Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЫНГЭРАЦИ
59, С. 95-99 опубликовано: 22 января 2025г. 


ПЫНГЭРАЦИ

[Румын. Pângăraţi], мон-рь вмч. Димитрия Солунского (1432) Ясской архиепископии Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви в одноименной коммуне (жудец Нямц, Румыния).

История

Монастырь Пынгэраци. Фотография. 2019 г. Фото: Radu Gabriel/Flickr.com
Монастырь Пынгэраци. Фотография. 2019 г. Фото: Radu Gabriel/Flickr.com

Монастырь Пынгэраци. Фотография. 2019 г. Фото: Radu Gabriel/Flickr.com
В «Краткой истории монастыря Пынгэраци», составленной 28 марта 1857 г. настоятелем П. архим. Варнавой по требованию Молдавской митрополии (Ясский филиал Национальных архивов Румынии. Ф. Молдавская митрополия (Mitropolia Moldovei). Д. 10. Л. 82-86 об.- Mitropolia Moldovei şi Sucevei. 1964. An. 40. N 9/10. P. 515-517; Vasile (Bîrzu). 2016. P. 154-157), сохранились сведения о том, что основание обители положил в 1432 г. прп. Симеон из мон-ря Бистрица, «смиренный и известный благими делами и возжелавший жизни пустыннической», к-рый устроил келлию в лесах на склоне горы Пэрул рядом с ручьем Пынгэраци. Эти сведения были почерпнуты из пространной истории П., к-рая при архим. Варнаве хранилась в П. (утрачена) и, очевидно, основывалась на не дошедших до нашего времени документах. В 1461 г. прп. Симеон получил от господаря Молдавского княжества св. Стефана III Великого средства на строительство деревянной церкви, к-рую после бывшего господарю видения освятили во имя вмч. Димитрия Солунского.

Ок. 1570 г. настоятель мон-ря Молдовица иером. Анастасий составил «Слово о постройке монастыря Пынгэраци» (румын. пер. старослав. оригинала «Слова...» сохр. в рукописи, переписанной мон. Мефодием из мон-ря Агапия в 1808-1814 гг. в мон-ре Бисерикани и купленной у старца Великовича в Бырладе в 1900 г. свящ. Иоанном Антоновичем (впосл. епископ Хушский Иаков) - Antonovici. 1904. P. 124-125; Idem. 2003. P. 168-169; хранится в Музее архиепископии Крайовы; опубл.: Idem. 1909. P. 70-76). В источнике содержится повествование о том, как в ночь на 22 окт. (год не указан) молдав. господарю Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) во сне явился небесный патрон П. вмч. Димитрий, к-рый сказал ему, что церковь П. во время похода султана Мехмеда II Фатиха (1451-1481) сожгли, и направил господаря в П. построить новую церковь. Александру III посетил П. и после духовной беседы с отшельником прп. Амфилохием (жившим в П. на тот момент ок. 50 лет) и со свящ. Феодоритом «дал царский пир» и подрядил строителей. В «Слове…» в виде рассказа прп. Амфилохия довольно подробно излагается жизнедеятельность основателя П. прп. Симеона, который, после того как церковь сожгли турки, спасся «в Угорской стране в крепости Гургиу, в монастыре Кашва, посвященном Успению Богородицы» (ныне Всехсвятский жен. монастырь, жудец Муреш, Румыния), там преставился и был похоронен учениками (после установления мира в 1486, завершившего 13-летнюю войну между Молдавским княжеством и Османской империей, св. Стефан III открыл мощи прп. Симеона и хранил их в своей сокровищнице, затем, оставив себе часть мощей, похоронил в Сучавской крепости).

Монахи мон-ря Бистрица воспротивились строительству мон-ря в 13 км от них, и Александру III остановил работы в П. Через год, в ночь на 26 окт., Александру III во сне вновь явился вмч. Димитрий, к-рый пенял господарю за прекращение строительства П. и предрек ему из-за этого потерю трона и изгнание. Посоветовавшись с митр. Молдавским Григорием II Нямецким (1552-1563), с еп. Рэдэуцким Евфимием и со свящ. Феодором из Сучавской крепости, Александру III достроил П. В 1560 г. митр. Григорий II освятил церковь.

Эти же события через призму «Слова…» отражены в молдав. летописной традиции. Хронист XVII в. Григоре Уреке кратко описал, как господаря Александру III неоднократно «стращал» вмч. Димитрий (Grigore Ureche. 1958. P. 27). Григоре также привел сведения о настоятеле П. старце прп. Амфилохии, к-рый с детства подвизался в мон-ре, был искусным живописцем, знал ремесло работы с деревом, был почитаем всеми господарями, но книжным знанием не отличался, прожил в П. 56 лет, затем 4 года в Молдовице, где принял схиму с именем Енох и умер в возрасте 83 лет 7 сент. 1570 г. (т. о., датой его рождения считается 1487 г.), предсказав свою кончину; настоятелем П. после него был назначен иером. Феодор из Бистрицы. Преподобные Симеон и Амфилохий были канонизированы Синодом Румынской Православной Церкви 7 марта 2008 г.

Согласно «Краткой истории…» архим. Варнавы, после прп. Симеона в скиту П. «не было старшего» до прибытия в 1508 г. прп. Амфилохия из мон-ря Молдовица. В 1560 г. прп. Амфилохий вернулся в Молдовицу, оставив после себя настоятелем П. архим. Феодорита. После его смерти настоятелем стал его ученик с тем же именем, иером. Феодорит. Далее, основываясь на данных пространной истории П. и синодика мон-ря, архим. Варнава указал, что настоятелями мон-ря были иером. Савва, монахи Исихий, Антоний и Паисий, иеромонахи Мефодий и Феодосий. В документах сохранились имена еще неск. настоятелей П. Так, 8 сент. 1629 г. настоятель Сильвестр заключил с настоятелем мон-ря Бисерикани Геласием договор о лесной меже (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 123). В документе от 25 февр. 1633 г. упомянут настоятель Нил, к-рому господарь Александру IV Ильяш (1620-1621, 1631-1633) подтвердил право на владение неск. очищенными от леса участками, купленными им у неких Лариона и Дана (Ibidem). Тот же настоятель упомянут и в недатированной грамоте времени господаря Василе Лупу (1634-1653), где в споре с с. Дэрмэнешти говорится о праве на владение мон-рем частью господарских владений (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 123-124). Следующий известный настоятель - Савин, к-рого господарь Константин Маврокордат (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769) уполномочил 18 янв. 1734 г. вернуть в свои села беглых зависимых крестьян (Ibid. P. 124).

Под 1766 г. архим. Варнава упомянул настоятеля Климента, защитившего имения П. от посягательств со стороны и стабилизировавшего доходы мон-ря; после него перечислены имена настоятелей Гедеона, Иоанна, Феодора (без датировок). При настоятеле Данииле П. ок. 1780 г. получил ряд вкладов, был расписан иконостас (хранится в музее П.); позже Даниил перешел в мон-рь Бистрица, где погиб при обрушении моста, связывавшего игуменский дом с домовой ц. св. Иоанна Предтечи (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 124-125). Приблизительно в кон. XVIII в. настоятелем в П. был Анастасий, подпись к-рого стоит на отчетах о владениях П., к-рые запрашивал господарь (Ibid. P. 125).

Во время русско-турецкой войны (1787-1791) в Яссах побывал грузинский путешественник митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), к-рый по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) получил от кн. Г. А. Потёмкина П. в свое управление. Несмотря на то что митр. Иона за 2 года всего один раз посетил П., он оставил подробное описание доходов, к-рые ежегодно получал с мон-ря. Эти сведения позволяют судить о благосостоянии П. в этот период. Так, митр. Ионе полагались: доход с 13 больших и малых сел (1/10 собранных овощей и фруктов и 7 тыс. моллюсков), 150 овец с ягнятами, 100 серебряных р., 700 жареных форелей и 700 окк брынзы (в Молдавском княжестве того времени 1 окка - 1,291 кг, или 1,52 л); кроме того, крестьяне отрабатывали барщину один день в месяц (или им платили отступные - 12 р. в год). Митр. Иона указывал, что крестьяне имели право переселиться в др. село и их нельзя было бить - в отличие от цыган, к-рые считались его собственностью (60 семей) и к-рых можно было продать или подарить, они ежедневно работали на него и «кормились его едой». Отдельно митр. Иона описал с. Ивэнешти, при к-ром были мельница и «монах с домом»; доход составляли 400 серебряных р., пшеница, ячмень, 4 тыс. коди (1 коди - ок. 36 л) кукурузы, сено. Непосредственно от П. митр. Иона получил 400 овец, 120 коров, 200 свиней и неск. лошадей. Он отмечал, что, покидая Молдавское княжество, «чтобы не запятнать своего имени и не унизить родную страну», он не стал продавать скот, а оставил 520 овец, 191 корову, ок. 400 свиней и др. «добро» Ясскому митрополиту (Iona (Ghedevanişvili). 2001. P. 981-982).

При настоятеле П. иером. Кирилле (позже архимандрит, настоятель мон-ря Рышка) к 13 сент. 1793 г. на основе старого синодика был составлен Большой синодик П. (Bucur. Acad. Română. slav. 4612). При следующем настоятеле архим. Иоиле (до П.- настоятель мон-ря Бисерикани) господарь Александру Каллимаки 12 янв. 1798 г. освободил П. от налогов и пожаловал ежегодную выплату в 50 леев из доходов таможни. Подобное освобождение от налогов было закреплено при последующих настоятелях П. Вениамине (15 янв. 1801) и Иоасафе (18 февр. 1802). Следующий настоятель П. архим. Макарий в 1806 г. освятил ц. св. архангелов Михаила и Гавриила в подвальном помещении кафоликона, к-рое до этого использовалось как «тайница», где хранились ценности, причем не только П. Также по юго-зап. периметру стен архим. Макарий построил большой Г-образный келейный корпус, в 1804 г. заказал 100-килограммовый колокол (др. колокол П., такого же веса, не датирован).

Новый расцвет П. наступил при настоятеле еп. Вениамине (источники не дают уточнений - очевидно, это был титулярный архиерей), сыне княжича Михая Раковицэ. Имения монастыря в тот период простирались по берегу р. Таркэу до межи владений с. Комэнешти возле Бакэу. Известны жалоба еп. Вениамина в диван Молдавского княжества от 12 июня 1812 г. о захвате монастырского имения Брынкэу в Сорокском цинуте и решение дивана от 13 июля с приказом исправнику цинута разобраться в деле (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 126). О следующих настоятелях, архим. Геннадии и Иосифе Монахе, дополнительных сведений в источниках нет. О настоятеле П. архим. Афанасии архим. Варнава писал, что впосл. он стал епископом Севастийским и ему принадлежал деревянный окованный серебром крест с надписью «Атанаси Архимд / Пынгара: 1829 / июнь 27» (хранится в музее П.) (Ibid. P. 124-126). Имя архим. Афанасия встречается в переписке (16 июля 1819, 15 сент. 1826) о статусе имений П. (Ibid. P. 126). Благодаря ему в 1832-1833 гг. иеросхим. Авраамий «на равнине реки Таркэу, у вод Болохэнаша на землях монастыря Пынгэраци» основал скит Таркэу: будучи настоятелем П., архим. Афанасий противился этому, однако, став архиереем и великим екклисиархом Молдавской митрополии, всячески способствовал созданию скита (Ibid. P. 127). После краткого периода настоятельства протосинкелла Костандия П. в 1837-1857 гг. руководил архим. Варнава (в 1833-1837 был экономом П.), при к-ром мон-рь стал одним из наиболее значительных в Молдавском княжестве и приобрел совр. облик: была расширена площадь, стесненная рельефом (значительный участок выдолблен в горе, с др. стороны засыпан овраг), выстроена стена (высота 6 саж., длина 54 саж.; 1 саж.- ок. 2,23 м) с пристроенными к ней каменными кельями, трапезной и складом. Свящ. Виктор Кэдере сообщал, что до 1859 г. было начато строительство игуменского дома и архондарика (возведены стены), под к-рыми были устроены погреб на 14 отсеков и зал, также были построены 16 келий; ниже по склону располагались трапезная, кухня и пекарня, под к-рыми были устроены 3 погреба; под башней, расположенной в сев. части келий, было устроено отдельное подземное помещение; переделана и покрыта жестью башня-колокольня (высота 4,5 саж.); к востоку от кафоликона начато строительство церкви (длина 11 саж.) (Ibid. P. 64).

В 1872 г. под давлением Мин-ва внутренних дел Молдавская митрополия согласилась на размещение в зданиях П. исправительного учреждения. Церковь, возведение которой было начато при архим. Варнаве, была доведена до кровли, затем заброшена и разрушена. В 1909 г. при использовании труда заключенных к кафоликону с сев. стороны был пристроен притвор. В 1914 г. в П. был устроен военный госпиталь, функционировавший до конца первой мировой войны. По инициативе кор. Марии (супруга кор. Румынии Фердинанда I) для увеличения числа коек в П. было построено здание, впосл. преобразованное в Благовещенскую ц. В 1918 г. в П. был образован санаторий при Об-ве по профилактике туберкулеза. В 1923 г. вся недвижимость П., в т. ч. земля, была отдана мон-рю Секу (жудец Нямц). Все это время Молдавская митрополия не отказывалась от прав на П.: в мон-ре оставалось неск. монахов и совершались богослужения.

В 1938-1944 гг. П. был превращен в казарму и военный склад. После войны более 30 га пахотной земли вокруг мон-ря были самовольно захвачены крестьянами с. Пынгэраци. Вскоре в П. устроили тюрьму для политических заключенных. Под давлением властей весной 1951 г. Румынский патриарх Юстиниан (Марина; 1948-1977) уступил бóльшую часть недвижимости П. Мин-ву здравоохранения (в бесплатную аренду для организации санатория), но с условием, чтобы 2-3 монаха смогли жить в помещении за стенами мон-ря и совершать богослужения в монастырской церкви. В 1958 г. на месте санатория по приказу Мин-ва образования была основана станция биологических, геологических и географических исследований в составе Ясского ун-та; поскольку здесь проходили практику студенты, службы в монастырской церкви были прекращены. 2 мая 1960 г. настоятель П. иером. Иринарх (Дрэган) под нажимом властей сдал руководству станции все оставшееся недвижимое имущество мон-ря; архив П. и б-ка (4 мешка с кириллическими книгами) были переданы Молдавской митрополии. Церковь была открыта в 1981 г. как приходская. В 1983 г. П. был открыт как скит, суффраганный мон-рю Бистрица.

19 апр. 1990 г., после падения коммунистического режима, епархиальное собрание Ясской архиепископии постановило возродить П.; 22 июня Синод Румынской Православной Церкви утвердил это решение. 30 окт. настоятелем П. был назначен иером. Лука (Диакону) из мон-ря Бистрица; 1 нояб. ему был передан инвентарь мон-ря, 14 нояб. совершена 1-я литургия. Общину составили игумен и насельники мон-ря Бистрица иером. Феофил (Лефтер) и мон. Иезекииль (Василовский). Благодаря серии судебных решений (1991-1996) были восстановлены имущественные права П. (постройки, земельные владения). 11 дек. 1990 г. мон-рю был возвращен иконостас, который поместили в Благовещенской ц. (ныне в музее П.). Восстановительные работы были начаты в 1992 г. молодежными скаутскими орг-циями из Румынии и Франции (отреставрирована сев.-вост. башня). 15 июля 1993 г. Национальный совет по памятникам Румынии дал разрешение на проведение реставрации, однако непрофессионально выполненные работы привели к новым утратам (разрушены башня-колокольня, сев. участок келий и погреб, построенные при Александру III Лэпушняну). Благодаря усилиям иером. Луки в П. были обеспечены условия для проживания общины, организованы иконописная мастерская и б-ка.

27 июня 1996 г. настоятелем П. стал протосинкелл Феофил (Лефтер), общину к этому времени составляли 18 насельников (3 иеромонаха, иеродиакон, 4 монаха, 2 рясофора и 8 послушников). В 1999 г. была закончена реконструкция дома архим. Варнавы, затем в сев.-вост. башне был устроен музей. В большом зале келейного корпуса Александру III Лэпушняну было закончено обустройство б-ки, перед входом в П. установлен большой мраморный крест с надписью «In hoc signo vinces» (Сим победиши). Также были устроены гараж, ремонтная, плотницкая, скульптурная и иконописная мастерские. Крышу Благовещенской ц. покрыли еловой вагонкой, установили новый иконостас (иконы выполнены И. Кэрбунару и ее учениками). В 2000-2001 гг. расписаны оба уровня кафоликона: верхняя ц. вмч. Димитрия и нижняя ц. св. архангелов Михаила и Гавриила (художники Василе и Виолетта Карп из Бухареста). Росписи выполнены в т. н. неовизант. стиле согласно традиционной для XV-XVI вв. иконографической программе. Церковь была заново освящена 26 мая 2002 г. В этот же день был заложен храм во имя преподобных Симеона и Амфилохия и всех румын. святых (строительство окончено в 2008), роспись выполнили В. и В. Карп, деревянный резной иконостас из дуба сделал мастер из г. Тыргу-Нямц К. Пей. 12 сент. 2010 г. митр. Молдавский и Буковинский Феофан (Саву) освятил церковь.

В новом кафоликоне выставлены для поклонения ковчежцы с частицами мощей вмц. Екатерины, св. Елевферия, мучеников Прова, Тараха и Андроника, преподобных Иоанна Хозевита (Нового Нямецкого), Иосифа Исихаста, Арсения Каппадокийского, свт. Феодосия и прп. Лаврентия Черниговских и др. Перед иконостасом установлен список с иконы Божией Матери «Гликофилусса» из афонского мон-ря Филофей, созданный монахинями мон-ря Робая (жудец Арджеш). На фундаменте времени Александру III Лэпушняну была восстановлена башня-колокольня, однако ошибки в проектировании (один из контрфорсов врезается в келейный корпус), игнорирование постепенного разрушения внешней зап. стены, неоправданные нововведения в архитектуру старого кафоликона (настил из белого камня) привели к возбуждению полицией культурного наследия уголовного дела, к-рое было приостановлено в связи со смертью настоятеля 2 февр. 2012 г. Новым настоятелем стал архим. Петроний (Марин), к-рый обязался при проведении ремонтных работ соблюдать правила сохранения памятников культурного и исторического наследия. В общине подвизаются ок. 30 насельников.

Архитектурный комплекс

Довольно сложная конфигурация монастырского комплекса диктуется особенностью рельефа вершины горы, на к-рой он располагается, а также корректировкой рельефа, осуществленной при настоятеле П. архим. Варнаве в сер. XIX в. Комплекс расположен на 2 уровнях, связанных мощеным подъемом и каменной лестницей, для которой был пробит проход в вост. стене монастыря. Нижний уровень разделен на 2 части келейным корпусом; в сев. части находятся обрамляющие старый кафоликон келейные корпуса и стены, а в южной - Г-образное строение, включающее кельи, трапезную и б-ку, а также парк (Balş. 1933. P. 315. Fig. 498). Вход на нижний двор осуществляется через башню-колокольню, воздвигнутую в нач. XXI в. на месте обрушившейся в 1996 г. На верхний двор помимо прохода через нижний есть и прямой вход: к новому кафоликону ведет дорога, проложенная по юж. периметру мон-ря.

Старый кафоликон

Старый кафоликон мон-ря Пынгэраци. 1560 г. Фотография. 2008 г. Фото: Madalinfocsa/Wikimedia Commons
Старый кафоликон мон-ря Пынгэраци. 1560 г. Фотография. 2008 г. Фото: Madalinfocsa/Wikimedia Commons

Старый кафоликон мон-ря Пынгэраци. 1560 г. Фотография. 2008 г. Фото: Madalinfocsa/Wikimedia Commons

По мнению Г. Балша, церковь была основательно перестроена в XVII в. (Balş. 1928. P. 180); однако ученый также допускал, что стиль обрамления портала с маленьким щитом с гербом Молдавского княжества может относиться к периоду правления Александру III Лэпушняну. О том, что во время правления господаря Василе Лупу в П. проводились значительные работы, свидетельствует каменная надпись, найденная в руинах архиерейского дома и вмонтированная в стену притвора в 1909 г. В ней указано, что архиерейский дом к 10 сент. 1642 г. построили великий вистиерник (казначей) Лупу Думитрашку Шолдан и его супруга Сафта; также были проведены работы в башне, трапезной и на кровле церкви (Ibid; Idem. 1933. P. 335). Др. авторы считают, что в XVII в. были проведены только работы, указанные в надписи, и нет оснований считать, что церковь претерпела значительную перестройку в это время (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 60). Раскопки 1992-1994 гг. доказали, что церковь была возведена на свободном от построек месте, соответственно ее следует датировать 1560 г., а более поздние изменения могут касаться лишь частей (Cantacuzino. 1997. P. 233). В последнем обобщающем труде по румын. искусству отмечается, что церковь построена Александру III Лэпушняну, возможные более поздние переделки не упоминаются вовсе (Sinegalia. 2018. P. 416).

Старый кафоликон - прямоугольное в плане строение с 3-гранной апсидой и контрфорсами (один в юго-зап. углу, 2 на юж. стене, 2 малых по обе стороны апсиды, один по центральной оси апсиды). Вход в нижнюю церковь расположен с юж. стороны. К сев. стене церкви в 1909 г. пристроен довольно обширный притвор, из к-рого через перекидной мостик можно попасть в верхнюю церковь. Внутреннее пространство нижней и верхней церквей разделено на алтарь, неф и нартекс, покрытые коробовыми сводами, перпендикулярными главной оси (в нижней пространство поделено аналогичным образом, но с использованием стены). Притвор состоит из 2 сообщающихся помещений, одно из к-рых связано с нартексом, другое - с нефом. Для перекрытия использованы своды на арках и парусах, с куполами, но без главы. Нижнее и верхнее помещения связаны винтовой лестницей, устроенной в сев. части зап. стены. Оконные проемы прямоугольные, довольно узкие, профилированы каменными багетами так же, как и порталы. Церковь покрыта высокой 4-скатной кровлей с закругленными углами.

Новый кафоликон

был построен на верхнем дворе в 2002-2008 гг.; после завершения росписи в 2010 г. освящен. Он имеет значительные размеры и выстроен в соответствии с канонами молдав. архитектуры XVI в.: 3-конховый в плане, глава над нефом, глухие арки на фасадах и т. д. На зап. фасаде в большом люнете над порталом изображена композиция «Все румынские святые», в 2 глухих арках по сторонам от входа - преподобные Симеон и Амфилохий. Основные отличия от средневек. архитектуры находятся в интерьере: в нефе на уровне конх боковых апсид воздвигнуты балконы для хоров; внутри церкви не предусмотрены разделительные стены между помещениями, что придает интерьеру особую просторность.

Другие строения

Башня-колокольня - 2-уровневое строение, прямоугольное на нижнем и 8-гранное (звонница) на верхнем уровне, с мощными угловыми контрфорсами. В 6 м к северу от старого кафоликона располагается удлиненный корпус с трапезной, кухней и комнатой для гостей, к-рый, по данным раскопок, имеет фундамент на скале и был возведен на месте постройки XVI в. В вост. части корпуса расположена сев.-вост. башня, восходящая также к XVI в., ее неоднократно перестраивали (последние восстановительные работы проведены в 90-х гг. ХХ в.), в ней расположен музей П. С вост. стороны она граничит с домом архим. Варнавы, построенным за пределами первоначального монастырского комплекса и восстановленным в то же время, что и сев.-вост. башня (Cantacuzino. 1997. P. 237, 241).

Святыни

Возможно, из местного ряда первоначального иконостаса Димитриевской ц. происходит находящаяся ныне в собрании Национального музея искусств Румынии (Бухарест) икона Божией Матери «Одигитрия» с поясными изображениями архангелов Михаила и Гавриила в верхних углах и с пророками на боковых каймах (по 6 с каждой стороны). Икону датируют посл. четв. XVI в. (Arta din Moldova. 1999. P. 60-61), кон. XVI в. (Nicolescu. 1971. Cat. 17. P. 36. Pl. 20, 21; Sabados. 2018. P. 491) и нач. XVII в. (Efremov. 2002. Cat. 104. P. 212. Il. 181). Стиль и иконография иконы продолжают традиции времени правления Петру IV Рареша, представленные в первую очередь иконами из местного ряда старого иконостаса в монастыре Хумор, и сохраняют понимание (пусть и формальное) монументальности. В то же время на иконе присутствуют изменения, характерные для посл. четв. XVI в. (включение фигуры в изобразительное поле, удлинение туловища и иное вследствие этого соотношение между головой и туловищем и др.) (Sabados. 2018. P. 491).

В П. хранятся 2 иконы, датируемые рубежом XVI и XVII вв.: «Пантократор на престоле в Деисусе с апостолами» и образ Божией Матери «Никопея» с архангелами и пророками. А. Ефремов атрибутировал иконы мастерам Йону и Софронию, расписавшим кафоликон мон-ря Сучевица к 1596 г. (Efremov. 2002. Cat. 93, 94. P. 209; Il. 168, 169. P. 99). В их стиле заметно стремление к усилению декоративного начала: использованы инкрустированные колонки-багеты, обрамляющие изображения на боковых каймах апостолов и пророков, орнаментальное решение с помощью того же приема плоскости нимбов и др. К тем же характеристикам и той же атрибуции принадлежат иконы вмч. Георгия в рост с вынутым из ножен мечом в руках из мон-ря Бистрица, к-рая, как предполагается, находилась ранее в П. (Ibid. Cat. 95. P. 209-210; Il. 170. P. 100), и вмч. Димитрия в рост с копьем в руке, также из собрания монастыря Бистрица (Vasile (Bîrzu). 2016. P. 108-109). Неизвестно местонахождение иконы «Деисус с пророками Давидом и Соломоном», сфотографированной в П. в 1939 г. Н. Йоргой (Ibid. P. 106).

В музее П. хранится также фрагмент снятой со стены первоначальной росписи старого кафоликона с фигурой вмч. Димитрия. Здесь же находится резной из липы иконостас Димитриевской ц. 1779-1780 гг.; на декоративном фризе помещена строительная надпись, в к-рой указаны имя заказчика - настоятеля П. игум. Даниила - и дата окончания работ (дек. 1780). Храмовая икона вмч. Димитрия и икона св. Иоанна Предтечи, согласно надписи в нижнем левом углу, были написаны игум. Даниилом в 1779 г.

Также в собрании музея П. хранится фонд старообрядческих икон, подаренных П. иером. Василием (Стратом) из Аджуда: «Чудо вмч. Георгия о змие» (1875), праздничная икона святых Илии, Спиридона, Елевферия, Харалампия, Амфиана и Никифора (3 июня 1860), иконы архангелов Михаила и Гавриила, а также Трех святителей. К XIX в. относятся икона святых Константина и Елены (иконописец Негоицэ Зуграв) и 3 рус. иконы - 2 иконы Божией Матери с Младенцем и икона свт. Николая, а также значительное количество икон из 2 иконостасов П.

В музее П. также хранятся предметы литургической утвари кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. и старопечатные книги кон. XVIII-XIX в. Экземпляр «Казании» митр. Варлаама (Моцока) 1644 г. был куплен и передан в дар музею П. настоятелем П. архим. Лукой (Диакону) в 1993 г. Согласно описям 1924 и 1949 гг., собрание мон-ря было довольно обширным. Многие принадлежавшие ранее мон-рю иконы и литургические предметы хранятся в др. собраниях или запасниках и до сих пор не идентифицированы.

Ист.: Antonovici I. Veneraţia Marelui Ştefan pentru moaştele sihastrului Simion preotul, de la Pângăraţi, după cele aflate într-un manuscris vechi // Făt-Frumos. Birlad, 1904. N 7/8. P. 124-125 (idem. Ibid. // Ştefan cel Mare şi Sfânt, 1504-2004: Portret în istorie. Suceava, 2003. P. 168-169); idem. Un manuscris din mănăstirea Pângăraţi // Revista pentru istorie, arheologie şi filologie. Bucur., 1909. Vol. 10. N 1. P. 70-76; Grigore Ureche. Letopiseţul Ţării Moldovei / Ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 19582; Iona (Ghedevanişvili), ep. Călătorie în Moldova, 1790-1791 // Călători străini despre Ţările Române. Bucur., 2001. Vol. 10. Pt. 2. P. 978-987; Clit C. Un opis al documentelor mănăstirii Pângăraţi din 1849 // Istorie şi cultură: In honorem acad. A. Eşanu. Chişinău, 2018. P. 306-329.
Лит.: Balş Gh. Bisericile Moldoveneşti din veacul al XVI-lea. Bucur., 1928. P. 180-188, 347; idem. Bisericile şi mănăstirile Moldoveneşti din veacurile al XVII-le şi al XVIII-lea. Bucur., 1933. P. 307, 315, 335; Nicolescu C. Icoane vechi româneşti. Bucur., 1971. Cat. 17; Stoicescu N. Repertoriul bibliografic al localităţilor şi monumentelor medievale din Moldova. Bucur., 1974. P. 645-646, 688; Năsturel P. S. Le Dit du monastère de Pângăraţi // Bul. bibliotecii Române. Freiburg i. Br., 1983. Vol. 10(14). P. 387-420; Cantacuzino Gh. I. Date archeologice şi istorice privind mănăstirea Pângăraţi // Memoria Antiquitatis. Piatra-Neamţ, 1997. N 21. P. 227-250; Arta din Moldova de la Ştefan cel Mare la Movileşti: Cat. exp. de la Muzeul naţional de artă al României. Bucur., 1999; Efremov A. Icoane româneşti. Bucur., 2002; Cazacu M. Minuni, vedenii şi vise premonitorii, în trecutul românesc. Bucur., 2003; Székely M.-M. Cuvântul pentru zidirea sfintei mănăstirii Pângăraţi şi figura ctitorului ideal în Moldova sec. XV-XVI // Studii şi materiale de istorie Medie. Bucur., 2013. Vol. 31. P. 275-299; Prohin A. Vise şi Vedenii profetice în manuscrisele din Ţările Române (sec. XV-XVI) // Studia Universitatis Moldaviae. Ser. Ştiinţe umanistice. Chişinău, 2015. N 4(84). P. 18-27; Vasile (Bîrzu), ierom. Mănăstirea Pângăraţi: Studiu istoriografic şi aghiologic. Sibiu, 2016; Sabados M. Icoane şi iconostase din Moldova în sec. XVI-XVII // Teodorescu R., Porumb M., ed. Arta din România. Din preistorie în contemporaneitate. Bucur.; Cluj-Napoca, 2018. Vol. 1; Sinegalia T. Arhitectura Moldovei în sec. XVI-XVII // Ibid.
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Монастыри Румынской Православной Церкви Пынгэраци, монастырь вмч. Димитрия Солунского (1432) Ясской архиепископии Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви
См.также:
АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в сев.-вост. Румынии
АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Арджешской епископии Румынской Православной Церкви
АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ. в Бухарестсткой архиепископии Рум. Правосл. Церкви
АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Румынской Православной Церкви, основан в 1634 г.