Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ СКИТ
62, С. 615-618 опубликовано: 14 декабря 2025г. 


СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ СКИТ

(Московской епархии), находится близ с. Битягова Домодедовского р-на Московской обл. Основан в 1910 г. игум. Иувеналией (Марджановой (Марджанишвили); см. схиигум. преподобноисп. Фамарь (Марджанова)), настоятельницей московской епархиальной Покровской общины сестер милосердия.

Серафимо-Знаменский скит. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
Серафимо-Знаменский скит. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин

Серафимо-Знаменский скит. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
По свидетельству духовника схим. Фамари викария Московской епархии еп. Серпуховского Арсения (Жадановского), в 1892 г. рясофорная постриженица и насельница Бодбийского во имя равноап. Нины жен. мон-ря Сигнахского у. Тифлисской губ. Тамара Марджанова вместе с настоятельницей этой обители игум. Иувеналией (Ловенецкой; † после 1922) посетила в С.-Петербурге прот. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Св. пастырь предсказал Марджановой настоятельство в 3 мон-рях («понесешь три креста») и устроение С.-З. с. (Арсений (Жадановский). 1995. С. 109). В кон. июня 1908 г. игум. Иувеналия (Марджанова), в то время настоятельница московской Покровской общины, отправилась в Серафимо-Понетаевский в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» женский монастырь с намерением уйти на покой и поселиться во Введенском скиту этой обители. Во время молитвы перед Серафимо-Понетаевской иконой Божией Матери «Знамение» игум. Иувеналия неоднократно слышала голос Богородицы: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» (Там же. С. 117). В 1909-1910 гг. благословение игум. Иувеналии на основание С.-З. с. дали преподобные иеросхим. Алексий (Соловьёв; 1846-1928), Анатолий (Потапов) и Гавриил (Зырянов) а также наместник Троице-Сергиевой лавры архим. Товия (Цымбал; 1836-1916). В создании скита в 1910-1912 гг. игум. Иувеналии активно помогала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Так, по ее протекции средства на строительство церкви в С.-З. с. выделила М. Ф. Морозова (урожд. Симонова; 1830-1911), жена купца и мецената Т. С. Морозова (1823-1889), являвшаяся после смерти супруга владелицей и председателем правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К» и одной из благотворительниц Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия (см.: Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. 2016. Т. 1. С. 729-731).

Игум. Иувеналия лично выбрала место для строительства С.-З. с.- близ с. Битягова Подольского у. Московской губ., на территории одной из лесных дач Покровской общины. Здесь, на высоком холме, 27 июля 1910 г. настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря архим. Модест (Никитин) заложил комплекс скита. Закладка состоялась в канун празднования дней памяти ап. Прохора, еп. Никомидийского, небесного покровителя Прохора Мошнина - буд. прп. Серафима Саровского, и «Умиление» Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери.

Церковь во имя прп. Серафима Саровского и в честь Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение». 1910–1912 гг. Архитекторы А. В. Щусев (?), В. К. Кильдишев (?). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
Церковь во имя прп. Серафима Саровского и в честь Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение». 1910–1912 гг. Архитекторы А. В. Щусев (?), В. К. Кильдишев (?). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин

Церковь во имя прп. Серафима Саровского и в честь Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение». 1910–1912 гг. Архитекторы А. В. Щусев (?), В. К. Кильдишев (?). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
С.-З. с. строился по проекту московского архит. Л. В. Стеженского (1868-1941) и представлял собой архитектурный ансамбль в традициях неорус. направления стиля модерн (Бицадзе. 2009. С. 110, 120). Художественной цельностью отличался общий замысел как сооружений, так и планировки. Низкая кирпичная ограда по всем сторонам имела длину по 33 саж., по числу лет земной жизни Иисуса Христа. По периметру с ней были соединены 12 разновеликих небольших келейных домов, по числу апостолов, житию к-рых должны были подражать насельницы. Каждый дом имел название в честь одного из «самовидцев Господа», на фасаде это было отмечено его изображением (ныне поясные фигуры выполнены в технике мозаики). По воспоминаниям, «день прославления Церковью апостола» являлся «как бы храмовым праздником домика, насельницам коего вменяется чтить своего апостола». В каждом келейном доме проживали по 3 сестры, в одном из домов находились общая трапезная и кухня (Арсений (Жадановский). 1995. С. 123-124).

В центре скита, возможно по проекту архит. А. В. Щусева (по др. сведениям, В. К. Кильдишева (1882-1944)), была возведена кирпичная ц. во имя прп. Серафима Саровского и в честь Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение»; в крипте устроена усыпальница с приделом во имя равноап. Нины. Облик храма определяется традициями каменной шатровой архитектуры 1-й пол. XVII в. и декоративными приемами псковско-новгородского зодчества XV-XVI вв. (Бицадзе. 2009. С. 110). Крестовый в плане объем церкви своеобразно отражает тип храма восьмерик на четверике: кубический четверик наоса, усложненный 3-частным, вытянутым по оси «восток-запад» алтарем и небольшим притвором, увенчан стройным световым шатром, поверхность к-рого покрывают 4 ряда сужающихся и уменьшающихся кокошников. Динамичную композицию завершает удлиненная главка, покрытая металлом «под черепицу». Декор оштукатуренных фасадов и шатра дополняют вделанные кресты или вписанные в круг Голгофские кресты с круглым венком на перекрестье. Внутреннее пространство наоса высокое, хорошо освещенное верхним светом из 24 окон, прорезавших открытый внутрь конический зонтичный шатер, покоящийся на подпружных арках и ступенчатых тромпах. В церкви был поставлен дубовый иконостас. С правой и левой стороны находились чтимые храмовые иконы - Божией Матери «Знамение» и прп. Серафима Саровского «чудной понетаевской работы» (Арсений (Жадановский). 1995. С. 123).

Вид на внутреннюю часть шатра Серафимо-Знаменской церкви. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
Вид на внутреннюю часть шатра Серафимо-Знаменской церкви. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин

Вид на внутреннюю часть шатра Серафимо-Знаменской церкви. Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
«В передней части» скита у ограды был установлен «большого размера» образ Спасителя, при котором горела неугасимая лампада. Он был «виден почти отовсюду», чтобы постоянно напоминать насельницам о «Небесном Женихе» (Там же. С. 124). С зап. стороны, напротив входа в Серафимо-Знаменскую ц., были сооружены св. ворота со звонницей (1910-1912), с юж. стороны обители - другие, хозяйственные ворота, с сев. стороны - «лесная калитка», от к-рой была проложена дорожка к кургану. Около него находилось выполненное на цинке изображение прп. Серафима, идущего с топориком и котомкой за плечами. По воспоминаниям, при открытой калитке создавалось впечатление, что преподобный направляется прямо в скит. По углам скитской ограды возвышались 4 башни, на к-рых были укреплены гипсовые фигуры архангелов с трубами, как бы готовящихся возвестить пришествие Спасителя (Там же).

29 сент. 1912 г. церковь и весь скит освятил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский). На освящении присутствовала вел. кнг. Елисавета Феодоровна, прибывшая в обитель накануне. По окончании богослужения митр. Владимир сказал: «Сегодня, дорогие сестры, я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горечи и невзгоды» («Детки мои любимые...». 2016. С. 45). Комиссия по охране памятников искусства, посетившая С.-З. с. в том же году, выдала настоятельнице особую грамоту, в которой значилось: «Серафимо-Знаменский скит по своему индивидуальному, самобытному внутреннему и внешнему устройству заслуживает особого внимания и подлежит сохранению как редкий церковный памятник» (Арсений (Жадановский). 1995. С. 124).

В кон. авг. 1915 г. игум. Иувеналия вместе с вел. кнг. Елисаветой Феодоровной совершила паломничество в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь, общалась с прп. Анатолием (Потаповым), архим. прмч. Исаакием (Бобраковым), иером. прмч. Пантелеимоном (Аржаных) и др. старцами.

Серафимо-Знаменский скит. Фотография. Нач. ХХ в.
Серафимо-Знаменский скит. Фотография. Нач. ХХ в.

Серафимо-Знаменский скит. Фотография. Нач. ХХ в.
После основания С.-З. с. игум. Иувеналия оставалась настоятельницей московской Покровской общины. По воспоминаниям насельницы С.-З. с. мон. Вероники (Соколиковой; 1889 - после 1931?), «жила она в Москве, в общине, а в cкит только наезжала», непосредственное руководство общиной осуществляла старшая сестра. 21 сент. 1916 г. по благословению митр. Московского и Коломенского свт. Макария (Невского) еп. Арсений (Жадановский) постриг игум. Иувеналию в великую схиму с наречением имени Фамарь. После пострига в схиму она в основном проживала в скиту («Постоянное чудо Божие». 2018. С. 136).

С 1916 г. большинство сестер являлись духовными чадами еп. Арсения, который составил устав скита. В нем должны были проживать только 33 насельницы, в память земной жизни Спасителя. Послушницы жили отдельно, на хозяйственном дворе. Мужчины, кроме служащего священника, в скит не допускались. На 1-й, 4-й и Страстной неделях Великого поста ворота обители закрывались и для паломниц. Сестры вставали в 5 утра, «будильницы» ходили по скиту с билом и произносили нараспев у каждой кельи: «Бдению время, молитве час, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» Каждый день недели по благословению схиигум. Фамари сестры посвящали упражнению в к.-л. «определенном доброделании»: в понедельник - в молчании, во вторник - в кротости и смирении, в среду - в самоукорении, в четверг - в молитве, в пятницу - в посте и плаче о грехах, в субботу - в добрых делах, в воскресенье - в «духовном радовании» (подробнее об уставе С.-З. с. см.: Арсений (Жадановский). 1995. С. 125-130).

Иконостас Серафимо-Знаменской церкви и Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» (1912). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
Иконостас Серафимо-Знаменской церкви и Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» (1912). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин

Иконостас Серафимо-Знаменской церкви и Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» (1912). Фотография. 2012 г. Фото: А. В. Слезкин
Близ С.-З. с. находились огород и хозяйственный хутор, здесь проживали послушницы, обеспечивавшие инокинь скита всем необходимым. В лесу, рядом со скитом, в 1916 г. был построен домик-киновия с небольшой ц. во имя прп. Арсения Великого для приезжавшего в скит еп. Арсения (Жадановского). С авг. 1918 до кон. 1919 г. по благословению Святейшего патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) еп. Арсений вместе со своим духовным другом архим. сщмч. Серафимом (Звездинским) проживал здесь в полузатворе. Схиигум. Фамарь приставила к ним особую сестру, к-рая убиралась в кельях киновии, готовила обеды для еп. Арсения и архим. Серафима, но по приказанию настоятельницы «не показывалась на глаза». Еп. Арсений ежедневно совершал Божественную литургию в домовой Арсениевской церкви киновии, часто в присутствии одной лишь схиигум. Фамари, исполнявшей обязанности чтеца и певчей, а также занимался иконописанием, изучал церковную музыку. В Серафимо-Знаменском храме, у правого клироса, перед игуменским местом, находилась написанная им икона «Спас Нерукотворный».

По воспоминаниям архиерея, в 1919 г. в С.-З. с. наступил голод: «Трудно достать хлеб. Многие в поисках его предпринимают поездки на сторону, с опасностью даже для жизни. Устав скитский не позволяет насельницам отлучаться из обители ни по какой причине; строгая матушка велит сестрам молиться и ожидать помощи свыше. Малодушные, однако, не выдерживают и, страшась голода, отправляются разыскивать пропитание, но дорогой теряют все, что приобрели с большим трудом. В слезах возвращаются они в святой уголок, где в их отсутствие происходит нечто чудесное: находятся добрые люди, которые делятся с молитвенницами своими пайками» (Там же. С. 136-137). В дек. 1919 г. еп. Арсений уехал в Серпухов, но в 1923 г. по болезни был уволен от управления Серпуховским вик-ством и вновь ненадолго поселился в киновии скита. По нек-рым сведениям, здесь вместе с ним жил бывш. насельник московского Чудова мон-ря иеродиак. Андрей (Григорьев-Алексеев).

В 1916 г. пастырские обязанности в С.-З. с. нес иером. Чудова монастыря Василий (Мартынов). Предположительно в 1920-1924 гг. в Серафимо-Знаменском храме служил духовный сын еп. Арсения (Жадановского) свящ. Георгий Петрович Гумилевский (1886-1938; впосл. Рафаил, еп. Александровский, викарий Ставропольской епархии). К 1923 г. в скиту жили 53 чел.

В сент. 1923 г. Подольский исполком принял решение о размещении в С.-З. с. Заборьевской больницы, к-рой вскоре передали 4 дома в ограде скита и 3 - вне ограды. 8 дек. 1923 г. отделом управления Моссовета насельницам было отказано в регистрации при храме приходской общины, т. к. она состояла из одних монахинь. По воспоминаниям мон. Вероники (Соколиковой), в это время «службы правили по келиям, а литургию - в киновии»; схиигум. Фамарь «была против хозяйственного уклона скита. Предлагали обратить скит в артель - матушка не соглашалась» («Постоянное чудо Божие». 2018. С. 137). 12 июля 1924 г. С.-З. с. был закрыт, вскоре разорена и киновия, часть утвари из обители передана в приходскую ц. Воскресения Христова с. Битягова Подольского у. Московской губ. Сестры переселились сначала на хозяйственный хутор, а затем, по словам мон. Вероники,- «кто куда»: 11 чел. перешли в Аносин Борисоглебский женский монастырь, 6-7 чел.- в Марфо-Мариинскую московскую женскую обитель милосердия, некоторые инокини поселились у родных в Москве и в Серпухове.

Схиигум. Фамарь проживала в Марфо-Мариинской обители, с нач. 1926 г.- в Аносиной обители, летом 1926 г. вместе с сестрами (ок. 12 чел.) поселилась в большом доме в дер. Трубачеевке у ст. Перхушково (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Рядом в небольшом доме жил иером. Филарет (Постников). Сестры шили стеганые одеяла и вышивали, это рукоделие составляло их заработок. В 1930 г. иером. Филарет и неск. инокинь, а в 1931 г.- схиигум. Фамарь были арестованы, отправлены в ссылки. В 1934 г., после возвращения из ссылки, тяжелобольная матушка Фамарь с 3 сестрами поселилась недалеко от ст. Пионерская Белорусской железной дороги, где ее навещал еп. Арсений (Жадановский). 23 июня 1936 г. архиерей последний раз причастил ее и после кончины совершил отпевание; похоронена на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

Схиигум. Фамарь была канонизирована 22 дек. 2016 г. Синодом Грузинской Православной Церкви, 28 дек. 2017 г. решением Синода РПЦ ее имя включено в месяцеслов Русской Церкви. 13 июня 2018 г. мощи преподобноисповедницы были обретены на Введенском (Немецком) кладбище Москвы и перенесены в возрожденный скит. 23 июня того же года митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) возглавил в С.-З. с. празднование дня памяти основательницы обители: Божественная литургия была совершена под открытым небом перед мощами новопрославленной святой, впервые выставленными для поклонения.

После закрытия С.-З. с. на его территории в 1925-1965 гг. находилась Заборьевская больница с амбулаторией, терапевтическим и родильным отделениями, в 1966-1974 гг.- пионерский лагерь Подольского профсоюза медицинских работников «Спутник», база отдыха завода «Криптон»; в церкви скита нек-рое время был склад.

15 янв. 1999 г., в день памяти прп. Серафима Саровского, в храме скита состоялось 1-е после его закрытия богослужение, которое совершил благочинный Домодедовского р-на прот. Александр Васильев. 27 янв. 2000 г., в день памяти равноап. Нины, в скиту появились первые насельницы, переведенные из коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы женского монастыря. Решением Синода от 7 марта 2000 г. С.-З. с. был возрожден. 2 апр. торжественное открытие обители возглавил митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) в сослужении еп. Видновского Тихона (Недосекина) и архим. Алексия (Поликарпова).

По фотографиям 20-х гг. XX в. воссоздан архитектурный ансамбль обители, в т. ч. звонница со св. воротами и келейные домики. 5 июня 2011 г. митр. Ювеналий в сослужении еп. Видновского Тихона освятил престолы отреставрированного монастырского храма: верхнюю церковь - в честь Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» с приделом прп. Серафима Саровского, нижнюю - во имя равноап. Нины. Святынями скита являются: список Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери «Знамение» (1912), список иконы Божией Матери «Покрывающая» (с предстоящими сщмч. Серафимом (Звездинским) и равноап. Ниной), образ прп. Серафима Саровского с частицей его мантии, а также иконы и ковчеги с частицами мощей великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, священномучеников Владимира (Богоявленского) и Ермогена (Долганёва (Долганова)), прмц. Елисаветы Феодоровны, мц. Татианы, патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина), преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Гавриила (Зырянова), Оптинских, Дивеевских и Киево-Печерских святых и др.

На территории С.-З. с. устроен музей, посвященный схиигум. Фамари, в к-ром хранятся принадлежавшие ей книги, мебель и др. предметы. Близ обители воссоздан домик-киновия с ц. прп. Арсения Великого, богослужение в к-рой совершается раз в году, 21 мая, в день памяти этого святого. К скиту проведены подъездная дорога через лес, вода, электричество и газ, в С.-З. с. заведено хозяйство, имеется лошадиная ферма.

К июню 2021 г. в обители проживали настоятельница игум. Иннокентия (Попова) и 17 сестер.

Лит.: Арсений (Жадановский), еп. Восп. М., 1995. С. 104-149; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. Ч. 2; Серафимо-Дивеевские предания: Жития, восп., письма, церк. торжества / Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2001. С. 575-576; Пэнэжко О., свящ. Храмы Домодедовского р-на Московской обл. Б. г., [2000.] С. 11-15; Чулков Н. А. Сказание о земле Домодедовской: Записки краеведа. Домодедово, 2002. С. 36-50, 128-134; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 60-61; Нащокина М. B. Архитекторы моск. модерна. М., 2005; Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики. М., 2009; Вековой юбилей Серафимо-Знаменского скита // Моск. ЕВ. 2011. № 7/8. С. 102-114; Герасимова Н. Н. Об основательнице Серафимо-Знаменского скита схиигум. Фамарь // Моск. журнал. 2011. № 4. С. 40-47; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2015. С. 140-146; Вел. кнг. Елисавета Феодоровна: Док-ты и мат-лы. 1905-1918: В 2 т. / Авт.-сост.: Е. Ю. Ковальская. М., 2016; «Детки мои любимые...»: Схиигум. Фамарь: Восп., письма, стихи / Сост.: С. Фомин. М., 2016; Схиигум. Фамарь (Марджанова) / Сост.: О. Л. Рожнёва. М., 2017; «Постоянное чудо Божие» / Публ., вступит. ст. и примеч.: И. И. Ковалёва, Н. Ф. Тягунова // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2018. Вып. 82. С. 135-145; Св. прписп. схиигум. Фамарь: Жизнеописание / Сост.: И. И. Ковалёва. М., 2018.
Д. Б. К.