Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РОМАН, ИАКОВ, ФИЛОФЕЙ, ИПЕРИХИЙ, АВИВ, ИУЛИАН И ПАРИГОРИЙ
60, С. 125-126 опубликовано: 17 апреля 2025г. 


РОМАН, ИАКОВ, ФИЛОФЕЙ, ИПЕРИХИЙ, АВИВ, ИУЛИАН И ПАРИГОРИЙ

Роман, Иаков, Филофей, Иперихий (Гиппарх), Авив (Хабиб), Иулиан (Лоллиан) и Паригорий (Парагр) [греч. Ρωμανός, ᾿Ιάκωβος, Θιλόθεος, ῾Υπερέχιος, ῎Αβιβος, ᾿Ιουλιανός κα Παρηγόριος; сир.  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ] († 307/308?), мученики Самосатские (пам. 29 янв.). Основным источником сведений о святых является сир. Мученичество (BHO, N 388); в тексте автором назван пресв. Иаков, крестивший мучеников (ActaSS. Orient. P. 142) и бывший очевидцем описываемых событий.

Согласно Мученичеству, имп. Максимиан в 3-й год правления, пребывая в Самосате (ныне Самсат, Турция), повелел всем жителям города принять участие в торжественном жертвоприношении Фортуне. Иперихий и Ф., знатные люди, занимавшие важные гос. должности, но уже 3 года бывшие христианами, уклонились от участия в жертвоприношении и совершали молитву перед изображением креста в доме Иперихия, туда пришли также их друзья, Р., Иаков, Иулиан и П. Застав Иперихия и Ф. молящимися, они стали расспрашивать их о вере и после краткого наставления изъявили желание принять крещение. Они были крещены пресв. Иаковом.

По приказу императора, узнавшего, что Иперихий и Ф. уже 3 года не участвуют в жертвоприношениях, святые были приведены в храм Фортуны, но отказались поклониться идолу; к ним присоединились и их новообращенные друзья. Все они были брошены в темницу и подвергнуты жестоким пыткам, но оставались непреклонны, не поддаваясь на увещания и не страшась мучений. После долгих страданий мученики были приговорены императором к распятию. Городская знать ходатайствовала о помиловании святых, и император согласился дать им свободу, но они предпочли казнь. Все семеро были распяты на крестах и так скончались. Император приказал бросить их тела в Евфрат, но тайный христианин, по имени Баффус, выкупил останки и похоронил их с почестями.

Первый издатель Мученичества, Стефан Эводий Ассемани, предполагал, что кончину святых следует относить к 297 г., т. е. ко времени правления Максимиана Геркулия. Однако, вероятно, под именем имп. Максимиана, упомянутого в Мученичестве, следует подразумевать Максимиана Галерия (август в 305-311) (см.: Schulthess. 1897. S. 379-380). По-видимому, Мученичество было составлено очевидцем описываемых событий (Ibid. S. 379; Duval. 1907. P. 129), но впосл. текст мог подвергаться редакции (так, напр., некоторые догматические термины, употреблявшиеся мучениками, скорее соответствуют эпохе после Вселенского I Собора; см.: ActaSS. Orient. P. 125). Тем не менее отрывок о поклонении изображению Креста Господня не является поздней вставкой (Ibidem); т. о., Мученичество представляет собой одно из свидетельств в пользу ранней традиции почитания священных изображений.

Мученичество не было переведено на греч. язык; в визант. традиции существовало только краткое сказание, входящее в состав Синаксаря К-польской ц. (сер. Х в.) и, вероятно, составленное без опоры на Мученичество (SynCP. Col. 431). Историческая его ценность сомнительна.

Согласно В. Грюмелю, память святых совершалась в сир. традиции 29 янв., в армянской - 19 окт. (см.: Catholicisme. Vol. 5. P. 1144), однако, как отмечает Ж. М. Соже, в источниках эти дни памяти не зафиксированы (Sauget. 1966. Col. 865). Тем не менее в визант. месяцесловах днем памяти святых было именно 29 янв. (см.: SynCP. Col. 431). Этот же день указывает прп. Никодим Святогорец (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 179).

В славяно-рус. стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., память святых вошла под той же датой (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 84-85). Под 29 янв. краткое сказание о Самосатских мучениках приводится и в ВМЧ свт. Макария, митр. Московского (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 [1-я паг.]).

По не вполне ясным причинам во «Всеобщем Мартирологе» А. Мюллера память святых указана под 9 окт. Ни в одном источнике такая дата не зафиксирована (см.: Müller A. Allgemeines Martyrologium. Regensburg, 1860. S. 629).

В лат. традиции литургическое почитание Самосатских мучеников не сложилось.

Ист.: BHO, N 388; изд.: ActaSS. Orient. P. 140-194; ЖСв. Янв. С. 431; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 443 об.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 28; Т. 3. С. 503; Schulthess F. Der Brief des Mara bar Sarapion // ZDMG. 1897. Bd. 51. S. 379-380; Duval R. Littérature Syriagne. P., 1907; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 465; Sauget J.-M. Iperechio, Filoteo, Giacomo, Paragro, Habib, Romano e Lolliano // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 864-865.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Роман, Иаков, Филофей, Иперихий (Гиппарх), Авив (Хабиб), Иулиан (Лоллиан) и Паригорий (Парагр), мученики Самосатские (пам. 29 янв.)
См.также:
АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)