(Рижской епархии Латвийской Православной Церкви), находится в г. Риге (Латвия). Основан в 1892 г. первоначально как молитвенно-трудовая община, с 1901 г. мон-рь. Предшественниками Р. м. являлись приют для девочек-сирот (открыт 18 апр. 1891) и богадельня с чтением неусыпаемой Псалтири (открыта 17 дек. 1891), основанные в Риге на перекрестке улиц Авоту (Ключевая) и Стабу фрейлинами двора императрицы сестрами Екатериной (род. 22 мая 1861) и Наталией (род. 17 июня 1868) Мансуровыми. Они и их родители - Б. П. Мансуров и Мария Николаевна (урожд. кнж. Долгорукова; род. 8 июля 1833) - переехали в Ригу из Москвы 7 янв. 1887 г. в связи с болезнью дочери Наталии. Московский дом Мансуровых находился вблизи от Страстной иконы Божией Матери женского монастыря, настоятельница к-рого игум. Евгения (Озерова; † 1890) была духовной наставницей юных сестер. Исцеление Наталии от паралича во время чтения акафиста подтолкнуло Мансуровых к основанию в Риге учреждений христ. помощи ближним и к принятию монашества. М. Н. Мансурова, фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины, в Риге стала попечительницей жен. гимназии Л. И. Тайловой, активно участвовала в создании общедоступной Рижской народной б-ки, Детского дома трудолюбия, частной общедоступной воскресной школы с рус. языком обучения в здании Александровской рус. гимназии (открыта 22 янв. 1889, ныне Музыкальная академия), организовала материальную помощь неимущим, больным, престарелым, заключенным рижской жен. тюрьмы. В годы русско-япон. войны (1904-1905) она устроила в своем доме мастерскую по пошиву обмундирования.
30 дек. 1891 г. при посещении приюта и богадельни еп. Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) преподнес в дар сестрам полный круг Четьих-Миней и икону Св. Троицы, предвосхитив наименование общины. Для устройства из богадельни общины, где молитва стала бы главным занятием насельниц, по просьбе Е. Б. Мансуровой настоятельница Крестовоздвиженской обители (см. Воздвижения Креста Господня и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери женский монастырь в с. Лукине Домодедовского р-на Московской обл.) игум. Евгения (Виноградова) направила в Ригу 15 янв. 1892 г. мон. Миропию. По благословению еп. Арсения она установила в жизни сестер следующий порядок: каждая из них 2 часа в день читала Псалтирь, остальное время занималась рукоделием, утром и в 19 ч. насельницы собирались на общую молитву. С 12 февр. 1892 г. по понедельникам служили общедоступные акафисты. 6 мая 1892 г. община переехала в более обширное помещение на ул. Лачплеша (Романовской). 8 мая были освящены помещения приюта, 5 июня - бесплатной столовой для нищих. 28 июня 1892 г. Е. Б. Мансурова обратилась к еп. Арсению (Брянцеву) с просьбой ходатайствовать о преобразовании приюта в Свято-Троицкую общину.
Уже к 18 сент. 1892 г. Синод выделил общине во владение земельный участок бывш. «военных огородов» на сев.-вост. окраине Риги. Он располагался между улицами Суворовской (ныне ул. Кришьяня Барона) и Мариинской (ул. Александра Чака), совр. улицами Пернавас и Эрглю, напротив дома Мансуровых (находился на участке по адресу: ул. Кр. Барона, 117). Закладка деревянного храма и дома общины с разрешения В. К. Саблера состоялась 25 сент. 1892 г. и была приурочена к 500-летию со дня преставления прп. Сергия Радонежского. 5 окт. 1892 г. Синод утвердил создание жен. Свято-Троицкой монашеской общины. 10 окт. общину посетили Мансуров и лифляндский ген.-губ. М. А. Зиновьев. 16 нояб. 1892 г. еп. Рижский Арсений совершил торжественное открытие общины и благословил 1-ю начальницу мон. Миропию списком Черниговской иконы Божией Матери. В этот день община получила пожертвование от обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева (на поминовение «рабы Божией Параскевы»). В окт. был создан вспомогательный строительный комитет в составе действительного статского советника И. И. Василёва, рижского купца И. В. Гусева, гласных г. Риги Е. А. Камкина и Н. Д. Меркульева, младшего архитектора строительного отд-ния Лифляндского губ. правления, инженера-архит. Ю. Пфейфера, который составил планы и чертежи зданий для сестер с церковью, для детского приюта со школой и караульни. 30 окт. 1892 г. архиерей утвердил состав комитета, планы церкви и домов.
По заданию Е. Б. Мансуровой в 1892 г. генеральный план застройки мон-ря разработал выпускник столичной АХ архит. В. В. Величко (1864-1922), впосл. архитектор Харьковского учебного округа Министерства народного просвещения. В обширной усадьбе предполагалось возвести каменный собор, деревянную церковь с домом для сестер, здание приюта со школой, службы, кирпичную ограду (частично сохр. со стороны совр. ул. Кр. Барона, в рус. стиле XVII в.) с 2-этажными воротами, колокольней и часовней наверху (не достроены). Финансирование осуществлялось во многом за счет родства Мансуровых с московским ген.-губернатором кн. В. А. Долгоруковым и за счет их связей с купечеством. В числе жертвователей были имп. Александр III Александрович (29 тыс. р.), Прибалтийское православное братство в лице председателя М. Н. Галкина-Враского (5 тыс. р.), Победоносцев (4200 р.), рижские купцы (3850 р.), св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (500 р.). Помощь оказывали С. Ю. Витте, министр просвещения гр. И. Д. Делянов (посещал общину в дек. 1893), действительный статский советник П. М. Хрущёв.
Сооруженный двусветный храм на 300 чел. имеет хоры в зап. части, трапециевидное в плане помещение алтаря. Резной, дубовый, темного лака, 2-ярусный иконостас в рус. стиле выполнен на средства прот. Иоанна Кронштадтского и Камкина по проекту рижского городского архит. И. Д. Фельско (1813-1902); вероятно, в работе над ним принимал участие худож. А. П. Бабушкин. Иконы золотофонные, 1-го яруса - ростовые, 2-го - в киотах трапециевидной формы. На правом клиросе - икона прп. Сергия, на левом - «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому». Перед солеями позднее были установлены иконы Божией Матери «Умиление» и прп. Серафима Саровского. Их киоты с венчающими крестами над щипцами выполнены в стиле иконостаса. В мае 1893 г. патриархом Иерусалимским на покое Никодимом (Цинцонисом) при посредстве брата основательниц дипломата П. Б. Мансурова (1860-1932) в общину были присланы святыни со Св. земли: часть камней от Гроба Спасителя и от Голгофской горы, часть Креста Господня, частица мощей ап. Андрея Первозванного в серебряном ковчежце. 14 июня они были переложены в специальный киот (утрачены после эвакуации 1915 г.). В алтаре помещалась Казанская икона Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н. П. Воостом. Архиеп. Арсений принес в дар Р. м. напрестольное Евангелие с украшениями на малиновом бархатном окладе. С. И. Тывлович подарил серебряный вызолоченный напрестольный крест с финифтяными иконами. Два паникадила пожертвовали граф и графиня П. С. и А. Д. Строгановы. В числе особо почитаемых святынь были старинная, шитая серебром и наклеенная на доску ростовая икона Божией Матери, вызолоченный крест московской работы XVIII в. с клеймом «Вмч. Георгий Победоносец» и с частицами Креста Господня, мощей прп. Сергия Радонежского, свт. Николая Чудотворца и мц. Татианы. С Афона в общину в февр. 1894 г. прислали икону вмч. Пантелеимона, а в окт. 1895 г.- образ Божией Матери «Скоропослушница».
Храм прп. Сергия Радонежского был освящен 20 июня 1893 г. архиеп. Арсением (Брянцевым) соборно с настоятелем рижской Алексиевской обители архим. Иннокентием (Смирновым) и в присутствии Саблера. В 1901 г. объем храма был расширен за счет 2-светной пристройки с юга. Она, как и основной храм, завершена небольшой луковичной главкой. В ней под сенью на резных столбах находится старинный список Толгской иконы Божией Матери. Церковь составляет единый комплекс с келейным корпусом, пристроенным с севера, ее объемно-пространственное решение имеет функциональный характер. Фасады с дощатой обшивкой, оконные наличники с треугольными фронтонами и крыльцо с резными колоннами украшены пропильной резьбой в духе фольклорного направления рус. стиля. Один из 2 самостоятельных входов ведет в храм, другой - в жилое помещение, разделенное на 2 половины. На нижнем этаже жилого помещения размещались ризница, псалтирная, трапезная, келарня и 5 келий. Второй этаж предназначался для покоев начальницы (7 комнат), певческой и 3 келий. По этажам шли сквозные коридоры с выходами в церковь на обоих этажах. Более скромным убранством, чем храм, отличаются «парацерковные», преимущественно деревянные здания, образующие, однако, целостный ансамбль в рус. стиле (напр., 2-этажное здание с рамочными наличниками, где находились приют, 2-классная церковноприходская школа, на верхнем этаже - живописная, башмачная, 8 келий для сестер). В другом 2-этажном здании размещались хлебная, швейная, золотарная и 15 келий, в деревянных домиках - просфорная с 4 кельями и помещение из 6 келий; небольшой свечной завод, в одноэтажных каменных - контора завода с приемной; кухня-столовая для нищих (открыта при помощи еп. Рижского священноисп. Агафангела (Преображенского) и освящена им 5 июля 1898); прачечная с баней. Церковноприходская 2-классная школа при приюте открылась 1 сент. 1892 г., свечной завод - 1 окт. 1893 г. с помощью пособия в 9 тыс. р. на приобретение оборудования.
Особое значение имела передача общине в 1893 г. часовни св. Александра Невского (архит. А. П. Кизельбаш), сооруженной на Привокзальной пл. в память о спасении царской семьи при крушении поезда в Борках 17 окт. 1888 г. (заложена 21 мая 1889 архиеп. Арсением, освящена 17 окт. того же года). 22 июля 1893 г. в ней был отслужен 1-й молебен. Двухъярусное здание венчал позолоченный шатер на восьмерике с луковичной главкой. «Ковровый» декор в стиле узорочья XVII в. (в частности, килевидные кокошники) сочетался с элементами «романо-византийского» стиля. В киотах-кокошниках находились иконы и кресты, по углам укреплены 4 двуглавых орла. На фасадах и в интерьере применен изразцовый декор.
Указом Синода от 17 марта 1893 г. при общине был утвержден самостоятельный причт из священника и псаломщика, позднее учреждены штатные должности диакона и 2-го священника. 3 мая 1893 г. Е. Б. и Н. Б. Мансуровы официально вступили в общину, а 14 янв. 1894 г. были удостоены благословения Синода за особые труды по ее устройству. 2 сент. 1894 г. по благословению архиеп. Арсения Мансуровы приняли иноческий постриг от духовно окормлявшего их наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова; † 1904), к-рый подарил им икону прп. Сергия (вероятно, утрачена). Инокиня Екатерина 7 сент. назначена исполняющей должность начальницы общины. 18 сент. 1894 г. общину посетила игум. Евгения (Озерова), 20 сент. 1894 г.- св. Иоанн Кронштадтский. Инокиня Екатерина утверждена начальницей указом консистории от 31 янв. 1896 г., инокиня Наталия - ее помощницей (31 окт. 1902), она же возглавляла приписную к Р. м. Преображенскую пуст. под Митавой (Елгавой). В 1901 г. сестры Мансуровы были пострижены в мантию еп. Агафангелом (Преображенским): старшая с именем Сергия - 19 сент. в честь прп. Сергия Радонежского, младшая с именем Иоанна - 19 нояб. в честь прп. Иоанна Лествичника. В 1900-1904 гг. насельницей Р. м. была мон. Нина (Боянус; 1876-1953), впосл. исполнявшая должность начальницы епархиального уч-ща при полоцком Евфросиниевом в честь Преображения Господня женском монастыре.
12 нояб. 1901 г. еп. Рижский Агафангел внес в Синод представление о переименовании общины в общежительный монастырь. 29 дек. Мин-во внутренних дел одобрило ходатайство. Указом Синода от 31 дек. 1901 - 12 янв. 1902 г. община, в к-рой проживали 114 сестер, была обращена в мон-рь с таким числом монашествующих, какое сможет содержать на свои средства, настоятельницей назначена мон. Сергия (Мансурова). 10 марта 1902 г. она была возведена в сан игумении, 15 сент. награждена от Синода наперсным крестом «за особые труды и заслуги по учреждению и благоустройству Св.-Троицкой общины». В тот же день состоялся торжественный чин открытия и освящения Р. м. с крестным ходом по прилегающим улицам. Его совершил еп. Агафангел в сослужении настоятеля Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря архим. Мефодия (Холмского), архим. Иннокентия (Смирнова), ректора Рижской ДС прот. А. П. Аристова, ключаря кафедрального Христорождественского собора прот. Н. А. Лейсмана (впосл. архиеп. Николай) и др. Мон-рь располагал земельным участком в 3,12 га и 14 строениями. В годы русско-япон. войны обитель помогала семьям, потерявшим кормильцев, на ее территории организовали госпиталь. 16 янв. 1908 г. было получено известие об избрании игум. Сергии почетным членом Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери.
В связи с увеличением числа богомольцев Сергиевский храм перестал вмещать всех желающих. 26 окт. 1897 г., уже после назначения на Казанскую кафедру, архиеп. Арсений (Брянцев) отслужил в Сергиевской ц. свою последнюю литургию в Рижской епархии и освятил место для сооружения каменного Свято-Троицкого собора, которое предполагалось еще по плану 1891 г. 8 июня 1897 г. вопрос его постройки обсуждал при посещении Р. м. министр финансов Витте. В 1900 г. проект рижского архит. К. Пекшенса (1859-1928) был скорректирован, вероятно, при участии архит. А. Ванагса. Собор был рассчитан на 1500 молящихся. Предполагалось устройство церкви-усыпальницы основательниц в честь Воскрешения прав. Лазаря в углубленной в землю крипте. Но из-за нехватки средств возведение собора не началось. 27 дек. 1902 г. имп. св. Николай II Александрович повелел выделить на строительство 75 тыс. р. из Гос. казначейства. 30 мая 1904 г. состоялась закладка здания архиеп. Агафангелом в сослужении архимандритов Мефодия и Иннокентия, председателя комитета по сооружению храма, протоиереев А. Аристова, Н. Лейсмана и В. И. Плисса, членов Строительного комитета прот. Александро-Невской ц. В. П. Березского, монастырского священника (с 1 авг. 1902 до 1911) Н. В. Тихомирова (1863-1932). Наблюдение над постройкой осуществлял городской архит. Р. Г. Шмелинг, в Строительный комитет входили потомственный почетный гражданин Н. Меркульев, купцы М. В. и М. Ф. Нестеровы. 1 окт. 1906 г. по благословению Синода был произведен общероссийский тарелочный сбор средств на продолжение строительства, к-рый принес 16 тыс. р. Это позволило игум. Сергии заказать иконы для иконостаса в мастерской Троице-Сергиевой лавры. В нем, в частности, поместили иконы покровителей царской семьи - святых Николая и Александры работы В. П. Гурьянова. Всего частные пожертвования составили более 40 тыс. р. 18 нояб. 1907 г. собор освятил архиеп. Агафангел в сослужении прот. Аристова, благочинного прот. П. Я. Медниса, архим. Вячеслава (Филипповского), протоиереев Н. Лейсмана и В. Плисса, священников Н. Тихомирова и Д. А. Муравейского, при пении хора московского Страстного монастыря. За богослужением присутствовали обер-прокурор П. П. Извольский, член Гос. совета Галкин-Враской, Курляндский губернатор Л. М. Князев, семья Мансуровых. В ответ на приветственную телеграмму архиерея, обер-прокурора и игумении имп. Николай II написал: «Искренно радуюсь освящению собора и желаю преуспеяния славному монастырю».
Свято-Троицкий собор стал наиболее значительным сооружением Р. м. и важнейшей архитектурной доминантой окраинной части Риги, на выезде в сторону Пскова. Он построен в том же рус. стиле «монументального ретроспективного историзма», что и собор Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря, его архитектура ориентирована на тип «больших соборов» XVII в., восходящих к Успенскому собору Московского Кремля. Его длина - 20 саж., ширина - 14 саж., высота до вершины креста - 25 саж. Крестово-купольный 4-столпный собор сооружен на насыпной террасе и глубоком фундаменте и завершен широко расставленным луковичным пятиглавием с доминирующим мощным центральным луковичным куполом на большом световом барабане. Боковые главы возвышаются на 2-ступенчатых барабанах и завершают также 2-ярусные угловые компартименты, по своей архитектуре напоминающие ярусные колокольни. С востока - полуциркульная в плане 2-ярусная апсида. Высокое крыльцо главного входа ориентировано на св. ворота мон-ря, аналогичные крыльца имеются на боковых фасадах. Фасады имеют крупномасштабное полуциркульное завершение, западный и боковые прорезаны гигантскими полуциркульными окнами. Фасады облицованы желтым кирпичом и украшены литыми цементными деталями - перспективными порталами, наличниками полуциркульных окон, фризами с пальметтами, колонками и лопатками (фирма А. Ф. Фольца). Объем высокого подцерковья перекрыт крестовыми сводами. Четыре опорных пилона в интерьере храма придвинуты к стенам, он решен как единое открытое пространство на 1500 чел. В зап. части расположены хоры. Изначально в соборе была устроена центральная система парового отопления и вентиляции. Интерьер храма украшали изготовленные из дуба 2-ярусный резной иконостас работы Абрамцевской столярной мастерской Мамонтовых с небольшим праздничным чином и паникадило (утрачены). Проект иконостаса в рус. стиле составил московский художник, преподаватель (впосл. профессор) Строгановского уч-ща А. П. Барышников (1879-1967). От первоначального убранства собора сохранились икона прп. Антония Печерского из иконостаса в резном киоте, 2 массивных резных киота у солеи; несколько киотов перемещены в нижний храм. В собор были пожертвованы образ прп. Сергия, освященный на его раке, «самонаписавшаяся» икона Божией Матери от иноков Св. Горы, список с Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».
3-4 июля 1910 г., во время торжеств по случаю 200-летия присоединения Лифляндии к России, игум. Сергия преподнесла имп. Николаю II икону Св. Троицы с полотенцем, на к-ром шелком было вышито изображение Свято-Троицкого собора, построенного в основном на его пожертвования. После торжеств обитель посетил председатель Совета министров П. А. Столыпин. В его присутствии перед Якобштадтской иконой Божией Матери был отслужен молебен. Почетного гостя приветствовал Рижскоградский благочинный (с 1909) прот. Н. Тихомиров, игум. Сергия преподнесла ему икону прп. Сергия.
21 мая 1909 г. Б. П. Мансуров был удостоен Высочайшего именного рескрипта по случаю 50-летия его назначения статс-секретарем, а 21 июня 1910 г. он скончался в своем доме на Суворовской ул. Заупокойную литургию в монастырском соборе возглавил прот. Н. Тихомиров. Погребение состоялось в нижнем полуподвальном помещении храма, к-рое по указу Рижской духовной консистории от 4 дек. 1906 г. предназначалось для усыпальницы М. Н. Мансуровой и ее дочерей. Их усердием крипта была оборудована под храм Успения Пресв. Богородицы. По рисункам Барышникова в неорус. стиле, с элементами модерна, были выполнены «Гефсимания» (у левой стены храма), гробница с плащаницей Божией Матери под резной дубовой сенью с неугасимыми лампадами, комплекты облачений синего цвета. Вероятно, по его же эскизу был сделан в Абрамцевской мастерской иконостас с большими местными иконами Нерукотворного образа Спасителя, поддерживаемого ангелами, и Успения Пресв. Богородицы. Там же изготовили из дуба паникадило и семисвечник, сохранились резные подсвечники на иконостасе, киоты, двери. Место упокоения Мансурова справа от алтаря было отделено массивной решеткой, и над ним установлена резная доска с надписью.
17 июня 1912 г. пещерный храм освятил архиеп. Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) в сослужении протоиереев Н. Лейсмана и Н. Тихомирова, священников Д. Муравейского, А. В. Климентовского и др. Священники (впосл. протоиереи), Д. Муравейский (его сын Сергей (1894-1950) - директор НИИ географии АН СССР, декан географического фак-та МГУ) и А. Климентовский (с 1918 служил в Рязанской епархии, в 1935 репрессирован) служили в монастыре в 10-х гг. XX в. 29 янв. 1914 г. в своем рижском доме скончалась М. Н. Мансурова. 1 февр. 1914 г. заупокойную литургию и отпевание в соборе Р. м. совершил архиеп. Иоанн в сослужении ок. 20 священников. Над склепами Мансуровых находятся резные дубовые надгробия, за ними - крестообразные киоты, в каждом из к-рых по 5 икон, слева от них - Распятие, в правой части иконостаса - икона святых Бориса и Марии.
Тесная духовная связь существовала у Р. м. с Троице-Сергиевой лаврой, московской Страстной и Крестовоздвиженской Иерусалимской обителями, откуда был заимствован устав, с Псково-Печерским мон-рем, из к-рого ежегодно начиная с 5 нояб. 1892 г. и 8 сент. 1893 г., со 2 по 30 сент. в Р. м. прибывала икона Божией Матери «Умиление», с полоцким Евфросиниевым мон-рем (устраивался в 1904 по образцу Р. м.), с общиной во имя Христа Спасителя, основанной в 1908 г. мон. Марией (Амбразанцевой-Нечаевой; 1877-1932), сестрой сподвижницы игум. Сергии мон. Никоны, в их родовом имении Новоспасское (Соловцово, совр. Ульяновская обл.), с Нежадовским мон-рем близ Плюссы, основанным в своем имении М. К. Арсеньевой (с 1917 игум. Евфросиния, расстреляна 28 нояб. 1937) по образцу и под началом Р. м. в 1907-1910 гг. первоначально в виде Воскресенско-Покровской общины (совр. Псковская обл., оба мон-ря не сохр.).
При Р. м. находились 2-классное девичье уч-ще (школа) с 4 отделениями (в 1912 обучались 42 девочки), приют для 40 беспризорных девочек, богадельня, кухня-столовая, раздававшая до 150-200 бесплатных обедов в день. По окончании школы девочки могли посещать курсы бонн, школу кройки и шитья, кулинарного искусства, рукоделия. Монахини зарабатывали средства выпечкой просфор для всей епархии, иконописанием, рукоделием и шитьем облачений, изготовлением свечей, читали Псалтирь по домам. По адресу Суворовская ул., 126 монастырь занимал 3 дес. 2306 кв. саж. земли под постройками, школой, огородами и садом. Ему принадлежали 520 дес. 896 кв. саж. земли: луга Спилве в 10 верстах от Риги, 107,01 дес., переданные в пользование мон-рю казной 24 мая 1896 г.; Высочайше дарованные 30 дек. 1902 г. для нужд Преображенской пуст. казенная мыза Кальцнем (Калциемс) с подмызком Кливенгоф под Митавой (ныне Елгава) - 360,61 дес. удобной и 26 дес. неудобной земли; земля в Риге, также на Суворовской ул. За оградой находился участок в 1316 кв. саж. земли с деревянным 2-этажным домом с 3 квартирами причта, построенный в кон. 1894 г. на Высочайше дарованные средства. Мон-рем были куплены также хутор Кише-Видус близ Митавы и земля по адресу Суворовская ул., 117. 27 окт. 1897 г. духовная консистория передала общине участок земли на Покровском кладбище. К янв. 1910 г. в Р. м. проживали 124 сестры, в т. ч. 9 мантийных монахинь.
К началу первой мировой войны число сестер вместе с насельницами приписной Преображенской пуст. достигло 201 чел. 21 сент. 1914 г. в 2-этажном деревянном доме в монастырской ограде архиеп. Рижский Иоанн (Смирнов) в присутствии лифляндского губ. Н. А. Звегинцова, городского головы В. Р. фон Бульмеринга освятил лазарет на 70 коек, оборудованный Комитетом русских граждан Риги для оказания помощи раненым воинам и их семьям. В 1915 г. лазарет переместили в Юрьевский учительский ин-т (ныне г. Тарту). 12 февр. 1915 г. при Р. м. было открыто женское трудовое общежитие в здании детского приюта, перемещенного на архиерейскую дачу Эйхенберг. Целью была помощь одиноким девушкам и женщинам, готовящимся к крещению или присоединению к Православию, а также безработным. Они трудились в рукодельной, исполняя заказы материальной службы Риго-Орловской железной дороги и московского городского комитета для армии, в чулочно-вязальной мастерской, открытой в дек. того же года. Общежитие организовало дешевую столовую, пекарню. В течение 1915 г. им воспользовались 49 чел.
19 июля 1915 г. Р. м. был срочно эвакуирован в Новгородскую епархию. Предварительно 30 престарелых сестер направили в подмосковную общину в честь иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение». Три престола были разобраны и сожжены в просфорной печи. Из Риги в товарных вагонах выехали 67 сестер с монастырским свящ. Н. И. Протопоповым (1868-1937; расстрелян в Орле), часть насельниц осталась в Риге. До ст. Плюсса доехали 25 чел.: те, кто имели родственников по пути следования, получили разрешение отправиться к ним. Сестры разместились в плохих условиях на подворье Воскресенско-Покровской общины (не сохр.). 31 июля игум. Сергия (Мансурова) и мон. Иоанна (Мансурова) вернулись на время в Ригу, чтобы позаботиться о бедных в доме призрения и принять меры к охране оставленного мон-ря (они распорядились также вывезти иконы соборного иконостаса), а затем через Печоры, где встретились с архиеп. Иоанном (Смирновым), направились в Петроград. Там архиеп. Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) предложил беженкам поселиться в новгородском Мало-Кирилловском мон-ре. Матушки нашли его постройки слишком тесными, и архиерей разрешил занять здания Саввина Вишерского мужского монастыря. 17 авг. 1915 г. на заседании Новгородской духовной консистории при участии архиеп. Арсения, вишерского игум. Феодосия, игум. Сергии, мон. Иоанны и казначеи мон. Екатерины для 80 детей и пожилых женщин из приюта и богадельни «определили» церковноприходскую школу в Троицкой слободе. 24 авг. приехали первые 10 сестер и стали приводить в порядок помещения, 25 авг. прибыл причт, а к 1 сент.- 60 сестер со ст. Плюсса. К окт. 1915 г. собралось ок. 140 сестер. Богослужения в храме Вишерской обители периодически совершали архиеп. Арсений (Стадницкий) и еп. Тихвинский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Алексий I), а также благочинный мон-рей, юрьевский архим. Никодим (Воскресенский; впосл. епископ, репрессирован). 8 дек. 1916 г. решением Синода Вишерский мон-рь был обращен в женский, и только 21 мая 1918 г. патриарх Московский и всея России св. Тихон (Беллавин) разрешил митр. Арсению (Стадницкому) «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестер Рижского Троице-Сергиева мон-ря с назначением их местопребывания в бывших мужских монастырях Савво-Вишерском и новгородском Мало-Кирилловском и с оставлением настоятельницей их игумении Сергии». 18 дек. 1916 г. в обители произошел пожар. 26 нояб. 1918 г. рижская мон. Сергия была назначена настоятельницей Сергиевской жен. общины на Куликовом поле. 11 янв. 1918 г. игум. Сергия просила еп. Угличского Иосифа (Петровых), временно управлявшего Рижской епархией, освободить ее от должности и назначить настоятельницей игум. Евгению (Постовскую; 1864-1948). Она, как и игум. Сергия, происходила из дворян, в июле 1894 г. поступила в общину, была пострижена архим. Павлом (Глебовым), а в 1905 г. определена настоятельницей Илукстского в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря.
В марте 1920 г. Вишерский мон-рь был закрыт, сестры переселились в Мало-Кирилловский мон-рь, из к-рого, несмотря на формальное закрытие, последних насельниц изгнали только в 1931-1932 гг. Сестры-монахини Мансуровы в Ригу уже не вернулись. В 1923 г. игум. Сергия, вероятно, приняла схиму с оставлением прежнего имени и в 1924 - сер. 1925 г. с сестрой переехала в подмосковный пос. (ныне город) Пушкино. 16 марта 1926 г. игум. Сергия скончалась. Ок. 1930 г. мон. Иоанна (Мансурова) предположительно ненадолго возглавила Нежадовское сестричество (обитель была закрыта), была арестована, с весны 1932 г. скрывалась от властей в г. Гениченске. В марте 1934 г. (31 марта 1935?) она скончалась, приняв перед смертью схиму с именем Анна. Место ее захоронения утрачено.
25 сент. 1918 г. в Ригу вернулись игум. Евгения и 6 монахинь. Сестры привезли из Илукстского мон-ря чудотворную Толгскую икону Божией Матери. 18 нояб. 1918 г. монастырские земли в Спилве были национализированы, дом Мансуровых, завещанный обители, взяло в пользование городское управление под детский сад. В нояб. 1921 г. из эвакуации в Ригу приехали еще 17 сестер. 4 окт. 1921 г. на заседании Синода Латвийской Православной Церкви резолюцией архиеп. Рижского и Латвийского сщмч. Иоанна (Поммера), к-рый оказывал поддержку обители, игум. Евгения была назначена настоятельницей Р. м. и заведующей Илукстским мон-рем. С тех пор эта обитель, разрушенная в годы войны, стала филиалом Рижского мон-ря. Богослужения в Р. м. совершал иером. Гавриил из валаамской братии, бывший военный священник, попавший в плен к германцам и оставшийся в Риге. В 1921 г. была открыта школа, Русским об-вом в Латвии при мон-ре вновь организован небольшой приют, содержались странноприимный дом, столовая для бедных. Собор пострадал от военных действий, иконостас из него был эвакуирован и утрачен, богослужения не совершались. По распоряжению министра внутренних дел 28 мая 1921 г. в Р. м. была произведена опись. 20 июня недвижимое имущество и инвентарь взяты в ведение правительства. Весной 1922 г. Р. м. запросил Мин-во земледелия относительно отнятого у него луга Спилве, семинарской земли и имения Кише-Видус, а также опротестовал в Митавском земельном комитете отъем земли в Кальцнеме и Кливенгофе, разделенной между крестьянами, но ответа не получил. В Александро-Невской часовне на Привокзальной пл. монашествующие дежурили, продавая свечи, и дважды в неделю совершали молебен с акафистом. Решением кабинета министров Латвийской Республики от 16 июня 1925 г. часовня была разрушена. 31 июля 1925 г. приходский совет рижской Троицко-Задвинской ц. передал в пользование мон-рю ранее находившуюся в его ведении часовню Тихвинской иконы Божией Матери на ул. Маскавас. Часовня была построена в 1884 г. на средства рус. купцов у Красных амбаров, близ Русского гостиного двора. Квадратное в плане кирпичное здание в московско-ярославском стиле было завершено восьмериком с шатром и луковичной главкой и богато декорировано кокошниками, профилированными карнизами и рельефными крестами.
Монастырские колокола при эвакуации были утрачены, и 24 авг. 1927 г. игум. Евгения ходатайствовала перед архиеп. Иоанном (Поммером) о выделении обители небольших колоколов. Архиеп. Иоанн часто служил в соборе, где до сих пор хранятся его водосвятный крест и архиерейский посох. 1 апр. 1928 г. монастырская школа перешла в подчинение города в качестве Рижской городской русской основной школы № 12, но мон-рь сохранил приют на 1-м этаже здания, а за помещения 2-го этажа получал арендную плату.
В 1936 г. в мон-ре было отведено помещение под резиденцию митр. Рижского и всей Латвии Августина (Петерсона), тогда же обитель объявила о сохранении в ней богослужений по юлианскому календарю.
С приходом советской власти 17 июня 1940 г. у Р. м., в к-ром проживали 49 сестер, был закрыт детский приют и отнята вся собственность, ликвидированы банковские счета. Молодые сестры переехали в Преображенскую пуст. Монастырская школа должна была перейти к гос-ву, 11 июня 1941 г. районный отдел народного образования просил расширить школьный комплекс за счет игуменского корпуса с храмом и хозяйственных помещений при условии выселения сестер. 1 июля 1941 г. в Ригу вступили немецко-фашистские войска. В 1941-1944 гг. в Р. м. проживал экзарх Латвии и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский). 5 июля 1941 г. в Р. м. на собрании духовенства он объявил о своем каноническом единстве с Московским Патриархатом.
В 40-х гг. XX в. осколками снарядов были повреждены купола собора, выбиты стекла. Доходы мон-ря за счет швейной и рукодельной мастерских из-за недостатка материала резко упали. В 1943 г. по ходатайству митр. Сергия с разрешения нем. командования в Р. м. перевезли детей из лагеря Саласпилс, кормили, лечили, одевали, вели их учет и заботились о дальнейшей судьбе в приемных семьях. Эту работу выполняла мон. Евсевия (Федосеева). 31 июля 1944 г. по распоряжению еп. Рижского Иоанна (Гарклавса) в Троицкий собор из Христорождественского собора была перенесена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Во внебогослужебное время образ уносили в нижнюю Успенскую ц., к-рую при налетах советской авиации сестры использовали как бомбоубежище. В соборе находились древние псковские святыни - Чирская икона Божией Матери, мощи блгв. князей Всеволода (Гавриила) и Довмонта (Тимофея), прмч. Иоасафа Снетогорского и блж. Николая. В июле 1944 г. на заседании епархиального совета еп. Иоанном (Гарклавсом) был заслушан доклад о проекте новой росписи Троицкого собора худож.-архит. Н. Д. Сабурова. Создана комиссия для рассмотрения проекта в составе архитекторов С. Н. Антонова, В. М. Шервинского и худож. Е. Е. Климова. В авг. 1944 г., перед отступлением нем. войск из Риги, монахини отказались от эвакуации в Германию. 27 сент. 1944 г. в сопровождении монастырского свящ. Николая Виеглайса Тихвинская икона была перевезена в Алексиевскую ц. Лиепаи. В ночь на 13 окт. 1943 г. в Ригу вошли советские войска.
После окончания Великой Отечественной войны (до 1948) мон-ри новоприсоединенных территорий рассматривались советской властью «в связи с политической нейтрализацией и ассимиляцией местного населения» и возможностью получения сельскохозяйственной продукции. Постановлениями Совнаркома CCCР от 22 авг. и от 29 авг. 1945 г. было разрешено сохранить здания, землю, инвентарь мон-рей и освободить их от земельного налога, а монашествующих - от налога на холостых. На 1945 г. Р. м. имел самый молодой состав монашествующих: 12% - от 19 до 40 лет, 29% - 41-55, 51% - 56-75 лет, 8% - от 76 лет. На основании постановления Совета министров СССР от 29 мая 1946 г. «О православных монастырях» Совет министров Латвийской ССР под председательством В. Т. Лациса постановил закрепить за Р. м. и его филиалами 18,48 га земли: 3,5 га - в Риге, 5 га - в Валгунде и 9,98 га - в Илуксте. Мон-рям разрешалось иметь скот, птицу и инвентарь, заниматься промыслами, бесплатно использовать здания и имущество на своей территории, ходатайствовать перед гос-вом о выделении стройматериалов и сельхозтехники. Но уже с 1946 г. власти стремились развалить монастырское хозяйство: так, было национализировано 15 из 20 строений в Валгунде, 3 строения мон-ря в Риге.
В Р. м. часто служил митр. Вениамин (Федченков) в период его управления Рижской епархией (1947-1951). При нем 1-й этаж одного из корпусов стал постоянной архиерейской резиденцией. 14-16 июня 1950 г. в мон-ре под его председательством состоялся съезд благочинных, посвященный 100-летию Рижской епархии.
В 1947 г. игум. Евгения приняла схиму с тем же именем и ушла на покой; скончалась 10 марта 1948 г., отпевание совершил митр. Вениамин; похоронена на Покровском кладбище. 30 окт. 1947 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) настоятельницей была назначена избранная сестрами насельница виленского Марие-Магдалининского мон-ря мон. Тавифа (Дмитрук; 1897-1972; 20 сент. 1924 в Корецком во имя Святой Троицы (Воскресения Христова) женском монастыре приняла иночество, 2 июня 1931 поступила в Марие-Магдалининский мон-рь, 20 июля 1940 пострижена в мантию, с 1942 окормлялась у свящ. Н. А. Гурьянова, а впосл.- у иеросхим. прп. Симеона (Желнина)). 9 нояб. 1947 г. она была посвящена во игумении архиеп. Корнилием (Поповым), временно управлявшим Рижской епархией. 19 нояб. прибыла в Ригу. Игум. Тавифа максимально старалась ограничивать контакты Р. м. с местными органами (в частности, с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Латвийской ССР А. А. Сахаровым), не заявляла и претензии к ним.
К 1952 г. в Р. м. проживали 52 сестры, в т. ч. 2 игумении и 20 монахинь. Поддерживался строго общежительный устав, принятие в мон-рь происходило после продолжительного и разностороннего испытания. Сестры работали в свечной, к-рая была передана епархии, на огороде, выпекали просфоры, вязали, шили, реставрировали облачения. В 1947 г. через архиеп. Корнилия из Московской Патриархии в Р. м. была передана частица Креста Господня, отделенная от частицы, привезенной в 1945 г. из Иерусалима патриархом Алексием I. 13 июня 1948 г. Р. м. получил в дар от патриарха образ прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, созданный, вероятно, лаврским иконописцем И. М. Малышевым. Игумения ездила за святыней в Москву, где ей также был вручен крест с украшениями, и вернулась 16 июня. С тех пор икона находится в Сергиевской ц., напротив игуменского места. В 1950 г. патриарх Алексий I предполагал разместить в обители 17 монахинь рус. Благовещенского монастыря из Югославии во главе со знакомой митр. Вениамина (Федченкова) игум. Марией (Дохторовой), которые были изгнаны из страны и нашли временный приют в Албании в монастыре св. Власия в Дурресе. Это послужило стимулом для выделения средств для ремонта обители. Однако советские власти не дали разрешения на их переезд, и они разместились в болг. обители прп. Параскевы (Петки).
В 50-х гг. XX в., при Рижском архиеп. Филарете (Лебедеве), в Р. м. была выстроена 3-ярусная, столпообразная, квадратная в плане, кирпичная колокольня (архит. Шервинский) вместо деревянной звонницы, а на юж. стене пристройки к Сергиевской ц. установлена икона в киоте «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому» (О. Е. Бенуа, 1954). Вдова белого офицера Е. Г. Самойлова вышивала золотом для мон-ря. Две монахини из Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря написали иконы «Воскресение Христово» (в трапезной) и «Покров Богородицы» (в соборе). В 1951 г. над алтарем Сергиевской ц. был написан образ Св. Троицы рублёвского извода. В 1952-1954 гг. отремонтированы церкви мон-ря и пустыни, Троицкий собор с 1951 г. ремонтировался и в 1953-1955 гг. был расписан в «васнецовском стиле» насельниками Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры на основе проекта Сабурова. На алтарной стене изображен Спаситель во славе, окруженный сонмом ангелов, в парусах - евангелисты, в барабане центрального купола, на подпружных арках и пилонах - небесные силы бесплотные, избранные святые, орнаменты в рус. стиле. Видимо, почаевские иноки привезли в Р. м. икону с частицей мощей прп. Иова Почаевского.
Доходы Р. м. составили в 1952 г. 284 555 р., в 1953 г.- 390 809 р., в 1954 г.- 355 851 р.. Они включали пособия и пожертвования (сумма частных пожертвований была самой большой по Латвии, что свидетельствовало о развитых внешних связях монастыря), в основном на ремонт, средства от реализации работ сестер и от сельского хозяйства. Ремонтные работы проводились преимущественно хозяйственным способом и своими силами, их финансирование осуществлялось за счет помощи Патриархии и отчасти епархии.
В 1950 г. Р. м. лишился статуса юридического лица. В 1953 г. власти закрыли Илукстский монастырь с домовой церковью (1927), что было оформлено как добровольная сдача в городской фонд правосл. жен. мон-рем 4 га пахотной земли и 5 га луга, а также части жилых помещений и построек (решение исполкома Илукстского горсовета от 7 мая 1953). 11 сестер переехали в Преображенскую пуст. и в Ригу. С 1957 г. прием молодых насельниц в Р. м. был запрещен, тем не менее к 1959 г. количество сестер достигло максимума: 59 - в мон-ре и 32 - в пустыни, из них 14 - в возрасте до 40 лет (61% - старше 60 лет, 15% - от 50 до 60, 8% - 41-49, 16% - 19-40 лет). В Тихвинской часовне совершал еженедельные молебны прот. И. П. Журавский (1867-1964). По требованию уполномоченного еп. Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев) и настоятельница сдали ключи от нее в райисполком. На основании решения исполкома Московского райсовета Риги от 23 февр. 1959 г. часовня была разобрана, храмовая икона перенесена в близлежащую Благовещенскую ц.
20 мая 1959 г. постановлением Совета министров Латвийской ССР за подписью председателя Лациса и управделами В. А. Крастиня, «учитывая просьбы трудящихся», власти приняли решение ликвидировать в течение 1960 г. 2 католич. мон-ря, Р. м. и его отделение в Валгундском сельсовете. Насельниц предполагалось трудоустроить или поместить в дома инвалидов. Совет министров во главе с Лацисом настаивал на закрытии мон-ря, но Совет по делам РПЦ предложил провести решение о закрытии «позднее (в 1960 году) и постепенно».
У Р. м. изымались строения, территория почти в 2 раза была сокращена, вокруг обители построены типовые жилые дома, разрушавшие целостность ансамбля. В 1950 г. «для нужд школы № 12» был отчужден участок на Суворовской ул., к северо-востоку от собора, где находилось здание монастырской школы. Затем в 3 этапа отняли большой участок на ул. Пернавас в сев. части мон-ря со сносом каменного келейного корпуса и деревянных хозяйственных строений: в 1954 г.- 0,81 га для нужд Рижской киностудии и «планового строительства дома», в 1956 г.- для строительства Дома культуры Рижского вагоностроительного завода, в 1958 г.- под жилые дома для работников Латвийской железной дороги. В 1960 г. отобрали участок к северу от собора со сносом 3 больших деревянных келий, каменной бани под строительство школы на 600 чел. Старое монастырское уч-ще снесли в 1959 г., на его месте по адресу ул. Суворова, 139 разместили школу № 24 на 850 учащихся (1961). С февр. 1960 г. Рижский гороно писал доносы о необходимости перевода Р. м. в др. место, поскольку «соседство монастыря мешает школе не только проводить учебную работу, но и воспитательную», особенно это касалось колокольного звона и богослужений. В связи с этим была зарезервирована территория к северо-западу от собора «для расширения участка школы» с 5 каменными, 5 деревянными зданиями и Сергиевской ц., реквизиция к-рой подразумевала бы закрытие обители, но не была осуществлена. Дом Мансуровых (ул. Кр. Барона, 117) был уничтожен в 1966 г., и на его месте построили в 1967 г. поликлинику.
В 1960 г. игум. Тавифа (Дмитрук) с 7 активными насельницами была командирована в Иерусалим на послушание настоятельницы Горненского монастыря. С 15 июля 1960 до 1 авг. 1968 г. настоятельницу замещала игум. Магдалина (Крисько), выпускница виленского Мариинского епархиального уч-ща, с 1946 по 1954 г. настоятельница Корецкого мон-ря.
В 1960-1964 гг. Р. м. находился фактически на «осадном положении». В 1960 г. по рекомендации уполномоченного еп. Иоанн запретил совершать в мон-ре крещения. К этому времени власти решили переместить монахинь в Преображенскую пуст. Целью такой инициативы было закрытие мон-ря или превращение его в приход и размещение монахинь подальше от столицы, в малонаселенном районе республики. В кон. 1960 г. игум. Магдалина посетила патриарха Алексия I, который не благословил монахинь покинуть обитель. В 1961 г. игумения, минуя местные власти, обратилась к председателю Совета по делам религий РПЦ при СМ СССР В. А. Куроедову с прошением сохранить монастырь в Риге, пока не будет подготовлена пустынь, и неожиданно получила согласие.
22 мая 1962 г. предполагалось к авг. «завершить ликвидацию в гор. Риге женского монастыря по ул. Кр. Барона, 126», в результате чего были бы «освобождены и переданы местным органам 5 жилых домов общей полезной площадью 1147,55 кв. м, в т. ч. жилой 786,66 кв. м, 3 хозяйственные постройки общей площадью 195,81 кв. м и церковное помещение 264,92 кв. м, которое может быть легко приспособлено для хозяйственных нужд». Временно управляющего Рижской епархией еп. Филарета (см. Денисенко М. А.) было предложено выселить из покоев в 8 комнат площадью 129,38 кв. м. Число монашествующих в Р. м. уменьшалось: в 1960 г.- 87, в 1961 г.- 79, в 1962 г.- 75, в 1963 г.- 68 чел. Но ситуация менялась, в т. ч. благодаря поддержке нового еп. Рижского и Латвийского Никона (Фомичёва), письмам верующих (за выступление верующей В. В. Смирновой был снят с регистрации монастырский прот. Николай Баранович), отказа игумении и сестер покинуть обитель. По истечении срока договора аренды монастырских зданий власти предприняли последнюю попытку закрыть мон-рь. 31 марта 1964 г. Рижский горисполком обязал Р. м. до 1 июня «освободить все занимаемые им помещения, в т. ч. 8 жилых зданий». Но сестры и еп. Никон отказались покинуть обитель. После 1964 г. антимонастырская кампания пошла на спад.
В 1961 г. монастырский собор стал приходским и получил статус кафедрального собора епархии - после закрытия городского Христорождественского собора, откуда перенесли обильно декорированный ковровым орнаментом резной золоченый иконостас. Он был выполнен в московско-ярославском стиле по проекту архит. В. А. Косякова, до 1936 г. находился в центральном приделе Николаевского Морского собора (1903) г. Либавы (Лиепая). В Христорождественский собор иконостас был перевезен в 1939 г. вместе с бронзовыми подсвечниками перед иконостасом - вкладами имп. Николая II. Трехъярусный иконостас имеет 3 ризалита, центральный из к-рых, более высокий, завершают 3 луковичные главки на барабанах. Киоты верхнего яруса - килевидные кокошники сложных очертаний с крестами, между к-рыми - сгруппированные по 3 главки, иконы 2-го яруса - небольшого размера, с полуциркульным верхом, нижнего яруса - большие ростовые, с кокошниками в завершении. Резьба и золочение иконостаса выполнены в 1903 г. в с.-петербургской мастерской С. А. и П. С. Абросимовых, иконы написаны в неорус. стилистике М. М. Васильевым и Ф. Р. Райляном. Вероятно, из Христорождественского собора происходит большое металлическое паникадило. В храме Св. Троицы находятся святыни из упраздненного рижского Алексиевского муж. мон-ря, в т. ч. храмовая икона прп. Алексия, человека Божия, Иверский образ Божией Матери, иконы из главного иконостаса «Святые Фекла, Параскева, Варвара и Анастасия» и «Воздвижение Креста» (1758), подписанные мастером из г. Дорогобужа Федором Леоновым, и образ свт. Николая. К XVIII - нач. XIX в. относятся ростовые иконы Спасителя и Божией Матери (по типу Остробрамской) по сторонам главного входа. Вероятно, фрагментами иконостаса из этого храма, включая царские врата, являются образ «Воскресение Христово», обновившаяся икона прп. Серафима Саровского, Тихвинская икона Божией Матери в крупных пристенных классицистических киотах. Среди реликвий собора - большие иконы Воскресшего Спасителя и «Голгофа», Толгская и Тихвинская иконы Божией Матери, присланная в Ригу в 1996 г. в дар из Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря.
18 окт. 1967 г. игум. Магдалина (Крисько) была утверждена в должности настоятельницы. Но 22 июля 1968 г., вскоре после возвращения со Св. земли (май 1967), игум. Тавифа была вновь определена настоятельницей мон-ря. Из-за болезни она управлять мон-рем не могла и в 1969 г. ушла на покой. С 18 апр. 1969 до 1977 г. настоятельницей Р. м. была игум. Зинаида (Баранова; 1899-1977). Число насельниц постепенно уменьшалось, а средний возраст увеличивался. В 1972 г. в обители проживали 49 монашествующих, 33 монахини были старше 61 года, ок. половины насельниц (21 чел.) считались нетрудоспособными, монахинь младше 30 лет не было. Большинство насельниц приняли монашеские обеты в 1945-1960 гг. (23 сестры), до 1917 г.- 10 чел., в межвоенный период - 12 сестер, в 1970-1972 гг.- 2 сестры. При скромных доходах обитель обязывалась ежегодно перечислять 5 тыс. р. в Советский фонда мира.
С 7 мая 1977 г. игуменией Р. м. являлась Магдалина (Жегалова; 1921-1996). Она род. в Риге в семье свящ. Германа Жегалова, к-рый с 1932 г., до принятия иерейского сана в 1935 г., служил и проживал в Р. м., в 40-х гг. участвовал в деятельности Псковской миссии, 4 нояб. 1952 г. был репрессирован и вскоре после освобождения, 28 авг. 1955 г., скончался; в 1956 г. его вдова приняла постриг в Р. м. Игум. Магдалина с авг. 1944 до 1949 г. находилась с отцом в эмиграции в Германии и Чехословакии, поступила в мон-рь 16 июня 1952 г.
С кон. 80-х гг. XX в. 19 монахинь обители по приглашению из др. епархий РПЦ стали настоятельницами восстанавливающихся обителей: схиигум. Георгия (Федотова; † 2014) - в Арзамасе, игум. Иоанна (Смуткина) - в Александрове, игум. Любовь (Якушкина) - в Ташкенте, игум. Митрофания (Перетягина; † 2014) - в Наровчате, игум. Михаила (Орлова) - в Макарьеве, игум. Никона (Перетягина) - в Шамордине, игум. Олимпиада (Баранова) - в Хотькове, игум. Сергия (Конкова) - в Дивееве, игум. Сергия (Рузавина) - в Чебоксарах, игум. Тавифа (Горланова) - в Муроме, игум. Феофилакта (Левенкова) - в Выксе, Бузулуке, Глебове и Вышнем Волочке и др. 14 настоятельниц «воспитала» игум. Магдалина, которую патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) называл «Всероссийской игуменией».
С 27 окт. 1990 г. Латвийскую Православную Церковь возглавил еп. Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов; с 2002 митрополит), официальная резиденция которого находится в мон-ре, он является настоятелем Троицкого собора. 29 дек. 1992 г. в храме состоялся Собор Латвийской Православной Церкви, на к-ром был оглашен Томос патриарха Московского Алексия II от 11 авг. о даровании ей самостоятельности и самоуправляемости, здесь заседал Вселатвийский церковный Собор.
С 1 авг. 1996 г. к Р. м. был вновь приписан в качестве подворья храм Рождества Пресв. Богородицы в мест. Илукста - бывш. мон-рь. В 2014 г. мон-рь получил самостоятельное управление.
2 марта 1997 г. в Свято-Троицком соборе архиеп. Александром была поставлена во игумении мон. Магдалина (Полын), к окт. 2020 г. являющаяся настоятельницей.
С 1998 г. накануне праздника Преображения Господня, 17 авг., от рижского храма Спаса Нерукотворного в Преображенскую пуст. совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть» (протяженность 56 км). Ежегодно на 2-й день праздника Успения в соборе совершается чин погребения Пресв. Богородицы с участием всего рижскоградского духовенства.
27-29 мая 2006 г. состоялось 1-е посещение пределов Латвии предстоятелем РПЦ. Вечером 27 мая патриарх Алексий II прибыл в Р. м. и совершил в обители торжественное всенощное бдение. 10 игумений из числа сестер мон-ря участвовали в приеме патриарха. Патриарх Алексий II также отслужил литию у памятника с надписью: «Вечная память русским людям, замученным и убиенным в годы репрессий», к-рый располагается рядом с главным входом в Троицкий собор.
В 2006-2007 гг. в соборе был проведен ремонт, в т. ч. обновлены росписи, устроено газовое отопление, на месте котельной в подвале появились помещения для воскресной школы и трапезной. В обители достроена ограда, сооружены 3 дома, сделан капитальный ремонт Сергиевской ц., архиерейского и игуменского корпусов, келий. В 2012 г. на центральном куполе собора установили вызолоченный крест, освященный митр. Александром. Приобретены колокола для звонницы.
8 окт. 2018 г. митр. Рижский Александр и духовенство в Р. м. торжественно встретили Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». В мон-ре правящий архиерей принимает руководителей Латвии. Так, 5 сент. 2019 г. Президент Латвийской Республики Э. И. Левитс совершил офиц. визит в архиерейскую резиденцию.
Обитель продолжает социальное служение, насельницы посещают Рижское об-во слепых (пансионат в Югле), приюты, дома инвалидов, интернаты для престарелых, детский хоспис Св. Софии; устроена гостиница. По-прежнему организованы трапезы для неимущих (на 200-300 чел. в день), для этой цели в 2001 г. в сев. части обители построено здание кухни (архит. Л. В. Клешнина). Действуют приходская воскресная школа для взрослых и детская на 70 чел.
В сент. 2020 г. в Р. м. проживали 57 сестер. Сохраняются традиции чтения неусыпаемой Псалтири, 2-клиросного пения «петербургским распевом» в праздничные дни. Сестры выпекают просфоры для рижских церквей, занимаются шитьем и вышивкой.
Преображенская пустынь Р. м. была основана как место уединенных молитв в 60 км от Риги и в 15 км от г. Митавы, близ мест. Валгунде, среди хвойных лесов. На ходатайство Е. Б. Мансуровой об отводе участка земли для пустыни 12 апр. 1893 г. ответил Победоносцев. 8 февр. 1894 г. общине был представлен план предполагаемого участка в 167 дес. 17 июня 1894 г. имп. Александр III распорядился передать в дар общине через Мин-во гос. имуществ 173 дес. из казенной лесной дачи в Курляндской губ. 17 авг. сестры приехали на участок в поисках места для сооружения церкви и советовались с митавским купцом А. П. Несодомовым о постройке домика для келий и воскобелильни. В мае 1895 г. инокини Екатерина и Наталия Мансуровы поставили деревянный крест на месте будущей церкви, началась стройка, и 6 первых сестер прожили здесь до осени. Они занимались белением воска для свечного завода общины. В честь основания пустыни впосл. был установлен памятный знак в виде 2-ярусного столпа с иконами и крестами.
В 1898-1899 гг. по благословению еп. Агафангела (Преображенского) и по плану Шаломытова была возведена часовня прп. Иоанна Лествичника, куда перенесли крест, установленный сестрами Мансуровыми. Кубический четверик срублен «с остатком» и завершен шатром с крестом, в него с юга ведет крыльцо на столбах, сдержанно оформленное резьбой. Считалось, что архитектура скитских зданий и церковное убранство воспроизводили «старинный русский стиль» времен прп. Сергия (напр., деревянный потир копировал потир преподобного), отмечали даже сходство лесистой местности пустыни и окрестностей подмосковной обители. 13 нояб. 1900 г. открылась церковноприходская школа.
В 1903 г. был построен домик с рукодельной, прядильной и 7 кельями. После освящения Преображенской ц. в пустыни начались регулярные богослужения. Здесь постоянно проживали 30 сестер. Старшей сестрой 31 янв. 1904 г. была утверждена мон. Олимпиада. Духовную связь с сестрами в пустыни постоянно поддерживал архим. Мефодий (Холмский) (раз в год он приезжал на длительное время), а после его кончины в 1906 г.- прп. Алексий (Соловьёв).
В мае 1901 г. в Преображенскую пуст. впервые принесли крестным ходом Якобштадтскую икону Божией Матери. Святыня сначала прибыла из Якобштадтского (Екабпилсского) Свято-Духова мон-ря в Ригу, оттуда - в Митаву (Елгаву) и затем в пустынь. Эта традиция сохранялась до войны 1914 г. (икона утеряна).
В 1906 г. было начато строительство игуменских покоев. Одноэтажный сруб с террасой под навесом и с 2-скатной крышей расположен вдоль центральной линии усадьбы, в глубине. По завершении строительства игум. Сергия испросила у Рижской духовной консистории разрешение на устройство домовой церкви, которое получила весной 1907 г. Храм, соединенный с покоями крытым переходом, возводился в формах народного зодчества, в гармонии с природным окружением. В основе его крещатого центрического плана - квадрат, к к-рому со всех сторон примыкают прямоугольные в плане рукава-прирубы. Пологий шатер над главным четвериком завершается малым четвериком и глухим барабаном с луковичной главкой. Стены срублены из многометровых бревен «с остатком», карнизы и крыльцо оформлены городчатым пропильным декором в рус. стиле, крыльцо - на резных столбах. Иконостас выкрашен белой краской, декорирован позолоченными филенками и элементами рус. стиля.
В нач. мая 1908 г. в пустынь прибыла чудотворная Якобштадтская икона. 6 мая в Преображенском храме была совершена ранняя литургия, затем состоялось освящение вновь выстроенного храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Иоанна Лествичника настоятелем рижского Алексиевского мон-ря архим. Вячеславом (Филипповским) в сослужении монастырского духовенства.
В нач. ХХ в. построили неск. зданий, в т. ч. каменное для ткацких и воскобелильных работ, деревянное 2-этажное для «странноприимной», полукаменный дом с помещением для богомольцев внизу (11 комнат), и церковноприходскую школу с квартирой для учительницы и общежитием для учеников, а также домик с 2 кельями для коровниц. Скит площадью 343,59 кв. саж. окружала деревянная ограда (251 саж.), за к-рой стоял деревянный 2-этажный дом причта с 4 комнатами для богомольцев. К югу от церкви находилось монастырское кладбище.
6 нояб. 1909 г. в Ригу прибыла вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна и сразу направилась в пустынь. Она посещала все богослужения в Преподобнической ц., общалась с сестрами и пробыла здесь до 17 нояб. Игум. Сергия (Мансурова) благословила вел. княгиню образом «Явление Божией Матери прп. Сергию», а та переслала настоятельнице икону прп. Иоанна Лествичника. Вел. княгиня посетила и Р. м.
К янв. 1910 г. в пустыни проживали 44 сестры, в т. ч. 4 мантийные монахини, в 1910-1914 гг. служил свящ. Е. Ф. Свинцов. В определенные дни богослужение совершалось на латыш. языке. При приближении нем. войск 19 апр. 1915 г. сестры решили покинуть пустынь. Свящ. А. Соколов вынес престолы и жертвенники 2 церквей и сжег их. В 3 ч. ночи все живущие в скиту отправились пешком в Ригу. В помещениях обители расположился нем. госпиталь, на ее территории хоронили герм. солдат и офицеров. Все здания пострадали от военных действий, нек-рые были разрушены.
По возвращении сестер под началом послушницы Ольги (в миру гр. О. А. Нирод) священника в Преображенской пуст. не было. Земли оставалось только 64 дес. В одном из храмов к 1921 г. был восстановлен иконостас, интенсивные работы начались с 1930 г. В 20-30-х гг. XX в. в скиту проживали до 30-40 сестер.
В годы второй мировой войны пустынь вновь была занята неприятелем. 2 дек. 1943 г. в ней был образован Валгундский Преображенский муж. мон-рь (с 16 насельниками во главе с псково-печерским игум. Агафоном (Бубицом)), который действовал до нояб. 1944 г. После войны сестры (в 1948 - более 30 чел., в т. ч. насельницы закрытых новгородских и московских монастырей; в 1952 - 18 чел.) занимались в основном сельским хозяйством, обрабатывая 5 га пахотной земли и 0,5 га огорода, в хозяйстве были лошадь, 3 коровы, домашняя птица. Должность старшей сестры исполняла мон. Таисия, c 1947 по 1968 г.- мон. Евдокия (Павлова; 1885-1968). В скиту на особом положении и содержании (6 тыс. р. в год с 1953) проживала мон. Сусанна (Симанская), племянница патриарха Алексия I, перед 1917 г.- председатель правления благотворительного об-ва и заведующая пунктом помощи ручному труду в г. Острове. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. В 1953 г. в пустынь были переведены сестры из Илуксте. Во время Великого поста здесь часто жил архиеп. Филарет (Лебедев). К 1959 г. в пустыни проживали 32 сестры (до 40 лет - 25%, старше 70 лет - 47%), угодья составляли 14,1 га.
23 окт. 1953 г. архиеп. Филарет (Лебедев) назначил духовником пустыни бывш. валаамского послушника подвижника архим. Кирилла (Смирнова; в схиме Косма; † 1968). В 1931-1941 гг. он подвергался репрессиям, в 1941-1953 гг. периодически служил в пустыни. В марте 1969 г. архиеп. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков) назначил духовником пустыни подвижника архим. Тавриона (Батозского; † 1978). В 1979-1991 гг. духовником служил архим. Петр (Кучер; 1926-2020).
На монастырском кладбище погребены духовные лица и миряне. В 1980-1987 гг. при реконструкции под концертный зал закрытой в 1963 г. Петропавловской ц. (собора) в Рижской цитадели в храме были обнаружены останки погребенных епископов Рижских и Митавских Филарета (Филаретова; † 1882; у юж. стены храма) и Вениамина (Карелина; † 1874). Их перезахоронили в Преображенской пуст., причем останки еп. Филарета были практически нетленными. В 1989 г. по благословению митр. Леонида (Полякова) в пустынь были торжественно перенесены останки игум. Сергии, к-рые ныне покоятся под крестом на массивном гранитном постаменте. В сент. 1990 г. здесь был погребен и сам митр. Леонид. Слева от игум. Сергии похоронен схиархим. Косма, далее - архим. Таврион, рядом с игум. Зинаидой - мон. Паисия (Кукурина; † 1974), над которой попечительствовал митр. Леонид, и неподалеку - др. мон. Паисия († 2007). На этом кладбище похоронены также игумении Тавифа, Магдалина (Жегалова) и Магдалина (Крисько), слева от могилы к-рой находятся места упокоения ключаря (1981-1998) Троицкого собора митрофорного прот. А. Скобея, митрофорного прот. Н. Варфоломеева и прот. С. Шенрока. Здесь же погребены игум. Олег (Дмитрук, брат игум. Тавифы; секретарь митр. Вениамина, служивший в мон-ре после 1945), прот. С. Г. Виноградов (ключарь кафедрального собора в 1945-1951, репрессирован, служил в мон-ре в 1957-1961, жил на покое в пустыни), Ф. Соковенин (служил в мон-ре в 1951-1964), митрофорный прот. П. Н. Смыковский (служил в мон-ре в 1965-1966, 1969-1970), прот. Г. Михайлов (служил в мон-ре диаконом и в пустыни в 1952-1953 священником, был репрессирован в 1945-1950). Большая часть памятников - высокие бетонные 8-конечные кресты на постаментах. Сестры поддерживают в порядке безымянные могилы русских, а также нем. солдат первой мировой войны, над к-рыми сооружены вплотную стоящие невысокие бетонные кресты и стела.
Число сестер пустыни выросло после того, как стал возможен их беспрепятственный приход в обитель. Стараниями благочинной мон. Сергии (Конковой) были построены трапезная и 2-этажный с мансардой и крыльцом келейный кирпичный корпус (1988) с домовой ц. Рождества Пресв. Богородицы, в к-рой совершаются монашеское правило и литургия на престольный праздник. Построены новые св. ворота: Воскресенские (2012) и Троицкие (2013) - с иконами на их стенах.
Среди святынь пустыни, преимущественно находящихся в Преподобнической ц.,- Толгская, Владимирская и Иверская иконы Божией Матери (последняя была найдена на чердаке в одном из домиков пустыни после второй мировой войны и обновилась в 60-х гг. XX в.), финифтяная Казанская икона с двунадесятыми праздниками в клеймах, подаренная архим. Тихону, старинная Феодоровская икона в царских вратах храма преподобных, иконы прп. Серафима Саровского с частицей мощей, свт. Николая Чудотворца, к-рую украли из обители и через 17 лет подбросили к входу в храм, иконы Преображения Господня - дар игум. Сергии (Конковой), Покрова Пресв. Богородицы, прп. Арсения Великого - небесного покровителя архиеп. Арсения, Спаса Вседержителя с предстоящими. В пустыни были отмечены случаи мироточения 17 икон. В мощевике с финифтяным декором хранятся частицы Креста Господня и мощей сщмч. Харалампия, первомч. Стефана, великомучеников Пантелеимона, Артемия и Георгия Победоносца, бессребреников Космы, Дамиана, вмч. Мины, святителей Афанасия Великого, Модеста и Иоанна Златоуста.
Ежедневно совершаются утреннее и вечернее богослужения в Преподобнической ц., в дни двунадесятых праздников - в Преображенском храме. Вечером сестры обходят пустынь с Иверской иконой. В лесу, в километре от пустыни, возвышается горка, к-рую назвали Божия. Здесь устроен своеобразный «лесной храм»: к стволам деревьев прикрепляют иконки и молятся перед ними. У колодца, завершенного кокошником, 5 раз в год совершают водосвятие. Паломники размещаются в гостинице на 50 чел. В летнее время здесь организуется правосл. детский лагерь. К сент. 2020 г. в пустыни проживали ок. 60 насельниц. Сестры занимаются шитьем, трудятся на кухне, в пекарне и прачечной, на возвращенных сельскохозяйственных угодьях: в поле (имеется 2 трактора), на огородах (выращивают овощи, косят сено), скотном дворе и в птичнике. Духовник с 1991 г. архим. Тихон (Кравченко).