Находился в Пскове на левом берегу р. Великой (в Завеличье). Одна из древнейших псковских иноческих обителей наряду с псковским Мирожским в честь Преображения Господня мужским монастырем и псковским Снетогорским в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем. Сохранившийся монастырский собор во имя св. Иоанна Предтечи относится к домонг. периоду. По ряду признаков (3-главый, форма столбов и проч.) он близок к новгородской архитектуре XII в., по всей видимости, возводился строительной артелью, работавшей в Новгороде и Переяславле Южном. По предположению Ю. П. Спегальского, принятому и дополнительно обоснованному др. учеными, он был возведен в XII в. (Спегальский Ю. П. Псков. М.; Л., 1963. С. 272). Как показали дальнейшие исследования, храм мог быть построен в нач. 40-х гг. XII в. (см.: Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 1993. С. 56-64; см. также: Михайлов С. П. Исследование собора Иоанна Предтечи в Пскове // КСИА. 1982. Вып. 172. С. 74-79; Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 58; Иоаннисян О. М. Собор Иоанна Предтечи в Пскове и его место в архитектуре Руси XII в. // ДРИ. 2008. [Вып.:] Худож. жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи. С. 9-22). По гипотезе Т. В. Кругловой, поддержанной И. К. Лабутиной, собор был построен в память о скончавшемся в 1128 г. сыне новгородского (в 1137-1138 - псковского) блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича Иване, одновременно или вскоре постройки собора был основан и мон-рь (Круглова Т. В. К истории создания первых мон-рей в Пскове // Там же. С. 34-35; Лабутина. 2011. С. 215).
Согласно монастырскому преданию, основательницей и 1-й настоятельницей обители была блгв. кнг. прмц. Евпраксия, супруга псковского кн. Ярослава Владимировича, убитая своим пасынком в ливонском г. Одемпе (ныне Отепя, Эстония) и погребенная в П. м. Согласно новгородскому владычному летописанию, 18 мая 1243 г. «явися знаменье в Пльскове у святого Иоана в манастыри, от иконы святого Спаса над гробомь княгыниномь Ярославлее Володимирича, юже уби свои пасынок в Медвежи Голове: иде мюро от иконы по 12 днии, наиде 4 вощаници яко в стькляницю; и привезоша в Новъгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе» (НПЛ. С. 79, 297; ср.: Там же. С. 451; ПСРЛ. Т. 25. С. 136). Но в летописной статье имя святой не приводится, акцент сделан на почитании иконы, а не княгини, которая к тому же не названа инокиней. Совр. исследования не подтверждают, что супруга Ярослава Владимировича носила это имя (как Евпраксия она упоминается в источниках только с XVII в.), как и то, что ее мирское имя было Евфросиния. Неверно и то, что она приходилась теткой блгв. кн. Довмонту (Тимофею) и являлась дочерью полоцкого кн. Рогволда (Василия) Борисовича (см. подробнее в ст. Евпраксия, блгв. кнг. Псковская, прмц.). Если учесть датировку Иоанно-Предтеченского собора, также нельзя утверждать, что псковская княгиня была основательницей обители.
Синодик Иоанно-Предтеченского мон-ря не сохранился или пока не обнаружен.
В XIII в. П. м. приобрел статус мон-ря, находящегося под покровительством псковских княгинь. Жена св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея), близкая родственница блгв. кн. Димитрия Александровича и св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского блгв. кнг. Мария Димитриевна (в иночестве Марфа), приняла здесь монашеский постриг после смерти своего мужа (20 мая 1299) и осталась в обители до своей кончины († 6 нояб. 1316). В течение неск. веков храм служил местом погребения псковских княгинь и княжон. Так, в 1487 г. в мон-ре были погребены умершие во время моровой язвы вдова псковского кн. Ярослава Васильевича Оболенского и их сын (ПсковЛет. Вып. 1. С. 80; Вып. 2. С. 224).
О внутреннем устройстве мон-ря и порядке монастырской жизни сведений почти не сохранилось. Общежительного устава в П. м. не было.
Известно, что ок. 1341 г. старостой (в средневек. Пскове - миряне, заведующие хозяйственной деятельностью и имуществом той или иной церкви или мон-ря) П. м. был владычный наместник Яков Домашинич (ПсковЛет. Вып. 2. С. 93, 95, 98), на средства к-рого для обители при игум. Иулитте Черкасиновой и свящ. Мануиле Петриловиче писцом Явилой было переписано пергаменное Евангелие (РГАДА. Ф. 381. № 2; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 258-260).
В списке ок. 1669 г. сохранился текст меновной грамоты «черниц» П. м. и иноков Мирожского и Микулинского монастырей с неким Мелемьяном Михеевичем на землю Камно-Юрьевщины (Марасинова Л. М. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М., 1966. С. 48. № 3).
Псковская летопись сообщает, что в 1433 г. «месяца июля в 3… от грому и от молниа пламенныя в церкви святого Иоанна за рекою в манастыри бысть ино знамение: наполнися церковь пламени от молниа страшныя, и на иконах позлащеных потемнеся злато; и попове моляхуся за град и за люди, живущая в немъ, с кресты ходяще моляхуся Богоу» (ПсковЛет. Вып. 1. С. 40-41; ср.: Там же. Вып. 2. С. 44, 127-128). Согласно писцовым книгам 1585-1587 гг., за П. м. числилось: 6 деревень, 40 пустошей, 15 пустошей в совместном владении с другими обителями, нивы близ мон-ря и в Гдове, приезжий двор в Гдове (Сб. Моск. архива мин-ва юстиции. М., 1913. Ч. 5 (по указ.)).
В надписи на колоколе, происходящем из П. м. и датированном 1590 г., упоминается игум. Таифа (Василёв И. И. Ист.-стат. указатель г. Пскова. Псков, 1889. С. 111).
Из-за своего пограничного расположения на окраине Пскова монастырь часто подвергался разорениям. В XIV-XV вв. в Завеличье нередко устраивали свой лагерь или сжигали дворы местных жителей ливонские немцы, нападавшие на Псков (1323, 1348, 1480), в 1502 г. псковичи сами сожгли Завеличье при приближении немцев. Особенно сильно мон-рь был разорен в 1615 г., когда он находился в пределах расположения армии швед. короля Густава Адольфа и использовался под склад.
28 марта 1623 г. царем Михаилом Феодоровичем по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) игум. Иустинии была выдана жалованная несудимая грамота. Согласно этой грамоте, обитель владела дворами на псковском посаде, за ней числились 13 деревень с 221 крестьянином, безоброчные нивы в Гдове, нивы близ мон-ря на Завеличье, 33 пустоши в разных уездах (ААЭ. Т. 3. С. 188-191. № 133). Грамота содержит отсылки к предыдущим пожалованиям обители великих князей и царей Василия III Иоанновича (1510), Иоанна IV Васильевича Грозного (1536), Феодора Иоанновича (1585).
Вкладчиками и покровителями мон-ря были также цари Алексей Михайлович (1646), Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич (1685), царица Параскева Феодоровна (1716), имп. Екатерина I Алексеевна (1720), имп. Мария Александровна (1859). В 1603 г. Псковский архиеп. Геннадий и весь собор встречали крестный ход с чудотворными иконами из Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря у стен П. м. В 1718 г. обитель посещала вдовствующая царица Параскева Феодоровна с буд. имп. Анной Иоанновной. В том же году мон-рь посетил архиеп. Феофан (Прокопович).
В 1720 г. игум. Евстолия обращалась с прошением о пожаловании обители рыбных ловель в Гдовском пригороде Пскова (ОДДС. Т. 1. С. 41). По описи 1743 г. в мон-ре находились лишь 5 монахинь, в нач. 1764 г.- игумения и 2 монахини.
26 февр. 1764 г. П. м. был отнесен к второклассным обителям 2-й степени с проживанием игумении и 15 монахинь. По штатам мон-рю был положен оклад в размере 281 р. 70 к. серебром (настоятельнице с сестрами - 140 р. 28 к., священнослужителям - 42 р. 90 к., оставшиеся 71 р. 40 к. перечислялись на «церковные потребности», 27 р. 12 к. удерживались из жалованья в казну). В том же году в П. м. из упраздненных псковских обителей были переведены: из Нов. Вознесенского мон-ря - игум. Мария и 2 монахини; из Илиинского - игум. Павла в казначеи и 5 монахинь; из Воскресенского - игум. Евпраксия и 4 монахини; из Успенского и др. мон-рей - 13 монахинь.
По указу имп. Екатерины II Алексеевны от 18 дек. 1779 г. П. м. были отведены: пустошь Климово (Акатово) Псковского у. (24 дес. 827 саж.), из нее неудобной земли - 450 саж.; пустошь Отвод Островского у. (4 дес. 1, 990 саж.), рыбные ловли в Псковском оз., сад Гнездец. В 1786 г. к П. м. была приписана ц. св. Стефана на Лугу. Из этой церкви в мон-рь были перенесены вся утварь и иконостас.
В кон. XVIII - нач. XIX в. мон-рь был обнесен деревянной оградой с 4 воротами: двое ворот выходили на р. Великую, третьи - на Стефановский луг, четвертые - на Приезжую ул. Каменная, покрытая тесом ограда была построена при казначее (впосл. игумения) Евфросинии в 1805 г. По углам ограды располагались 4 круглые башенки с флюгерами. Ограда была построена по проекту псковского губ. архит. К. Жданова подрядчиком, псковским купцом И. Подшиваловым. В 1845-1846 гг. был разобран пришедший в ветхость придел ап. Андрея Первозванного в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи и построена отдельная каменная ц. ап. Андрея, вся юж. стена к-рой примыкала к собору. Церковь была возведена на средства псковского купца А. А. Дерябина.
Вокруг церквей св. Иоанна Предтечи и ап. Андрея Первозванного располагалось кладбище, обнесенное в 1863 г., при игум. Агнии, деревянным забором. На монастырском кладбище были погребены 3 псковских губернатора: А. Л. Черкасов (1856), М. Б. Прутченко (1886), К. И. Пащенко (1900). В храме ап. Андрея Первозванного был погребен С. С. Фигнер, вице-губернатор Пскова в 1809-1811 гг.
В сер. XIX в. игуменией мон-ря была назначена Агния (Навинская) - купеческая дочь, монахиня псковского в честь Вознесения Господня женского монастыря (Старо-Вознесенского). Стараниями игум. Агнии в П. м. с 1 янв. 1864 г. была введена общая трапеза. Игум. Агния получила благодарность от Синода, в 1871 г. ей был пожалован наперсный крест. Игум. Агния оказывала содействие созданию общины сестер милосердия при псковской Илиинской ц., за что в 1869 г. получила грамоту от Синода. В 1863 г. она открыла училище для девочек, воспитывавшихся в обители.
По описанию сер. XIX в., в П. м. находились «с запада одноэтажные каменные кельи» (1850) с пристроенными в 1868 г. деревянными кельями на каменном фундаменте, настоятельские кельи (1850) слева от св. ворот, перестроенные и «благоукрашенные» в 1864 г. при игум. Агнии, деревянный на каменном фундаменте дом (1864) с «общей столовой для сестер», кухня, пекарня, неск. кладовых, сарай для дров, сторожевая, конюшня, баня, прачечная, имелся фруктовый сад (Панов. 1874). В 1882-1883 гг. была возведена колокольня, на к-рую повесили, в частности, 2 «древних» колокола, 1542 и 1590 гг. На ней на средства купеческой вдовы Е. Е. Стехновской были устроены башенные часы.
30 июля 1826 г. взамен рыбных ловель и мельниц мон-рю выделялась денежная компенсация - 228 р. 69 к. серебром в год. 14 апр. 1861 г. обители было пожаловано «на наем» служителей 150 р.; в 1870 г. пожалован Стефановский луг (отдавался в аренду за 120 р. в год).
В 1874 г. в П. м. проживали 50 монахинь.
Главными реликвиями П. м. были мощи прмц. кнг. Евпраксии, находящиеся под спудом в Иоанно-Предтеченском соборе (как и др. погребения псковских княгинь и княжон), а также принадлежащий ей, по преданию, посох из черного дерева (память святой совершалась 16 окт.). В Иоанно-Предтеченском соборе хранилась древняя чудотворная икона «Спас Мироточивый», упомянутая в летописи в связи с чудом 1243 г. Она располагалась на сев. стене, над гробницей кнг. Евпраксии. Ныне эта икона находится в псковском Свято-Троицком кафедральном соборе в приделе Казанской иконы Божией Матери. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, встроенном в стену соборного придела (снесен при реставрации). В мон-рь совершался крестный ход из Свято-Троицкого собора в день Рождества св. Иоанна Предтечи (24 июня).
К 1917 г. в мон-ре проживали 45 монахинь и 72 послушницы, земельные угодья составляли 232 дес.
В февр. 1920 г. в П. м. были переселены монахини из закрытого псковского Старо-Вознесенского мон-ря. В февр. 1921 г. Псковский уездно-городской исполком рекомендовал закрыть П. м. и организовать в нем колонию для беспризорных детей. Но в 1921 г. мон-рь оставался действующим. Фактическая передача его помещений в ведение кожзавода «Пролетарий» состоялась летом 1923 г. В кельях был проведен ремонт, а в соборе св. Иоанна Предтечи организован рабочий клуб. Монастырское имущество, представлявшее художественную ценность, было передано в Псковский историко-краеведческий музей, все остальное - адм. отделу и губполитпросвету. В марте 1924 г. с собора были сняты и отправлены в переплавку на завод «Металлист» колокола, а 28 мая «снят последний крест Ивановского монастыря, превращенного в клуб и общежитие завода» (Псковский набат. 1924. 30 мая; 1925. 11 марта).
16 мая 1924 г. постановлением губисполкома было закрыто для захоронений монастырское кладбище. 27 июня 1925 г. губисполком распорядился сровнять с землей кладбище, предоставив право близким погребенных в течение месяца перенести останки в др. место. Вскоре кладбище окончательно ликвидировали.
В окт. 1929 г. сотрудники окружного отдела ОГПУ произвели вскрытие сохранившихся захоронений и обнаружили некие «сокровища», якобы спрятанные монахинями в 1921-1922 гг. Последняя игум. Евсевия (Григорьева) и казначея Людмила (Андреева) были арестованы. В дек. 1929 г. игум. Евсевия была приговорена к 5 годам заключения.
Во время Великой Отечественной войны пожар и последующее запустение почти полностью разрушили пристройки к собору св. Иоанна Предтечи XV-XIX вв. На юж. стороне собора сохранилась псковская звонница XVI столетия. В 1949-1950 гг. покрытия глав и основного объема храма были восстановлены в формах, близких к первоначальным. Древний Иоанно-Предтеченский собор постановлением Совета Министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. получил статус памятника республиканского значения. Росписи в интерьере храма не сохранились, за исключением неск. фрагментов.
С 90-х гг. XX в. собор св. Иоанна Предтечи - действующая приходская церковь (передана РПЦ 27 дек. 1990). В ней была устроена низкая алтарная преграда, над входом в притвор с зап. стороны - совр. мозаика с ликом Спасителя. В интерьере возобновлена гробница прмц. Евпраксии. В февр. 2007 г. собор был передан для организации подворья Крыпецкому во имя апостола Иоанна Богослова монастырю.