(Краснослободской и Темниковской епархии Мордовской митрополии), находится в с. Ст. Ковыляй Темниковского р-на Республики Мордовии. Основан в 1834-1842 гг. как жен. богадельня кнж. Надеждой Даниловной Бибарсовой (1777 - 7 авг. 1862), владелицей с. Ковыляй Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне Ст. Ковыляй). В юности большое влияние на нее оказало общение с крестной матерью, подругой родной матери, совладелицей Ковыляя, кнг. Евдокией Борисовной Кугушевой, в 60-80-х гг. XVIII в. часто посещавшей Дивеево, где проживала «под присмотром» прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой).
В 1826 г. по инициативе Бибарсовой на средства ее брата майора кн. Я. Д. Бибарсова († 1833) в Ковыляе была построена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами свт. Николая Чудотворца, прав. Симеона Богоприимца и прор. Анны. Храм возведен по типу «ротонда на четверике» по строгим канонам классицизма. Вытянутый план составляют квадрат храма, прямоугольник трапезной со скругленными углами и квадрат колокольни. 18 сент. 1826 г. его освятил бывш. еп. Пензенский и Саратовский Амвросий (Орнатский). При храме стали селиться «мирские черницы», была устроена небольшая больница. Офиц. устроителем богадельни выступил Бибарсов, как старший в семье и основной владелец села, но действительной основательницей обители явилась Бибарсова, решившая т. о. увековечить «добрым делом» память об умершей в кон. 1826 г. кнг. Кугушевой и получившая на это благословение старца-затворника пещерного Сканова во имя Святой Троицы монастыря Якова Михайловича Баранова («главного советника княжны») и прп. Серафима Саровского (Очерк жизни. 1897. № 17. С. 669).
В 1833 г., после кончины брата, Бибарсова стала полновластной владелицей Ковыляя и впосл. все свое наследство употребила на устройство буд. мон-ря. Близ приходской Рождественской ц. помещица построила 1-е келейное здание и в 1834 г. по благословению еп. Пензенского и Саранского Иоанна (Доброзракова) поселила здесь 12 сестер, в основном девиц и вдов из ближних сел. Первой руководительницей богадельни по благословению старца Якова стала Агафья Васильева, мещанка из В. Ломова (ныне село Нижнеломовского р-на Пензенской обл.). В 1842-1847 гг. Бибарсова передала богадельне усадебный дом с прилегавшими 2 дес. земли, более 4 дес. пашни «за околицей» и пожертвовала и значительный капитал (2 ПСЗ. 1844. Т. 18. № 15342). Пензенская палата гражданского суда утвердила «дарения», а епархиальное управление - устав, ориентированный на общежительные правила, составленные митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) для подмосковного Борисоглебского общежития (см. Аносин Борисоглебский женский монастырь).
Указом от 31 мая 1842 г. «Богадельня для бедных лиц женского пола» была официально утверждена, духовный надзор за сестрами поручен прот. Феодору Васильеву, настоятелю Богородице-Рождественской ц. и благочинному Краснослободского у. Тем же указом начальницей была утверждена Татьяна Мартыновна Мещерина, поступившая в богадельню еще в 1834 г. по рекомендации старца Якова Баранова. Кнж. Бибарсова оставалась попечительницей обители, но от прямого руководства сестрами отказалась, т. к. считала, что «ее социальное положение могло оказать сковывающее воздействие на духовную атмосферу в общине, сплошь состоявшей из простолюдинок», но занималась «внешними связями со светскими и духовными властями», в т. ч. с благотворителями (Бахмустов. 2004. С. 277).
Летом 1848 г. во время засухи и эпидемии холеры сестры помогали окрестным жителям. В общине прославилась местночтимая иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по молитвам перед к-рой совершались исцеления, а вода в местных колодцах стала прибывать. Насельницы совершали с иконой крестные ходы, «и зараза не проникла за стены обиталища сестер». С этого времени чудотворный образ стал почитаться всеми окрестными жителями, в обитель приходило много паломников (см. подробнее: Очерк жизни. 1897. № 18. С. 704-707).
К нач. 50-х гг. XIX в. различные благотворители пожертвовали сестрам еще 12 дес. земли, и рядом с 1-м корпусом были построены 4 деревянных келейных здания. В 1861 г. Мещерина купила 25 дес. пашни в полутора верстах от Ковыляя. В 1862 г. на новом участке был сооружен небольшой одноэтажный бревенчатый корпус и одновременно заложены фундаменты 2 храмов - летнего, каменного, и зимнего, деревянного больничного. Но основательнице не суждено было увидеть плоды своего труда: 7 авг. 1862 г. Бибарсова после продолжительной болезни (с 1852 «страдала жесткою люмотою во всем теле») скончалась на руках сестер и была, согласно завещанию, погребена прот. Феодором Васильевым у Богородице-Рождественской ц., рядом с могилами родителей. Незадолго до этого, в июне того же года, богадельню посетил архиеп. Пензенский и Саранский Варлаам (Успенский). По преданию, во время прощального общения с княжной он сказал: «Созрел виноград! Венец готов!» (Там же. С. 709-710).
В 1862 г. сгорели все хозяйственные постройки и часть келий. Сестры были вынуждены переехать за полторы версты от села, на место, выбранное для обители еще покойной княжной. 22 сент. 1863 г. здесь была освящена теплая больничная каменная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», примыкавшая с одной стороны к трапезной, с другой - к больничному помещению. Освящение совершил настоятель (1853-1866) Краснослободского Спасского мон-ря (см. Преображения Господня мужской монастырь в пос. Преображенском) архим. Нифонт, осуществлявший духовный надзор за ковыляевскими насельницами. В 1873 г. рядом была сооружена и освящена холодная ц. во имя Св. Троицы, ок. 1902-1905 гг. перестроенная в теплый храм, т. к. больничная церковь для общины, насчитывавшей более 100 чел., оказалась тесной. 16 мая 1864 г. крестным ходом в возводившуюся Свято-Троицкую ц. были перенесены останки Бибарсовой и перезахоронены в подклете (склеп основательницы уничтожен в 20-х гг. XX в.). Торжественную процессию в обители встречал архим. Нифонт с 2 иеромонахами и 2 иеродиаконами.
В 1865 г. «богаделенное учреждение» было официально признано сестринской монашеской Богородице-Рождественской общиной, которую возглавила игум. Агафия. К сер. 70-х гг. она объединяла 15 монахинь и 120 послушниц. В 1875 г. Синод по ходатайству еп. Пензенского и Саранского Григория (Медиоланского; † 1881) и выборных людей от Краснослободского у. утвердил общину в статусе общежительного монастыря, присвоив ему другое наименование - Свято-Троицкий (по собору). К 1895 г. штат С. Т. м. состоял из 82 монахинь и 230 послушниц, в 1908 г. в обители проживали 93 монахини и 279 послушниц, служили священники Григорий Бономорский, Алексий Берингов (1837 - ?).
В С. Т. м. особо почитался небольшой Казанский образ Божией Матери «московского иконного письма», перед к-рым еще до устроения общины молилась Бибарсова. На ее средства икона была оправлена в серебряную чеканную ризу, «на главе Заступницы сияние накладного серебра с короною, украшенною 7 разноцветными камнями и белыми стразами в серебряной оправе». В обители почиталась др. принадлежавшая Бибарсовой икона - свт. Николая Чудотворца, «обретенная княжною» в р. Илькине. По повелению Бибарсовой на обретенной иконе святителя были написаны изображения вмц. Екатерины (покровительница Е. Г. Бибарсовой, жены Я. Д. Бибарсова) и ап. Иакова (Там же. № 17. С. 666-668).
Указом Синода от 19 окт. 1884 г. С. Т. м. возглавила мон. Феофания (Турусова; 1833-1902) с возведением в сан игумении. Уроженка г. Ардатова, воспитанница ардатовского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря, в 1854 г. Турусова перешла в Ковыляевскую богадельню, 30 авг. 1876 г. приняла в С. Т. м. постриг (по преданию, ее монашеское служение предсказал прп. Серафим Саровский). В 1885 г. трудами игум. Феофании в С. Т. м. была учреждена иконописная школа-мастерская, в которой трудились до 15 сестер-изографов. При школе вскоре открылась еще одна мастерская - чеканки по золоту. В др. мастерских сестры шили и вышивали золотыми и серебряными нитями. «Социально-призренческое» служение, принятое за основу деятельности С. Т. м., распространялась не только на больных женщин и сирот «из семей духовного звания» - монастырь принимал на содержание престарелых священников. Для них были построены квартиры. По инициативе игум. Феофании в мон-рь был проведен водопровод.
К нач. XX в. на территории обители находились каменные Свято-Троицкий собор, домовая Скорбященская ц., храм во имя святых Харалампия и Феофании (освящен 13 июля 1897 еп. Пензенским и Саранским Павлом (Вильчинским; † 1908)), колокольня (1888), 5 келейных корпусов, 3 флигеля. К нач. XX в. с зап. стороны С. Т. м. возник 2-й «монастырский городок»: 2 гостиницы для богомольцев, каменные корпуса для «мирского персонала», хозяйственные службы, конюшни, каретные сараи, кузница, неск. лавок. Здесь традиционно останавливались паломники по пути в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. При обители находились уч-ще для девочек с общежитием (с 1884) и больница. Учителя проживали в старом корпусе при Богородице-Рождественской ц. К 1908 г. С. Т. м. владел 762 дес. пашни, леса и покосов, ветряной мельницей, подворьем в Краснослободске, хутором. В 1912 г. земельные владения сестер составляли 847 дес.
В 1890 г. игум. Феофания была Высочайше пожалована наперсным крестом, в 1901 г.- наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. Она была погребена в обители 4 сент. 1902 г. настоятелем Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского мужского монастыря архим. Гедеоном. Новой настоятельницей в 1902 г. была утверждена игум. Афанасия.
Последней перед закрытием С. Т. м. настоятельницей 2 марта 1914 г. была назначена мон. Викторина (Нефёдова; 1866-1930), возведенная в сан игумении еп. Краснослободским Григорием (Соколовым), вик. Пензенской епархии. Уроженка дер. Кондровка Темниковского у. Тамбовской губ., она поступила в обитель 25 авг. 1890 г., а с 4 сент. 1910 г. являлась благочинной. Во время первой мировой войны игум. Викторина организовала сбор средств и вещей в помощь воинам и их семьям.
4 янв. 1918 г. крестьяне дер. Сузелятки Краснослободского у. (ныне с. Сузелятка Ельниковского р-на Мордовии) на сельском сходе постановили изъять монастырский хутор. 6 июня 1918 г. у С. Т. м. была изъята часть земли, 30 авг.- остальные угодья, в основном близ дер. Русское Карино того же уезда (ныне с. Русское Корино Ельниковского р-на). Нек-рое время сестры проживали на территории мон-ря, организовав артель, занимавшуюся поставками гос-ву сельхозпродукции.
В 1926 г. С. Т. м. был закрыт. В 1927 г. игум. Викторина с 7 сестрами переехала в г. Темников, проживала на ул. Б. Спасская (ныне Розы Люксембург). 10 февр. 1930 г. игумения была арестована, 5 марта 1930 г. обвинена в антисоветской деятельности. В мае 1930 г. в овраге близ с. Б. Чуфарово, недалеко от Святой Троицы мужского мон-ря, она была расстреляна вместе с благочинным прот. Митрофаном Покровским. 31 окт. 1989 г. реабилитирована.
После 1926 г. здания С. Т. м. были разобраны, строительные материалы использовались для сооружения Дома соцкультуры в с. Ельники, а также дороги. Из всех построек мон-ря сохранился лишь 2-этажный кирпичный больничный корпус, в к-ром долгое время располагалась участковая больница.
Определением Синода от 7 марта 2000 г. С. Т. м. был возрожден, настоятельницей назначена мон. Херувима (Попова). В возвращенном корпусе архиеп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) освящена домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На территории обители по благословению митр. Саранского Варсонофия ведется строительство Свято-Троицкого собора.
Среди святынь С. Т. м.- ковчеги с частицами мощей Дивеевских святых, равноап. Марии Магдалины, иконы свт. Тихона Задонского, прп. Серафима Саровского, блж. Андрея, Христа ради юродивого, с частицами мощей, а также обретенные останки основательницы обители Бибарсовой.
Богородице-Рождественский храм в Ст. Ковыляе передан С. Т. м. в качестве подворья. Др. подворье монастыря находится в с. Каменный Брод Ельниковского р-на при небольшом каменном храме в честь Покрова Пресв. Богородицы с теплым приделом свт. Николая Чудотворца (1778-1784), освященном 22 марта 1784 г.
В С. Т. м. проживают настоятельница игум. Магдалина (Арбузова) и ок. 10 сестер.