Иванович Голощапов (6.06.1882, пос. Баньки Московского у. и губ. (ныне входит в г. Красногорск Московской обл.) - 19.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Род. в семье мещанина г. Воскресенска, художника по тканям Ивана Александровича Голощапова, работавшего на мануфактуре Полякова. С ранних лет отличался религиозностью, пел в церковном хоре, прислуживал в алтаре. Вслед. бедности семьи и благодаря отличной успеваемости учился на казенном содержании. В 1898 г. С. окончил Заиконоспасское ДУ, в 1904 г.- МДС, 1-м по успехам. Еще в семинарии он познакомился с прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым), прислуживал ему на богослужении. В 1908 г. С. окончил МДА, написав кандидатское соч. «Божественность христианства». Рецензент проф. МДА С. С. Глаголев отметил, что «выгодные качества его сочинения выступают при сравнении его с нашими обычными курсами основного богословия. Вопрос о вере в них обычно даже не затрагивается. Автор понял важность этого вопроса при обсуждении религиозной проблемы и с него начал свое исследование... Очень хорошо сделал автор, привлекши для выяснения истин христианства православное богослужение». Учась в академии, С. активно печатался в церковных изданиях. По окончании МДА 3-м по успехам С. был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом на кафедре основного богословия. 7 окт. 1908 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в МДС, 13 нояб. того же года определен на должность помощника инспектора в семинарии, где с 1 сент. 1910 г. преподавал также латинский язык. 17 авг. 1911 г. по ходатайству Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) С. получил должность преподавателя МДС на кафедре философии, логики, психологии и дидактики.
После начала первой мировой войны С. из-за расстроенного здоровья был освобожден от службы в армии, в 1914-1916 гг. помимо работы в МДС преподавал на курсах при Покровской общине сестер милосердия. В авг. 1915 г. С. подал в совет МДА прошение о принятии к защите магист. дис. ««Бог во плоти» (Божественные черты в лице и учении Господа нашего Иисуса Христа)», что в сент. 1915 г. было ему разрешено. В марте 1916 г. диссертация была отдана для рецензирования исполняющему должность доцента МДА сщмч. Александру Туберовскому, но С. защитить ее не успел из-за закрытия МДА. В качестве делопроизводителя отдела о высшем церковном управлении участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., на Соборе познакомился с патриархом Московским и всея России свт. Тихоном (Беллавиным). С 1918 г. преподавал рус. язык и лит-ру в школе (бывш. гимназии Б. В. Баумерт), читал лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей.
Гонения на Русскую Церковь и любовь к Отечеству привели С. к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось в нем после беседы с патриархом свт. Тихоном. В февр. 1920 г. С. был рукоположен во диакона, в мае того же года - во иерея, назначен настоятелем московской ц. свт. Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Став священником, С. принялся за устроение приходской жизни, организовал при храме катехизическую школу для прихожан, где в доступной форме разъяснял содержание Свящ. Писания и церковных служб, учил церковному пению. В 1921 г. возведен в сан протоиерея. После публикации в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, 119-125-я статьи которого запрещали священнослужителям преподавать в советских общеобразовательных учреждениях, С. в 1923 г. оставил служение в Никольской ц. Без зачисления в штат он совершал богослужения в московском Никольском единоверческом мужском монастыре, где в это время был настоятелем его товарищ по МДА Богородский еп. Никанор (Кудрявцев). В 1926 г. С. оформил пенсию по инвалидности, что позволило ему вернуться в клир Московской епархии. В том же году он был назначен настоятелем московской ц. Св. Троицы в Никитниках. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, богослужения совершались в подклети - в приделе в честь Грузинской иконы Божией Матери. С. не принял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).
30 сент. 1929 г. Троицкий храм упразднили полностью, 28 окт. С. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 20 нояб. 1929 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения. С. трудился на лесных разработках в глубине Б. Соловецкого о-ва, после недели работы он тяжело заболел и был помещен в центральный лазарет лагеря. Еп. сщмч. Максим (Жижиленко), работавший врачом в лагерной санитарной части, устроил С. вместе с группой священников на работу в лазарет. Летом 1931 г. С. был выслан с Соловков в Мезень. Тогда же в Москве арестовали его супругу Ольгу Борисовну, ее также приговорили к ссылке в Мезень. Летом 1934 г. супругам разрешили уехать в Центр. Россию, они поселились в г. Муроме Горьковского края (ныне Владимирской обл.). Через полтора года они получили возможность переехать в Можайск. В 1936 г. супруге С. разрешили вернуться в Москву, она устроилась домработницей, и у семьи появился небольшой постоянный доход.
7 дек. 1937 г. С. был арестован во время совершения всенощной в своей комнате, заключен в тюрьму в Можайске. На следующий день состоялся допрос. Через день после ареста было составлено обвинительное заключение, в к-ром говорилось: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Голощапов виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля». 16 дек. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила С. к расстрелу. Расстрелян, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.
Имя С. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г.