[Синуфий; греч. Σεννούφιος], прп. Кесарийский (пам. греч. 25 марта), Знаменосец. Память С. встречается под 25 марта в некоторых греч. стишных синаксарях, однако без сказания - сообщается только, что он скончался «в мире». Из двустишия, помещенного под этой датой, можно сделать вывод, что при жизни С. совершал великие знамения (σημεῖα), за что и был назван Знаменосцем (Σημειοφόρος).
Совр. греч. исследователями обычно отождествляется С. с неким подвижником по имени Сеннуфий (см., напр.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 420-421; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 7. Σ. 253), о к-ром повествует «Душеполезное сказание о богомужнем образе Господа нашего Иисуса Христа, явленном в фессалоникийском монастыре Латомон» (изд.: Пападопуло-Керамевс А. И. Varia graeca sacra: Сб. греч. неизд. богосл. текстов IV-XV вв. СПб., 1909. С. 102-113. (ЗИФФ; 95); рус. пер. и вступ.: Сказание о Нерукотворном образе Христа в мон-ре Латому / Предисл., коммент., пер.: А. М. Крюков // Реликвии в Византии и др. Руси / Ред.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 313-317), составленное не позднее 1307 г. Согласно сказанию, мон. Сеннуфий жил во времена правления имп. Льва V (813-820) и подвизался на Нитрийской горе (совр. Египет). Он имел желание узнать, в каком образе Христос явится во время Второго пришествия. Вскоре после кончины императора-иконоборца Сеннуфий имел видение: Господь повелел ему отправиться в Латомский мон-рь в Фессалонике, чтобы там увидеть желаемое. Прибыв в мон-рь и проведя там полгода, старец ничего не обрел и вернулся в Египет. Там ему вновь было видение и призыв снова отправиться в Фессалонику. Сеннуфий жил в Латомской обители и принимал участие в богослужениях наравне с братией мон-ря. Однажды во время богослужения поднялась такая буря, что сотрясался весь храм. Кусок штукатурки отпал от стены, и открылось чудесное мозаичное изображение Спасителя, грядущего на облаках небесных во время Второго пришествия. Глядя на икону, Сеннуфий прославил Бога и в молитве скончался. На том же месте он и был погребен.
Несмотря на сомнительность сообщения о происхождении С. с Нитрийской горы, на к-рой к IX в. не сохранилось центров правосл. монашества, в целом достоверность мн. элементов рассказа подтверждается данными археологии: и мозаичный образ Спасителя (V-VI вв., сохр. практически неповрежденным), и даже монашеское погребение перед ним были обнаружены исследователями в ходе реставрационных работ в Латомском мон-ре (мон-ре св. Давида) в 1927 г. (подробнее см.: Grumel V. La mosaïque du «Dieu Sauveur» au monastère du «Latome» à Salonique (découverte en août 1927) // EO. 1930. T. 29. N 158. P. 157-175). Если принять отождествление старца Сеннуфия из сказания с С., прозвище Σημειοφόρος следует связывать со «знамением» чудесного явления образа Спасителя.
В то же время подвижник, о к-ром повествуется в рассказе о чудесном образе Спасителя, является не единственным Сеннуфием в грекоязычной агиографической лит-ре. В составе Жития святых бессребреников Кира и Иоанна, составленного прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 471), сохранилось повествование о том, как имп. Феодосий II (408-450), узнав о подвижнической жизни некоего егип. старца Сеннуфия, через посредничество архиеп. Феофила I Александрийского просил его о благословении на военный поход. Подвижник отказался прийти в К-поль, но передал императору свои рясу и жезл, к-рые тот нес с собой в походе и одержал победу над врагом. Прп. Симеон сообщает, что в память об этом в Александрии было установлено изваяние императора в одеянии Сеннуфия, возле которого ежегодно совершались празднования (PG. 114. Col. 1245-1248). Память этого старца Сеннуфия была включена иером. Макарием Симонопетритом в его «Новый Синаксарист» под 28 июня (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 10. Σ. 329).
С этим Сеннуфием отождествляет С. архиеп. Сергий (Спасский) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 85); допускает его тождество с С. и иером. Макарий Симонопетрит (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 10. Σ. 329), хотя в ином месте он соотносит С. с Сеннуфием из сказания об образе Спасителя в Латомском мон-ре (Ibid. Τ. 7. Σ. 253). Прозвище Σημειοφόρος в случае отождествления С. с Сеннуфием из сказания об имп. Феодосии II следует интерпретировать как указание на чудесную помощь в войне.
Следует отметить, что Сеннуфий, о к-ром говорит сказание о помощи имп. Феодосию II, вероятно, может быть соотнесен с жившим во времена этого императора знаменитым егип. подвижником Шенуте Атрипским (см. в ст. Шенуте); на это указывают созвучие их имен, общность места подвига и близость Сеннуфия из сказания к архиеп. Феофилу (Шенуте был соработником Феофила в борьбе с оригенизмом). Т. о., если принять версию о его тождестве с С., это будет означать, что под 25 марта совершается память Шенуте. В то же время в жизнеописаниях самого Шенуте не нашли отражения события, о к-рых повествуется в данном сказании.
В совр. месяцеслове РПЦ память С. отсутствует, хотя сказание о чудесной помощи имп. Феодосию старцем Сеннуфием сохранено свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, в составе Жития святых Кира и Иоанна.