Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМ
62, С. 564-571 опубликовано: 12 декабря 2025г. 


Содержание

СЕРАФИМ

(Глаголевский Стефан Васильевич; 1.07.1757 (менее вероятно - 1.09.1763), Калуга - 17.01.1843, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, церковно-общественный деятель. Происходил из семьи причетника Василия Тимофеева, служившего в Космодамианской ц. г. Калуги. Впосл. отец архиерея, по нек-рым сведениям возведенный в священный сан, был отрешен от места за «невоздержание» и С. содержал его в своем доме, несмотря на беспокойный нрав. Буд. архиерей учился в Калужском уездном ДУ, затем, в 1776 г., с фамилией Глаголев - в приготовительном классе Перервинской семинарии (ныне в черте г. Москвы). С янв. 1779 г. занимался в Троицкой лаврской семинарии (под фамилией Глаголевский) вместе с М. М. Десницким (буд. митр. Михаилом (Десницким)); с 1783 г. изучал философию и богословие в Московской Славяно-греко-латинской академии, демонстрируя «успехи весьма изрядные». Закончил образование в Московской филологической семинарии и Московском ун-те, где слушал лекции и обучался немецкому и французскому языкам при помощи масонского «Дружеского ученого общества» Н. И. Новикова и И. Г. Шварца. Особенно хорошо он знал латынь (издал в 1789 кн. «Цвет чистого латинского языка») и французский язык.

С марта 1785 г. преподавал лат. язык, историю и риторику в Троицкой семинарии. 3 сент. 1787 г. переведен в Московскую академию учителем риторики и катехизатором; не мог определиться, какое направление избрать: гражданское или духовное. «Хороший собою», Глаголевский получил прозвище Блесточка и прослыл «ловеласом». Он увлекся женой секретаря Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад) и был за это избит. Дело дошло до Московского митр. Платона (Левшина), который предложил ему или «красную шапку» арестанта, или клобук (М. М. 1875. С. 208; Соловьёв. 1915. С. 13). Стефан выбрал монашество и 2 дек. 1787 г. принял постриг с именем Серафим в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя московском мужском монастыре.

21 авг. 1790 г. С. в сане иеромонаха стал префектом и преподавателем философии Славяно-греко-латинской академии, а в 1791 г.- цензором печатавшихся духовных книг. 12 февр. 1795 г. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в С.-Петербург для прохождения череды священнослужения и чтения проповедей. 11 янв. 1796 г. С. был «уволен во вверенный ему монастырь» в связи с тем, что в высочайшем присутствии от смущения забыл подготовленную заранее проповедь. При нем в 1797 г. к штатному окладу Лужецкой обители была сделана высочайшая прибавка. Сведения о том, что С. был произведен в архимандрита мон-ря в 1790 г., но при этом в течение года пребывал в столице, а с 1792 г. состоял префектом академии (Рункевич. История. 1893. С. 516-517), нельзя признать достоверными (см.: Можайский Лужецкий 2-го класса монастырь. М., 1888. С. 36; Дионисий (Виноградов), архим. Кр. летопись Можайского Лужецкого 2-кл. мон-ря с 1408 г. по 1892 г. М., 1892. С. 59-60). 28 (30?) сент. 1798 г. назначен ректором академии и настоятелем Заиконоспасского училищного мон-ря.

26 нояб. 1799 г. С. был наречен во епископа, 25 дек. того же года в Троице-Сергиевой лавре хиротонисан митр. Платоном (Левшиным) во епископа Дмитровского, до 1802 г. был присутствующим в Московской Синодальной конторе. Епископы Дмитровские, викарии Московской митрополии, с 1800 г. управляли Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиальным мужским монастырем. В 1800-1804 гг. С. был настоятелем этой обители. 29 янв. 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским, 7 июля 1805 г.- епископом Смоленским и Дорогобужским. Он построил над Днепровскими воротами Смоленской крепости 2-престольный Одигитриевский храм (1811-1812; ныне восстановлен) и украсил чудотворную Смоленскую икону новой ризой, оставив при ней ящик с жемчугом. С. призывал к улучшению качества проповедей, нравственной жизни монашествующих, преподавателей и учащихся духовно-учебных заведений (даны были новые инструкции), следил за правильным расходованием средств, штрафовал за небрежность в богослужениях, но в целом отличался терпимостью и снисходительностью к духовенству и семинаристам. Считал необходимым срочно исповедовать и причащать лиц, покаявшихся после совершения попытки самоубийства. 16 янв. 1812 г. избран почетным членом Об-ва любителей российской словесности.

Высочайшим указом от 7 февр. 1812 г. С. был назначен архиепископом Минским и Туровским, присутствующим членом Синода, 28 февр. подписал в Смоленске архиепископскую присягу. 5 марта выехал в Минск, прибыл туда 8 марта и 13 марта вступил в управление епархией. В нее входили Минская губ. (7 монастырей), Литовско-Виленская (2 мон-ря), Литовско-Гродненская (1 мон-рь) и Белостокская (3 монастыря) области, 6 соборов, 258 приходских, 72 приписных и кладбищенских храма, церковь в архиерейском доме и 80 часовен. В пользу семинарии, находившейся в Слуцке, владыка установил пособие от Дятловичского Преображенского монастыря Минской губ.

24 июня 1812 г. С. был предупрежден гражданским губернатором П. М. Добринским о приближении армии имп. Наполеона I и в тот же день выехал в Смоленск, куда прибыл 2 июля, а затем направился в Севск. С собой архиерей вывез казну, серебро из своей домовой церкви, 3 серебряных подсвечника из Екатерининской ц.- дар имп. Екатерины II Алексеевны, «лучшие вещи» из архиерейской и монастырской ризниц. Однако ризницы минского и гродненского соборов, убранство архиерейского дома и архив эвакуировать не удалось. По предписанию главнокомандующего фельдмаршала кн. М. И. Кутузова и Добринского от 17 нояб. 1812 г. владыка собирался вернуться в Минск, куда отправил ризницу, однако был вызван в С.-Петербург, и временное архиерейское управление в 1814 г. принял на себя еп. Могилёвский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский).

1 янв. 1813 г. С. был назначен к присутствию в Синоде, 23 апр. 1814 г.- временным членом Комиссии духовных уч-щ, принимал активное участие в устройстве духовно-учебных заведений. С 1813 г. состоял вице-президентом Российского Библейского общества (РБО) и членом комитета по переводу Евангелий на рус. язык. 11 янв. 1813 г. в С.-Петербурге участвовал в 1-м заседании об-ва вместе с митр. Амвросием (Подобедовым) и архим. св. Филаретом (Дроздовым). Принимал участие в переводе Евангелия и Псалтири на рус. язык.

30 апр. 1814 г. С. был определен архиепископом Тверским и Кашинским, членом Синода и по представлению кн. А. Н. Голицына, 30 авг.,- постоянным членом Комиссии духовных уч-щ. При нем в 1816 г. вел. кнг. Екатерина Павловна передала 2-этажный каменный «вульфовский дом» для священнослужителей кафедрального Преображенского собора Твери, в 1817 г. поновлена венчающая часть собора.

15 марта 1819 г. С. был назначен митр. Московским и Коломенским. 1 июня 1819 г. он возглавил хиротонию во епископа Калужского и Боровского архим. св. Филарета (Амфитеатрова). С. ввел в епархии строгие экзамены для ставленников, включая проверку навыков чтения и пения, распорядился о содержании подсудимых духовного звания в мон-рях, а не в тюрьмах; основал типографию с целью печатания богослужебных книг для единоверцев и освятил единоверческую церковь. Активно участвуя в деятельности РБО, выступал на генеральных годичных собраниях московского отд-ния. В частности, он утверждал, что Слово Божие никогда «с толиким изобилием не было сеяно, как в настоящее время чрез неимоверное почти распространение Библейскими обществами книг Священного Писания между всеми народами на языках, ими употребляемых». Однако, по его мнению, «враг рода человеческого предвидит, что конец темному царству его приближается», и «сеет повсюду вольнодумство, неверие, ереси… и адскую тьму сию выдает за просвещение ума» (Речь, произнесенная в годичном генеральном собрании. 1820. С. 10-11).

19 июня 1821 г. по протекции гр. А. А. Аракчеева С. занял столичную кафедру и возглавлял ее до кончины. Здесь он сразу же выступил с консервативных позиций против масонства и увлечения мистицизмом. Вместе с архим. Фотием (Спасским), которого после приезда С. пригласил сослужить с ним в новгородском Софийском соборе, и А. С. Шишковым митрополит стал главой т. н. правосл. оппозиции, или охранительного направления. Однако он с осторожностью относился к крайним суждениям таких ярых борцов со «всемирным заговором», как переводчик С. И. Смирнов, которому запрещено было печатать книги соответствующего содержания. Митрополит был недоволен возросшим влиянием министра духовных дел и народного просвещения Голицына и считал, что тем самым ущемлены права Церкви. В февр. 1822 г. С. вызвал архим. Фотия, назначенного незадолго до этого настоятелем новгородского Сковородского Михаило-Архангельского монастыря, в С.-Петербург и поручил ему духовное окормление влиятельных благотворительниц - вдовы поэта Г. Р. Державина Дарьи Алексеевны и гр. А. А. Орловой-Чесменской. Дом графини вскоре стал главным местом собраний «охранителей», а контроль за ее средствами со стороны архим. Фотия позволил С. направлять их на епархиальные нужды, в частности на восстановление бедных мон-рей. На почве консервативных убеждений объединились С., Аракчеев, архим. Фотий, Шишков, М. Л. Магницкий и чиновник особых поручений при Мин-ве внутренних дел, затем Синода, А. А. Павлов († 1853); по взглядам были близки к ним архиеп. свт. Филарет (Амфитеатров), митр. Евгений (Болховитинов) и столичный прот. И. С. Кочетов, однако большинство представителей духовенства занимали пассивную позицию. 5 июня 1822 г. во время приема у имп. Александра I архим. Фотий, с его слов, сказал, что С. «пастырь… единственный по своей любви к святой Церкви, царству и ко благу, благодать Господня с ним есть». После увольнения масона, директора Департамента духовных дел А. И. Тургенева, и выхода в свет 1 авг. 1822 г. указа о запрете лож и тайных об-в наступило временное примирение С. и Голицына. К этому стремились и Аракчеев и архим. Фотий, назначенный в тот же день настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря.

Вскоре к С. попал рус. перевод книги католич. священника (близкого по взглядам к гернгутерам) И. Е. Госснера «Дух жизни и учения Иисуса Христа, в размышлениях и замечаниях о всем Новом Завете» (1823), в к-рой содержались свободное толкование Евангелия и критика внешнего церковного устройства, необходимости посредничества между Богом и человеком. Автор пользовался покровительством имп. Марии Феодоровны. Митрополит, несмотря на отмечаемую современниками боязливость, «возбужденный Духом Божиим… наконец, решился разрушить крамолы врагов России» (Записка. 1868. Стб. 1387). Ситуация усугублялась и слухами о том, что Голицын хочет добиться поставления на столичную кафедру вместо С. свт. Филарета (Дроздова), с к-рым у него сложились благожелательные отношения. 17 апр. 1824 г. С. собрался ехать в Каменноостровский дворец на аудиенцию с имп. Александром I. По воспоминаниям современников, он дважды садился в карету и нерешительно выходил из нее, пока С. в нее не усадили Павлов, архим. Фотий и кн. А. Ф. Орлов. Во время беседы с царем, продолжавшейся ок. 5 ч., почти до часа ночи, С. жаловался на то, что «Церковь и государство в опасности от тайных обществ, первое из которых Библейское», оно возглавляется «колеблющим православную Церковь» мирским человеком (Голицыным) и «противно христианству». С. представил имп. Александру I собственное опровержение на книгу Госснера и обвинил своих оппонентов в антиправосл. деятельности, к-рая, по словам митрополита, вела к «всемирной революции», а также просил упразднения Мин-ва духовных дел, смены министра народного просвещения, «истребления вредных книг», возвращения прав Синоду, заявляя, что в противном случае готов покинуть кафедру. 15 мая 1824 г. Голицын вынужден был уйти с поста министра духовных дел и народного просвещения (его место занял Шишков) и председателя РБО. 17 мая 1824 г. С. возглавил об-во, не скрывая, однако, своего критического отношения к его деятельности. Он считал, что цель РБО - «всех вер начала различия уничтожить и ни к единой бывшей доселе религии не привести, а от всех отвлечь», «Россию… расстроить, поколебать и, ежели можно будет, разорвать на части» (Автобиография юрьевского архим. Фотия. 1895. № 11. С. 219-220; Минаков. 2011. С. 316). 11 и 28 дек. 1824 г. С. направлял имп. Александру I письма о связях об-ва «с мистическими лжеучениями», об идее создать «всеобщую религию» и настойчиво предлагал закрыть РБО, остановить переводческую деятельность, а также вызвать в Синод митр. Евгения (Болховитинова), чтобы «очистить» духовные уч-ща от «проникших в них заразительных правил» (Чистович. 1894. С. 242). Помощником С. в училищных делах был ректор СПбДА (с 1822 его викарий) еп. Григорий (Постников). С. учредил комитет из духовных лиц для рассмотрения зап. мистических книг. Они были разделены на 2 разряда: книги вредные, к-рые предложено было сжечь, и книги, «непротивные духу Православной Церкви» для хранения при Синоде. Так, была сожжена книга Госснера, в 1824 г. автор выслан за границу, переводчики и издатели, в т. ч. Н. И. Греч, осуждены Сенатом. В 1825 г. был учрежден секретный комитет по делам раскольничьим, состоявший из С., митр. Евгения, Аракчеева, управлявшего тогда Мин-вом внутренних дел, и министра народного просвещения Шишкова.

В нояб. 1824 г. С. отправил под надзор в Коневский во имя Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь свящ.-мистика Ф. Н. Левицкого, ближайшего сподвижника Голицына, с запретом священнодействовать, писать, проповедовать богомольцам и братии и с поручением рапортовать о нем каждые 3 месяца. Иером. Иоанникий и игум. Никон присылали митрополиту доброжелательные отзывы о нем. В нояб. 1827 г. император распорядился отправить Левицкого к прежнему месту служения, в г. Балту (в 2008 он был прославлен как местночтимый святой Одесской епархии - прав. Феодосий).

С мая 1824 г. до конца жизни С. занимал должность главного попечителя совета, находившегося под высочайшим покровительством Имп. человеколюбивого об-ва, в которое в качестве автономных подразделений вошли Медико-филантропический и Попечительный о бедных комитеты.

Во время мятежа 14 дек. 1825 г. С. с митр. Евгением (Болховитиновым) приехал на Сенатскую пл. в архиерейском облачении и призвал собравшихся присягнуть имп. Николаю Павловичу. «Митрополит старался... вразумить их изъяснением событий и в настоящем виде изобразить преступность измены законному царю и ожидающую виновных кару небесную». Ответом ему были «дерзкие насмешки, хохот войска и взбалмошной толпы». Архиерей вернулся в Зимний дворец. На коронационных торжествах в Москве 22 авг. 1826 г. С. возложил венец на главу имп. Николая I Павловича и совершил обряд коронования и миропомазания.

12 апр. 1826 г. РБО было закрыто, «Устав о цензуре» 1826 г., прозванный «чугунным», содержал 230 запретительных положений против 47 в уставе 1804 г.; также «было обращено строгое внимание на дух преподавания в университетах» - во всех были открыты кафедры Закона Божия, «зловредные книги… остановлены в своем ходу», что привело к торжеству «церковного консерватизма». С. окончательно утвердился в идеях о вреде всеобщего распространения Библии и ее перевода как такового на «простонародное» наречие, чтобы Церковь «обыкновенным обществом народным представить и всеобщим сделать для всех… всем дать в руки царство, священство, службу и право учения, уничтожив все… на чем стоит царство Русское». Кроме того, по его мнению, переводчикам «благодать Святаго Духа свыше от Бога должна быть подаема», что не дано членам РБО (Автобиография юрьевского архим. Фотия. 1895. С. 221; Минаков. 2011. С. 316-317). Он выступал против издания Толковой Библии со словарем и переиздания Катехизиса 1823 г., Символа веры, молитвы Господней и заповедей, которые предлагал свт. Филарет (Дроздов). В 1826 г. по инициативе С. этим вопросом занялась Комиссия духовных училищ. Митрополит «ревниво смотрел на притязательность» свт. Филарета и «на выставление им своего умственного превосходства» (Чистович. 1894. С. 278). В нояб. 1828 г. свт. Филарет внес в Синод предложение по поводу статей в «Христианском чтении» прот. Г. П. Павского «от которого опасаться должно соблазна», после чего С. не пригласил святителя на экзамены и на конференцию в СПбДА. С., как и архим. Фотий, подозревал свт. Филарета в склонности к мистицизму (будучи ректором СПбДА, он действительно интересовался мистической лит-рой), «либерализму». В том же году было проведено специальное расследование по определению автора «развратного сочинения» «Гавриилиада». Дознание было прекращено в том же году после покаянного письма А. С. Пушкина имп. Николаю I от 2 окт. 1828 г. В дек. 1832 г., при выборе поэта в Российскую академию, С., как ее член, проголосовал против его избрания, поскольку кроме прот. Алексия Малова остальные четверо кандидатов, включая Пушкина, были «ему неизвестны» (Модзалевский Л. Б. Пушкин - член Российской Академии // Вестн. АН СССР. М.; Л., 1937. № 2/3. С. 245-246).

В 1835 г., уже с помощью свт. Филарета, C. добился увольнения от должности законоучителя цесаревича Александра Николаевича прот. Г. Павского. 4 марта 1842 г. престарелый С. в письме обер-прокурору гр. Н. А. Протасову (Пратасову) отнесся к рекомендации свт. Филарета издать от лица Синода литографированный перевод Библии Павского как к «излишней и опасной» и предложил оставить «текст Библии в том точно виде, в каком она теперь, и чтобы никто, ни под каким видом и предлогом, не отваживался посягать на преложение Священного Писания на русский язык» (Там же. С. 341). «Сохранение и распространение спасительных истин веры обеспечивается сословием пастырей»,- писал он (Мат-лы для истории. 1902. С. 25-26).

В янв. 1835 г. гр. А. Х. Бенкендорф объявил С. волю императора: доводить до него сведения о неблагонамеренных или противных «вере, нравственности и общественному устройству» суждениях. 21 окт. 1836 г. Ф. Ф. Вигель писал С. об обнаруженном им в ж. «Телескоп» «Философическом письме» П. Я. Чаадаева. По мнению Вигеля, причиной «безумной злобы» «изверга» и «неистощимого хулителя», как он характеризовал Чаадаева, его «омерзения» и «остервенения» против России было «отступничество от веры отцов своих». 28 окт. С., не упоминая источник сведений, прислал Бенкендорфу экземпляр журнала и написал, что усмотрел в нем «две такие статьи, в коих все, что для нас, россиян, есть священного, поругано, уничижено, оклеветано с невероятною предерзостию и с жестоким оскорблением как для народной чести нашей, так для правительства и даже для исповедуемой нами православной веры». «Суждения о России, помещенные в сей негодной статье, столько оскорбительны для чувства, столько ложны, безрассудны и преступны сами по себе, что я не могу принудить себя даже к тому, чтоб хотя одно из них выписать здесь для примера»,- сокрушался архиерей, приведя перечень из 18 страниц, на которых выявил «преступные хулы на отечество, веру и правительство свое». С. настороженно относился к миссионерской деятельности прп. Макария (Глухарёва) и к свидетельствам о чудесах, связанных с именем прп. Серафима Саровского: как писал свт. Филарет архим прп. Антонию (Медведеву), «наш первенствующий осторожность от ложных чудес употребляет иногда в большом избытке» (см.: Филарет Московский, свт. Письма к прп. Антонию. Серг. П., 2007. Т. 1. С 185; Смирнова И. Ю. Митр. Московский Филарет и прп. Серафим Саровский // Моск. ЕВ. 2016. № 7. С. 111-123).

13 нояб. 1831 г. С. успешно ходатайствовал перед Синодом о награждении наперсным крестом свящ. И. Парвова, «невинно претерпевшего жестокое мучение» во время бунта в Новгородском военном поселении Коломно (Бунт военных поселян. 1870. С. 282-284). Помощниками митрополита по управлению Новгородской епархией были 8 викарных епископов Старорусских: Сильвестр (Цветков) в 1821-1823 гг., Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) в 1824-1827 гг., Игнатий (Семёнов) в 1828 г., Тимофей (Котлерев) в 1827-1834 гг., Анастасий (Ключарёв) в 1834-1837 гг., свт. Феодотий (Озеров) в 1837-1842 гг., Иустин (Михайлов) в 1842 г. и Леонид (Зарецкий) в 1843-1850 гг. Посещения Новгорода митрополитом были нечасты: в 1824 г. с 20 июля он ездил туда на месяц, в 1834 г. с 1 авг. приезжал на 20 дней для освидетельствования ремонта Софийского собора и для обозрения церквей и монастырей; в 1836 г. с 18 июля - на 20 дней. Еп. Моисею он поручил ввести в Юрьевом мон-ре общежительный устав и наблюдать за точным его соблюдением, что вызвало обиду архим. Фотия (Спасского): 3 окт. 1827 г. он обратился к митрополиту с посланием «о притеснениях и скорбях, от него непрестанно чинимых». Недолгое примирение их произошло в 1831 г., когда архим. Фотий по просьбе С. согласился привлечь средства Орловой-Чесменской для ремонта Софийского собора. Однако на следующий год С., выражая сочувствие архим. Фотию в его скорбях, одновременно поручил его бывш. ученику, игумену Клопского Михайловского во имя Святой Троицы мужского монастыря Кифе, расследование о состоянии здоровья и действиях юрьевского настоятеля (напр., об облачении насельников и монастырских рабочих в хитоны). Свт. Филарет, по мнению архим. Фотия, «смущал» против него столичного митрополита: в частности, святитель пересылал последнему свидетельства о том, что архимандрит, несмотря на запрет, продолжает общаться со своей духовной дочерью М. А. Шаховой (Фотинией), от к-рой шли нестроения. Видимо, будучи недовольным надзором и «придирками» со стороны С., архим. Фотий называл его «человеком недалекого ума» и, более того, в 1832 г. позволил себе писать Аракчееву: «И Серафим, и Филарет хотели меня яти и погубить, но Бог им не дал меня в руки» (см. подробнее: Кондаков. 2005).

При С. Александро-Невская лавра стала одним из важнейших центров духовной жизни империи. Духовник лавры иеросхим. Алексий Петербургский (Шестаков) происходил из дворовых людей; будучи отпущен на волю, в 59 лет поступил в Саввин Сторожевский мон-рь, в 1816 г. перешел в Троице-Сергиеву лавру, где принял постриг и священный сан, в 1823 г.- великую схиму. Он был духовником С. и вместе с ним переехал в С.-Петербург. Ранним утром 1 сент. 1825 г. имп. Александр I последний раз побывал в лавре перед поездкой в Таганрог. Он принял благословение у С., во время молебна в соборе, по его просьбе, архиерей возложил Евангелие на главу коленопреклоненного императора. После поклонения мощам св. блгв. кн. Александра Невского император в течение 20 минут беседовал с митрополитом в его гостиной. Затем они посетили келью старца иеросхим. Алексия. Государь сказал митрополиту, что ему понравились «краткие слова старца». Иеросхим. Алексий утверждал, что «до великой чумы в Москве нравы были чище, народ набожнее», «в 1812 году наступило время исправления и набожности, но по окончании войны сей нравы еще более испортились» и государь «должен бдеть над нравами» и «любить и охранять» правосл. Церковь (Шильдер Н. К. Имп. Александр I, его жизнь и царствование. СПб., 19052. С. 352-354). Императора впечатлила также мрачная келья, обитая черным сукном, с гробом за перегородкой и всеми принадлежностями для похорон. После кончины 25 мая 1826 г. схимник был погребен на Тихвинском кладбище (могила утрачена).

В 20-х гг. XIX в. при С. в лавре жили ученики прп. Льва (Наголкина) и его сподвижника схим. прп. Феодора Свирского (Пользикова), ранее подвизавшиеся на Валааме. Двое из них - архим. Аарон (Морякин; 1780-1844) и Иоанникий (в схиме Леонид (Бочаров; 1783-1853)) - были земляками прп. Льва, уроженцами г. Карачева Орловской губ. Архим. Аарон, из мещан, подвизался в брянских пустынях, с 1814 г.- на Валааме. В 1820 г. он был перемещен в лавру, посвящен в сан иеромонаха, в 1826-1830 гг. назначался строителем новгородских Перекомского и Отенского мон-рей (в сане игумена), но значительную часть времени продолжал жить в столице. Когда в 1831 г. началась эпидемия холеры, С. вызвал игум. Аарона в лавру для «врачевания». С 1837 г. он был экономом лавры, с 1839 г.- архимандритом Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря, с 3 нояб. 1842 г.- наместником лавры. Схим. Леонид (Бочаров) с 1821 г. был экономом столичного Валаамского подворья, по прошению в нач. 1825 г. переведен в лавру, в 1834 г.- в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь. В лавре усердием этих подвижников, а также монастырского духовника иером. Афанасия встали на путь монашества свт. Игнатий (Брянчанинов) и схим. Михаил (Чихачёв). Они постоянно посещали «величественные и продолжительные» лаврские службы. 26 нояб. 1825 г. в лавре скончался 80-летний мон. Патермуфий, принявший на себя подвиги юродства и молчальничества. С нояб. 1826 г. до кончины в 1853 г. в лавре жил архим. Иакинф (Бичурин (Пичуринский)), в 1807-1821 гг. начальник Пекинской духовной миссии. Его преемники по руководству миссией, архимандриты Петр (Каменский) и Палладий (Кафаров), также были лаврскими насельниками. До 1841 г. начальником миссии являлся иером. Вениамин (Морачевич), с 1843 г. наместник лавры.

При С. в лавре велись интенсивные строительные работы. В 1822 г. было закончено строительство и состоялось освящение Свято-Духовского храма с небольшой ц. прп. Сергия Радонежского. В 1838-1842 гг. подверглись переделке Феодоро-Иоанновская (с переосвящением) и Благовещенская церкви. В 1837 г. было решено вывести семинарию из лаврского каре. Для нее на земле, принадлежавшей лавре, по проекту архит. Синода А. Ф. Щедрина в 1838-1841 гг. было построено новое здание с домовой ц. ап. Иоанна Богослова. В 1-й год управления епархией митрополит пожертвовал в лаврскую ризницу янтарную трость имп. Петра I Алексеевича, в 1839 г.- посох с бриллиантами и изумрудами. По его завещанию в 1844 г. в ризницу поступили бриллиантовая панагия и топазовый крест с бриллиантами, пожалованный имп. Николаем I в дек. 1825 г.; крест с украшениями из изумрудов и бриллиантов, врученный владыке по случаю обручения вел. кнж. Марии Николаевны.

В С.-Петербурге в правление С. было устроено значительное число церквей, особенно домовых. Митрополит освятил: достроенный по воле императора Воскресенский собор всех учебных заведений (Смольный, 1835); Константино-Еленинскую ц. при Градских богадельнях (1824-1825); ц. свт. Иоанна Милостивого Дома призрения увечных и неизлечимо больных в Коломне (1824); Никольскую ц. при Волковской купеческой богадельне на 200 чел. (впосл. Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан, 1833); Александро-Невскую ц. при Правительствующем Сенате (1834); церковь в Михайловском артиллерийском уч-ще (1822). С. в присутствии членов семьи императора заложил Троицкий собор Измайловского полка (1828), при нем фактически заново построен после пожара Преображения Господня всей гвардии собор (оба - архит. В. П. Стасов). Митрополит освятил Преображенский собор гвардии (1829) и его ограду (1832).

В С.-Петербургской епархии при С. были устроены церкви в училище глухонемых (1822), в доме гр. Вязьмитиновой Ораниенбаумского у. (1822), усадебная ц. мц. Софии в Вартемяках (1825); выхлопотаны жалованье причту Петропавловского собора и значительная сумма на исправление здания (1827-1829); отпущены суммы на ремонт собора в Выборге, испрошено разрешение на постройку деревянных церквей в Финляндии и проч. При С., начиная со столичной ц. вмц. Екатерины (1830), в церковном зодчестве произошел поворот от архитектуры ампира к русскому стилю К. А. Тона, были изданы его образцовые проекты (1838 и 1841), с 30-х гг. XIX в. интенсифицировалось храмостроительство.

При С. в Новгородской епархии был произведен ремонт Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери, Хутынского в честь Преображения Господня и старорусского Спасского монастырей, в последних сделаны «пристройки»; введено общежитие в Отенском монастыре, прибавлены 13 монашеских вакансий в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мужском монастыре, началось дело о перемещении Боровичского духовного уч-ща из одноименного Свято-Духова монастыря; в 1825 г. в ознаменование исторического значения Андреевского собора в аракчеевском имении Грузино на месте установления (по легенде) жезла ап. Андрея Первозванного было предписано служить при открытых царских вратах до причастного стиха; в Сыркове в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женском монастыре добавлено 5 вакансий; в 1826-1829 гг. построена каменная 3-престольная Введенская ц. в дер. Наволок Валдайского у. (ныне руинирована); в 1827 г. назначен денежный оклад Филипповой Ирапской во имя Святой Троицы мужской пустыни; в Юрьевом мон-ре введен общежительный устав, к нему присоединена в качестве скита Богородице-Рождественская ц. бывш. Перынского мон-ря; в 1829 г. отремонтированы Преображенская и Васильевско-Никольская (утрачена) соборные церкви Белозерска; в 1830 г. учреждено 17 новых больничных вакансий в Юрьевом мон-ре; окончено возведение старорусского Воскресенского собора; старорусский Преображенский мон-рь причислен ко 2-му классу; в 1832 г. на средства Орловой-Чесменской возобновлен новгородский Софийский собор; в 1834 г. в Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре строился 2-этажный корпус; отремонтирован Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь; в с. Званка домовая церковь обращена в приходскую. Значительно возрос свечной доход (напр., по Новгородской епархии в 1830-1831 - от 11 530 до 27,8 тыс. р.), к-рый поступал в Комиссию духовных уч-щ.

В 1822-1828 гг. в производстве было дело об учреждении самостоятельной Олонецкой епархии, выделяемой из Новгородской. С. поддерживал эту идею, а также планы по возобновлению размещения епархиального управления и приходского уч-ща в Александровом Свирском в честь Святой Троицы мужском монастыре. Олонецкая епархия была основана 21 апр. 1828 г. В 1827 г. С. освятил в честь Рождества Пресв. Богородицы собор Палеостровского мон-ря Олонецкой губ. (ныне руины).

Деятельность С. была отмечена мн. наградами империи, включая ордена св. Анны 1-й степени (15 сент. 1801), св. Александра Невского (1816), св. Андрея Первозванного (21 апр. 1823) и алмазные знаки к нему «за подвиг самоотвержения во время свирепствовавшей холеры» (1831), св. Владимира 1-й степени, Большого креста (30 мая 1835). Также митрополит был награжден алмазным крестом для ношения на клобуке (1817), панагией, украшенной бриллиантами, за «бестрепетное увещание дерзких мятежников» 25 дек. 1825 г. и посохом, украшенным алмазами (26 марта 1839). Почетный член Российской АН по Отделению рус. языка и словесности (21 нояб. 1841).

С. по-разному оценивали современники. В отличие от своего предшественника митр. Михаила (Десницкого) С., по характеристике И. А. Чистовича, «не имел ни тех дарований, ни той впечатлительности, ни той горячности к просвещению» (Чистович. 1894. С. 116). С. М. Соловьёв считал, что его назначение в столице обусловлено тем, что «правительство боится архиереев даровитых и любит смиренные посредственности. Но Серафим, не отличаясь ничем хорошим, не отличался, по крайней мере, ничем дурным, был добрый, очень сносный архиерей» (Соловьёв. 1915. С. 14). Все члены Синода каждое воскресенье после вечерни собирались к С. на чай для неофиц. обсуждения церковных дел до заседания Синода. На этих предварительных совещаниях подготавливалась единодушная резолюция, к-рую представляли затем обер-прокурору на офиц. заседании. Н. В. Сушков отмечал, что «не остался он в памяти народной», редко беседовал с паствой и «вовсе не слыл проповедником», не имел «ни пламенных почитателей, ни завистливых недругов. Мистическое воспитание как бы не оставило своих следов на Серафиме» (Сушков. 1867). Но Голицын, с которым у С. был серьезный конфликт, отзывался о нем с уважением. По словам историка свящ. Михаила Морошкина, «Серафим имел ум светлый, ясный, дальновидный, но вместе, несмотря на казавшуюся его простоту, и весьма хитрый. Светлым периодом в его жизни было время управления Московской митрополиею» (Мат-лы для истории. 1902. С. 20). По воспоминаниям И. М. Снегирёва, С. был начитан и хорошо владел рус. языком, отличался великодушием и вниманием к подчиненным, «умением выжидать благоприятные обстоятельства» (Из бумаг Д. Н. Бантыш-Каменского. 1904. С. 660-661), а также своеобразием поведения. Он одевался обычно в 3 зипуна или полукафтана. В его комнатах свободно летали канарейки, пение которых он любил.

26 июля 1836 г. по рекомендации С. назначение на пост обер-прокурора получил гр. Протасов, при к-ром роль обер-прокуратуры в церковном управлении резко возросла в сравнении с мягким, почитавшим С. кн. П. С. Мещерским (до 2 апр. 1833) и казавшимся С. слишком «либеральным» С. Д. Нечаевым (до 25 июня 1836). В 1836 г. были учреждены канцелярия обер-прокурора и хозяйственный комитет. Большее внимание стало уделяться обеспечению приходского духовенства, но Протасов относился с предубеждением к архиереям. Последние 5 лет жизни С. был мало способен заниматься епархиальными делами. 13 нояб. 1837 г. он писал архиеп. Парфению (Черткову-Васильеву), с которым с 1821 г. состоял в дружеской переписке: «Здоровье мое слабо и плохо. Но я уже стар, а старость сама по себе уже есть болезнь» (Письма разных лиц. 1899. С. 193). 11 авг. 1839 г. в приемном зале митрополичьего корпуса крестьянин-беспоповец, фанатик П. Лямс с криком: «Еретик, сын антихриста!» ударил архиерея (тот простил его). Несмотря на немощи, 5 дек. 1840 г. С. совершил миропомазание невесты наследника, будущей имп. Марии Александровны, 6 дек.- ее обручение с цесаревичем Александром Николаевичем (хотя она желала, чтобы обряды совершил свт. Филарет). По словам архиеп. Никанора (Бровковича), С. в последние годы жизни «не обладал ясностью ума (сдетинился)», нигде не бывал, кроме своей лаврской резиденции, «доступ к нему был почти невозможен», «в самых крайних случаях его выводили под руки в… балахоне… и с большим зеленым козырьком на совершенно почти закрытых, выцветших, болезненных глазах». Управляли епархией викарные еп. Венедикт (Григорович), опытный в каноническом праве и делопроизводстве, которому 12 авг. 1839 г. с высочайшего соизволения была дана инструкция по его деятельности и в ведение которого передана С.-Петербургская консистория, и еп. Феодотий (Озеров). 14 апр. 1841 г., по словам архиеп. Никанора (Бровковича), «при посредстве дряхлейшего душевными силами» С. ректором СПбДА был определен в то время ближайший сподвижник Протасова в деле реформ духовно-учебного ведомства архим. Афанасий (Дроздов; с 1842 епископ).

В 1841-1842 гг., чувствуя приближение смерти, С. сделал значительные пожертвования в церкви, монастыри и семинарии разных епархий: Минской - 571 р. 42 к., Новгородской - 2142 р. 85 к., С.-Петербургской - 2142 р. 85 к., Калужской - 4499 р. 89 к. и др. Наперсный топазовый, усыпанный бриллиантами крест, полученный в дар от вел. кн. Михаила Павловича, С. завещал тверскому кафедральному собору. В похоронах С. принимали участие митр. Иона (Василевский (Васильевский)), архиепископы Иосиф (Семашко), Никанор (Клементьевский) и др. иерархи. Прощание с владыкой происходило в зале митрополичьего дома и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, отпевание - в лаврской Свято-Духовской ц. В ней С. был погребен перед местной иконой «Сошествие Св. Духа». Храм закрыт и разорен в 1936 г. Золоченая бронзовая надгробная доска с изображением сияния, митры, венка и свитков и с эпитафией (мастер И. Е. Шумилов, 1843) в 1937 г. перенесена в Благовещенскую ц.-музей.

Соч.: Исследование доказательств бытия Божия. М., 1789; Речь государю имп. и самодержцу Всероссийскому Александру I, по высочайшем его величества прибытии в царствующий град Москву. М., 1820; Речь, произн. в годичном ген. собрании Моск. отд. РБО. М., 1820; Слово, говоренное в Петропавловском соборе. СПб., 1821; Грамота…, данная Грузинскому собору св. ап. Андрея Первозванного, в 26 день марта 1825 г., с принадлежащею к оной грамоте перепискою. СПб., 1825; Речь ЕИВ государю имп. Николаю Павловичу, самодержцу Всероссийскому, по совершении священнейшего коронования в Успенском соборе. СПб., 1826; Пастырское увещание по случаю холеры. СПб., 1831.
Ист.: Записка о крамолах врагов России / Публ.: свящ. М. Я. Морошкин, А. А. Павлов // РА. 1868. № 9. Стб. 1329-1391; К истории Библейских об-в в России: [Письма митр. Серафима к имп. Александру, гр. А. А. Аракчееву / Публ.: свящ. М. М. Морошкин] // Там же. № 6. Стб. 940-951; Бунт военных поселян в 1831 г. / Публ.: свящ. М. Я. Морошкин // РС. 1870. Т. 1. № 3. С. 275-289; Рус. писатели XIX в.: Ф. Ф. Вигель / Публ.: свящ. М. Я. Морошкин // Там же. № 6. С. 574-578; Никодим (Казанцев), еп. О Филарете, митр. Московском, моя память. М., 1877; Два письма гр. Н. А. Протасову // РА. 1878. № 12. С. 522-524; Свящ. Феодосий Левицкий в заточении в Коневском мон-ре в 1824-1827 гг. // РС. 1885. Т. 45. № 1. С. 119-126; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1885-1888. 5 т.; Автобиография юрьевского архим. Фотия // РС. 1895. Т. 84. № 11. С. 207-236; Письма разных лиц к преосв. Парфению, архиеп. Воронежскому / Публ.: И. Н. Корсунский // РА. 1899. Кн. 2. № 6. С. 187-193, 207; Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету. СПб., 1900; Мат-лы для истории правосл. Церкви в царствование имп. Николая I / Сост.: свящ. М. Я. Морошкин, Н. Ф. Дубровин. СПб., 1902. (СбРИО; Т. 113. Ч. 1); Из бумаг Д. Н. Бантыш-Каменского: (Письма к нему разных лиц) // РС. 1904. Т. 119. № 9. С. 659-663; Митр. Серафим на Сенатской пл. 14 дек. 1825 г.: [Из зап. диак. Прохора Иванова] / Публ.: А. А. Алфеев // ИВ. 1905. № 1. С. 166-172; Из записок преосв. Леонида // РА. 1905. № 8. С. 597-598; Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь. Од., 1913. Т. 1. С. 29, 105-108.
Лит.: Очерк жизни Михаила, митр. С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского. М., 1857; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 152-156; Ельчанинов Н. М. Список архиереям Смоленской епархии, с кр. очерком характера и деятельности их, с замечаниями нек-рых ист. событий, в Смоленске при них случившихся // Пам. книжка Смоленской губ. на 1863 г. Смоленск, 1863. Ч. 2. [Отд.] 2. С. 21-49; Сушков Н. В. Три митрополита: Амвросий, Михаил и Серафим. М., 1867; он же. Записки о жизни и времени свт. Филарета, митр. Московского. М., 1868; Розанов Н. П. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода: (1721-1821). М., 1869-1870. Ч. 1-2; М. М. Петр Лямс // РС. 1875. Т. 14. № 9. С. 204-209; Высокопреосв. митр. Серафим // Ист.-стат. сведения о СПб. епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 32-45; Стоюнин В. Я. А. С. Шишков. СПб., 1889; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии: 1793-1832. СПб., 1893. С. 514-544; он же. Кр. ист. очерк 100-летия Минской епархии: (1793 - 13 апр. 1893). Мн., 1893. С. 53-56; он же. Рус. Церковь в XIX в. СПб., 1901. С. 63-67, 132-133; он же. Серафим // РБС. Т. [18:] Сабанеева - Смыслов. СПб., 1904. С. 344-346; он же. Св.-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 2001. Т. 2. С. 281-300; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего ст. СПб., 1894. С. 116-117, 212-242, 259-260, 269, 293-294; он же. История перевода Библии на рус. яз. СПб., 18992; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новг., 1897. С. 161-171; Четыркин Ф. В. Митр. Серафим (Глаголевский) // Он же. Минувшие судьбы Петербургского края: (По поводу 200-летия С.-Петербурга). СПб., 1903. С. 122-132; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 11, 12; Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов. К., 1915. Ч. 1; Соловьёв С. М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других. Пг., 1915. С. 13-14; Кондаков Ю. Е. Духовно-религ. политика Александра I и рус. правосл. оппозиция: (1801-1825). СПб., 1998; он же. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000; он же. Либеральное и консервативное направления в религ. движениях в России 1-й четв. XIX в. СПб., 2005; Пыпин А. Н. Религ. движения при Александре I. СПб., 2000; Рус. консерватизм XIX ст.: Идеология и практика. М., 2000; Страхова Я. А. Митр. Михаил (Десницкий), митр. Серафим (Глаголевский) // София. Вел. Новг., 2001. № 3. С. 35-38; Филарет (Дроздов), свт. Избр. труды, письма, воспоминания. М., 2003;
Мануил (Лемешевский), митр. Рус. правосл. иерархи. М., 2003. Т. 2. С. 564-568; Глазева А. С. Серафим (Глаголевский), митр. С.-Петербургский и Новгородский и его роль в религ. политике Александра I и Николая I // Консерватизм в России и Зап. Европе. Воронеж, 2005. С. 52-67; она же. Серафим (Глаголевский), митр. С.-Петербургский и Новгородский: Служение и деятельность // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: История. 2010. Вып. 1. С. 68-77; Берташ А., свящ., Фирсов С. Л. Серафим (Глаголевский) // Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2008. Т. 2. Кн. 6; Тальберг Н. Д. История Рус. Церкви. М., 2008; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2010; Минаков А. Ю. Рус. консерватизм в 1-й четв. XIX в. Воронеж, 2011; Рункевич С. Г., Берташ А., свящ, Шкаровский М. В. Св.-Троицкая Александро-Невская лавра, 1713-2013. СПб., 2013. Т. 2; Тоболова М. П. Митр. Серафим (Глаголевский) (1763-1843) - выпускник Калужской семинарии при Св.-Лаврентьевом мон-ре // Богословско-ист. сб. / Калужская ДС. 2017. Вып. 9. С. 132-140.
Прот. Александр Берташ

Иконография

Известно сравнительно много живописных и графических портретов С. (в т. ч. подписных). К периоду его пребывания в Вятке (ныне Киров) относится изображение, входившее в портретную галерею Вятских архиереев (см., напр.: Портреты Вятских епархиальных преосвященных с 1658 по 1914 г. // Тр. Вятской УАК. Вятка, 1914. Вып. 2/3. Отд. 2. [Л. 7.] Ил.; в 30-х гг. XX в. портреты поступили из кафедрального собора в собрание Кировского областного краеведческого музея). С. молод, с длинными темными волосами и небольшой редкой бородой; он представлен по пояс вполоборота влево в архиерейской мантии и клобуке, с панагией и орденом св. Анны на груди, в левой руке - свиток. Ранний портрет С. имеется также на картине «Изображение архиереев Тверской епархии, учрежденной в 1271 году» посл. четв. XVIII в. с дополнениями до 70-х гг. XIX в. (ТОКГ; происходит из кафедрального собора Твери).

Основная группа сохранившихся изображений относится ко времени служения С. в сане митрополита в Москве и С.-Петербурге. По сведениям Д. А. Ровинского, большой портрет С. хранился у имп. Николая I и после смерти иерарха был передан в Синод (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 3. Стб. 1908). Наиболее значительным произведением является поясной портрет работы А. Г. Варнека (между 1821 и 1823, ГЭ), выполненный после назначения С. на столичную кафедру, но до награждения его орденом ап. Андрея Первозванного. Владыка запечатлен сидящим в кресле, обращен влево, на нем коричневая бархатная ряса с фиолетовым оттенком и белый клобук с крестом, на груди панагия с погрудным образом Богоматери (со склоненной головой, на синем фоне, встречается на мн. портретах), знак и звезда ордена блгв. вел. кн. Александра Невского и наградной крест в память войны 1812 г. У С. широкое, немного одутловатое лицо с характерными мелкими чертами (короткий нос, опущенные внешние уголки глаз под нависшими веками), редкие волнистые русые волосы и небольшая борода с легкой проседью. Иконография этого портрета воспроизводилась затем др. художниками, с добавлением наград: так, на портрете 1825 г. (НГОМЗ) написаны орден ап. Андрея Первозванного и крест с алмазами, черты лица слегка утрированы, седины в волосах больше, борода на конце раздваивается. Погрудный вариант этого портрета - копия с более раннего оригинала (добавлены алмазные знаки к ордену ап. Андрея), исполнен худож. Я. Ф. Гревизирским в 3-й четв. XIX в. (ГМИР; см.: Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 424). Таков же рисунок деталей на литографии 1828 г. А. Ежова (ГИМ; на листе дописана дата кончины митрополита).

К отдельным иконографическим вариантам (С. изображен в том же облачении) относятся живописный портрет письма И. Мокеева (30-40-е гг. XIX в., из древлехранилища Александро-Невской лавры, ГЭ; на митрополите синяя ряса и клобук, орден ап. Андрея Первозванного с алмазными знаками (1831); см.: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 863); во многом идентичный ему камерный портрет того же времени (левой рукой владыка перебирает четки) из собрания Нововалаамского мон-ря в Финляндии (поступил в Валаамский мон-рь в 1864, по описям считается изображением митр. Григория (Постникова)); акварельный портрет С. в овале (2-я четв. XIX в., возможно, создан Н. Д. Шпревичем, ИАХМНИ); погрудный портрет митрополита 1-й пол. XIX в. (Устюженский краеведческий музей; считается портретом митр. Гавриила (Петрова)).

Др. тип изображения С. представлен портретом, выполненным между 1819 и 1823 гг. (из собрания М. Н. Ермоловой, ГИМ; см.: Искусство Церкви: Фак. церк. художеств ПСТГУ, 1992-2007. М., 2007. С. 240-241; Обитель прп. Сергия / ГИМ. М., 2014. С. 237. Кат. 249). Митрополит показан вполоборота вправо, по пояс, в богослужебном облачении - рясе, архиерейской мантии (с красными скрижалями) и клобуке с крестом, с 2 орденами (блгв. кн. Александра Невского и св. Анны) на груди, правая рука в именословном благословении, в левой - жезл с сулком. В ГИМ хранятся 2 близких по иконографии портрета, поступившие из Музея Старой Москвы. Подобный портрет времени служения С. в Москве находится в Тронном зале Митрополичьих (Патриарших) покоев Троице-Сергиевой лавры (С. облачен в мантию священноархимандрита лавры, с образами преподобных Сергия и Никона Радонежских на скрижалях), воспроизводился в изданиях (Рус. портреты XVIII и XIX ст. / Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1909. Т. 5. Вып. 3/4. № 213; экземпляры фототипии, сделанной с портрета, принадлежавшего свящ. Н. М. Миловскому в Москве, есть в МГОМЗ, Гос. музее Л. Н. Толстого и др.), на фотографиях (К. А. Фишер, ГИМ). Повторения этого изображения (в т. ч. в мантии с образами преподобных) встречаются на эстампах, напр. на гравюре пунктиром 1-й четв. XIX в. работы А. Афанасьева (судя по сану и наградам, создана между 1819 и 1823, ГМИИ, РГБ; экземпляр с раскраской - ЦАК МДА), на литографии 1-й четв. XIX в. (ГМИИ; на скрижалях мантии С. кресты). Др. вариант такого извода: живописный портрет с зеркальным поворотом влево, на С. орден ап. Андрея Первозванного без алмазных знаков и наградной крест, на мантии светлые скрижали с крестами, на сулке - вензель «СМ» (после 1823, ЦАК МДА). Существуют совр. портреты С. (напр., работа 2011 г. худож. А. Г. Крейдун).

Сохранилась бронзовая позолоченная надгробная доска С. с чеканными архиерейскими регалиями, без портрета (1843, мастер И. Шумилов, Гос. музей городской скульптуры, С.-Петербург; см.: Госкаталог РФ. № 3129705).

Ист.: Госкаталог РФ. № 1983115, 4196358, 4711017, 5009724, 5012169, 5013125, 5349905, 5376618, 15980475, 17305426, 17637225, 18961392, 19189432, 24319366.
Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 854; он же. Словарь граверов. Т. 1. Стб. 40; Рус. живопись XIX в.: Кат. колл. / ГЭ; сост. Ю. Ю. Гудыменко. СПб., 2017. С. 103, 265. Кат. 119, 355.
Я. Э. Зеленина
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757 (менее вероятно - 1.09.1763) - 1843), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, церковно-общественный деятель
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский