Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕННУФИЙ
62, С. 443 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕННУФИЙ

[Синуфий; греч. Σεννούφιος], прп. Кесарийский (пам. греч. 25 марта), Знаменосец. Память С. встречается под 25 марта в некоторых греч. стишных синаксарях, однако без сказания - сообщается только, что он скончался «в мире». Из двустишия, помещенного под этой датой, можно сделать вывод, что при жизни С. совершал великие знамения (σημεῖα), за что и был назван Знаменосцем (Σημειοφόρος).

Совр. греч. исследователями обычно отождествляется С. с неким подвижником по имени Сеннуфий (см., напр.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 420-421; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 7. Σ. 253), о к-ром повествует «Душеполезное сказание о богомужнем образе Господа нашего Иисуса Христа, явленном в фессалоникийском монастыре Латомон» (изд.: Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв. СПб., 1909. С. 102-113. (ЗИФФ; 95); рус. пер. и вступ.: Сказание о Нерукотворном образе Христа в мон-ре Латому / Предисл., коммент., пер.: А. М. Крюков // Реликвии в Византии и др. Руси / Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 313-317), составленное не позднее 1307 г. Согласно сказанию, мон. Сеннуфий жил во времена правления имп. Льва V (813-820) и подвизался на Нитрийской горе (совр. Египет). Он имел желание узнать, в каком образе Христос явится во время Второго пришествия. Вскоре после кончины императора-иконоборца Сеннуфий имел видение: Господь повелел ему отправиться в Латомский мон-рь в Фессалонике, чтобы там увидеть желаемое. Прибыв в мон-рь и проведя там полгода, старец ничего не обрел и вернулся в Египет. Там ему вновь было видение и призыв снова отправиться в Фессалонику. Сеннуфий жил в Латомской обители и принимал участие в богослужениях наравне с братией мон-ря. Однажды во время богослужения поднялась такая буря, что сотрясался весь храм. Кусок штукатурки отпал от стены, и открылось чудесное мозаичное изображение Спасителя, грядущего на облаках небесных во время Второго пришествия. Глядя на икону, Сеннуфий прославил Бога и в молитве скончался. На том же месте он и был погребен.

Несмотря на сомнительность сообщения о происхождении С. с Нитрийской горы, на к-рой к IX в. не сохранилось центров правосл. монашества, в целом достоверность мн. элементов рассказа подтверждается данными археологии: и мозаичный образ Спасителя (V-VI вв., сохр. практически неповрежденным), и даже монашеское погребение перед ним были обнаружены исследователями в ходе реставрационных работ в Латомском мон-ре (мон-ре св. Давида) в 1927 г. (подробнее см.: Grumel V. La mosaïque du «Dieu Sauveur» au monastère du «Latome» à Salonique (découverte en août 1927) // EO. 1930. T. 29. N 158. P. 157-175). Если принять отождествление старца Сеннуфия из сказания с С., прозвище Σημειοφόρος следует связывать со «знамением» чудесного явления образа Спасителя.

В то же время подвижник, о к-ром повествуется в рассказе о чудесном образе Спасителя, является не единственным Сеннуфием в грекоязычной агиографической лит-ре. В составе Жития святых бессребреников Кира и Иоанна, составленного прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 471), сохранилось повествование о том, как имп. Феодосий II (408-450), узнав о подвижнической жизни некоего егип. старца Сеннуфия, через посредничество архиеп. Феофила I Александрийского просил его о благословении на военный поход. Подвижник отказался прийти в К-поль, но передал императору свои рясу и жезл, к-рые тот нес с собой в походе и одержал победу над врагом. Прп. Симеон сообщает, что в память об этом в Александрии было установлено изваяние императора в одеянии Сеннуфия, возле которого ежегодно совершались празднования (PG. 114. Col. 1245-1248). Память этого старца Сеннуфия была включена иером. Макарием Симонопетритом в его «Новый Синаксарист» под 28 июня (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 10. Σ. 329).

С этим Сеннуфием отождествляет С. архиеп. Сергий (Спасский) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 85); допускает его тождество с С. и иером. Макарий Симонопетрит (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 10. Σ. 329), хотя в ином месте он соотносит С. с Сеннуфием из сказания об образе Спасителя в Латомском мон-ре (Ibid. Τ. 7. Σ. 253). Прозвище Σημειοφόρος в случае отождествления С. с Сеннуфием из сказания об имп. Феодосии II следует интерпретировать как указание на чудесную помощь в войне.

Следует отметить, что Сеннуфий, о к-ром говорит сказание о помощи имп. Феодосию II, вероятно, может быть соотнесен с жившим во времена этого императора знаменитым егип. подвижником Шенуте Атрипским (см. в ст. Шенуте); на это указывают созвучие их имен, общность места подвига и близость Сеннуфия из сказания к архиеп. Феофилу (Шенуте был соработником Феофила в борьбе с оригенизмом). Т. о., если принять версию о его тождестве с С., это будет означать, что под 25 марта совершается память Шенуте. В то же время в жизнеописаниях самого Шенуте не нашли отражения события, о к-рых повествуется в данном сказании.

В совр. месяцеслове РПЦ память С. отсутствует, хотя сказание о чудесной помощи имп. Феодосию старцем Сеннуфием сохранено свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, в составе Жития святых Кира и Иоанна.

Ист.: Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 4. Л. 200 об.; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 136.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Сеннуфий [Синуфий], Знаменосец, преподобный Кесарийский (пам. греч. 25 марта)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)