Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕЗАНОВ
59, С. 434-439 опубликовано: 6 марта 2025г. 


РЕЗАНОВ

Александр Иванович (10.09.1817, С.-Петербург - 18.11. 1887, там же), рус. архитектор, мастер эклектики. Род. в семье титулярного советника И. В. Резанова, заочный крестник имп. Александра I. Учился в школе на Аптекарском о-ве, брал уроки рисования у худож. П. Ф. Соколова. 15 окт. 1826 г. определен в воспитанники АХ, зачислен на архитектурное отд-ние. Учился у К. А. Тона, был удостоен серебряных медалей в 1830, 1831 и 1837 гг. С 1 янв. 1838 г., прервав обучение, трудился у Тона рисовальщиком в Комиссии по постройке храма Христа Спасителя в Москве. В 1839 г. вернулся в АХ, окончил обучение с большой золотой медалью за проект театрального уч-ща. Был удостоен звания художника и чина коллежского регистратора. Продолжил работу «архитекторским помощником» в Московской дворцовой конторе у Тона - на сооружении нового (Большого) Кремлевского дворца, храма Христа Спасителя и Малого театра (28 мая 1840 - 2 июля 1842), под рук. Тона участвовал в составлении «Атласа нормальных сельских строений» для казенных селений.

С 28 окт. 1842 до 1849 г. находился в пенсионерской поездке от АХ в Италии, Испании, Германии, во Франции, в Австрии, Швейцарии, Англии. Крупнейшей работой, совместно с А. И. Кракау и Н. Л. Бенуа, стали обмеры для последующей реставрации готического собора в Орвието близ Рима (строился с 1290 по 1612). Впосл. 30 листов гравюр с комментариями были изданы в Париже (Monographie de la Cathédrale d'Orviéto. P., 1877 (avec N. Benois, A. Krakau)), рус. текст напечатан в 1876 г. (Бенуа Н. Л., Резанов А. И., Кракау А. И. Краткий ист. очерк Орвиетского собора // Зодчий. 1876. № 10/12. С. 115-116). В дек. 1845 г. Бенуа и Р. были приняты в Риме путешествовавшим по Италии имп. Николаем I. В 1848 г. в связи с революционными событиями в Европе зодчий получил предписание императора вернуться в Россию.

20 марта 1850 г. Р. был определен старшим архитектором Департамента уделов и оставался в этой должности до конца своих дней. Его первые самостоятельные работы связаны с ремонтом и строительством домов департамента, церквей, священно-церковно-служительских, приказных и училищных домов, контор и др. построек в удельных имениях (39 проектов и смет в 1850-1851). В 1851-1854 гг. Р. в Красном Селе (ныне в черте С.-Петербурга) осуществил перестройки дома вел. князей, дворца наследника цесаревича, Удельной больницы, казармы и др. (при участии архитекторов А. Д. Есаулова, В. Я. Лангвагена, Х. В. Мейера). Наиболее значимой явилась капитальная перестройка 4-престольной ц. Св. Троицы в стиле барокко (1733-1735, архит. И. Я. Бланк, ныне собор, проспект Ленина, 108). В 1851 - июле 1854 г. по проекту Р. архитектором Мин-ва иностранных дел А. М. Камуцци основной объем был расширен; сделаны новые кирпичные своды, барабан и купол, хоры; изменен зап. фасад; полностью переделан главный 5-ярусный иконостас, изготовлен киот для Коневской иконы Божией Матери и др. В отделке был сохранен стиль аннинского барокко, декор повторял исторический (штукатурные работы - мастер Трискорни). В 1854 г. церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней в юго-зап. части (не сохр.).

В 1859 г. Р. осуществил постройку летнего дворца для приезда в Красное Село наследника цесаревича и вел. князей, в 1864-1866 гг. построил еще 18 красносельских зданий. Почти одновременно велись работы в др. пригородных имениях удельного ведомства: в Михайловке (совместно с архит. А. И. Штакеншнейдером), в принадлежавших императрице имениях Ропша (ныне поселок Ломоносовского р-на Ленинградской обл.) и Дудергоф (ныне в черте С.-Петербурга). В 1867-1872 гг. по его проекту осуществлялись ремонтные работы и новые постройки в Красном Селе, Ропше и Петергофе. Сооружения Р. в окрестностях С.-Петербурга, кроме Троицкой ц. и моста-плотины в Михайловке (1855), утрачены или капитально перестроены в послереволюционный период, чертежи некоторых, напр. в Красном Селе и Михайловке, сохранились в РГИА.

Особый интерес представляли выполненные в С.-Петербурге в 1858-1859 гг. перепланировка и отделка интерьеров особняка Пашкова для Департамента уделов с устройством позднеклассицистической ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского c 2-ярусным иконостасом, оформленной каннелированной колоннадой (Литейный проспект, 39; совместно с Г. А. Боссе; церковь не сохр.).

16 дек. 1857 г. архит. И. И. Свиязев, старший член Комиссии строительных и технических дел при Департаменте сельского хозяйства Мин-ва гос. имуществ, рекомендовал определить Р. «членом или архитектором комиссии… по отношению к проектам и сметам на церковные постройки». Свиязев занимался разработкой образцовых проектов - «нормальных чертежей церквей» на основе проектов Тона для селений министерства. В 1858 г. Р. подготовил проекты 9 иконостасов для церквей, проектируемых Свиязевым. 24 июля 1858 г. мин-во разослало во все губернские удельные конторы циркуляр «Об иконостасах устраиваемых церквей в казенных имениях Западных губерний» с приложением образцовых чертежей иконостасов «в 9 видах» и описями икон, составленными совместно Р. и Свиязевым. Отпечатанные тиражом 100 экз. «нормальные чертежи» активно использовались в провинциальном храмостроительстве, переиздавались 5 раз.

Одновременно Р. вел педагогическую деятельность. 29 сент. 1850 г. был удостоен звания академика архитектуры за заграничные работы, 28 окт. 1852 г.- профессора АХ за проект «Греко-Российская церковь для кладбища». С 28 янв. 1854 г. преподавал «строительное искусство и архитектурное черчение» в Землемерном уч-ще Департамента уделов. Педагогическая деятельность Р. продолжилась в АХ, где на Литейном дворе находилась его мастерская: с 1 мая 1855 г. он адъюнкт-профессор по кафедре строительного искусства, с 29 окт. 1857 г. преподавал теорию строительного искусства. Р. в отличие от др. преподавателей выставлял свои работы вместе с ученическими. С 6 мая 1871 г. и до кончины Р. занимал в АХ пост ректора архитектурного отд-ния.

С 1864 г. архитектор Высочайшего двора. С 4 окт. 1865 г. профессор АХ 2-й степени. Занимал также должность главного архитектора Гоф-интендантской конторы. Р. член-учредитель Петербургского общества архитекторов (1868), его 1-й председатель с 1870 г. и до конца жизни, почетный член. С 1872 г. при его участии начал выходить ж. об-ва «Зодчий».

Период наибольшей творческой активности мастера - 60-е - сер. 70-х гг. XIX в. К 1859-1860 гг. относится его 1-й проект для Москвы - на конкурс по постройке имп. дворца в с. Коломенском (не осуществлен). Вскоре в Москве им был перестроен дом для почетного гражданина К. Т. Солдатёнкова в стиле неогрек (Мясницкая ул., 37; 1860-1861), Р. спроектировал домашнюю старообрядческую молельню, сводчатый потолок и стены к-рой были расписаны в «старом византийском стиле» (не сохр.).

В 1859-1860 гг. Р. составил проект ц. Всех русских святых для памятника 1000-летию России (не осуществлен), в 1860-1861 гг.- 4 значительных церковных проекта, в которых сказывалось влияние творчества Тона: собора Серафимо-Дивеевского мон-ря и его скита, собора Гуслицкого мон-ря, ц. Рождества Христова на станции Угловка (совр. Окуловский р-н Новгородской обл.). Каменный 5-престольный Троицкий храм в Серафимо-Дивеевском монастыре (строитель А. Е. Турмышев) был возведен по типу больших тоновских соборов (освящен 28 июля 1875, закрыт в 1927, впосл. разорен, восстановлен в 1990-1997). Собор центрический, с 3 мощными полуциркульными в плане апсидами во всю высоту здания и далеко вынесенной крытой папертью, завершенной барочными волютами (аналогичные паперти оформляют 2 боковых входа). Храм завершен массивным луковичным пятиглавием на цилиндрических барабанах (центральный - световой). Боковые и зап. фасады разделены на прясла парными 3/4-ными колоннами, 3 прясла на зап. фасаде и центральные на боковых завершены щипцами с поясами декоративных кронштейнов. Разделение на 2 яруса подчеркнуто профилированным карнизом с тягами и поясом арочек. Аркатурно-колончатые пояса оформляют оба яруса апсид и верхний ярус зап. фасада, барабаны глав; бифории и трифории - боковые фасады. Храм 2-светный, с обширными хорами, на к-рых были устроены приделы. Высокий резной 3-ярусный иконостас был выдержан также в тоновском стиле. В «скиту Серафимо-Дивеевского монастыря» (с 1864 Серафимо-Понетаевская община, с 1869 мон-рь) Р., вероятно, спроектировал ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В Христорождественской ц. с приделами Спаса Нерукотворного и свт. Василия Великого воспроизведен образцовый проект Тона церкви в Саратове: большой кубический объем зданий бесстолпный, обширное пространство перекрыто единым куполом. Иконостас церкви в Угловке был создан в 1863-1864 гг. Трехпрестольный деревянный Преображенский собор в Гуслицком монастыре построен сразу после основания обители (в 1860, сгорел в 1868), в 1879-1886 гг. возведен еще храм (Георгий [Хлебников], игум., Михайлов С. С. Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский муж. монастырь. Куровское, 2002. С. 98).

Церковь во имя вмц. Параскевы в Вильнюсе. Восстановлена в 1864–1867 гг. Фотография. 2017. Фото: А. В. Слёзкин
Церковь во имя вмц. Параскевы в Вильнюсе. Восстановлена в 1864–1867 гг. Фотография. 2017. Фото: А. В. Слёзкин

Церковь во имя вмц. Параскевы в Вильнюсе. Восстановлена в 1864–1867 гг. Фотография. 2017. Фото: А. В. Слёзкин
Наиболее значимыми в 1-й пол. 60-х гг. XIX в. стали для Р. труды в г. Вильне (ныне Вильнюс), куда зодчего пригласил главный начальник Сев.-Зап. края, ген. от инфантерии М. Н. Муравьёв. Спроектированные и полностью реконструированные Р. храмы должны были отразить древность и закономерность рус. правосл. присутствия в крае, где только что был подавлен польск. мятеж.

В память павших русских воинов Р. была спроектирована часовня св. Александра Невского на Георгиевской пл. в Вильне (ныне пл. Винцо-Кудиркос, 1863-1866, разрушена в 1919). Мемориальная ротонда на подиуме из финляндского гранита была завершена конусообразным шатром на мощном основании, оформленном аркатурно-колончатым поясом с нишами-киотами. Прясла фасада главного восьмерика, разделенные колонками, венчали арки, детали декора и орнаменты включали фольклорные элементы в русском стиле. Над входом находился беломраморный барельеф с изображением Божией Матери с Младенцем в окружении ангелов. На мраморных досках, установленных в арочных нишах главного восьмерика, были выбиты 417 имен павших русских офицеров и солдат. В интерьере установлены 7 больших икон на цинковых досках письма В. В. Васильева (частично сохр. в Скорбященской ц. в Михнове, ныне Микнишкес Шальчининкского р-на, Литва).

По образцу Александро-Невской часовни Р. и губ. архит. Н. М. Чагин построили часовню во имя вмч. Георгия Победоносца на Евфросиниевском кладбище, на месте братского захоронения рус. воинов, павших во время польск. восстания (1865). Фасады квадратного в плане здания завершены арками, опирающимися на угловые колонны, на них располагались памятные доски. Венчает часовню шатер на основании, декорированном арочным поясом.

Воссозданный храм во имя вмц. Параскевы (1864-1867) воспроизводил мотивы древнейшей в Вильне и почти что утраченной христ. церкви во имя той же святой. Фасады прямоугольного в плане здания с полуциркульной алтарной апсидой, завершенного по центру одним куполом со шлемовидным покрытием, разделены лопатками, боковые прясла имеют арочные, а центральные - 3-лопастные завершения, выполненные в кирпиче, декор представлен кронштейнами, ползучими арочками, дентикулами, нишками, упрощенным аркатурно-колончатым поясом (на барабане). Главный зап. вход оформлен перспективным порталом, центральное прясло завершено щипцом. Отдельно стоит 2-ярусная звонница под 2-скатной кровлей.

Пречистенский собор в Вильнюсе. 1346 г. Перестроен в 1863–1871 гг. Фотография. 2015. Фото: А. В. Слёзкин
Пречистенский собор в Вильнюсе. 1346 г. Перестроен в 1863–1871 гг. Фотография. 2015. Фото: А. В. Слёзкин

Пречистенский собор в Вильнюсе. 1346 г. Перестроен в 1863–1871 гг. Фотография. 2015. Фото: А. В. Слёзкин
Аналогичный характер имела реконструкция в стиле XVI в. Николо-Перенесенской ц. (1863-1866). К прямоугольному в плане основному объему примыкают с востока 3 алтарные апсиды. Главный зап. фасад завершен щипцом с крестом на скате кровли. Р. пристроил с севера часовню арх. Михаила (1865): в плане - октагон, вписанный в квадрат. Часовня завершена мощным шлемовидным куполом на световом восьмерике, оформленном полуциркульными окнами, расположенными между 3/4-ными колонками. Р. реконструировал также высокую квадратную в плане башню - 6-ярусную колокольню у юго-зап. угла с круглыми башенками и шатровым «готическим» завершением. Фасады украшены ползучими арочками и городчатыми орнаментальными поясами, многолопастными арочками, майоликой, имитацией «полосатой» визант. кладки, выложенными на фасадах 8-конечными крестами, поясами поребрика и бегунца (алтарная часть). Над оконными проемами нек-рые имеют остроугольное готическое завершение - краснокирпичные арочные навершия. Здание гармонично сочетает черты русского, романского, готического стилей и Ренессанса, отчасти сходных с формами собора в Орвието. Резной 3-ярусный иконостас и киоты исполнены из темного дерева в рус. стиле.

При возобновлении и достройке Пречистенского «митрополитального» собора в Вильне (1863-1871) была сохранена значительная часть древнего здания времени вел. кн. Ольгерда Литовского. Была воспроизведена особенность постройки: над средокрестием собора на постаменте возвышался купол (после реконструкции - пирамидальный на многогранном барабане), по углам его близкого к квадрату в плане основного объема располагались 4 выступающие из плоскости стены башни, образуя пятиглавие. На алтарной части и юго-вост. башне была открыта древняя кирпичная кладка. С востока к основному объему примыкают 3 апсиды: центральная, трапециевидная в плане, и боковые - квадратные, со скошенными углами. Фасады храма разделены филенчатыми лопатками на 3 прясла, центральное на зап. фасаде завершает щипец с вписанным в него 3-лопастным кокошником (аналогично зап. фасаду Пятницкой ц., так же и вход оформлен перспективным порталом), боковые - арки звона. Фасады делятся на 2 яруса, фасадный декор включает кронштейны, полуциркульные окна, ниши, тяги, дентикулы, сетчатый орнамент в 1-м ярусе. Частично сохранились стрельчатые своды собора. Резные золоченые иконостасы (центральный - высокий 5-ярусный и боковые, в приделах во имя сщмч. Макария, митр. Киевского, и свт. Алексия, митр. Московского,- 2-ярусные) исполнены в стиле узорочья XVII в. Иконы написал акад. И. П. Трутнев, среди них были изображения правосл. святых Зап. края. Эти 3 храма - примеры удачной реконструкции, проведенной Р. с элементами реставрации в русско-романском стиле.

В Николаевском соборе (до 1832 костел св. Казимира) Р. работал в 1864-1867 гг. Он составил проект 4-ярусного иконостаса под мрамор, за к-рый получил одну из 6 больших золотых медалей по классу архитектуры на Всемирной выставке в Париже в авг. 1867 г. (В. Г. Шварц: Переписка, 1838-1869. Курск, 2013. № 157). Иконы написаны столичными художниками К. Б. Венигом, Н. И. Тихобразовым и К. Д. Флавицким. В 1865-1869 гг. по проекту Р. велась перестройка фасада в стиле необарокко и неоренессанса. Были понижены угловые башни, пристроен притвор, на них и на центральном куполе помещены барочного типа позолоченные луковичные главы (с 1919 иезуитский католич. храм св. Казимира, в 1922-1925 полностью реконструирован). Р. занимался также исправлением проектов других храмов Виленской губ., им было восстановлено и сооружено 10 церковных зданий. Он участвовал в реставрации древней Коложской Борисоглебской ц. в Гродно. Совместно с Чагиным подготовил альбом «Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку православных церквей в Белорусских губерниях» (СПб., 1863).

В имении Муравьёва Сырец Лужского у. С.-Петербургской губ. в память павших рус. воинов по проекту Р. под его наблюдением была построена в тоновских формах деревянная ц. арх. Михаила с иконостасом (1865-1866, сожжена в 1994). Там же он возвел деревянный главный дом (2-я пол. 60-х гг. XIX в., не сохр.) и часовню-усыпальницу над могилой Муравьёва (1866-1868) на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (1868) по типу часовни св. Александра Невского в Вильне.

В 1867-1872 гг. Р. осуществил перестройку барочной ц. вмц. Екатерины в Графской (Царской) Славянке (ныне в черте г. Павловска), сооруженной в 1743-1748 гг. 30 сент. 1867 г. зодчий представил в Мин-во имп. двора 6 рисунков церкви «в существующем и предполагаемом виде». 13 окт. 1867 г. проект был утвержден имп. Александром II. В 1868 - сент. 1869 г. подрядчиком А. Н. Бородулиным вокруг здания подвели новый цоколь («каменный мастер» худож. Миллер), над зап. частью соорудили новую колокольню со шпилем, наружные стены и пилястры облицовали кирпичом, установили массивный новый барабан с куполом над центральной частью, возвели новый иконостас в верхней церкви, появились 2 новых креста (мастер А. Соколов) и фасадная лепнина (мастер Козлов). Фасады храма были дополнены архитектурными деталями в стиле Людовика ХVI, хорошо подходившими к зданию в формах елизаветинского барокко, сочетаясь с лепными гирляндами и сандриками, наличниками с ушками. Фриз дополнен метопами и триглифами, переложен венчающий карниз с модульонами. После разборки портика сделана 4-скатная крыша, что позволило увеличить высоту колокольни, на к-рой устроили купол, оформленный люкарнами с фигурными наличниками. Р. спланировал также благоустройство территории вокруг церкви и проложил к ней дорогу (в 1870-1871, мастер Штауф). Летняя церковь освящена 8 сент. 1870 г. Новые архитектурные элементы, созданные с сохранением барочного стиля, были утрачены в советское время (воссозданы в 2007-2011).

Крупнейшей постройкой Р. на рубеже 60-х и 70-х гг. XIX в. стал дворец вел. кн. Владимира Александровича, с 1876 г. президента АХ (Дворцовая набережная, 26; Миллионная ул., 27; 1867-1874, строительные работы 1867-1869, при участии В. А. Шрётера, А. Л. Гуна, И. С. Китнера и М. Е. Месмахера; с 1920 Дом ученых) - самое известное столичное сооружение зодчего, к-рое стало художественным эталоном стиля историзма в России. Обращенный на Неву фасад величественного 4-этажного дворца решен в стиле итал. Возрождения, пышность внутреннего убранства определена стилистикой ренессанса, готики, барокко и рококо при рационализме планировочных решений. На верхнем этаже была устроена 2-светная ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1869-1872) с наружной звонницей и 2-ярусным иконостасом, обильно украшенная резьбой по дереву в русском стиле и расписанная В. П. Верещагиным (не сохр.). Не реализованы конкурсные проекты часовни у Летнего сада в память спасения от покушения на государя Александра II (1866) и дворца вел. кн. Николая Николаевича (1876-1883).

К удельному ведомству относился имп. дворец в Твери: Р. осуществил проект его перестройки (1864-1865) в стиле Людовика XVI и периодически наблюдал за исполнением работ (1868-1876). В 1866 г. Р. подготовил проект часовни на месте кончины цесаревича Николая Александровича в Ницце (не осуществлен). В 1867 г. он спроектировал оформление рус. отдела на выставке в Париже, 1-е выставочное сооружение в рус. стиле, в 1870-1871 гг.- в том же стиле крепость Верный в Семиреченской обл. (ныне Алма-Ата) с церковью. Р.- автор проектов храмов в разных частях империи. В 1868-1869 гг. он спроектировал 2 церкви «по предложению Туркестанского генерал-губернатора», в 1870-1871 гг.- церкви в Богуславе Киевской губ., Рыбинске, Ташкенте (1-й вариант проекта военного Спасо-Преображенского собора). В Феодосии по проекту Р. худож. И. К. Айвазовским было построено здание часовни ап. Петра и Музея древностей в память героя Кавказа ген. П. С. Котляревского и его соратника О. И. Шультена (1870 - июль 1871). Сооружение в неогреч. стиле, в формах античного периптера с 6-колонным дорическим портиком на главном фасаде возвышалось на горе Митридат (взорвано летом 1941).

Большой объем проектных работ Р. выполнил в Ливадии. В 1866 г. он возглавил Комиссию по приемке построек, осуществленных там И. А. Монигетти. В 1869-1870 гг. Р. составил проект кладбищенской Вознесенской ц. (построена в 1872-1876, архит. А. Г. Венсан при участии Шрётера, разобрана в 1929). Имп. Мария Александровна одобрила его проект для летней горной резиденции «Эриклик». Он спроектировал главный деревянный дом с элементами рус. стиля (построен в 1872) и др. постройки, из которых уцелел лишь дом садовника.

Центр деятельности Р. постепенно переместился в Москву и Подмосковье. Для имения в подмосковном Бородино зодчий составил проект деревянного дворца со службами (1865). В 1865-1871 гг. он вел интенсивные работы в имении Ильинское (Ильинское-Усово, ныне в черте Красногорска Московской обл.), в 1864 г. приобретенном Департаментом уделов для имп. Марии Александровны (Зодчий. 1872. № 8/9. Л. 43). В 1869-1872 гг. проведен капитальный ремонт классицистического храма Спаса Нерукотворного (построен в 1765). Большинство работ для Бородино и Ильинского-Усова выполнены в декларативно-рус. стиле, постройки были обильно украшены пропильной резьбой.

В 1867-1869 гг. Р. составил для Москвы проекты перестройки храма свт. Николая в Мясниках, часовни Иверской иконы Божией Матери (не осуществлен), киота для Чудова мон-ря в память спасения имп. Александра II во время покушения, в 1870 г.- Гостиного двора. По заказу московской городской Думы он составил проект (1868-1870) нового здания на Красной пл. в рус. стиле. По живописному решению главного объема здания с высокой кровлей и асимметрично расположенной башней оно напоминало древнерус. терема, но в отделке присутствовали романо-византийские и ренессансные мотивы. Критика, «отдавая полную справедливость таланту архитектора» и удобной планировке интерьеров, отмечала отсутствие «строгой выдержки принятого стиля…» (С. Московская городская Дума: Проект проф. А. И. Резанова // Всемирная ил. 1870. Т. 4. № 99. С. 790-791). Второй вариант здания в рус. стиле XVII в. с живописным асимметричным построением объемов по «хоромному типу» и «ковровой» отделкой фасадов (1872-1873, совместно с Гуном) был одобрен профессиональным жюри, но оказался дорогостоящим и не был осуществлен.

Были реализованы проекты памятников над захоронениями коллежского советника С. Д. Воронина в соборе Ниловой пуст. «в стиле Орвиетского собора» (не сохр.), министра гос. имуществ, затем посла во Франции гр. П. Д. Киселёва и его брата гр. Н. Д. Киселёва в Донском монастыре и В. Г. Солдатёнковой в юж. части Знаменской ц. (Кунцево) (склеп Солдатёнковых разрушен после 1932).

Одной из значимых работ Р. стали окончание сооружения храма Христа Спасителя в Москве и проектирование его внутренней отделки. С 25 дек. 1872 г. Р. зам. главного архитектора Комиссии по постройке храма Христа Спасителя - Тона, со 2 мая 1881 г. главный архитектор. Работы включали устройство мраморных иконостасов по эскизам Тона: главного (вероятно, совместно с Л. В. Далем) и 2 на хорах, мозаичных полов, установку паникадил, аналоев и киотов, рипид, дикирий и трикирий, создание орнаментальной живописи на стенах и сводах, облицовку вост. стены главного алтаря, снабжение ризницы священными одеждами и утварью, а также все приготовления к освящению собора. 21 нояб. 1878 г. Р. представил имп. Александру II проект расположения памятных досок с описаниями сражений Отечественной войны 1812 г. и заграничных войн, имп. манифестов, посвященных военным событиям и строительству храма (177 плит в нижней галерее). Освящение храма состоялось 26 мая 1883 г.

Деятельность Р. в С.-Петербурге в поздний период его творчества не была активной. Он руководил строительством и отделкой 5-шатровой церкви в русско-романском стиле во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской пристани по проекту М. А. Щурупова после его отстранения от работ (Синопская наб., 32; 1876-1882; совместно с С. О. Шестаковым, уничтожена в 1975) (Зодчий. 1875. № 10. С. 117). Для Александро-Невской лавры Р. совместно с Гуном спроектировал лампады в фольклорном варианте рус. стиля (Там же. 1876. № 8/9. Л. 44).

В 70-х гг. XIX в. Р. активно занимался проблемами строительного законодательства, с Д. И. Гриммом и Р. А. Гёдике входил в Комиссию по выработке положения о строительном уч-ще, выступая против уравнивания уч-ща и АХ. Звание архитектора, право на рассмотрение проектов и на замещение мест по всем ведомствам, по его мнению, могла давать только АХ, но она не была включена в перечень техническо-строительных правительственных заведений империи. Р. подчеркивал также неустанную заботу академии о поддержании и фиксации памятников древности и необходимость расширения деятельности художников «для снятия с натуры интереснейших остатков старины».

С 70-х гг. XIX в. Р.- член жюри всех выдающихся архитектурных конкурсов, состоял в комиссиях по сооружению памятников имп. Александру II в Москве, в С.-Петербургском биржевом доме, имп. Николаю I в Киеве, церкви в Гавани в С.-Петербурге, правосл. храма в Болгарии у подножия Балкан и др. С 1882-1883 гг. являлся членом комитетов по сооружению храма Воскресения Христова в С.-Петербурге, по возобновлению Благовещенского собора в Московском Кремле.

Неоднократно был удостоен наград: в Париже в 1872 г.- большой золотой медали Московской выставки; благодарности на Лондонской Международной выставке, в 1873 г.- медали за искусство на Венской Всемирной выставке. 5 июня 1876 г. признан почетным членом и корреспондентом Королевского ин-та британских архитекторов. Кавалер орденов св. Александра Невского (1883), Белого Орла, св. Владимира 2-й (1874), 3-й (1867) степени, св. Анны 1-й (1872), 2-й (1864), 3-й (1859) степени, св. Станислава 1-й (1868), 2-й (1862) степени, знака отличия за 40 лет непорочной службы; золотых медалей в память об окончании работ и освящении храма Христа Спасителя, в память коронации имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны; бронзовых медалей в память Крымской войны 1853-1856 гг. и «усмирения польского мятежа 1863-1864 гг.». С 17 апр. 1877 г. тайный советник. Похоронен на семейном участке Смоленского правосл. кладбища в С.-Петербурге рядом с детьми (захоронения утрачены).

В творчестве Р. отразилось разнообразие исторических стилей, при этом он руководствовался принципом «умного выбора». Несмотря на то что Р. являлся одним из ближайших учеников Тона, лишь часть спроектированных им храмов можно отнести к сооружениям 1-го, тоновского, этапа рус. стиля (Дивеево, Сырец, Угловка). Во мн. случаях для него оказались важнее новые веяния романтического стиля «реставрационного направления в европейской архитектуре» (Слюнькова. 2010. С. 364). Р., подобно его современнику А. М. Горностаеву, при строительстве церквей использовал более активно, чем Тон, мотивы романского и византийского зодчества, его композиционные решения достаточно своеобразны, что проявилось в первую очередь в виленских сооружениях для гр. Муравьёва, которые заняли особое место в истории рус. архитектуры и даже не вызвали подражаний. Проекты Р. отличались продуманным инженерным решением. Выдающийся мастер эклектики, он может считаться одним из лучших рус. зодчих периода либерального правления царя-освободителя.

Арх.: Отчет ИАХ с 1 сент. 1863 по 4 нояб. 1864. СПб., 1864; РГИА. Ф. 485. Оп. 2; Ф. 515. Оп. 29. Д. 752; Оп. 71; Ф. 789. Оп. 14 «Р». Д. 8; РНБ ОР. Ф. Собко. № 553. Л. 50б - 73; № 874. Л. 28-43; Ф. 796 (Тюменевы). № 455, 456, 457.
Лит: Резанов А. И. Проект здания Городской думы в Москве // Зодчий. 1876. № 8/9. С. 93-94. Л. 18; Боткин М. П. A. A. Иванов: Его жизнь и переписка. СПб., 1880. С. 184, 267; Указ. Всерос. промышленно-худож. выставки 1882 г. в Москве. Отд. Худож. Класс III. Архитектура. СПб., 1882. С. 8, 10, 11; А. И. Резанов // Всемирная ил. 1883. Т. 29. № 750. С. 418-419; А. И. Резанов: Некр. // Там же. 1887. Т. 38. № 985. С. 441, 446; А. И. Резанов: Некр. // Худож. новости. 1887. № 23. С. 609-613; А. И. Резанов // Неделя строителя. 1887. № 47. С. 187; Китнер И. С., Шретер В. А. Памяти А. И. Резанова: [Некр.] // Зодчий. 1888. № 5/6. С. 33-35; Некрасов В. П., свящ. Виленский Свято-Николаевский кафедр. собор. Вильна, 1888. С. 19-27; Крачковский Ю. Ф. Правосл. святыни г. Вильны. М., 1897; Степанов М. П. С. Ильинское. М., 1900. С. 215-242; Виноградов А. А. Путев. по г. Вильне и его окрестностям. Вильна, 1904; Новицкий А. А. И. Резанов // РБС. СПб., 1910. Т. 21: Притвиц - Рейс. С. 535-538; Жиркевич А. П. Акад. Н. М. Чагин. Вильно, 1911; Николай Михайлович, вел. кн., Саитов В. И. Петерб. некрополь. СПб., 1912. Т. 3. С. 558; Миловидов А. И. Церковно-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьеве. Вильна, 1913; Кондаков С. Н. Юбилейный справ. Имп. АХ (1764-1914). Пг., 1915. Т. 1/2. С. 378; Борисова Е. А. Рус. архитектура 2-й пол. XIX в. М., 1979. С. 74-75, 145-147, 252-253, 293-294, 306-307; 225 лет АХ СССР: Кат. выст. М., 1985. Т. 1. С. 408-409; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992. С. 94-95, 125-127; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Общ. ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996. С. 260-261; Величенко М. Н., Миролюбова Г. А. Дворец вел. кн. Владимира Александровича. СПб., 1997. С. 7-69; Исаченко В. Г. Александр Резанов // Зодчие С.-Петербурга, ХIХ - нач. ХХ в. СПб., 1998. C. 360-368; Крашенинников А. Ф. Резанов // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.). М., 1998. С. 206-208; Paszkiewicz P. W służbie imperium Rosyjskiego, 1721-1917. Warsz., 1999. S. 98-103; Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 76, 89, 147, 158; Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы С.-Петербургской губ.: Лужский р-н. СПб., 2001. С. 203-213; Седов Вл. Стиль неогрек в Москве // Проект Классика. М., 2001. № 2 [Электр. ресурс: www.projectclassica.ru/school/02_2001]; Памятники архитектуры в дорев. России / Ред.: А. С. Щенков. М., 2002. С. 195-197; Шлевис Г. П. Правосл. храмы Литвы. Вильнюс, 2005; Берташ А., свящ. Резанов А. И. // Три века С.-Петербурга. СПб., 2006. Т. 2: XIX век. Кн. 5: П-Р. С. 886-889; он же. Действующие храмы Красного Села // Очерки истории Красного Села и Дудергофа. СПб., 20072. С. 173-183; Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2007. С. 395-405; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2010. С. 83, 151, 172; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Рос. империи. М., 2010; она же. Царская, великокняжеская резиденция Ильинское и Усово. М., 2016. С. 142-144; она же. Эриклик в Ливадии (пос. Горный Крымского горнолесного заповедника) // AKADEMIA: Архитектура и строительство. М., 2019. № 1. С. 18-25; Калитин В. А. Нормальные и детальные чертежи проектов сельских церквей архит. И. И. Свиязева и образцовые проекты иконостасов к ним архит. А. И. Резанова, сост. в Мин-ве гос. имуществ в 1857-1861 гг. // Актуальные вопросы совр. богословия и церк. науки: Мат-лы VIII междунар. науч.-богосл. конф. СПб., 2017. Ч. 1. С. 317-349.
Прот. Александр Берташ
Ключевые слова:
Архитекторы российские Резанов Александр Иванович (1817 - 1887), русский архитектор, мастер эклектики
См.также:
АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор