Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САВИН
61, С. 137-138 опубликовано: 22 июля 2025г. 


САВИН

(† нач. IV в.), мч. Ермопольский (пам. 16 марта). Сохранились 2 греч. Мученичества С.: BHG, N 1612 (изд.: Martyrium des S. Sabinus / Hrsg. I. van den Gheyn // ASPh. 1896. Bd. 18. S. 182-189) и BHG, N 1612с (изд.: Laty ev. Menol. T. 1. P. 218-221). Согласно источникам, С. происходил из знатной семьи Ермополя (ныне Эль-Ашмунейн, Египет) и исповедовал христианство. В начале Великого гонения при имп. Диоклетиане (303) он вместе с 6 единоверцами покинул город и поселился в небольшой хижине, проводя время в посте и молитвах. Поскольку он был известным человеком, его сразу же стали разыскивать слуги императора. Нищий, которому С. всегда подавал милостыню, выдал убежище христиан. После отказа принести жертву языческим богам и жестоких пыток С. был утоплен в р. Нил, его спутники также приняли мученический венец. Смертный приговор С. вынес правитель Ариан, впосл. раскаявшийся, принявший христианство и также сподобившийся мученической кончины (см. в ст. Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих, мученики Антинойские).

В визант. Синаксарях память С. указана под разными датами: под 12 и 13 марта - со сказанием (SynCP. Col. 532-534) и под 16 и 31 марта - без сказания (SynCP. Col. 540, 576). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» следует за византийским стишным Синаксарем, где ошибочно вместо Нила указана р. Скамандр (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 91).

Из визант. стишных Синаксарей память С. была перенесена в слав. стишные Прологи под 13 марта с повторением ошибочного упоминания Скамандра (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 43), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-24. [2-я паг.]). В Прологах и в ВМЧ под тем же числом есть память некоего мч. Авива из Ермополя без сказания, но с указанием, что он был утоплен (к ногам привязали камень). Архиеп. Сергий (Спасский) обоснованно предполагает, что мч. Авив и С.- одно и то же лицо.

Лат. текст, изданный Лаврентием Сурием, якобы представляющий собой переложение греч. Мученичества С., составленного прп. Симеоном Метафрастом, на самом деле является переработкой Мученичества Аскалона Антинойского (Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1570. T. 3. P. 266-270), у к-рого очень сходные обстоятельства мученической кончины.

В зап. Мартирологи память С. под 13 марта была внесена в кон. XVI в. П. Галезини. Под этим же числом мученик упоминается в Римском Мартирологе кард. Ц. Барония и в его совр. редакции (MartRom. Comment. P. 95-96; MartRom. (Vat.). P. 178).

Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 258-259; PG. 117. Col. 352 [Минологий Василия II]; Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae... Mil., 1578. P. 38v; ЖСв. Март. С. 322-323.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 107-108; Sauget J.-M. Sabino // BiblSS. Vol. 11. Col. 555-557; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 414; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 182-184.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Савин († нач. IV в.), мученик Ермопольский (пам. 16 марта)
См.также:
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 († ок. 251), мученики Бастийские (пам. 10 мая)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)