[Реккаред I; лат. Reccaredus, Richaredus] († 601), король вестготов (с 586), отказался от арианства и утвердил кафолическую (православную) веру в Вестготском королевстве. Младший сын кор. Леовигильда (568-586) от 1-го брака (имя матери неизв.). В 584 г. было достигнуто соглашение о его женитьбе на принцессе Ригунте, дочери Хильперика I, короля Нейстрии (561-584), и кор. Фредегонды, однако брак не состоялся из-за гибели франк. короля. Кроме того, по дороге в Испанию, в Тулузе, невеста была ограблена герц. Дезидерием и лишилась свадебных даров (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 38; V 38; VI 34, 45; VII 9-10, 15, 27, 39; IX 34).
В 572 г. кор. Леовигильд после смерти брата, Лиувы I (568-572), объявил соправителями своих сыновей - мч. Эрменегильда (см. Ерминингельд) и Р. (Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 573. 2-5). В 578 г. в честь младшего сына кор. Леовигильд назвал основанный им город - Реккополь («город Реккареда») (совр. пров. Гвадалахара). Вероятно, город предназначался для резиденции младшего соправителя, тогда как резиденцией старшего брата Р., Эрменегильда, стал г. Гиспалис (ныне Севилья).
С началом мятежа Эрменегильда (579), к-рого поддержала значительная часть испан. ортодоксальных христиан, а также франки, свевы и византийцы (утвердились в Юж. Испании при имп. св. Юстиниане I (527-565)), Р. принял сторону отца и в 585 г., после подавления мятежа (584), возглавил войско, выступившее против франков, к-рые оккупировали Нарбонскую Галлию. Заняв после смерти отца престол (586), Р., по-видимому, был уже убежден в тщетности попыток навязать арианство силой. Свт. Григорий I Великий утверждал, что Леовигильд перед смертью принял кафолическое (православное) исповедание и велел сыну отказаться от арианства (Greg. Magn. Dial. III 31. 6; ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. VII 46). Интеллектуальные возможности и влияние ариан оказались ничтожными по сравнению с возможностями ортодоксальной христ. Церкви и ее епископата (это, в частности, показал диспут арианских и кафолических епископов, состоявшийся ок. 587 по инициативе короля). В итоге король отрекся от арианства и убедил сделать то же самое свое окружение - не только светских магнатов, но и епископов (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 15; ср.: Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 587. 5-7). Этот шаг имел и политические последствия: отказ от арианства облегчил примирение с королем Австразии Хильдебертом II (575-596), к-рый согласился на брак Р. со своей сестрой Хлодосвинтой (Хлодозиндой), дочерью короля Австразии Сигиберта I (561-575) и кор. Брунгильды, дочери вестгот. кор. Атанагильда. Брунгильда дала дочери щедрое приданое, в т. ч. специально изготовленные большой щит из золота и 2 деревянные чаши, отделанные золотом и драгоценными камнями (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 16, 20, 28). Однако свадьба не состоялась. В 589 г. супругой Р. называется некая Баддона, судя по имени, женщина гот. происхождения (Concilios visigóticos. 1963. P. 116; Colección canónica Hispana. 1992. P. 73). Тем не менее благодаря переговорам о браке Р. смог разрушить направленный против Вестготского гос-ва союз Австразии и Бургундии. В 589 г. под Каркасоном вестгот. войско во главе с Клавдием, дуксом Лузитании, одержало важную победу над бургундами, к-рыми командовал дукс Бозон (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 31; Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 589. 2). Т. о., удалось на время обезопасить Нарбонскую Галлию от франк. экспансии.
Религ. реформа Р. была завершена постановлениями III Толедского Собора (589; см. Толедские Соборы), ведущую роль на котором играли св. Леандр, еп. г. Гиспалис († ок. 600), старший брат еп. Исидора Севильского, и аббат св. Евтропий († до 610), буд. епископ г. Валенция (ныне Валенсия). Р. лично созвал Собор и председательствовал на нем. Он утвердил соборные постановления особым законом, приравняв их к королевскому законодательству, к-рое впосл. было кодифицировано в виде «Книги приговоров» (Вестготской правды). В заседаниях приняли участие 62 (Colección canónica Hispana. 1992. P. 139-148; по др. данным, 72 - Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 590. 1) епископа из Испании и Нарбонской Галлии, а также представители светской знати (seniores Gothorum), которые вместе с арианскими священнослужителями отреклись от ереси. Т. о., был создан прецедент присутствия мирян на Соборах, ставший общим правилом в Испании лишь со 2-й пол. VII в.
III Толедский Собор ознаменовал завершение коренного поворота во внутренней политике Вестготского королевства. Продолжая политику отца иными средствами, Р. ликвидировал формальную границу между гот. и испано-рим. знатью, открыв для последней путь к высшим должностям в гос-ве. В обмен на это он заручился поддержкой могущественных и влиятельных кафолических епископов, что стало решающим вкладом в гармонизацию отношений между королевской властью и Церковью. Выступая в роли защитника Церкви, Р. жестоко расправился с магнатами, отказавшимися принять церковную реформу; в их числе в источниках называются имена еп. Аталока и комитов Гранисты и Вильдегерна (587 или 589, Нарбон), еп. Сунны и знатного мирянина Сегги (ок. 588, Мерида), вдовствующей кор. Госвинты и арианского еп. Ульдиды (589); возможно, близок к мятежникам был и буд. кор. Виттерих, сумевший избежать наказания (Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 589. 1; Vitas Sanctorum partum Emertensium. V 10-12). Вместе с тем в мятеже дукса Агримунда (590) современники не усматривали религ. причин, а успешное подавление восстания и диффамация мятежного дукса (обритый наголо, с отрубленной правой рукой, он был с позором провезен на осле по Толедо - Ioannes Biclarensis. Chronicon. An. 590. 3) представлены в источниках как доказательство могущества вестгот. короля. Сходным образом рассказывает о победах Р. над басками и укрепившимися в юж. провинциях византийцами еп. Исидор Севильский (Isid. Hisp. Hist. 54). В его сочинении король вестготов предстает миролюбивым, кротким, славящимся добрыми делами, мягкосердечным, щедрым и справедливым (возвращение частным лицам их имущества, конфискованного в пользу фиска, смягчение налогового гнета и др.) правителем (Ibid. 55-56). Именно в творениях еп. Исидора Севильского и современной ему агиографической традиции (напр., см.: Vitas Sanctorum partum Emertensium. V 3-6) оформился образ короля - «благочестивейшего правителя» и «заступника Божией веры», который впосл. воспроизводился в испан. средневек. историографии (Лука Туйский, Родриго Хименес де Рада и др.).