Муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на правом берегу р. Дрина, в с. Биоска, близ г. Баина-Башта (Сербия). Народное предание приписывает основание Р. серб. кор. Драгутину (1276-1282; см. Феоктист, прп.). Согласно археологическим исследованиям, на берегах р. Рача располагались 4 храма - помимо монастырской церкви и скита вмч. Георгия Победоносца еще были в местностях Орашац и Црквине близ г. Баина-Башта. В Црквине кроме фрагментов церкви были открыты 55 захоронений кон. XIII или нач. XIV в., в т. ч. неизвестного правителя. Поэтому можно предположить, что изначальная церковь и скит, возникший в период правления кор. Драгутина, в XV в. были разрушены и возобновлены в более безопасных местах. Поскольку в тур. описании 1516 г. упоминается только с. Рача, считается, что в этот период обитель пустовала. В 1528/30 г. в с. Рача фигурирует мон-рь под названием Враниште, владения которого обрабатывали 2 мусульманина. В документах 1560 г. речь идет о 7 монахах, имевших ежегодный доход в размере 765 акчи, в источниках 1572/73 г.- о 6 монахах, времени правления тур. султана Мурада III (1574-1595) - о 5 монахах с доходом в 1500 акчи.
В XVII в. в Р. и скиту вмч. Георгия действовал скрипторий. Самым ранним сохранившимся из его книгописной продукции считается Рачанский помянник 1616 г. Судя по многочисленности указанных в нем имен паломников и благотворителей и мест их происхождения, Р. была известна на мн. серб. землях и имела стабильное материальное положение. В 1623 г. здесь были переписаны дополнения («Синаксарь») к Тропарнику нач. XVI в. (их писец, мон. Сильвестр, впосл. стал игуменом обители). Из писцов раннего периода известен мон. Кириак, пришедший из Овчарско-Кабларских монастырей, им написаны Псалтирь (1642), Беседы Иоанна Златоуста (1644), Сборник (1649) и Епитимийный номоканон (2-я четв. XVII в.). Из других писцов наиболее продуктивны были иером. Киприан Рачанин и иером. Христофор, переписавшие ряд рукописей, в т. ч. совместно,- Минею на дек. (1667/68), Службу прп. Петру Коришскому (1668), Стихологий (1671), Цветную Триодь (1673), Служебник (1680), Минею на авг. (1684), Архиерейский чиновник (1686), Служебник (1670/80) и Архиерейский чиновник (1688, эту рукопись в 1705 завершил 3-й писец в мон-ре Беочин: НБС. Рс. 640). В тот же период в Р. жили иером. Арсений, впосл. ставший игуменом обители (1639/40-1668), екклисиарх Елисей и игум. Иосиф (1668), а также пребывавший в скиту духовник кир Феофил (дядя иером. Христофора; в 1654 он заказал копирование рукописи из афонского мон-ря Хиландар, в 1671 г. вложил в обитель дискос).
Во время австро-тур. войны (1683-1699) мон-рь был сожжен, часть братии ушла на территории Габсбургской монархии, где одни поселились в обителях на Фрушка-Горе, а другие - в г. Сентендре. По благословению патриарха Печского Арсения III (Черноевича; † 1706) рачанская братия ок. 1697 г. поселилась в монастыре Беочин, где возвела часовню во имя вмч. Георгия Победоносца и продолжила переписывать книги. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. это была самая продуктивная и репрезентативная сербская книгописная мастерская. Иером. Киприан написал Сборник (1691-1694), Сборник (1692) и Стихологий (1706-1711). Его ученик иером. Иерофей Рачанин перешел в мон-рь Мала-Ремета, где в 1727 г. завершил «Путешествие в Иерусалим» - одни из первых в сербской лит-ре путевые записки о паломничестве на Св. землю, совершённом автором в 1704-1705 гг.; также сохранились переписанные им Минеи на март и апр. (1698). Из творений рачанских насельников широкую известность получили произведения иером. Гавриила (Стефановича Венцеловича), который писал и на народном сербском языке: Букварь (1717; список с неустановленного московского или киевского издания; ранее считалось, что он был переписан иером. Киприаном Рачанином), Поучения и слова (1732), Жития, слова и поучения разных святых (ок. 1740), «Великопосник», Беседы и Жития (1741) и др. Рукописи переписывали и монахи, оставшиеся в Р. после пожара. Так, поп Никола переписал здесь рукопись при патриархе Печском Моисее (Райовиче; 1712-1725) и митр. Босанском Мелентии (Умиленовиче; между 1713 и 1725). Кодексы (прежде всего литургические) работы рачских книгописцев 2-й пол. XVII - 2-й четв. VIII в. (Киприана и его учеников и последователей) написаны разработанным каллиграфическим унифицированным полууставом, напоминающим печатные шрифты, и достаточно богато украшены полихромными заставками (в основном плетеного балканского стиля) и такими же инициалами, вязью в заголовках. Иногда в них помещаются заставки-миниатюры с изображениями Спасителя, Пресв. Богородицы с архангелами, прор. Давида и др. Рукописи переписанные как в Р., так и монахами-рачанами за пределами мон-ря, рассредоточены в наст. время в разных собраниях: Архиве Сербской академии наук и искусств, Музее Сербской Православной Церкви и НБС (Белград), Б-ке Матицы Сербской (Нови-Сад), в б-ке Будимской епархии СПЦ в Сентендре (Венгрия) и в РГБ (ОР. Ф. 256. № 401).
В 1795 г. из мон-ря Троноша близ г. Лозница пришли монахи Мелентий (Стефанович, † 1824), Иосиф и Исаия, по благословению троношского игумена нмч. Стефана (Йовановича) начали ремонт Р., на что иером. Мелентий получил в 1794 г. разрешение от султана Селима III (1789-1807). Церковь была освящена на Рождество 1796 г., восстановительные работы продолжались еще 3 года. Иером. Мелентий хотел вернуть в обитель книги и ценности, которые рачанские монахи забрали с собой на Фрушка-Гору, и по этому поводу несколько лет переписывался с митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем; 1790-1836), но безуспешно. Игум. Мелентий принимал активное участие в 1-м серб. восстании (1804-1813) и входил в состав посольства, направленного в 1809/10 г. в Россию с просьбой об оказании помощи восставшим. В это время он был избран епископом на Шабацко-Валевскую кафедру, однако его хиротония не состоялась, а после подавления восстания он ушел в обл. Срем, где поселился в мон-ре Шишатовац. В 1813 г. турки подожгли Р., неск. насельников погибли при пожаре. После подавления 2-го сербского восстания (1815) иером. Мелентий (Стефанович) в 1818 г. вновь начал восстановление Р., обновление к-рого было завершено к 1835 г. благодаря финансовой помощи серб. кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи). В 1840 г. в храме установили иконостас работы Г. Бакаловича, в 1854 г. роспись церкви завершил Д. Посникович при помощи М. Марковича.
Мирный период в истории Р. продолжался до первой мировой войны, когда в 1914 г. австр. солдаты сбросили со звонницы все колокола. Во время второй мировой войны обитель дважды была разграблена, в окт. 1943 г. сожжена болгарскими войсками. В эти годы здесь было спрятано Мирославово Евангелие, переданное на хранение игум. Платону (Милоевичу). В 1949 г. игуменом Р. стал Иулиан (Кнежевич), который в 1961 г. был переведен в монастырь Студеница. На месте старого конака в 1969 г. возвели новый, с часовней, в 1975 г. в с. Калуджерске-Баре на горе Тара построен еще один конак с часовней - в честь Собора Сербских святителей. В число братии дважды - в 1948-1950 и 1951-1955 гг.- входил иером. Павел (Стойчевич; впосл. патриарх Сербский; † 2009). Усилиями еп. Жичского Хризостома (Столича) в нач. XXI в. комплекс Р. был полностью обновлен. Долгое время в обители живет архим. Иоанн (Радосавлевич), бывш. духовник мон-ря Благовештене и профессор Призренской богословии (семинарии). В наст. время монастырем управляет протосинкелл Герман (Авакумович).