[Ригин; греч. ῾Ρηγῖνος] (IV в.), сщмч. (пам. греч. 25 февр.), еп. Скопелоса. Мученичество Р. не сохранилось. Самым древним источником сведений о нем является сказание в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), помещенное под 24 и 25 февр. Согласно этому тексту, Р. род. в Элладе в семье благочестивых христиан. Родители воспитали сына в христ. добродетелях, он с юности отличался богобоязненностью и любовью к Свящ. Писанию. По достижении соответствующего возраста был поставлен во диаконы, затем - во иереи и через нек-рое время был рукоположен во епископа о-ва Скопелос (архипелаг Сев. Спорады). Принимал участие в Соборе в г. Сардика (ныне София, Болгария) в 343 г., где обличал ереси. После Собора вернулся на свою кафедру. Во время начавшегося гонения на христиан был обезглавлен по приказу префекта Эллады (SynCP. Col. 488, 490).
В тексте не сказано, при каком императоре пострадал Р. Память Р. есть также под 17 окт., без сказания, но с сообщением, что он пострадал при имп. Диоклетиане (284-305) (SynCP. Col. 148); это явная ошибка, т. к. в таком случае Р. не мог принимать участие в Соборах правосл. Церкви. После 343 г. преследования православных имели место при имп. Констанции II (337-361), который придерживался арианства, а против этой ереси гл. обр. и выступал Р., гонения были и при имп. Юлиане Отступнике (361-363).
Совр. греч. агиографическая традиция, сформированная уже ко времени деятельности прп. Никодима Святогорца († 1809), относит мученическую кончину Р. к гонениям при имп. Юлиане, а именно к 362 г. Местом рождения святого считается г. Левадия в Беотии. Эллада в синаксарном сказании - вероятно, название визант. фемы «Эллада», куда входила и Беотия; т. о., сказание составлено уже после возникновения фемного устройства, т. е. не ранее сер. VII в.
Р. упомянут у историков XI и рубежа XI и XII вв. Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина как участник Вселенского I Собора в Никее (325) совместно со свт. Ахиллием, еп. Ларисским († ок. 330; пам. 15 мая). Далее Скилица сообщает о перенесении мощей Ахиллия в 986 г. в столицу Болгарии г. Преспу (совр. Айос-Ахилиос на оз. Микри-Преспа) болг. царем Самуилом. Упоминание при этом Р. и Диодора, еп. Триккского,- только 2 архиереев из всех участников Никейского Собора - иногда трактуется и как свидетельство перенесения в Преспу и мощей Р., однако прямо Скилица об этом не говорит (Scyl. Hist. VIII 11). Традиция также приписывает Р. родство со свт. Ахиллием, еп. Ларисским, и со свт. Икумением, еп. Триккским (Трикальским) (IV в. (?); пам. греч. 3 мая). Согласно преданию, мощи Р. были в 1305 или 1538 г. перенесены из Преспы на Кипр. По мнению Д. Стьернона, почитание Р. на Кипре смешано с почитанием одноименного мученика предположительно III-IV вв. (см. в ст. Регин и Орест, великомученики Кипрские (пам. кипр. 20 авг.)) или же с почитанием одноименного епископа Кипрского, присутствовавшего на Соборе в Эфесе в 431 г.
Считается, что Р. мученически скончался на о-ве Скопелос в местечке под названием Палео-Ефири («Старый мост»), неподалеку от которого он и был похоронен. По данным иером. Макария Симонопетрского, в XIX в. частицы мощей Р. были возвращены с Кипра на Скопелос. Они хранятся в мон-ре, посвященном Р. Мон-рь находится недалеко от г. Хора. Кафоликон обители построен в 1728 г. на месте древней ц. во имя Р. Святой почитается как покровитель Скопелоса.
В визант. синаксарях память Р. отмечена также под 24, 26 и 28 февр. В совр. Римский Мартиролог и в календарь РПЦ память Р. не включена.