Павлович Лебедев (3.07. 1875, Москва - 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Род. в семье диак. Павла Иоанновича Лебедева, служившего в Екатерининской ц. на Б. Ордынке, и его супруги Марии Павловны. В 1889 г. С. окончил ДУ в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре (Донское), в 1896 г.- МДС, в которой написал соч. «Значение чувства в религиозной жизни человека». С 5 сент. 1896 г. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе при храме прп. Марона, пустынника Сирийского, что в Ст. Панех, открытой первой в Москве в 1885 г., с 1897 г. трудился в Перервинском ДУ (с 24 янв. 1897 - надзирателем, с 22 окт.- учителем чистописания 1-го и 2-го классов). 18 марта 1898 г. С. был определен на место священника к ц. Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре, 6 мая хиротонисан во иерея. С 1900 г. преподавал Закон Божий в одноклассной церковной школе при мон-ре, в которой обучались девочки из Елисаветинского приюта и Филатьевского уч-ща, находившихся на территории обители. 28 дек. 1900 г. утвержден законоучителем жен. воскресной школы городского попечительства о бедных Хамовнической части, 12 февр. 1902 г. назначен помощником заведующего церковноприходскими школами при Новодевичьем мон-ре и законоучителем. С 1910 г. законоучитель в Ксениинском учебно-ремесленном приюте для бедных девочек. В 1909-1916 гг. состоял помощником законоучителя в Новодевичьей школе.
Также С. нес труды по окормлению больных, лечившихся в клиниках на Девичьем поле медицинского фак-та Московского ун-та, неподалеку от Новодевичьего мон-ря, вел беседы с работниками шелкокрутильной фабрики А. В. Щенкова (1904-1910). С 1904 г. был среди проповедников, произносивших поучения в Князь-Владимирской ц. при Московском епархиальном доме, позже назначен одним из проповедников в кафедральном соборе Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Москве. Трудился в Об-ве содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, за что получил архипастырское благословение. В 1913 г. в преддверии торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, С. был избран одним из 2 депутатов от московского духовенства для поздравления имп. мч. Николая II Александровича.
17 дек. 1902 г. скончалась супруга С. Софья Дмитриевна. В дом близ Новодевичьего мон-ря, где жил С. с 3-летним сыном, переехали его сестры, чуть позднее - его мать, к-рая, похоронив мужа, взяла на себя заботы по воспитанию внука. После смерти супруги С. отправился в Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь к своему духовному отцу иером. прп. Алексию (Соловьёву), чтобы посоветоваться, как жить дальше: остаться ли духовником в жен. обители или перейти в др. место. Иером. Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков». Иером. Алексий оказал С. большую помощь в преодолении горестных переживаний, охвативших его после смерти супруги. Для С. начался новый этап духовной жизни, устроение к-рой стало подобно монашескому. Мать, заметив в нем перемены, просила, пока она жива, не принимать монашество. С. исполнил ее просьбу, но свою жизнь ограничил духовными и церковными интересами, так что она теперь состояла из богослужения, келейной молитвы, изучения трудов св. отцов, попечения о пастве и законоучительства. Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения С. были отмечены священноначалием, и ему было поручено помогать недавно рукоположенным священникам, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь. С. был хорошим проповедником, и его проповеди и внебогослужебные собеседования вызывали большой интерес у слушателей. К Пасхе 1919 г. С. был награжден наперсным крестом, 9 окт. 1920 г. возведен в сан протоиерея.
16 мая 1922 г. С. был допрошен по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 30 июля вызван на 2-й допрос, у него была взята подписка о невыезде из Москвы. В это время С. неск. месяцев был благочинным 2-го отд-ния Сретенского сорока и подчинялся, как почти все московские благочинные, обновленческому Высшему церковному управлению. 27 нояб. С. был вызван на 1-е заседание суда как обвиняемый, слушание дела продолжалось до 13 дек. 1922 г. Его обвиняли в том, что он препятствовал проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февр. 1922 г., «вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим патриархом Тихоном». Его также обвиняли в распространении послания патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и ложных сведений «о деятельности должностных лиц, администрации советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола... возбуждающих у населения враждебное к ней отношение».
13 дек. 1922 г. Московский революционный трибунал приговорил С. к полутора годам заключения и поражению в правах на год. С. содержался в Сокольническом исправдоме, по амнистии освобожден досрочно - 11 июля 1923 г. Когда С. вернулся из заключения, духовенство храмов Новодевичьего мон-ря еще пребывало в обновленчестве. После освобождения патриарха Тихона из заключения и публикации его воззвания от 15 июля 1923 г., в к-ром он писал о безблагодатности «Живой церкви», клир Успенской ц. Новодевичьего мон-ря принес покаяние за свое пребывание в обновленческом расколе, и 10 авг., в день празднования Смоленской иконе Божией Матери, патриарх Тихон возглавил праздничное богослужение в мон-ре. В упраздненном Новодевичьем монастыре богослужения совершались до 1929 г., сначала в оформленной как приходская ц. Успения Пресв. Богородицы, после ее закрытия в 1927 г.- в ц. свт. Амвросия Медиоланского. С июля 1929 г. С. служил в ц. Семи Вселенских Соборов за стенами мон-ря. 9 авг. 1929 г. эта община приняла «предметы культа» Амвросиевской ц., 12 авг. последняя церковь Новодевичьего мон-ря была закрыта. В нач. 1930 г. закрыли и Седьмовселенскую ц., С. с янв. 1930 г. служил в московской ц. Живоначальной Троицы в Зубове.
14 апр. 1931 г. С. вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Священнослужителя обвинили в контрреволюционной деятельности - в связи с появлением его фотографии в газ. «Нью-Йорк таймс». На фотографии был запечатлен момент, когда С., идя по двору Новодевичьего мон-ря, благословлял прихожан, под снимком стояла подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг». На следствии С. показал: «В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией я не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 году мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и не знал, когда меня засняли». 30 апр. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам ссылки в Северный край. Первое время С. находился в Вел. Устюге, затем был переведен вместе с др. священниками в с. Кичменгский Городок, потом - в отдаленное с. Макарово. В письмах родным С. называл этот переезд «прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха». Каждый свой поход, очень тяжелый особенно в зимнее время, в районное село для отметки в ОГПУ он использовал, чтобы побывать на богослужении в храме. В остальное время молился дома с др. ссыльным священником, с к-рым вместе жил. В сент. 1932 г. С. был переведен в дер. Сорокино, куда к нему приезжали духовные дети.
20 дек. 1933 г. С. получил разрешение на свободное проживание во всех городах СССР «за отбытием полного срока ссылки», в нач. янв. 1934 г. вернулся в Москву и получил назначение в кафедральный Богоявленский собор в Дорогомилове, ок. года был секретарем канцелярии заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), который назначил его на эту должность, чтобы материально поддержать: на попечении священника находились мать и 2 сестры. Затем С. служил в храме св. апостолов Петра и Павла в пос. Малаховка Раменского р-на Московской обл., настоятелем которого являлся прот. сщмч. Петр Марков. 21 янв. 1938 г. С. был вновь арестован. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся». Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности среди населения. Виновным себя не признал. 16 марта 1938 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила С. к расстрелу. Расстрелян, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Имя C. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 6 окт. 2001 г.