные с деятельностью монастырского славянского скриптория. Аббат Божетех, будучи художником и скульптором, лично способствовал строительству и украшению обители. Однако 3 янв. 1097 г. кн. Бржетислав II Младший вновь изгнал славянскую братию и окончательно передал С. м. бенедиктинцам из Бржевнова, слав. скрипторий был ликвидирован, а большинство его продукции уничтожено. По всей видимости, это решение стало результатом комплекса причин политического и церковного характера, вызванных церковной схизмой 1054 г., и имевшего одной из целей унификацию богослужения. Часть братии подчинилась новым правилам, а другая поселилась в мон-ре Остров (близ Праги). Аббатами С. м. были Детгард († 1133), Сильвестр (до 1161), Божата (до 1162), Регинард из Мег (до 1173).

В Новое время сложилось стойкое убеждение, что богослужения в С. м. до изгнания слав. братии совершались на церковнослав. языке. Оно основывается на неск. сообщениях Мниха Сазавского. Так, он подчеркивает, что прп. Прокопий хорошо знал слав. письмо («был в нем воспитан»), к-рое изобрел и «канонически ввел» «святейший епископ Кирилл», хотя сам мон-рь был основан как бенедиктинский. Первое изгнание слав. братии из обители он объясняет тем, что «многие соперники» обвиняли сазавских монахов также и в том, что «из-за славянского письма они впали в ересь и притворство и вообще они безбожники» (Kosmova kronika česká / Překl. K. Hrdina, M. Bláhová. Praha, 1972. S. 210, 212, 215). Желая объяснить феномен слав. богослужения в обители, исследователи прежде всего пытаются понять, где прп. Прокопий мог выучить этот язык. Из множества версий (см. в ст. Прокопий, прп.) в последнее время наиболее аргументированным считается предположение, что святого обучил языку некий клирик, прибывший в Чехию из Вел. Моравии (Ibid. S. 100-102, 251). В принципе основание слав. мон-ря не противоречило сложившейся перед разделением Церквей практике в Европе. Возможно, оно стало следствием существования в Чехии в Х в. др. центров слав. письменности, о к-рых сведений не сохранилось. Относительно характера слав. литургии также были выдвинуты различные гипотезы: богослужение совершалось на церковнослав. языке полностью или, более вероятно, частично, с использованием помимо славянских и лат. текстов (Ibid. S. 97, 102), либо на литургии читались лат. тексты, а проповедь и иные службы произносились на славянском (Labuda. 1987).

Прп. Прокопий не только лично воспринял кирилло-мефодиевскую традицию, но и передал ее своему окружению. В основанном им при монастыре скриптории, по мнению большинства исследователей, использовались обе слав. азбуки - глаголица и кириллица, хотя, как с последней могли познакомиться в чеш. землях в этот период, неясно. К лит. продукции С. м. прежде всего относят Реймсское Евангелие, кириллическую часть к-рого, согласно приписке писца глаголической части (1395), написал сам прп. Прокопий. Однако относительно происхождения и судьбы этого памятника, возвращенного герм. кор. Карлом I (с 1355 Карл IV, имп. Свящ. Римской империи) в Чехию в качестве реликвии, а потом, вероятно, через К-поль, оказавшегося во Франции, исследователи продолжают выдвигать различные версии (обзор см. в ст. Реймсское Евангелие). Также к продукции С. м. часто относят Пражские листки - один из древнейших церковнослав. глаголических памятников чеш. редакции, обнаруженный в переплете лат. Апостола XI в., скопированный с использованием богемизмов, вероятно, с моравского или болг. оригинала (Bláhová. 2006. S. 224), и Райградские глоссы - кириллический текст с глаголическими глоссами (2-я пол. XI в.). Вероятно, во 2-й пол. XI в. в С. м. была составлена «Книга о страданиях святого князя Вацлава» (блгв. кн. Чешского Вячеслава, известная как Вторая старославянская легенда о св. Вацлаве, или как Легенда Гумпольда), сохранившаяся в рус. списках, а также, по мнению Б. Н. Флори,- «Сказание о преложении книг», впосл. включенное в «Повесть временных лет» (Флоря. 1985), и сделаны переводы с латыни Жития прп. Венедикта Нурсийского (известно по сербскому списку XIV в.), Бесед свт. Григория I Великого (известны по рус. спискам XIII-XVI вв.) и «Слова на возвращение Честного и Животворяшего Креста» с сопутствующими статьями, дошедшего в восточнослав. списках XV-XVI вв. (перевод связан с принесением из Рима в обитель частицы реликвии, по случаю чего в С. м. был возведен тетраконх в честь Св. Креста, фундамент которого сохранился до наст. времени), а также, как было установлено в недавнее время, «Лжеисидоровых декреталий», частично представленных в древнерус. полемическом трактате раннего XIV в. «Власфимия». В. Конзал и за ним Э. Благова к продукции С. м. относят и Молитву к Пресв. Троице, поскольку в ней перечислены как западные, так и вост. святые, мощи многих из к-рых хранились в обители (Konzal. 1991; Bláhová. 2006. S. 228).

Прп. Прокопий Сазавский. Икона. Сер. XVIII в. (ц. прп. Прокопия Сазавского монастыря)
Прп. Прокопий Сазавский. Икона. Сер. XVIII в. (ц. прп. Прокопия Сазавского монастыря)

Прп. Прокопий Сазавский. Икона. Сер. XVIII в. (ц. прп. Прокопия Сазавского монастыря)
О составлении в С. м. древнего старослав. Жития прп. Прокопия в науке ведутся дискуссии. После латинизации здесь было создано лат. Житие прп. Прокопия (т. н. Vita minor), очевидно в целях подготовки канонизации святого. Именно это Житие Мних Сазавский включил в свою Хронику (2-я пол. XII в.), дополняющую «Чешскую хронику» Космы Пражского и являющуюся 1-м подобным произведением в Чехии и главным источником сведений по истории С. м. (события доведены до 1162 г.). Автор обратился к истории С. м. слав. периода с целью легитимизировать традиции мон-ря, его основателя и покровительство монарха. Чтобы доказать преемственность славянского и лат. конвентов, причиной изгнания слав. монахов он называет внутренние несогласия между братией. Лат. пространное Житие прп. Прокопия (Vita major), содержащее ряд легендарных сведений, явно было создано в С. м. в XIV в.

О взаимных связях С. м. с Киевской Русью свидетельствуют как наличие частиц мощей св. кн. Глеба и, может быть, св. кн. Бориса («мощи святого Глеба и спутника (соратника) его» («reliquiae sancti Glebii et socii eius»: Fontes rerum Bohemicarum. Pragae, 1874. Т. 2. Р. 251), см. Борис и Глеб, князья-страстотерпцы) в алтаре, устроенном в соборе C. м. в 1095 г., так и бытование церковнослав. текстов чеш. происхождения, явно пришедших из С. м., на рус. землях, прежде всего Житий блгв. кн. Вячеслава (в 1034 г. блгв. кн. Ярослав Мудрый назвал своего сына Вячеславом, что свидетельствует об известности этого святого на Руси). Посредником между С. м. и Русью мог быть мон-рь в венг. г. Вишеград, в деятельности к-рого отражались церковно-культурные влияния разных стран (Bláhová. 2006. S. 219, 220, 226, 229). Однако об известности на Руси прп. Прокопия и С. м. сведений нет.

Канонизация прп. Прокопия в 1204 г. произошла уже в латинизированном мон-ре и способствовала значительному росту роли С. м.- обитель стала привлекать массы паломников. Почитание прп. Прокопия и вместе с ним значение С. м. достигли расцвета в XIV в., в эпоху имп. Карла IV. Прп. Прокопий считался как защитником слав. литургии, что связано с основанием в Праге монастыря «на Слованех» (Эммаусского), где также использовались слав. язык в богослужении и глаголическая письменность, так и активным борцом с нем. проникновением в Чехию. Согласно Vita minor, после своей кончины святой явился аббату С. м. и избил его посохом, потребовав изгнать немецких и вернуть слав. монахов, что и произошло. Также под угрозой избиения посохом прп. Прокопий принудил папу Иннокентия III его канонизировать - об этом сообщает Vita major. Сложившийся в XIII-XIV вв. в традиции С. м. образ чешско-слав. святого заступника полностью соответствовал идее чеш. доминирования в христ. Европе, ставшей основой политики имп. Карла IV.

Божия Матерь, ведущая Младенца Иисуса за руку (т. н. Сазавская Мадонна). Роспись зала капитула Сазавского монастыря. 60-е — 70-е гг. XIV в.
Божия Матерь, ведущая Младенца Иисуса за руку (т. н. Сазавская Мадонна). Роспись зала капитула Сазавского монастыря. 60-е — 70-е гг. XIV в.

Божия Матерь, ведущая Младенца Иисуса за руку (т. н. Сазавская Мадонна). Роспись зала капитула Сазавского монастыря. 60-е — 70-е гг. XIV в.
Раскопки, проводившиеся в С. м. во 2-й пол. ХХ в., позволили реконструировать его изначальный облик. Первоначально монастырские строения были деревянными. Затем был возведен каменный собор в романском стиле. Готическую перестройку, а точнее возведение нового храма, начавшееся в 1315 г., завершить не удалось. Редкой иконографией отличается фреска в зале капитула с Девой Марией, за ручку ведущей маленького Иисуса (60-70-е гг. XIV в.). В период Гуситских войн С. м. был разорен, несмотря на почитание гуситами прп. Прокопия как чеш. патриота и врага немцев. В 1588 г. сестра имп. Рудольфа II Габсбурга эрцгерцогиня Елизавета Австрийская перенесла мощи прп. Прокопия из С. м. в капеллу Всех святых на Пражском Граде, но проведенные в Новое время исследования показали, что хранящиеся в Праге мощи не являются подлинными (Sommer. 2007. S. 169, 173). В 60-х гг. XVII в. С. м. был возобновлен, его собор перестроен в стиле барокко, сюда была возвращена частица мощей прп. Прокопия из Праги. В 1706 г. был сооружен новый алтарь, в к-ром установили статую прп. Прокопия. В этот период основатель С. м. начинает почитаться прежде всего как целитель и экзорцист, в обители проходят красочные процессии с участием многочисленных паломников. Распространению сведений о С. м. способствовала книга чеш. иезуита Б. Бриделя о прп. Прокопии «Cлава свято-Прокопская» (Sláva Svato-Prokopská. Praha, 1662). В 1781 г. обитель секуляризировали и в 1785 г. перестроили в замок, храм стал приходским (Sommer. 2007. S. 190-206). В 1809 г. замок был продан, и до 1951 г. он находился в частных владениях. С 1962 г. С. м. является национальным культурным памятником.

Недавно была сформулирована новая концепция истории С. м., основанная на иной датировке и оценке источников (Wihoda M. Sázavský klášter v ideových souřadnicích českích dĕjin 11. vĕku // Sv. Prokop: Čechy a střední Evropa. 2006. S. 237-250; Kubín. 2011. S. 219-256). Согласно этой версии, служившая главным источником сведений по истории С. м. хроника Мниха Сазавского, к-рая являлась собственно монастырской летописью, была составлена с целью легитимизировать и защитить бенедиктинскую обитель в период активизации в чеш. землях деятельности др. монашеских орденов. Возникшее на основе этой версии в нач. XIII в. лат. Житие прп. Прокопия (Vita minor) должно было способствовать распространению почитания прп. Прокопия, а появившееся в 1-й пол. XIV в. Пространное Житие (Vita major) являлось компиляцией хроники и более раннего Жития с добавлением чудес, происшедших по молитвам к святому. Исходя из этого, исследователи предположили, что основание С. м. связано не с прп. Прокопием, а с чеш. князем, к-рый стремился установить контроль над бассейном р. Сазавы. Поскольку сообщение о канонизации прп. Прокопия на фоне отсутствия подобных указаний в буллах папы Римского Иннокентия III встречается лишь в рукописи августинского монастыря в г. Тршебонь (ныне в Южно-Чешском крае Чешской Республики), созданной после 1364 г., вероятно, это событие является преувеличением составителя Vita major, тогда как в 1204 г. в С. м. скорее всего, состоялось лишь обретение (элевация) мощей прп. Прокопия, к-рое впосл. стало расцениваться как акт местной канонизации, а инициатором начала почитания прп. Прокопия, возможно, стал аббат Сильвестр (1134-1161).

Лит.: Krásl F. Sv. Prokop, jeho klášter a památka u lidu. Praha, 1895; Vašica J. Slovanská bohoslužba v českích zemích. Praha, 1940; Chaloupecký V., Ryba B. Středovĕké legendy prokopské. Praha, 1953; Sázava: Slovanský klášter sv. Prokopa. Praha, 1953; Dvornik F. Les bénédictins et la christinisation de la Russie // 1054-1954: L 'Église et les églises: Études et travaux offerts à D. Beaudouin. Chevetogne, 1954. Vol. 2. P. 223-349; Králík O. Sázavské písemnictví XI. st. Praha, 1961; Jelínek K. Slovanská a latinská Sázava // Slavia. Praha, 1965. Roč. 34. S. 123-131; Graus F. Slovanská liturgie a písemnictní v přemyslovských Čechách 10. st. // Českoslovanský časopis historický. Praha, 1966. Roč. 14. S. 473-496; Večerka R. Problematika staroslov. písemnictví v přemyslovských Čechách // Slavia. 1970. Roč. 39. S. 223-237; Reichertová K. Přínos archeologie ke středovĕké podobĕ bývalého slovanského kláštera na Sázavĕ // Z tradic slovanské kultury v Čechách. 1975. S. 27-37; Z tradic slovanské kultury v Čechách: Sázava a Emauzy v dĕjinách české kultury. Praha, 1975; Флоря Б. Н. Сказание о преложении книг на старослав. язык // Bsl. 1985. T. 46. N 1. S. 121-130; Labuda G. Ze spuścizny kulturowej misji arcyb. Metodego na pograniczu słowiansko-germanskim // Etnolingwistyczne i kulturowe związki Słowian z Germanami. Wrocław, 1987. S. 83-90; Мельников Г. П. Прокопские легенды как источник для изуч. этнического самосознания чехов в XIV в. // Этнические процессы в Центр. и Юго-Вост. Европе. М., 1988. С. 35-54; Reihertová K., Bláhová E., Dvořákova V., Huňáček V. Sázava: Památník staroslov. kultury v Čechách. Praha, 1988; Konzal V. Otázniky kolem cirkevnĕslovanské Modlitby k Sv. Trojici a českých vlivů na literaturu Kyjevské Rusi // Slavia. 1991. Roč. 60. Seš. 3: Palaeoslovenica: Památce J. Kurze. S. 8-23; Kadlec J. Sv. Prokop. Praha, 2000; Mareš F. W. Cyrilometodĕjská tradice a slavistika. Praha, 2000. S. 256-327; Hanak W. K. St. Procopius, the Sázava Monastery and the Byzantin-Slavonic Legacy: Some Reconsiderations // Byzatium and East Central Europe. Kraków, 2001. P. 71-80; Klement M. K. Jsem ražen z českého kovu: Nĕkolik kapitol o sv. Prokopovi, Sázavĕ a Emauzích. Praha, 2002; Павлов И. Сазавски ман-р // КМЕ. 2003. Т. 3. С. 520-524; Bláhová E. Literární vztahy Sázavy a Kyjevské Rusi // Sv. Prokop: Čechy a střední Evropa. 2006. S. 219-234; Royt J. Ikonografie sv. Prokopa // Historia monastica. Praha, 2006. T. 1. S. 195-213; Sv. Prokop: Čechy a střední Evropa / Ed. P. Sommer. Praha, 2006; Sommer P. Sv. Prokop: Z počátků českého státu a Církve. Praha, 2007; Kubín P. Sedm přemyslovských kultů. Praha, 2011; Ivanov S. A New Piece of Sazava Book Culture? // Slavia. 2012. Roč. 81. Seš. 2. S. 205-215; Темчин С. Ю. Еще один ранний (чешский) церковнослав. пер. с латыни: Канон римского папы Григория I Великого из Лжеисидоровых декреталий в древнерус. трактате «Власфимия» // Vis et Sapientia: Studia in honorem A. Miltenova: Нови извори, интерпретации и подходи в медиевистиката. София, 2016. С. 471-478.
Г. П. Мельников
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви Сазавский монастырь, бывший бенедиктинская обитель, центр славянской письменности; ныне музей, национальный памятник культуры Чешской Республики
См.также:
БАНГОР ирландский мон-рь VI в.
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни