Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАКОВИЦА
59, С. 282-283 опубликовано: 19 февраля 2025г. 


РАКОВИЦА

Жен. мон-рь во имя арх. Михаила Белградской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в одноименном районе на окраине Белграда. Предположительно основание Р. датируется XIV в., а возведение сохранившейся трехнефной церкви в моравском стиле - периодом между восстановлением Печской Патриархии (1557) и великим переселением сербов (1690). Валашский воевода Константин Брынковяну Басараб в повеле 1701 г. сообщал, что Р. возвел валашский воевода Раду. Исследователи выдвигают различные предположения о личности основателя: Р. Флора полагает, что речь идет о мунтенийском воеводе Раду Великом (1495-1508), Д. Кашич - о валашском воеводе Раду I (1377 - ок. 1385), связанном родственными узами с серб. кн. мч. Лазарем (1371-1389).

Впервые Р. упоминается в путевых записках Феликса Петанчича 1502 г., затем - в тур. описях 1560 г. Сохранилось неск. свидетельств об обители от кон. XVII в. Записи 1684 г. сообщают, что хаджа Комнен вложил в Р. Четвероевангелие, а Мария - ВЗ на помин души Михаила.

Интересна фигура настоятеля обители - мон. Григория. В документах Посольского приказа сохранилось донесение, согласно к-рому он по заданию думного советника П. Б. Возницына, пребывавшего с миссией на венг. землях, неск. раз в 1698 г. ходил в мирском платье в «турской стан» и передавал письма тур. министру А. Маврокордату, а в 1699 г. в Стамбуле он доставлял послания рус. посла в Османской империи Е. И. Украинцева Иерусалимскому патриарху и обратно (Москва - Сербия, Белград - Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М.; Београд, 2009. С. 354. № 127). 11 июня 1701 г. мон. Григорий подал царю челобитную, в которой просил передать обители Евангелия напрестольное и повседеневное, Апостол, Минеи месячные и общую, Цветную и Постную Триоди, Псалтири «са васледованием» и учебную, «акафиихисис», 2 Часослова, Устав, Соборник, сочинения Григория Назианзина, крест напрестольный в окладе, священнические облачения, потир, дискос и кадило (Там же. С. 469). В знак благодарности за труды сверх просимого царь даровал 4 иконы и 100 р. В том же 1701 г. мон. Григорий, вероятно по пути в Москву или обратно, посетил Валахию и получил от воеводы Константина Брынковяну Басараба вышеупомянутую повелью, согласно к-рой Р. ежегодно будет получать помощь в размере 100 больших кусков соли. В 1705 г. Григорий, уже в сане архимандрита, вместе с попом Виссарионом и иеромонахом из монастыря Рача Иерофеем совершил паломничество в Иерусалим.

В период с 1718 по 1739 г. Р. находилась на австр. территории. Во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. она оказалась на линии фронта, поэтому монахи были вынуждены уйти в мон-рь Ремета, взяв ризницу и богослужебные книги. В 1739 г., когда освобождение Белграда от турок было невозможно, раковицкие и реметские монахи составили договор об объединении обителей, но при этом оговаривалось возвращение в Р. 3-4 монахов для совершения регулярных богослужений. В 1778 г. упоминается настоятель Р. архим. Спиридон (Виткович): он поехал в Россию, чтобы навестить переселившихся туда родственников, и там скончался. Обитель вновь пострадала во время австро-тур. войны 1788-1790 гг., но полностью разрушенные келейные корпуса были вскоре восстановлены.

Расцвету Р. в XIX в. способствовали представители серб. правящей династии Обреновичей. Кн. Милош в 1822 г. возвел келейный корпус с большой трапезной. На средства Томании, супруги Ефрема Обреновича, построили жилой корпус (Томаниин конак); вместе с мужем и детьми она была похоронена в припрате монастырского храма. Там же похоронен и известный серб. ген. М. Блазнавац.

Совр. облик церковь Р. получила в 1862 г., при настоятеле Иосифе Требиньце. Благодаря денежным пожертвованиям кн. Михаила Обреновича церковь была достроена, поставили новый иконостас, рядом возвели звонницу и еще один жилой корпус. В нач. XX в. иконы для иконостаса выполнил мон. сщмч. Рафаил (Момчилович).

Монастырь Раковица. Фотография. 2018 г. Фото: М. Магдевский/Wikimedia Commons
Монастырь Раковица. Фотография. 2018 г. Фото: М. Магдевский/Wikimedia Commons

Монастырь Раковица. Фотография. 2018 г. Фото: М. Магдевский/Wikimedia Commons
В 1906 г. в Р. начала действовать 4-летняя монашеская школа (см. Пузовић П. Монашка школа у ман-ру Раковица. Београд, 2011). В 1912-1914 гг. ею с перерывом руководил свящ. Иосиф (Цвийович; впосл. митрополит Скопский). В начале первой мировой войны учащиеся школы сформировали отряд и в 1914 г. участвовали в освобождении Белграда. В 1921 г., после перерыва, школа возобновила деятельность. В 1925 г. руководитель школы архим. Платон (Йованович; впосл. епископ Баня-Лукский) возвел для нее и типографии здание (Платонов конак; рус. архит. В. В. Сташевский). В 1931-1932 гг. в школе преподавал иером. Иоанн (Кухтин; впосл. митрополит Пражский и всей Чехословакии). В 1932 г. школу перевели в мон-рь Дечаны. В 1933 г. в Р. состоялись занятия миссионерского певч. курса. 1 марта 1934 г. по благословению патриарха Сербского Варнавы (Росича) в обители открылась 3-летняя синодальная иконописная школа под рук. рус. старообрядческого иконописца и реставратора П. М. Софронова. После смерти патриарха Варнавы, летом 1937 г., школа была закрыта. Обучение в ней успел пройти 21 чел.- сербы, русские (в т. ч. еп. Печерский Иоанн (Булин)), македонцы и боснийцы (Раjчевић У. Синодска иконописна школа у ман-ру Раковица код Београда // Руска емиграциjа у српскоj култури ХХ в.: Зб. радова. Београд, 1994. Књ. 2. С. 78-83; Ржоутил М. «Желание мое и попечение в том, чтобы не погибло и не ушло в историю правильное иконописание»: Письма книгописца П. М. Софронова кнг. Н. Г. Яшвиль 1930-х гг. // Старообрядчество в России (XVIII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 518-585).

Во время второй мировой войны в Р. некоторое время жил патриарх Сербский Гавриил V (Дожич). В военные годы в Платоновом конаке жили дети серб. беженцев из Хорватии. С 1949 г. в зданиях мон-ря располагалась Белградская ДС (богословия свт. Саввы Сербского, в нач. 1958 г. вернулась в Белград; см.: Игнатиjе (Марковић), мон. 175 година Богословиjе св. Саве у Београду (1836-2011). Београд, 2011. С. 155-166), а в 1958-1962 гг.- больница для пациентов с микозом. С 1959 г. Р. является жен. мон-рем. В 1999 г. обитель пострадала во время бомбардировки Белграда авиацией НАТО.

Во дворе мон-ря похоронены патриархи Сербские Димитрий (Павлович) и Павел (Стойчевич).

Ист.: Шафарик J. Два писмена споменика коjи се тичу ман-ра Раковица код Београда // Гласник Дружтва српске словесности. Београд, 1866. Год. 17. Књ. 20. С. 229-235; Стоjановић. Записи. 1902. Књ. 1. Бр. 1832, 1837; 1923. Књ. 4. Бр. 7061; 1925. Књ. 5. Бр. 7341; Руварац Д. Опис српских фрушкогорских ман-ра. Сремски Карловци, 1903. С. 342; Димитриjевић С. М., прот. Грађа за српску историjу из рус. архива и б-ка. Београд, 1922. С. 221-222. (ССКА. Т. 53. Други разред; 45).
Лит.: Милићевић М. Ђ. Манастир Раковица // Он же. Манастири у Србиjи. Београд, 1867. С. 16-18; Рувим, архим. Манастир Раковица. Београд, 1909, 2007р; Платон (Jовановић), архим. Раковица. Београд, 1927; Флора Р. Повеља Константина Брѣнковеана: Прилог питању постанка ман-ра Раковице. Нови Сад, 1956; Кашић Д. Манастир Раковица. Београд, 1970; Петровић М. Црква манастира Раковца: Пропорциjе у плану основе // Грађа за проучавање споменика културе Воjводине. Нови Сад, 1999. Год. 20. С. 81-104; Симић З. Стари манастир Раковица // Соопштења. Београд, 2009. Књ. 41. С. 319-331; Симић З., Jанковић М. Локалитет стари ман-р Раковица // Гласник Друштва конзерватора Србиjе. Београд, 2008. Бр. 32. С. 74-77; 2009. Бр. 33. С. 94-98; Ђокић Н. Манастир Раковица // Натписи и записи. Београд, 2016. Књ. 2. С. 87-105; Даутовић В. Мобилиjар Обреновића из београдског Старог ман-ра Раковица // Обреновићи у музеjским и другим збиркама Србиjе и Европе. Горњи Милановац, 2018. Т. 5. С. 107-135.
Прот. П. Пузович