Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия), названо по г. Сестрорецк (ныне в черте Санкт-Петербурга). Существовало в 1924-1927 гг. 11 нояб. 1923 г. вдовый прот. Николай Клементьев (см. Николай (Клементьев), сщмч., архиеп.), настоятель собора в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Б. Охте (Петроград, с 26 янв. 1924 - Ленинград), был представлен еп. Лужским Мануилом (Лемешевским) кандидатом в викарного епископа Охтенского (см. Охтенское викариатство) Петроградской епархии. 28 мая 1924 г. представление повторил еп. Кронштадтский Венедикт (Плотников) совместно с еп. Шлиссельбургским сщмч. Григорием (Лебедевым). Во 2-м документе предлагались 2 др. варианта титулования нового викария - по безуездным городам Ораниенбаум (ныне Ломоносов в черте С.-Петербурга) и Сестрорецк; последний, как отмечалось в представлении, «по территории близко примыкает к Охте». Епископы, возглавлявшие Колпинское, Лужское, Петергофское и Ямбургское вик-ства (см. Кингисеппское викариатство), в это время находились в лагерях и ссылках. 12 июня 1924 г. состоялось открытие кафедры викарного архиерея Ленинградской епархии в Сестрорецке с назначением на нее по пострижении в монашество прот. Н. Клементьева, при этом он был оставлен почетным настоятелем Свято-Духовского собора на Б. Охте. Архиерейскую хиротонию архим. Николая 6 июля того же года возглавил патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) в г. Бронницы Московской губ. (Богослужебный дневник Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. 1917-1925. Маш. / Б-ка СПбДА. Л. 128). Петропавловская ц. Сестрорецка (1871-1874, архит. Г. И. Карпов), ставшая кафедральным храмом, в том же году получила статус собора.
Еп. Николай (Клементьев) стал 4-м членом Совета епископов, управлявшего Ленинградской епархией в отсутствие правящего архиерея. Совет возглавлял старший по хиротонии викарий Ленинградской епархии - еп. Кронштадтский Венедикт (Плотников). Епископы собирались «на квартирах каждого» неск. раз в месяц «для разрешения вопросов, касающихся духовного руководства» (Семёнова. С. 204). Еп. Николай проживал в квартире на ул. Гурдина близ Свято-Духовского собора Б. Охты. Патриаршие приходы Гдовского и Кингисеппского (до 1922 Ямбургского) уездов направили епископу Сестрорецкому приглашение быть «духовным руководителем церквей этих уездов, кроме тех, которые принадлежат к обновленческому течению» (Там же. С. 197). (Еп. Ямбургский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I), в «ближайшем заведовании» к-рого состояли приходы Ямбургского у., в окт. 1922 был арестован и выслан.) Осенью 1925 г. Сестрорецкий епископ совершил поездку в эти уезды, посетив, в частности, села Рель (ныне деревня Лужского р-на) и Пенино (ныне деревня Сланцевского р-на). Во время архиерейской службы в церкви с. Рель неск. комсомольцев устроили бесчинства. По просьбе благочинного свящ. Николая Ласкеева еп. Николай в письме от 25 нояб. 1925 г. указал ему ряд мер, препятствующих распространению «безверия в деревне», среди них - отказ от денежного расчета при венчании (регистрация гражданских браков была бесплатной). Письмо дало повод для обвинения Сестрорецкого архиерея в использовании религ. предрассудков масс «с целью подрыва Сов. власти и дискредитирования ее».
2 дек. 1925 г. еп. Николай был допрошен уполномоченным Секретно-оперативной части полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. (ПП ОГПУ в ЛВО) А. Макаровым и арестован «на месте допроса». Прокурор Ленинградской губ. И. А. Крастин (в 1922 начальник следственной части, готовившей Петроградский процесс 1922 г., общественный обвинитель на процессе; покончил с собой в дек. 1936) усмотрел, что для передачи дела «на рассмотрение в судебном порядке нет достаточных оснований», но пребывание епископа Сестрорецкого «среди… верующих масс является нежелательным». Он «полагал бы» заключить архиерея в концлагерь на 3 года и присоединился к предложению ПП ОГПУ в ЛВО направить дело в особое совещание при Коллегии ОГПУ (Там же. С. 213). В итоге еп. Николай был выслан в Вост. Сибирь на тот же срок.
Проходивший по тому же сфабрикованному делу «Совета епископов» еп. Кронштадтский Венедикт сохранил титул в ссылке и позднее, до назначения в 1933 г. на Вологодскую кафедру. В отличие от него еп. Николай, как и основная масса епископов, находившихся в тюрьмах, лагерях и ссылках, вошел в число уволенных на покой в 1927 г., после легализации советским правительством Московской Патриархии (см. «Декларация» 1927 г.). После его формального увольнения на покой С. в. не замещалось.
В 1929 г., когда еп. Николай находился в ссылке, был закрыт и взорван (1-м из исторических приходских храмов Ленинграда) Свято-Духовский собор на Б. Охте вместе с отдельно стоящей колокольней (на церковный ансамбль открывался вид из окон невского фасада здания Смольного ин-та, к-рое занимал обком ВКП(б)). В 1931-1932 гг. еп. бывш. Сестрорецкий Николай проживал на покое в Ленинграде, где у него оставались замужние дочери. Петропавловский собор Сестрорецка был закрыт в 1931 г. при настоятеле прот. сщмч. Григории Сербаринове, в 1933 г. снесен. В новом Петропавловском храме Сестрорецка (2004-2009, архит. Е. Ф. Шаповалова) имеется чтимый образ «Сестрорецких новомучеников» - священномучеников еп. Николая и прот. Григория.