Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
60, С. 516-521 опубликовано: 19 мая 2025г. 


РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы Русской Древлеправославной церкви в Москве. 1908-1910 г. Архит. В. П. Десятов. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин
Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы Русской Древлеправославной церкви в Москве. 1908-1910 г. Архит. В. П. Десятов. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин

Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы Русской Древлеправославной церкви в Москве. 1908-1910 г. Архит. В. П. Десятов. Фотография. 2020 г. Фото: П. С. Никитин
(РДЦ), с 2002 г. офиц. название 2-го по численности согласия старообрядцев, приемлющих священство,- беглопоповцев; в 1963-2002 гг. Новозыбковская архиепископия (неофиц. название). В РДЦ входят 11 епархий, границы к-рых закреплены постановлениями соборов РДЦ: Азово-Черноморская (Грузия, Сев. Кавказ, Краснодарский край; в наст. время кафедра вакантна); Верхневолжская митрополия (митрополит управляет Керженским благочинием в Нижегородской обл., приходами и мон-рями на территории Чувашии, Татарстана и Марий Эл), в митрополию входят епархии Уренская (Уренский р-н Нижегородской обл.), Семёновская (Семёновский р-н той же области), Городецкая (Городецкий и Борский районы той же области); Московская епархия (Московская, Брянская, Тульская, Курская, Воронежская, Ленинградская области), Нижневолжская епархия (Самарская, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области); Сибирская митрополия (Сибирь, Вост. Казахстан, Забайкалье и Дальн. Восток); Сионская и Западноевропейская епархия (общины беглопоповцев в Израиле и в странах Зап. Европы); Украинская (Украина); Уральская (Пермская, Свердловская, Оренбургская области, Башкирия, Зап. Казахстан, в наст. время кафедра вакантна). Предстоятель РДЦ с 2002 г. носит титул «Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси» (титул не признан Русской Церковью), кафедральным является собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Москве. Предстоятель управляет Московской епархией, приходами в Румынии, Болгарии и в странах дальнего зарубежья, кроме Св. земли и Зап. Европы.

К 2016 г. в составе РДЦ было зарегистрировано 185 местных религ. орг-ций, к сер. 2019 г.- 112 орг-ций, действовали 4 мон-ря, Высшее ДУ (открыто в 1991). В кон. 2020 г. в клир РДЦ входили 9 архиереев, более 100 священников. В Грузинской Древлеправославной церкви, отделившейся от Новозыбковской архиепископии в 1988 г., в 2020 г. имелось 3 епископа.

Высшим органом управления РДЦ является ежегодно собираемый Освященный собор, состоящий из иерархов, клириков и мирян - представителей общин. В компетенции собора находятся вопросы, касающиеся всей церкви, как догматические, так и административно-хозяйственные. При соборе работают отделы: дисциплинарный, миссионерский, образования и катехизации (в его ведении состоят Высшее ДУ и детский христ. лагерь), издательский, информации и правового обеспечения, строительно-реставрационный, а также комиссия по канонизации святых.

Беглопоповцы в XX - нач. XXI в.

После издания имп. указов «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905), «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (17 окт. 1906) в беглопоповском согласии развернулась большая работа по объединению и централизации. Началась регистрация беглопоповских общин, хотя ряд общин отказались от получения офиц. статуса. 15-19 мая 1908 г. в Н. Новгороде прошел 1-й съезд беглопоповцев, на к-ром состоялась дискуссия о возможности юридического оформления беглопоповских общин, мнения по этому вопросу разделились. Также обсуждалась возможность принятия епископа из Русской Церкви. Съезды согласия прошли в 1909 (Н. Новгород), 1910 (там же), 1912 (Вольск) гг. В 1917 г. издавался ж. «Братство».

В 1917 г. старообрядцы вели переговоры с правосл. архиереями о переходе в старообрядчество. С представителями беглопоповцев неск. раз встречался Уфимский еп. Андрей (Ухтомский). В 1917 г. действовала специальная комиссия беглопоповцев, которая провела переговоры с рядом российских епископов. Переговоры не увенчались успехом и прервались после Октябрьской революции. Еп. Андрей (Ухтомский) упоминал о своих переговорах с беглопоповцами в 1918 г. и сообщал, что они были близки к положительному решению, но соединение не состоялось (Андрей (Ухтомский). 2007. С. 200-202).

4 нояб. 1923 г. к беглопоповцам был присоединен через миропомазание обновленческий Саратовский архиеп. Никола (Позднев). Признание последнего главой беглопоповцев состоялось на соборе согласия 25-30 мая 1924 г. На соборе высказывалось пожелание о единоличном рукоположении архиеп. Николой наместника, но архиепископ не согласился, было решено продолжить поиски архиерея. Собор беглопоповцев 8-11 сент. 1925 г. учредил комиссию для приискания епископов, поставленных в РПЦ до 1923 г. (до поместного собора обновленчества), готовых перейти в старообрядчество. В том же году начала работать комиссия по изучению чиноприема митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) в рамках диалога с белокриницким согласием. С 1924 г. центр согласия находился в Москве - при Никольском храме на Рогожском кладбище.

В 1925 г. к беглопоповцам присоединился Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский), к-рый вскоре вернулся в РПЦ. В авг. того же года, находясь в ссылке в г. Полторацке (ныне Ашхабад, Туркменистан), уполномоченный беглопоповцев архим. Климент (Логвинов) провел переговоры с находившимся там в ссылке еп. Андреем (Ухтомским). По итогам переговоров еп. Андрей и архим. Климент согласовали чин присоединения, во время к-рого еп. Андрей помазал себя миром и произнес «исповедание веры». При этом еп. Андрей согласился быть только формальным епископом и рукоположить в архиерейский сан Климента. 10 сент. 1925 г. совершилось присоединение еп. Андрея. 16 сент., по приезде в Полторацк Саткинского еп. Руфина (Брехова), состоялось богослужение, за к-рым епископы Андрей и Руфин совершили архиерейскую хиротонию архим. Климента; последний сообщил в беглопоповский центр об этих событиях. На соборе 22 сент. 1925 г. беглопоповцы постановили прекратить общение с епископами Андреем и Руфином, хиротонию Климента собор не признал и запретил его в служении за самочинные действия. После этого Климент перешел в белокриницкое согласие в сане епископа. 25 апр. 1926 г. к беглопоповцам присоединился Усть-Катавский еп. Антоний (Миловидов). О служении у беглопоповцев еп. Антония сведений нет, в 1927 г. он принес покаяние и вернулся в общение с РПЦ. В документах собора 1926 г. впервые начало употребляться в качестве офиц. именования согласия название «Древлеправославная церковь». На соборе в 1928 г. было решено прекратить диалог с белокриницким согласием, поскольку белокриницкая комиссия не предоставила ответов на вопросы беглопоповцев.

В 1928 г. состоялись переговоры Рязанского и Шацкого архиеп. сщмч. Иувеналия (Масловского) как представителя Временного Свящ. Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) с беглопоповцами. По сообщению старообрядцев, еп. Иувеналий присутствовал на соборе беглопоповцев 7-11 июня 1928 г. и предложил от имени митр. Сергия «церковное соединение через проклятие новообрядцами патриарха Никона и внесенных им в Церковь ересей» (История РДЦ. 2011. С. 62). Дальнейшее обсуждение этого вопроса было отложено на год. Примечательно, что 23 апр. 1929 г. Синод при митр. Сергии выпустил документ, известный как «Деяние архипастырей», в к-ром клятвы на старые обряды были отменены, патриаршему местоблюстителю поручалось обратиться к вост. патриархам для подтверждения снятия клятв. Со стороны старообрядцев реакции на документ не последовало (так же как и со стороны архиереев РПЦ) (Кравецкий А. Г. К истории снятия клятв на дониконовские обряды // БТ. 2004. Сб. 39. С. 296-344). 16 сент. 1929 г. к беглопоповцам присоединился Иргинский еп. Стефан (Расторгуев). 18 сент. архиеп. Никола (Позднев) и еп. Стефан совершили архиерейскую хиротонию архим. Пансофия (Ивлиева (Ивлева, Иевлева)). В свете этих событий переговоры старообрядцев с митр. Сергием потеряли актуальность. В 1930 г. был рукоположен еп. Филарет (Харламов), в 1933 г. рукоположены епископы Павел (Носов) и Феодор (Шашин). В данный период сложилась иерархия РДЦ.

В 30-х гг. XX в. почти все иерархи беглопоповцев подверглись репрессиям. 29 нояб. 1932 г. в Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) обл. вместе с др. старообрядцами был арестован еп. Стефан (Расторгуев), 26 мая 1933 г. его приговорили к ссылке на 3 года. 10 апр. 1933 г. в Вольске был задержан еп. Феодор (Шашин), проходивший по коллективному делу старообрядцев Вольска; он был приговорен к высылке в Северный край на 5 лет. 15 апр. 1933 г. в Сталинграде (ныне Волгоград) был арестован еп. Пансофий (Ивлиев), приговорен к 10 годам ИТЛ. Находившийся в Свердловске (ныне Екатеринбург) еп. Филарет (Харламов) был арестован в 1935 г., приговорен к 3 годам ИТЛ.

В 1934 г., после кончины архиеп. Николы (Позднева), РДЦ возглавлял в качестве местоблюстителя еп. Стефан (Расторгуев), ставший в 1935 г. главой беглопоповцев. В 1936 г. архиеп. Стефан и еп. Павел (Носов) рукоположили еп. Михаила (Кочетова), в том же году была совершена хиротония еп. Трифона (Епишева). В 1937 г. архиеп. Стефан был арестован, 31 авг. приговорен к расстрелу за участие в «контрреволюционной монархическо-повстанческой организации». В 1938 г. управление РДЦ перешло к еп. Михаилу (Кочетову). В 1935 г. Главный церковный совет беглопоповцев принял решение совершать архиерейские хиротонии нелегально (История РДЦ. 2011. С. 67). Епископы Михаил (Кочетов) и Трифон (Епишев) в 1936-1939 гг. совершили 5 епископских хиротоний, в частности, 21 сент. 1939 г. был рукоположен во епископа Иоанн (Калинин). Это была последняя хиротония с участием еп. Трифона (Епишева), который 4 янв. 1940 г. был запрещен в служении.

В 1944 г. скончался архиеп. Михаил (Кочетов). 14 окт. того же года главой РДЦ стал Иоанн (Калинин) с титулом «архиепископ Московский и всея Руси» (Там же. С. 70). Реальная власть архиеп. Иоанна долгое время распространялась далеко не на всё согласие, состоявшее из разрозненных общин. Показательным примером является обращение беглопоповского свящ. Гавриила Губанова в 1945 г. к уполномоченному Совета по делам религ. культов по Сталинградской обл. М. Н. Чудинову, в к-ром он сообщал о наличии беглопоповских общин в ряде хуторов Сталинградской обл. Губанов ничего не знал о существовании и местонахождении своего религиозного центра и пытался выяснить этот вопрос через уполномоченного (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 18. Л. 38), хотя в это время еп. Иоанн (Калинин) под именем Ивана Семеновича Ермилова жил на хуторе Средне-Садовском Нижне-Чирского р-на Сталинградской обл. (Там же. Л. 40). Показательно, что Чудинов выслал характеристику Ермилова по запросу в Москву, не упоминая его епископский сан, что свидетельствует о нелегальном положении архиеп. Иоанна (Калинина) в 1944 г. Уполномоченный Совета по делам религ. культов по Саратовской обл. Пошехонов сообщал в Москву, что в области происходило слияние старообрядцев беглопоповского, белокриницкого и поморского согласий в одну общину, признающую «центр бывшего беглопоповского толка» (Там же. Л. 94-97).

Начиная с 1945 г. перед Советом по делам религиозных культов при СНК СССР (СДРК) стояла задача подчинения беглопоповских общин единому центру. В справке о деятельности религ. орг-ций указывалось, что в 1946 г. общины беглопоповцев возглавлял архиеп. Иоанн (Калинин), находившийся в Саратовской обл. (Там же. Д. 35. Л. 58). На заседании СДРК в кон. 1946 г. обсуждался вопрос о беглопоповских общинах в УССР, уполномоченный по УССР П. Я. Вильховский сообщил, что на Украине имеется 21 община беглопоповцев. В 1947 г. о центре беглопоповских общин не упоминалось. В контексте подготовки собора белокриницкого согласия среди др. тем был поставлен вопрос о присоединении беглопоповцев к Белокриницкой иерархии и о создании Московской старообрядческой митрополии (Там же. Д. 47. Л. 46, 55). Собор не состоялся.

В 1947 г. архиеп. Иоанн (Калинин) находился в Москве. Положение беглопоповского центра было неясным: из-за сомнений в каноническом статусе архиеп. Иоанна (Калинина) 2 старообрядческих священника - Иоанн Судаков и Феодор Архангельский временно отделились от него и в марте 1947 г. приняли в общение бывш. обновленческого «митрополита Крутицкого» Филарета (Яценко). В июне 1947 г. прошла встреча указанных священников с архиеп. Иоанном на заседании церковного совета московской беглопоповской общины. На собрании обсуждались вопросы канонического статуса архиеп. Иоанна и Филарета. По результатам обсуждения статус архиеп. Иоанна был подтвержден, а документы «митрополита» Филарета были признаны не подтверждающими его сан. Священники на некоторое время вернулись в общение с РДЦ, в дек. 1948 г. присоединились к РПЦ вместе с еще одним священником-беглопоповцем; присоединение 3-м чином совершил Можайский архиеп. Макарий (Даев) (Шлеев Е. Г. О единоверии // ЖМП. 1950. № 6. С. 40).

В справке-обзоре о деятельности религ. орг-ций СДРК за 1949 г. указывалось, что существуют 23 общины беглопоповцев, они не имеют центра (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 61. Л. 151). Возможно, такие сведения в отчете были обусловлены планами СДРК объединить беглопоповские и белокриницкие общины под управлением митрополита из белокриницкого согласия. Время признания архиеп. Иоанна (Калинина) главой беглопоповцев невозможно точно проследить по материалам СДРК, однако уже в 1952 г. он упоминается в документах как «глава старообрядческой церкви беглопоповцев» (Там же. Д. 85. Л. 26). В 1952 г. архиеп. Иоанн (Калинин) по приглашению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) принял участие во Всесоюзной конференции всех церквей и религ. объединений в защиту мира.

В письме от 28 окт. 1955 г. председатель СДРК И. В. Полянский докладывал в Совет министров СССР о сложившейся в беглопоповском согласии ситуации. Он сообщал, что к 1955 г. зарегистрировано 14 беглопоповских общин, имеющих свой религ. центр, возглавляемый архиеп. Иоанном (Калининым). Кроме архиепископа у беглопоповцев было 2 епископа. Об архиеп. Иоанне Полянский писал, что тот из-за болезни не занимался делами, управлял архиепископией номинально, не пользовался авторитетом у верующих. Летом 1955 г. среди беглопоповцев распространилось письмо, в к-ром Иоанн обвинялся в незаконном получении священного сана, а также в том, что он живет по подложным документам. Это письмо стало поводом для проверки со стороны СДРК, в результате к-рой выяснилось, что архиеп. Иоанн (Калинин), зарегистрированный как Иван Семенович Ермилов 1880 г. рождения, является Спиридоном Киприановичем Калининым 1868 г. рождения. Также обнаружилось, что его ближайший помощник диак. Афанасий (см. Аристарх (Калинин), архиеп.) был его родным сыном. Последний пользовался фиктивным документом, увеличившим его возраст на 21 год, что позволило ему уклониться от службы в Советской армии. Оба беглопоповских клирика лишились регистрации, СДРК постановил не регистрировать в Москве нового архиепископа, разрешив управление всеми беглопоповцами Куйбышевскому епископу (Там же. Д. 115. Л. 26-27). 9 нояб. 1955 г. в Москве состоялось совещание беглопоповских епископов в составе архиеп. Иоанна (Калинина), Куйбышевского еп. Епифания (Абрамова) и Башкирского еп. Евсевия (Самарцева). На этом совещании было принято решение об уходе на покой архиеп. Иоанна, на освободившуюся кафедру был избран Куйбышевский еп. Епифаний. Решение о перемещении центра РДЦ из Москвы в Куйбышев по времени совпало с подготовкой к образованию общей старообрядческой митрополии с центром в Москве (Там же. Оп. 4. Д. 53. Л. 3). По различным причинам (из-за взаимной антипатии белокриницких и беглопоповских клириков, непризнания белокриницкого священства клиром и мирянами беглопоповского согласия) этот проект не осуществился.

27 авг. 1956 г. архиеп. Иоанн (Калинин) умер. 31 авг. того же года на соборе беглопоповцев рассматривались бумаги из его личного архива для решения вопроса о правильности его хиротонии; рукоположение архиеп. Иоанна было признано правильным. В 1957 г. в справке о положении религ. культов указывалось, что беглопоповское согласие возглавляется архиепископом Московским, а Куйбышевский еп. Епифаний назван местоблюстителем архиепископского престола (Там же. Д. 146. Л. 132). В этот период согласие представляло собой ряд общин, формально управлявшихся местоблюстителем; новые рукоположения в основном совершались тайно. В связи с формированием СДРК крупных религ. центров в СССР сохранялся план присоединения этих общин к Белокриницкой иерархии. В 1957 г. на посту председателя СДРК Полянского сменил А. А. Пузин, к-рый на Всесоюзном совещании уполномоченных СДРК 25 нояб. 1958 г. подверг критике политику предшественника. Перемена курса СДРК спасла беглопоповское согласие от исчезновения, но его положение оставалось тяжелым. В краткой справке о положении религ. культов за 1958 г. указано, что «религиозные общества беглопоповского согласия существуют каждое самостоятельно и управляются исполнительными органами обществ» (Там же. Д. 196. Л. 27). В 1961 г. архиеп. Епифаний (Абрамов) ходатайствовал перед СДРК о рукоположении нового епископа, однако ходатайство было отклонено (Там же. Д. 1361. Л. 98). В 1962 г. архиеп. Епифаний был обвинен в сокрытии от гос-ва денежных переводов, поступавших от религ. об-в (Там же. Д. 1388. Л. 117). Епифаний ушел на покой, 24 марта был снят с регистрации. В 1963 г., при избрании главой беглопоповцев еп. Иеремии (Матвиевича), кафедра была перенесена в г. Новозыбков Брянской обл., находилась там до 2000 г.

На соборе 1966 г. кандидатом во епископа был избран свящ. Пантелеимон (см. Павел (Машинин), архиеп.). Также по итогам обсуждения было решено присоединять приходящих из РПЦ и из белокриницкого согласия 2-м чином, беспоповцев принимать «через отречение ересей их и довершение крещения», что стало свидетельством ужесточения позиции беглопоповцев по отношению к РПЦ и к белокриницкому согласию. В 1969 г., после смерти архиеп. Иеремии (Матвиевича), кафедру занял архиеп. Павел (Машинин). Делегация РДЦ в качестве гостей участвовала в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года. Архиеп. Павел приветствовал решение Собора об отмене клятв на старые обряды, в то время как со стороны большинства старообрядческих согласий это деяние встретило сдержанную реакцию. В 70-х гг. XX в. действовало ок. 20 зарегистрированных беглопоповских приходов, некоторое количество общин существовало подпольно. Относительно активной приходская жизнь была в Брянской обл., на территории к-рой (в Новозыбкове) находился центр согласия, в Поволжье и в Грузии. Приходы беглопоповцев в Румынии и Болгарии оставались оторванными от РДЦ. В 1977 г. архиеп. Павел ушел на покой, местоблюстителем архиепископской кафедры стал Курский еп. Варсонофий (Овсянников), в 1979 г. предстоятелем избран еп. Геннадий (Антонов). При архиеп. Геннадии жизнь согласия активизировалась: в 1982 г. был создан Издательский совет, в 1990 г. в Новозыбкове открылось Высшее древлеправославное ДУ. Тогда же были восстановлены богослужебные связи с беглопоповцами Румынии. В 1990 г. московской общине был передан Покровский собор в Замоскворечье, в 2000 г. ставший кафедрой предстоятеля РДЦ.

2 февр. 1996 г. архиеп. Геннадий (Антонов) скончался, на его место в том же году был избран еп. Аристарх (Калинин). В 2000 г., после кончины архиеп. Аристарха, главой РДЦ стал Московский еп. Александр (Калинин), выпускник МДА. В авг. того же года кафедра главы беглопоповцев была перенесена в Москву.

Разделения

В 1988 г. из-за разногласий с архиеп. Геннадием (Антоновым) епископы Пермский Леонтий (Кречетов) и Московский Флавиан (Вдовин) отделились от Новозыбковской архиепископии. Еп. Леонтий рукоположил для своих сторонников, живших в Грузии, 2 епископов, что привело к появлению Славяно-Грузинской Древлеправославной церкви, позднее переименованной в Грузинскую Древлеправославную церковь. В 1993 г. еп. Леонтий вернулся в юрисдикцию архиепископии, рукоположенные им в Грузии епископы за ним не последовали.

В 1999 г. в Курске возникли разногласия между иером. Аполлинарием (Дубининым) и вновь назначенным Курским еп. Львом (Бобылёвым). 29 нояб. архиеп. Аристарх запретил Аполлинария в служении, 23 дек. решением совета епископов РДЦ Аполлинарий был лишен сана, в тот же день он объявил об отделении курского прихода от РДЦ. Тульчинский еп. Евмений (Титов), управлявший общинами беглопоповцев в Румынии, поддержал Аполлинария в его претензиях к руководству Новозыбковской архиепископии и в нач. 2000 г. единолично совершил хиротонию Аполлинария во епископа Курского. Аполлинария поддержали неск. общин под упр. еп. Евмения в Румынии, 2 прихода в Краснодарском крае, 2 - в Дагестане и приход на Украине. В кон. 2001 г. был рукоположен 3-й архиерей новой юрисдикции, начавший создавать приход в Москве. В 2003 г. новая юрисдикция была зарегистрирована как Курская епископия РДЦ. Позже основная часть группы получила наименование «Древлеправославная церковь» и отмежевалась от Аполлинария (Дубинина). В 2004 г. к ней принадлежали 4 прихода в Курской обл., 2 прихода на Кубани, 2 - в Дагестане, небольшие общины в Сочи и в С.-Петербурге, неск. приходов на Украине. В марте 2016 г. Аполлинарий принес покаяние и воссоединился с РДЦ как инок, к 2020 г. Аполлинарий (Дубинин) вновь покинул РДЦ и воссоздал свою юрисдикцию, состоящую в наст. время из неск. малочисленных общин.

РДЦ в 2002-2020 гг.

На соборе РДЦ 28 февр.- 3 марта 2002 г. был поднят вопрос о «восстановлении патриаршества в Русской Церкви». Участники собора единогласно постановили «восстановить патриаршество» и избрали архиеп. Александра (Калинина) «Древлеправославным патриархом Московским и всея Руси».

3-6 нояб. 2003 г. в Спасо-Преображенской ц. в Новозыбкове прошел собор РДЦ, на к-ром был прочитан доклад о соборности, рассматривались вопросы канонизации святых в РДЦ, «древлеправославной миссии в мире», порядка присуждения церковных наград, утверждения границ епархий. Было принято решение о приглашении к участию в соборах помимо архиереев и духовенства также и мирян. Дисциплинарная комиссия, учрежденная собором в 1924 г., была преобразована в дисциплинарный отдел, задачей которого является «наблюдение за образом жизни духовенства с точки зрения христианской нравственности и правильностью совершения вверенного им служения». Была создана комиссия по канонизации, учрежден миссионерский отдел. На соборе 25 февр.- 3 марта 2005 г. была упразднена созданная в 1997 г. комиссия по «белокриницкому вопросу» и учреждена новая комиссия - по исследованию вопроса происхождения Белокриницкой иерархии.

В 2009 г. к РДЦ присоединились епископы, рукоположенные для беглопоповцев в Грузии еп. Леонтием (Кречетовым), была провозглашена автокефалия Грузинской Древлеправославной церкви, общее число ее прихожан в наст. время не превышает 200 чел. 15 авг. 2010 г. к РДЦ присоединились 2 «епископа» «Временного высшего церковного управления Российской православной церкви» - Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и Богородский Гедеон (Михайлов), их хиротонии не были признаны, впосл. они покинули РДЦ.

В 2008 г. начался офиц. диалог РПЦ и РДЦ, в рамках которого состоялось 3 встречи. Четвертое заседание было назначено на дек. 2013 г., но не состоялось. На прошедшем 23-25 дек. 2014 г. в Москве соборе РДЦ было принято постановление прекратить переговоры с РПЦ из-за «утраты конструктивности».

В 2012 г. РДЦ начала диалог с РПСЦ в формате письменного обмена вопросами и ответами. Было принято решение о сотрудничестве в области книгоиздания и об обмене богослужебным опытом. К наст. времени состоялось обсуждение 5 групп взаимных вопросов, с 2015 г. диалог фактически заморожен. 26 дек. 2012 г. в Московской митрополии РПСЦ на Рогожском кладбище состоялась встреча митр. Корнилия (Титова) и «патриарха» Александра (Калинина), обсуждались отношения между РДЦ и РПСЦ и имущественные вопросы. РДЦ участвует в рабочей группе по координации межстарообрядческого сотрудничества, которая начала работу 15 янв. 2016 г.

31 авг. 2012 г. общины в юрисдикции Тульчинского еп. Евмения (Титова), отделившиеся от РДЦ в 2000 г. и с 2006 г. управлявшиеся архиеп. Ионой (Игрушкиным), получили свидетельство о регистрации как Древлеправославная архиепископия. Кафедра архиепископии находится в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края. К 2017 г. зарегистрировано 11 общин Древлеправославной архиепископии. 13 июля 2020 г. было возобновлено общение РДЦ и Древлеправославной архиепископии при сохранении канонической и юридической самостоятельности впредь до решения вопроса об объединении на буд. совместных соборах.

РДЦ стремится наладить отношения с Истинно православной церковью. Ведутся собеседования со старостильными церквами Греции, Кипра, Румынии и Болгарии, с Российской православной автономной церковью. Периодически прошения о присоединении к РДЦ подают неканонические иерархи различных юрисдикций, прошения обсуждаются на Освященных соборах РДЦ. Полноценный диалог РДЦ имеет с группой, известной как «Матфеевско-кирикитский синод церкви ИПХ Греции» под рук. «митрополита Месогейского и Лавреотикийского» Кирика (Кондоянниса). С 2008 г. группы регулярно обмениваются не только посланиями и богословскими вопросами и ответами на них, но и делегациями. В 2015 г. в Греции в монастыре во имя св. Екатерины близ г. Коропи состоялось богословское собеседование, которое возглавили Предстоятель РДЦ Александр (Калинин) и глава «кирикитов» Кирик (Кондояннис). Контакты между группами продолжились в 2016 и в 2017 гг.

Предстоятели

архиепископы Московские и всея Руси: Никола (Позднев; 4 нояб. 1923 - 1 сент.1934), Стефан (Расторгуев, 1935 - 2 сент. 1937; 4 сент. 1934-1935 местоблюститель (еп. Уральский и Бугурусланский)), Михаил (Кочетов; кон. мая 1938 - 6 апр. 1944), Иоанн (Калинин; 14 окт. 1944 - 9 нояб. 1955), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Епифаний (Абрамов; 9 нояб. 1955 -янв. 1962), архиепископы Новозыбковские, Московские и всея Руси: Иеремия (Матвиевич; 24 марта 1963 - 17 июня 1969), Павел (Машинин; 27 июля 1969 - июль 1977), Курский еп. Варсонофий (Овсянников; июль 1977 - 23 сент. 1979, местоблюститель), архиепископы Новозыбковские, Московские и всея Руси Геннадий (Антонов; 23 сент. 1979 - 2 февр. 1996), Аристарх (Калинин; 9 июня 1996 - 4 мая 2000; 2 февр.- 9 июня 1996 местоблюститель (еп. Московский)), «Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси» Александр (Калинин; с 7 мая 2000 (изменения титула: с 7 мая 2000 архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси, с авг. 2000 древлеправославный архиепископ Московский и всея Руси, с марта 2002 совр. титул).

Ист.: Тр. Всерос. съезда старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей Церкви, в Н. Новг. 15-19 мая 1908 г. М., 1908; Тр. 5-го Всерос. съезда христиан-старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от Великорос. Церкви, в г. Москве 16-18 июля 1917 г. М., 1917; Протокол, доклад и грамота Саратовского старообр. собрания. Саратов, 1924; Тр. Всерос. соборов старообрядцев, приемлющих священство от Греко-Рос. Церкви: Московского за 1924 г. и Хвалынского за 1925. Хвалынск, 1925; Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества / Публ.: А. В. Знатнов // Наш современник. М., 2007. № 1. С. 192-228.
Лит.: 60 лет восстановленной древлеправосл. архиепископии. Новозыбков, [1987]; Козлов В. Ф. Судьбы старообрядчества: 1920-е гг. // Моск. ж. 1992. № 7. С. 33-40; он же. Судьбы старообрядчества: 1930-е гг. // Там же. № 9. С. 36-40; В поисках истины. М., 2006; Рябцев А. Ю. О так называемой Рус. древлеправосл. церкви: К вопросу о законности иерархии, происходящей от семьи Калининых: Докл. Освященному Собору РПСЦ. М., 2007; Таранец С. В. Рус. Древлеправосл. церковь в кон. ХХ - нач. ХХI в. // Судьба старообрядчества в ХХ - нач. ХХI в.: История и современность: Сб. науч. тр. и мат-лов. К.; Винница, 2010. Вып. 4. С. 81-115; История РДЦ: Кр. очерк. М., 20112; Мануил (Чибисов), игум. Тенденции развития Древлеправосл. церкви в СССР (1941-1949 гг.) // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4: История, регионоведение, междунар. отношения. 2011. № 1(19). С. 39-46; Бочков П. В., свящ. Биография еп. Климента (Логинова): От раскола к мифической «иерархии» // Нива Господня: Вестн. Пензенской ДС. 2017. Вып. 4(6). С. 16-26; он же. Грузинская древлеправосл. церковь: История возникновения, межюрисдикционные конфликты и совр. состояние старообр. поповской юрисдикции // Сб. тр. Якутской ДС. 2017. Вып. 4. С. 111-121; он же. К вопросу об истории присоединения епископов РПЦ к старообрядцам-беглоповцам в 1920-х гг. // Богосл. вiсник. Чернiвцi, 2017. № 16. С. 21-33; он же. Рус. старообр. юрисдикции и греч. старостильники: Контакты новейшего времени // Сб. тр. Якутской ДС. 2018. Вып. 5. С. 110-116; он же. Раскол еп. Аполлинария (Дубинина) и производные от него юрисдикции в контексте новейшей истории старообрядцев-поповцев // Orthódoxi Evrópi: Stud. do dziejów Kościoła Prawosławnego w Europie Wschodniej. Białymstok. 2019. Vol. 2. Р. 57-72.
Свящ. Павел Бочков, диак. Сергий Мишин
Ключевые слова:
Старообрядцы Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ), с 2002 г. офиц. название 2-го по численности согласия старообрядцев, приемлющих священство - беглопоповцев
См.также:
АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
АВРААМИЙ (Афанасий; † 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен)
АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки
АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия