(2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 8 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, Послушливый, Затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание, к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., на XIII или XIV в. как на время жизни Р. следует признать необоснованным.
Р. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638, 2013), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 287; Дива. 1997. С. 139). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний» о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что Р. отличался любовью к посту и молитве, послушанием и терпением, постоянно стремясь к совершенству («день ото дня хотячи лепшим быти»), и закончил свою св. жизнь в затворе (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 65-66).
Местная канонизация Р. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Р. прославляется как постник и трудолюбец в 4-м тропаре 7-й песни канона. Общецерковное почитание Р. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Р.) в общецерковные месяцесловы.
На планах Дальних пещер Киево-Печерской лавры 2-й пол. XVII-XIX в. указаны мощи Р. (Евгений (Болховитинов). 1847. С. 294; Дива. 1997. С. 141).
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 66). День памяти Р., как и мн. др. св. отцов Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг.
О возрастной характеристике, об уподоблении облика Р., а также о составе и цвете его одежд сказано в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада доле Сергиевой (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе клабук черн, риза преподобническая багор, испод киноварь разбелной» (БАН. Строг. № 66. Л. 317 об., «левыя страны» 34-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 416. С. 206).
В основе сведений Строгановского подлинника лежит изображение «соборной» композиции Киево-Печерских чудотворцев (формировалась в 80-х гг. XVII в.). В этой композиции местоположение Р., как правило, неизменно: в правой группе чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, в средней части композиции, в 5-м снизу ряду, 4-м в «пятерице» святых, после преподобных Ипатия Целителя, Павла Послушливого и Кассиана Затворника и перед прп. Мардарием Затворником. Т. о., Р. представлен 2-м в череде преподобных (их изображения продолжаются 2 рядами выше), подвизавшихся как затворники в Дальних пещерах. Фигура Р. обращена к центру композиции (оплечно, жест рук не просматривается); он облачен в мантию, на голове - куколь; при имени в нимбе есть надпись с указанием рода подвига (прозвания): «Затворник». Данный, ставший традиционным вариант соборной композиции расширенной иконографии представлен: на киевской гравюре работы Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ), на хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ; см.: Там же. С. 64) и мн. др. В иконописи соответствующими традиц. схеме являются иконы: 1766 г., Харьков (частное собрание, Россия), 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ - Правосл. икона России, Украины, Беларуси. 2008. С. 116-117), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы. 1991. С. 62. Кат. 28), 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и др.
Характеристика святого в «соборной» композиции была перенесена в иконографию его единоличного изображения, а именно иконы, написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) в ходе масштабных работ в сер. XIX в. по созданию галереи иконных образов Печерских преподобных. На этой иконе, находящейся при мощах Р., он представлен по пояс, в развороте вправо; у преподобного тонкие черты лица, удлиненный нос, темные брови и длинная густая борода (см.: Дятлов. 2019. Ил. на с. 621).