Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРВАТИЙ
62, С. 707-708 опубликовано: 8 декабря 2025г. 


СЕРВАТИЙ

[лат. Servatius; греч. Σαρβάτιος] (IV в.), св. (пам. зап. 13 мая), противник арианства, по преданию, 1-й епископ Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия).

Жизнь

Дата и место рождения С. неизвестны. Сохранившиеся в источниках того времени сведения о С. связаны исключительно с его участием в арианских спорах. Свт. Афанасий I Великий называет С. (под именем Сарватий) в числе епископов, подписавших решения Сардикийского Собора (343), который снял со святителя обвинения и восстановил его на Александрийской кафедре (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 49. 1 // Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. B.; Lpz., 1935. Bd. 2. Tl. 4. S. 127; PG. 25. Col. 337), однако нельзя точно утверждать, что С. присутствовал на Соборе, поскольку Афанасий поместил в указанном перечне и епископов, не участвовавших в соборных заседаниях, а одобривших его решения позже. Об участии С. не сообщает свт. Иларий, еп. Пиктавийский, в сочинении к-рого перечислены отцы Собора (Hilar. Pict. Fragm. hist. II 15 // PL. 10. Col. 642-643). Согласно свт. Афанасию (Athanas. Alex. Apol. ad Const. 9 // PG. 25. Col. 605), Магненций, провозглашенный императором на Западе (350), включил С. в состав посольства, направленного к имп. Констанцию II (337-361). Об этом посольстве упоминает Иоанн Зонара в XII в. (Zonara. Epit. hist. XIII 8. Vol. 3. P. 198). В актах Собора, созванного, как считается, в Колонии (ныне Кёльн, Германия) в 346 г. для осуждения за арианство Евфраты, епископа города (CPL, N 1786), дважды встречается имя С. Приводится, в частности, его краткое выступление, в котором он обвиняет Евфрату в непризнании Христа Богом (Concilia Galliae: A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 27, 29. (CCSL; 148)). Впрочем, аутентичность этих актов, а также историчность самого Собора неоднократно ставились исследователями под сомнение (подробнее см. в ст. Максимин, св., еп. Августы Треверов).

Как сообщает Сульпиций Север, в 359/360 г. С. с др. епископами Запада участвовал в Соборе, созванном по инициативе императора в Аримине (ныне Римини, Италия) для выработки вероучительной формулы, которую приняли бы все основные церковные партии, включая представителей антиникейской оппозиции. В июле 359 г. С., как и большая часть отцов Ариминского Собора, отказался одобрить 4-ю сирмийскую формулу, или «датированную веру», принятую Собором вост. епископов в Селевкии Исаврийской (ныне Силифке, Турция) и подразумевавшую признание Сына «подобным Отцу во всем», но с отвержением термина «сущность» (см. в статьях Аримино-Селевскийский Собор, Сирмийские формулы). Впосл., в результате давления со стороны императорской власти, большинство собравшихся в Аримине епископов подписали формулу (т. н. никская вера), в целом соответствовавшую «датированной вере», но без слов «во всем». 20 участников Собора во главе с С. и Фебадием, еп. Агина (ныне Ажен, Франция), отвергли «никскую веру», однако, не имея в течение 6 месяцев возможности покинуть город, были вынуждены поддаться уговорам префекта Тавра, а также имп. посланников, епископов Валента и Урсакия. Последние указывали на необходимость принятия формулы для прекращения раздоров, причем С. и Фебадий могли дополнить ее, если сочтут это необходимым. В результате они составили исповедание, в к-ром анафематствовался Арий и «все его нечестие» и провозглашалось, что Сын Божий равен (aequalis) Отцу, не имеет начала и пребывает вне времени. Затем еп. Валент предложил внести в это исповедание добавление, согласно которому «Сын Божий не есть творение, как прочие творения» (Filium Dei non esse creaturam sicut ceteras creaturas). По мнению Сульпиция Севера, С., сам того не желая, одобрил утверждение, несущее скрытый арианский смысл (Sulp. Sev. Chron. II 41-44 // CSEL. 1. P. 94-98). Действительно, есть все основания полагать, что речь не шла об изменении С. своей вероучительной позиции. После смерти имп. Констанция II С., вероятно, снова стал открыто поддерживать никейскую веру. Сведения о последних годах жизни и о дате кончины С. в исторических источниках отсутствуют.

Почитание

Агиография

Возникновение почитания С. слабо отражено в источниках. Еп. Григорий Турский в VI в. упоминает С. под именем Араватий (Aravatius). Согласно «Истории франков» (Greg. Turon. Hist. Franc. II 5), узнав о намерении гуннов вторгнуться в Галлию, С. провел много времени в посте, моля Бога избавить провинцию от нашествия. Получив откровение о том, что его молитва не может быть услышана по причине грехов народа, епископ совершил паломничество в Рим к могиле (tumulus) ап. Петра. После неск. дней строжайшего поста С. получил от апостола ответ, согласно к-рому Господь попустил нашествие гуннов в Галлию, а самому С. следует вернуться в свой диоцез и приготовиться к кончине. Придя в Тунгры, С. приобрел все необходимое для погребения, а также простился с клириками и др. жителями города. С. умер от лихорадки в Моза-Траекте (ныне Маастрихт, Нидерланды) и был похоронен близ общей дороги. Основная часть указанного повествования явно отражает реалии более позднего времени: нашествие гуннов имело место в сер. V в. Впрочем, факт наличия здесь до сер. VI в. погребения С. едва ли может быть поставлен под сомнение. По всей видимости, с этого времени Моза-Траект стал центром диоцеза.

Указанное выше предание в расширенном виде содержится в Древнейшем Житии С. (BHL, N 7612; изд.: Vita Antiquissima (I) S. Servatii // AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 89-92; Idem / Ed. B. Krusch // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 87-89), сохранившемся в рукописях Paris. lat. 12698 (VIII в.) и Lond. Brit. Lib. Add. 624 (XII в.). Часть 2-го Жития посвящена погребению С. и его посмертной славе (BHL, N 7613; изд.: Vita Antiquior (II) S. Servatii // AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 94-104; Idem / Ed. B. Krusch // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 89-91). На эту раннюю агиографическую традицию ссылается аббат Херигер Лоббский († 1007) в «Деяниях епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия», в к-ром приведено подробное повествование о С. (BHL, N 7615; Herigenus. Gesta episcoporum. I 20-26 // MGH. SS. T. 7. P. 172-176). Святому посвящены Слово Радбода, еп. Утрехтского (899-917) (BHL, N 7614; изд.: Sermo de S. Servatio auctore Radbodo, episcopo Ultrajectensi // AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 104-111), а также ряд др. Житий (BHL, N 7616-7641). Впосл. сложилась легенда о происхождении С., согласно к-рой он род. в Армении и был потомком сестры св. прав. Анны, матери Пресв. Богородицы.

Принятая дата кончины С. (понедельник после Пятидесятницы, 13 мая 384) не имеет под собой исторических оснований, хотя ее, опираясь на предшествующую традицию, приводит Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (MartRom. Comment. P. 187).

Базилика. Мощи

В соч. «О славе исповедников» Григорий Турский сообщает о чудесном явлении на месте погребения С.: когда в этой местности шел снег, он не падал на лежавшую на могиле святого мраморную плиту. Народное почитание С. проявилось в возведении рядом с могилой деревянных ораториев, к-рые, однако, всегда или разрушались ветром, или разваливались сами (Greg. Turon. Glor. conf. 71). В ходе археологических раскопок, проводившихся в 1985-1989 гг., на уровне крипты совр. базилики (1,8 м ниже уровня пола) были обнаружены остатки квадратного каменного здания размером 4,3×3,9 м. Здание было расположено на юж. краю кладбища IV-V вв., на расстоянии 100 м от рим. дороги (Via Belgica). Вход был расположен с сев. стороны. На территории были обнаружены 2 монеты, датируемые кон. IV в. Возможно, речь идет об оратории (cella memoriae), посвященном С., хотя он, вопреки упоминанию Григория Турского, не был деревянным.

Ок. 560 г., когда на кафедру вступил еп. Монульф († 597), как сообщает Григорий, вместо часовни был построен «большой храм» (magnum templum), вероятно являвшийся кафедральным собором Моза-Траекта. Сюда были перенесены мощи святого, над к-рыми совершались многочисленные чудеса. С этого времени базилика во имя С. стала основным центром почитания святого. Раскопки, проводившиеся в 80-х гг. XX в., показали, что однонефная базилика, возведенная при Монульфе, имела 15 м в ширину. В связи со строительством крипты (XI в.) часть фундамента 1-й базилики была удалена. В результате точная длина церкви неизвестна. Вторая базилика построена в 3-й четв. VII в. По всей видимости, необходимость в строительстве 2-й базилики была вызвана наплывом паломников. План церкви реконструирован: это 3-нефная базилика размером 38×19 м. В каролингский период базилика была расширена на запад по меньшей мере на 10 м. Перестроена в сер. VIII в. по приказу майордома Карла Мартелла, разрушена норманнами в 881 г. Примерно с 779 г. вплоть до кон. XVIII в. при базилике находился капитул секулярных каноников.

Строительство нового здания в романском стиле, сохранившегося до наших дней, началось ок. 1000 г. Оно представляет собой 3-нефную 1-апсидную базилику, центральный неф к-рой перекрыт стрельчатым сводом. Алтарная часть фланкирована двумя 4-угольными башнями, сооруженными в XIV в. Боковые капеллы расположены вдоль нефов, а также в сев. и юж. рукавах трансепта. Главный неф был возведен в 1-й пол. XI в., трансепт - во 2-й пол. XI в., массивный вестверк завершен ок. 1180 г. Важной частью базилики является сокровищница, в которой находится в т. ч. реликварий с мощами С. (подробнее: Panhuysen T. De Sint-Servaaskerk te Maastricht in de vroege middeleeuwen: Voorlopig eindverslag van de opgravingen door de dienst Stadsontwikkeling Maastricht in de periode 1981-1989 // Bulletin KNOB. Delft, 1991. N 90. P. 15-24).

Лит.: Hefele K. J., von. Conciliengeschichte: Nach den Quellen bearbeitet. Freiburg i. Br., 1855. Bd. 1. S. 678-688 (idem: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1907. T. 1. Pt. 2. P. 934-945); Brouette E. Servatius // LTK. 19642. Bd. 9. Sp. 693; Bergh K, van den. Servazio // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 889-892; Mühlek K. Servatius // BBKL. 2000. Bd. 17. Sp. 1290; Brennecke H. Ch. Servatius von Tongern // RGG. 20044. Bd. 7. Sp. 1231-1232.
Е. А. Заболотный
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Серватий (IV в.), святой (пам. зап. 13 мая), противник арианства, по преданию, 1-й епископ Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)