[Публий; греч. Πούπλιος; лат. Publius] (II в.), сщмч. (пам. греч. 13 марта; пам. зап. 21 янв.), еп. Афинский. Основным источником сведений о П. является «Церковная история» еп. Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. IV 23). Евсевий Кесарийский кратко пересказал одно из посланий сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.),- послание к Афинской Церкви, где автор упрекает афинян в легкомыслии, а также в отсутствии мужества и стойкости во время гонений, поскольку те были готовы отпасть от веры после мученической кончины их предстоятеля П. Согласно этому же источнику, преемником П. на Афинской кафедре стал Кодрат. Подробностей о мученичестве П. еп. Евсевий не сообщает.
Блж. Иероним Стридонский в трактате «О знаменитых мужах» (Hieron. De vir. illustr. 19) тоже назвал П. предшественником Кодрата, еп. Афинского, но по ошибке отождествил последнего с Кодратом, раннехристианским апологетом, жившим во времена имп. Адриана (117-138); по мнению большинства исследователей, в данном случае блж. Иероним произвольно компилирует информацию, взятую у Евсевия Кесарийского (Lightfoot. 1889. P. 540-541; Pratscher. 2010. P. 183). Есть также предположения, что предшественником П. на Афинской кафедре был сщмч. Дионисий Ареопагит.
Вероятно, П. мученически скончался либо во время гонения при имп. Антонине Пии (138-161) (Lightfoot. 1889. P. 541), либо в начале гонений при имп. Марке Аврелии (161-180) (Gordini. 1968. Col. 1237), либо в период др. гонений II в. (Buol. 2018. P. 256).
Сщмч. П. следует различать с Публием, упомянутым в НЗ (Деян 28. 7); в доме чиновника Публия на о-ве Мелит (ныне Мальта) жил ап. Павел. По зап. преданию, этот Публий был рукоположен самим апостолом во епископа Мелитского, а затем перешел на Афинскую кафедру (Ado Viennensis. Liber de festivitatibus apostolorum // PL. 123. Col. 194; Baronio C. Annales ecclesiastici. R., 1588. Vol. 1. P. 554). Однако с т. зр. хронологии отождествление этого Публия с П. необоснованно (Metzner. 2011. P. 552).
В греч. Церкви память П. празднуется 13 марта. Мартиролог Флора Лионского упоминает П. под 21 янв. (Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l'Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 18), на нем основываются «исторические» Мартирологи архиеп. Адона Вьеннского и мон. Узуарда, а также Римский Мартиролог (MartRom. P. 40; MartRom (Vat.). P. 103). В Мартирологе блж. Иеронима под 21 янв. указывается память мч. Публия, которого, однако, по контексту следует отождествить с одним из мучеников Сарагосских, память к-рых отмечается 22 янв.