Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

САВВА
61, С. 30-32 опубликовано: 4 июля 2025г. 


Содержание

САВВА

Прп. Савва Стромынский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. Артель Д. Г. Плеханова (поновления 1859, 1865–1866 — артель Сафоновых)
Прп. Савва Стромынский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. Артель Д. Г. Плеханова (поновления 1859, 1865–1866 — артель Сафоновых)

Прп. Савва Стромынский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. Артель Д. Г. Плеханова (поновления 1859, 1865–1866 — артель Сафоновых)
(Сава) († кон. XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Стромынский. С. почитается прежде всего как ученик прп. Сергия Радонежского. Дата преставления С.- 6900 (1392) г., указываемая иногда в лит-ре (в «Книге глаголемой Описание о российских святых» отсутствует), является ошибочной или приблизительной.

В летописях встречаются 2 известия о возникновении мон-ря на р. Дубенке. В статье под 6887 г. говорится, что прп. Сергий Радонежский основал Успенский мон-рь «на реце на Дубенке, на Страмыне» и поставил в нем игуменом пресвитера Леонтия (ПСРЛ. Т. 8. С. 33-34; Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138; Т. 18. С. 129). В Никоновскую летопись кроме этого сообщения (Там же. Т. 11. С. 44) включено еще известие из Жития Сергия Радонежского (по мнению Б. М. Клосса, текст основан на Пространной и Второй Пахомиевой редакции Жития) об основании Успенской ц. и мон-ря учеником Сергия Радонежского Саввой: «…и основаша церковь и манастырь во имя Пречистыя Богородици Успениа, и составишя общее житие, и постави единаго от ученик своих игумена в том манастыре, именем Саву, иже бысть преж в его монастыри великом духовник всему братству старец честен и учителен зело» (Там же. С. 145).

Часовня на месте погребения прп. Саввы Стромынского. 1870 г. Фотография. 2021 г.
Часовня на месте погребения прп. Саввы Стромынского. 1870 г. Фотография. 2021 г.

Часовня на месте погребения прп. Саввы Стромынского. 1870 г. Фотография. 2021 г.
Сведения об ученике прп. Сергия - Савве читаются во Второй, в Третьей и Четвертой редакциях Жития Сергия Радонежского авторства Пахомия Логофета (в Первой редакции имя игумена не указано, в Пятой редакции основателем Дубенского мон-ря назван Роман). В гл. «О монастыри иже на Дубенке» говорится, что прп. Сергий, основав мон-рь на Дубенке, «вручи паству святыи единому от ученик своих мужю добродетелному Саве именем, и съставлено бысть общее житие» (Клосс. 1988. С. 405). В тексте Жития именование Стромыни отсутствует. Поскольку существовало 2 Дубенских мон-ря Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и Шавыкина Дубенская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь, возникает вопрос, можно ли говорить о 2 разных игуменах по имени Савва: С.- игумене Стромынского мон-ря после прп. Леонтия и Савве - 1-м игумене Шавыкиной пуст., которого иногда еще отождествляют с прп. Саввой Сторожевским. В Житии Саввы Сторожевского, составленном в XVI в., основание Дубенского мон-ря связывается с именем сторожевского подвижника: «...и прииде на реку, зовомую Дубенку, обрете место, и созда церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения» (Служба и Житие прп. Саввы Сторожевского. М., [1649]. Л. 31 об.; см. также: Толстой. 1860. С. 50; Абрамов А. В. Прп. Савва Сторожевский и Успенский Дубенский Шавыкин мон-рь // Правосл. искусство и Саввино-Сторожевский мон-рь: Мат-лы науч. конф. Звенигород, 1998. С. 23-26).

Отдельная память С., иногда объединяемая с памятью прп. Леонтия, появляется в месяцесловах XVII в. (РНБ. O.I.51; Кир.-Бел. 516/773), в т. ч. в Месяцеслове Симона (Азарьина): «Преподобных отец Савы и Леонтия началницы быша Стромынскаго монастыря, благословением преподобнаго Сергия чюдотворца» (РГБ. Ф. 173.I. № 201. Л. 332 об.), а также в более поздних месяцесловах. Напр., в рукописи 1-й четв. XVIII в. под 20 июля сказано: «И преподобнаго отца нашего Саввы игумена Успения Престыя Богородицы Костромыньскаго (так!) монастыря новаго чюдотворца» (РГБ. Ф. 651. № 88. Л. 735).

Т. к. Стромынский мон-рь, согласно летописному известию, был основан прп. Леонтием и в этом же мон-ре сохранилась гробница С., в самой обители сложилось почитание преподобных Леонтия и С. как «начальников» Стромынского мон-ря, к-рое прослеживается по историческим источникам после Смутного времени. В переписной книге обители за 1616 г. (в этом году Стромынский мон-рь был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю) сказано, что гробница С. находилась под деревянной часовней направо от Успенского собора (РГБ. Ф. 303. Оп. 1. Д. 575/584. Л. 267). В переписной книге 1701 г. место нахождения раки определено уже внутри храма: «...под церковья гробница преподобного Савы, оболочена крашениною покров объярь золотная сизой цвет…» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 40. Л. 91; цит. по: Булычев. 2015. С. 103). В 1870 г. над погребением С. была возведена кирпичная часовня, в стену к-рой вмонтировали надгробную плиту.

4 сент. 1996 г. были обретены мощи С. и помещены в деревянную раку; позднее для них изготовили позолоченную раку.

Имеется тропарь С. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. С. прославляется в 6-й песни канона Радонежским святым, составленного в сер. XVII в. и включенного в состав совр. службы Собору: «Слезами, постом и молитвою создавше обители святыя на земли, ныне вечно радуетеся во обителех Отца Небеснаго, святии Савво Стромынский и Леонтие Дубенский, мужие добропобеднии» (Минея (МП). Июль. С. 348). В Успенском храме с. Стромынь (ныне в черте Ногинска Московской обл.) сохранились иконы С., датируемые ХIХ в. Изображение С., датируемое 1684 г., присутствует на арке жертвенника Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Святой почитается также старообрядцами.

Ист.: Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1988. Т. 1.
Лит.: Толстой М. В. Несколько слов об Успенском Дубенском мон-ре // ЧОИДР. 1860. Кн. 1. Отд. 1. С. 45-50; Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском мон-ре // Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России. СПб., 1862. Кн. 3. Отд. 5. С. 1-14; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 478-479; Зверинский. Т. 2, № 1212; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Стб. 572; Голубинский. Канонизация святых. С. 340, 365; Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 75-92; Чернов С. З. Успенский Дубенский Шавыкин мон-рь в свете археол. данных // Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв. М., 1995. С. 123-182; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 423; Булычев А. А. Об Успенских Дубенских мон-рях, основанных прп. Сергием Радонежским // Прп. Сергий Радонежский: История и агиография, иконописный образ и монастырские традиции: (Мат-лы междунар. науч. конф.) / ГИМ; сост.: Е. М. Юхименко. М., 2015. С. 81-108; Троицкий патерик. Серг. П., 2015.
А. А. Романова

Иконография

Изображения С. встречаются редко, в основном в ряду учеников прп. Сергия Радонежского и в его житийных циклах. Так, в лицевом списке Жития прп. Сергия, созданном в царской книгописной мастерской в 80-х - нач. 90-х гг. XVI в., неск. миниатюр посвящено основанию мон-ря на р. Дубенке и возведению ц. Успения Пресв. Богородицы (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 249 об.-251). Последняя композиция иллюстрирует текст о том, как прп. Сергий Радонежский вручает игуменство «от ученик своих, Саве именем, мужу зело добродетелну» и к нему собирается братия. Миниатюра состоит из 2 сюжетов: слева на фоне храма прп. Сергий благословляет склонившегося перед ним С. (в мантии, голова покрыта клобуком с воскрилиями), справа внутри обители С. (в том же облачении, с игуменским посохом в левой руке) благословляет иноков. В обоих случаях игумен Дубенского мон-ря подписан как «Сава», у него борода средней величины, нимба нет. В кон. XVII - нач. XVIII в. выполнена копия этой рукописи из б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А № 38). В составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (2-й Остермановский том - БАН. 31.7.30-2. Л. 11 об.- 12 об., 429 об.- 430; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 9: 1373-1380 гг. С. 328-330; Кн. 11: 1393-1402 гг. С. 104-105) содержатся рассказы об основании 2 Успенских мон-рей на Дубенке, где первыми игуменами были поставлены преподобные Леонтий и С. В композицию к тексту с упоминанием С. мастера включили неск. сюжетов: прп. Сергий Радонежский (его фигура опознаётся по нимбу) дважды беседует с блгв. вел. кн. Димитрием Донским, ищет место для обители, показывает его князю, наставляет группу монахов (ее возглавляет, очевидно, С. (прп. Савва Сторожевский?) в мантии и клобуке, без нимба и именующей надписи).

Прп. Савва Стромынский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)
Прп. Савва Стромынский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)

Прп. Савва Стромынский. Икона. Кон. XIX в. (частное собрание)
Наиболее раннее изображение С. в иконописи сохранилось в нижнем регистре Минеи на июль нач. XVII в., вероятно исполненной московскими мастерами (из серии минейных икон; хранится в Патриаршем музее церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве). Под 20 июля представлены в рост прор. Илия, преподобные Авраамий Галичский (Чухломской) и С. (согласно надписи: «пр(д)бны Сав(в)а Стромы(н)ски(и)»), по облику напоминающий прп. Сергия Радонежского, в традиц. монашеских одеждах, куколь лежит на плечах, правая рука в благословляющем жесте, в левой - свиток. К ранним образцам иконографии С. относится также его образ в росписи алтарной части Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684, артель Д. Г. Плеханова, поновление - 1859, 1865-1866 гг., палехская артель Сафоновых). Святой изображен поколенно, в розовой рясе, коричневой мантии и голубой, немного сдвинутой набок схиме, его голова не покрыта, персты правой руки сложены в именословном благословении (ладонью внутрь), свиток в левой руке свернут (в клейме напротив - прп. Авраамий Чухломской). С. не стар, у него короткие волосы и небольшая округлая борода (надпись: «преп(д)бныи сава стромынскiи»).

В иконописном подлиннике посл. четв. XVII в. под 20 июля С. уподобляется по внешности учителю: «…брада аки Сергия Радонежскаго» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 141 об.); в рукописях XVIII - 30-х гг. XIX в. описание более пространное: «…брада Сергия, плешив, власы не с ушей, ризы преподобническия» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 195; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 121).

Прп. Савва Стромынский (крайний справа) среди избранных святых. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Успения Пресв. Богородицы, Стромынь).
Прп. Савва Стромынский (крайний справа) среди избранных святых. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Успения Пресв. Богородицы, Стромынь).

Прп. Савва Стромынский (крайний справа) среди избранных святых. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Успения Пресв. Богородицы, Стромынь).
Известные единоличные иконы С. датируются в основном 2-й пол. XIX в. Судя по выявленным памятникам, иконография святого не имела устойчивых признаков. Как правило, его изображали со свитком в руке. Несколько икон святого находится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Стромыни, в т. ч. его ростовой образ, первоначально предназначавшийся, возможно, для часовни (1870) над местом погребения С. На 2 ростовых иконах, выполненных в упрощенной академической манере, преподобный в длинной мантии, поверх которой надета схима (на одном изображении - с большим, лежащим на плечах куколем-капюшоном). С.- средовек или седовласый старец со средней величины бородой, правая рука поднята к груди (с двуперстным или именословным благословением). Поясной образ преподобного кон. XIX в. (частное собрание) написан скорее всего в мастерской Троице-Сергиевой лавры или наследников И. М. Малышева в Сергиевом Посаде. Аскетическая внешность С. имеет индивидуальные черты: высокий, испещренный морщинами лоб, широко посаженные темные глаза, впалые щеки, короткие волосы, разделенные на прямой пробор, очень узкая раздвоенная борода. На святом коричневая мантия и под ней синяя схима, необычен жест правой руки (персты сложены для благословения или для крестного знамения). В произведении сочетаются живописная трактовка форм и чеканная орнаментация золотого фона, что характерно для троицких мастерских.

В состав 4 избранных святых С. (крайний справа, борода разделена на неск. прядей, руки возле груди) включен на иконе нач. XX в. (Успенская ц. в Стромыни).

На иконе «Введение во храм Богоматери, с Московскими святыми» 2-й четв.- сер. XIX в. (частное собрание) изображены в клеймах 3 святых с именем Савва (в молении, в рост): Сторожевский (по надписи - Звенигородский), Спасский (рядом с прп. Андроником) и предположительно С. (вверху, в куколе, с четками в руке). В 1891 г. к 500-летию преставления прп. Сергия Радонежского в московской мастерской М. Т. Соловьёва отпечатали хромолитографию с клеймами жития и чудес святого и видом Троице-Сергиевой лавры, в центре композиции представлен Собор Радонежских чудотворцев с образом Св. Троицы (ГИМ, РГБ - экземпляры 1894, 1902 гг.). В группе последователей прп. Сергия С. (под № 35; монах средних лет в красной епитрахили, с крупной окладистой русой бородой и длинными, разделенными на прямой пробор волосами) показан в верхней части левой группы рядом с прп. Леонтием Стромынским («начальники Успенской пуст. в Стромыне»).

В кон. XX - нач. XXI в. расписан притвор стромынской Успенской ц.: в круглом клейме на юж. стене изображен С. Ок. 2006 г. на основе икон преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого письма Дионисия выпускником иконописной школы при МДА иеродиак. Онисимом (Александровым) в мастерской Троице-Сергиевой лавры создан единоличный поясной образ С. (находится возле раки преподобного в Успенской ц. Стромыни). Существуют и другие совр. иконы святого, в т. ч. в среде старообрядцев. Изображение С. есть среди Радонежских святых в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2010-2013, бригада мастеров под рук. А. Н. Солдатова). Образ С. входит также в состав композиций «Собор Радонежских чудотворцев» (2014, выпускница иконописной школы при МДА Е. В. Комарова, притвор Троицкого собора лавры; С.- крайний справа в 1-м ряду), «Собор Московских чудотворцев». Одна из икон, хранящихся в Успенской ц. Стромыни, была растиражирована на художественно-производственном предприятии РПЦ «Софрино».

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 208-209; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.,] 2010. Т. 1. Л. 249 об.- 251; Т. 2. С. 99-100; Обитель прп. Сергия: Кат. выст. / ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Худож. сокровища Патриаршего музея церк. искусства при Храме Христа Спасителя. М., 2016. С. 195.
Я. Э. Зеленина
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Радонежских святых (6 июля) Савва (Сава) († кон. кон. XIV в.), Стромынский, преподобный (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)
АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVв.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ГРИГОРИЙ († 1405?), прп. (пам. 25 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Голутвинский, Коломенский
ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец