(Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии), в г. Семей, Казахстан. Уменьшенная копия Абалацкой иконы «Знамение», написанная, как и сам Абалацкий образ, протодиак. тобольского Софийского собора Матфеем Мартыновым, была доставлена в Семипалатинскую крепость (ныне г. Семей) на Иртыше в 1719 г. военно-исследовательским отрядом ген.-майора И. М. Лихарева вскоре после создания крепости. Согласно преданию, достигнув Абалака (ныне село Тобольского р-на Тюменской обл.), благочестивый генерал, направлявшийся с отрядом в верховья Иртыша, просил местное духовенство совершить напутственный молебен и принести на его суда чтимую копию местной чудотворной иконы, к-рая была написана для совершения крестных ходов и принесения в дальние населенные пункты. Образ был установлен на одном из судов. Во время чтения священником евангельского зачала от Луки «Воставши Мариам, иде в горняя» «все суда Лихарева невидимою всемогущею силою Божиею снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу… отличающемуся очень быстрым течением» (Голошубин. 1914. С. 350). Водительством небесной Одигитрии суда Лихарева причалили к Семипалатинской крепости, отстоящей от Абалака на 1288 верст по сухопутному тракту, водным же путем - и более того, и далее не двигались с места, какие бы усилия ни прилагали люди, чтобы отчалить от берега. Пресв. Богородице угодно было, чтобы Ее пречистый образ остался в Семипалатинске и освящал своим присутствием здешние места и их жителей. Прибывшая в крепость икона была поставлена в местном Антониево-Феодосиевском храме.
Вскоре от иконы было явлено еще одно чудо. Холодной зимней ночью 1740 г. чудотворный образ исчез из храма и был обретен лишь после долгих поисков в 2 верстах от крепости ниже по течению Иртыша, в диком месте. Икона была найдена висящей на сучке дерева, из-под корня к-рого бил источник чистой воды. Перед св. образом горела свеча. Матери Божией было угодно, чтобы Ее икону обрел местный житель - мусульманин, по разным источникам татарин или казах. Отправившись в лес за дровами, он проработал до темноты и, возвращаясь, потерял дорогу. Осознав, что заблудился и может погибнуть, этот человек упал на колени и стал молиться Богу по мусульм. обычаю. Вдруг он увидел вдали огонек, направившись в сторону к-рого обнаружил икону и источник. Благодаря этому явлению он смог найти тропу, вернулся домой и рассказал о происшедшем с ним настоятелю крепостной церкви. Святыня была возвращена в храм, а источник получил название Святой Ключ.
Впосл. Святой Ключ прославился благодатными целебными свойствами воды. Автор справочной книги Омской епархии так писал о Святом Ключе: «...вода в Ключе замечательно чистая, прозрачная, летом весьма холодная, а зимою теплая. В весеннее и летнее время, начиная с мая месяца и в течение всего июня, сюда заходят и заезжают многие (в иной день человек по 100) из идущих и едущих в Семипалатинск и из Семипалатинска; в особенности же те из них, кои посещают означенный город с целью поклониться святой многочтимой Семипалатинско-Абалацкой иконе Божией Матери. Помолившись на месте чудесного явления святой иконы, богомольцы пьют воду из Святого Ключа, а многие берут ее несколько с собой для благоговейного употребления в случае немощей телесных» (Голошубин. 1914. С. 352).
В 1782 г. крепость получила статус уездного города. Чудотворная икона была перенесена в воздвигаемый Знаменский собор, где ее установили в нижнем ряду иконостаса главного придела, слева от царских врат. Семипалатинско-Абалацкая икона стала главной святыней уезда, а впосл.- всей Семипалатинской обл. От чтимого образа происходили многочисленные исцеления. Чтобы почтить Божию Матерь, приложиться к Ее чудотворной иконе и получить благодатное утешение, в Знаменский собор Семипалатинска стали стекаться паломники. Из города к Святому Ключу богомольцы ходили крестным ходом, нося с собой чудотворную икону.
В 40-х гг. XIX в. военным чиновником Свидерским с благословения архиеп. Тобольского Георгия (Ящуржинского) в благодарность за исцеление над Святым Ключом была построена деревянная сень-часовня. В 1870 г. купец Ф. П. Плещеев испросил у еп. Томского Платона (Троепольского) благословение на строительство рядом со Святым Ключом каменной часовни с алтарем. С тех пор семипалатинское духовенство в теплое время года регулярно служило в храме-часовне Божественную литургию. Однако при строительстве не был учтен характер грунта, и во избежание разрушения каменную часовню вскоре пришлось разобрать. На ее месте воздвигли деревянный храм большего размера. В 1885 г. павлодарский купец А. И. Деров построил на месте сгоревшей сени над Святым Ключом деревянную часовню. Тогда же рядом появились сторожка и деревянные гостевые дома.
Решением омского епархиального начальства в 1902 г. Святой Ключ со всеми постройками был передан Киргизской духовной миссии, которой тогда руководил архим. Владимир (Тихоницкий). Киргизская миссия была открыта в Семипалатинской обл. постановлением Синода в 1881 г. как подразделение Алтайской миссии, а с 31 янв. 1895 г. стала самостоятельной. В 1911 г. начальник миссии архим. Киприан (Комаровский) был рукоположен во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. Семипалатинское вик-ство имело относительную независимость от Омской духовной консистории, независимой от омского начальства стала и Киргизская миссия.
При миссии, располагавшейся в Заречной слободе Семипалатинска, существовала небольшая жен. община, до 30 вдов и девиц, желавших иноческого жития. В 1902 г. сестры переселились на Святой Ключ. Основу общины, которую возглавила мон. Синодия, составили сестры Свято-Богородицкого Леснинского Седлецкого мон-ря. Началось активное строительство зданий буд. обители. На средства купца Плещеева к Знаменской ц. были пристроены приделы во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, и вмч. Феодора Тирона. Здание храма подняли в высоту. Были возведены корпус для сестер, дом священника, рукодельная мастерская, просфорня, странноприимный дом и др. постройки. Офиц. утверждение община получила в 1906 г., когда вышло определение Синода о создании миссионерской жен. Знаменской общины.
До 1910 г. общину на Святом Ключе возглавляла мон. Агния. 18 дек. 1910 г. была принята на служение в Омскую епархию и назначена исполнять обязанности настоятельницы общины мон. Екатерина (Иванюк), ранее подвизавшаяся в Красностокском монастыре Гродненской епархии. Служил при общине свящ. Константин Филиппов.
23 февр. 1912 г. вышло определение Синода о преобразовании находящейся близ пос. Старо-Семипалатинский миссионерской жен. общины в мон-рь с таким числом сестер, какое она будет в состоянии содержать на собственные средства. Новая обитель получила название Миссионерский Знаменский жен. мон-рь. 7 апр. 1912 г. Синодом игум. Екатерина утверждена в должности настоятельницы.
Насельницы содержали хозяйство, благоукрашали окрестности Святого Ключа. Монастырь арендовал поля, где сестры сеяли хлеб. Действовали мастерские: живописная, ткацкая, сапожная, переплетная и столярная, в которых трудились сестры. При обители были организованы приют для девочек и школа. В монастыре проживали также новокрещеные киргизки (казашки). В судоходный период почти ежедневно напротив обители останавливались суда с богомольцами. Планировалось строительство пристани.
Вскоре после революции Киргизская духовная миссия была упразднена. Одним из последних священников жен. мон-ря в составе миссии был Иоанн Клепацкий. Известны также имена священников, служивших до него: иереи Михаил Котлов и Василий Байгонаков. Обитель просуществовала до 1921 г., когда советской властью было принято решение о ее закрытии. 18 апр. 1921 г. Губзем зарегистрировал бывш. монастырскую общину в качестве трудовой артели, к-рая просуществовала до весны 1922 г. Сестер выселили. Знаменский храм еще некоторое время продолжал действовать в качестве приходского, но вскоре был разобран на бревна. Чтимую в обители копию Семипалатинско-Абалацкой иконы передали в Воскресенский собор. Монастырские постройки отошли дому отдыха «Красный ключ».
До 1910 г. действовало «Знаменское попечительство по укреплению берега Иртыша против Святого Ключа», к-рое из-за отсутствия средств было закрыто. С того времени насельницы обители укрепляли берег собственноручно, предотвращая его размывание. Когда сестер выселили, некому стало следить за зыбким песчаным грунтом, поэтому здания бывш. обители, переданные дому отдыха, вскоре были признаны аварийными и заброшены.
Сестры поселились небольшими группами в Семипалатинске, продолжая исполнять монашеское правило и соблюдать устав разоренной обители. В 1937 г. по делу сщмч. Александра (Щукина), архиеп. Семипалатинского, была арестована игум. Екатерина. Ее приговорили к ссылке в Ср. Азию. Изгнанная матушка скончалась в нищете в Узбекистане. Мн. сестры также прошли исповеднический путь.
После возрождения в Семипалатинске религиозной жизни в Воскресенском храме в сер. 40-х гг. XX в. уцелевшие сестры Свято-Ключевской обители составили основу церковного хора. Они хранили и передавали прихожанам литургические традиции упраздненного монастыря. Не забывали семипалатинцы и Святой Ключ, совершали туда тайные паломничества.
В годы возрождения духовной жизни в Казахстане в Семипалатинске возобновилась и монашеская жен. община, являющаяся преемницей мон-ря на Святом Ключе.
Новая Абалацко-Знаменская Петропавловская обитель действует с 1997 г. в здании бывш. Киргизской миссии, к-рое в 1994 г. было передано гос-вом Алматинско-Семипалатинской епархии. Мон-рь является продолжателем и наследником традиций разрушенного в 30-х гг. Свято-Ключевского Знаменского жен. мон-ря.
В дек. 1998 г. был освящен престол верхнего храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Престол нижнего храма, в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалацкой, освящен в июне 2000 г. Оба престола освятил архиеп. Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов). Святыней мон-ря является икона Божией Матери «Знамение», Семипалатинско-Абалацкая. На территории мон-ря расположена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. Не утрачено и почитание Святого Ключа, куда регулярно приезжают паломники и где совершаются богослужения. В последние годы на источнике устроена купель и сооружена небольшая часовня-навес.