Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОТОПОПОВ
58, С. 476-477 опубликовано: 27 ноября 2024г. 


ПРОТОПОПОВ

Иван Михайлович (не позднее 1679 - март 1729 (?), Москва), патриарший, затем государев певчий дьяк, с 1723 г.- уставщик, автор партесных обработок. Певч. карьера П. началась в хоре патриарших певчих дьяков при патриархе Адриане. По данным Н. П. Парфентьева, в сент. 1693 г. П. был зачислен в 5-ю станицу подьяков с окладом 3 р., в сент. 1694 г.- в 4-ю станицу с окладом 4 р.; в дек. 1694 г.- в 3-ю станицу с окладом 5 р. (указан как женатый). 12 дек. 1695 г. П. упомянут среди певчих, учеников Тихона Устюжанина, к-рые «выпели Октай осмогласного греческаго пения». В марте 1698 г. П. числился в 1-й станице подьяков с окладом 7 р., в июле 1702 г.- во 2-й станице дьяков с окладом 10,5 р., с 1705 г. по новой системе окладов получал 5,25 р., в 1706 г. числился в 1-й станице с окладом 6,25 р.

В февр. 1713 г. П. был послан в С.-Петербург к государевым певчим дьякам за новыми песнопениями («переводами»), там же он находился в марте и июле 1714 г., а 26 марта 1715 г., возможно, участвовал в богослужениях. В дек. 1715 г. ему «по имянному великаго государя указу велено ехать с Москвы в Санкт Питербурх к празнику Рожеству Христову», а в нач. 1716 г. П. вошел в состав государевых певчих дьяков. 17 февр. ему «учинено жалованье» размером в 30 р., а в нач. марта он в составе государева хора сопровождал царя Петра I (с 1721 император) в заграничном походе (получая деньги на проезд от «Гданциха» (Данцига) до «Мекленбургской земли»). 14 марта 1716 г. его имя упоминается в «Росписи нововзятым из патриарших певчих в дом царского величества» (Сборник выписок. 1872. С. 28-29, 33, 372). К 1716 г. относятся и сведения о 2 сыновьях П., к-рые были «взяты» в патриарший хор: младший сын Михаил был «внов пожалован» в 6-ю станицу подьяков 11 июля, старший сын Иван 17 июля был принят в 4-ю станицу подьяков.

В 1719 г., получив в приказе церковных дел в Москве деньги на постройку дома (Чудинова. 1994), П. купил за 200 р. дом дворцового подьячего Луки Минина за М. Невой, недалеко от Петропавловского и Троицкого соборов, где пели государевы певчие. 24 апр. 1720 г. на новоселье к П. приехал царь Петр I (Встреча с Петром Великим. 1852. С. 297). Особое расположение Петра I к П. проявилось и в дарении 4 авг. того же года 10 барок «из отписных судов нового образца» (Архив Правительствующего Сената. 1872. Указ № 780).

В 1723 г. П. стал уставщиком (заняв место умершего Василия Евдокимовича Дьяконова). По словам прот. Д. В. Разумовского, уставщик, «как полный начальник хора собственно в художественном и церковном смысле, обучал певчих нотному пению, управлял хором, наблюдал в нем порядок и постепенность, указанную церковным уставом» (Разумовский. 1895. С. 55). Последнее прижизненное упоминание П. сделано 20 дек. 1728 г. в связи с выдачей ему как уставщику «и певчим бывшим при погребении тела императора Петра I денежного награждения из дворцовой канцелярии» (Опись высочайшим указам. 1875. С. 174). Когда после кончины П. новый уставщик Андрей Васильевич Нижегородец обратился в Сенат с просьбой отдать богослужебные книги из Троицкого собора, нек-рые из них были обнаружены в доме П., что отражено в «Реэстре церковным певчим и библиотечным, риторическим и другим книгам... марта 19 дня 1730 года» (РГАДА. Ф. 248. № 737: Дела Правительствующего Сената. Л. 86а - 109 об.).

Наиболее плодотворными в творческом отношении были для П. 1723-1727 гг., когда он создал все богослужебные песнопения, сохранившиеся в архивах до наст. времени. Авторство П. установлено по его собственноручным подписям, иногда достаточно развернутым, или по иным ремаркам в рукописях. Ему принадлежат крупные певч. циклы в честь важнейших государственных и церковных праздников, особых торжественных событий (коронация имп. Екатерины I, дни рождения имп. Петра II и его сестры вел. кнж. Наталии Алексеевны), святых, в т. ч. блгв. кн. Александра Невского, а также песнопения литургии. В фонде Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) хранятся 6 комплектов партий (с учетом копий партий - 79 рукописей). В рукописи № 3744, 3744 а-н (14 партий, партия дисканта отсутствует) содержатся Служба благодарственная о мире (в честь заключения Ништадтского мира со Швецией) и служба св. Александру Невскому (23 нояб.). Одна из записей гласит: «Сии книги на собственное желание и охоту Его императорского величества Петра Великаго августейшаго самодержца Всероссийскаго, сочинены и написаны вновь собственным тщанием и трудоположением Его Величества уставщика Ивана Михайловича Протопопова 1723 года» (№ 3744-к, оборот обложки).

Рукопись № 3763 (10 партий, партия дисканта отсутствует; согласно записи, выполнена П. в 1724) содержит воскресные тропари и кондаки греческого распева, воскресные ирмосы 8 гласов. 7 мая 1724 г. датируются песнопения П. к коронации имп. Екатерины I (№ 3766, 21 партия).

В рукописи № 3737 (11 партий, партия дисканта отсутствует) помещены песнопения из службы Воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 г., сочиненные к вступлению на престол имп. Петра II 7 мая 1727 г., а в рукописи № 3747 - торжественные песнопения в день 12-летия Петра II (12 окт. 1727) и песнопения святым, чья память совершается в этот день: мученикам Прову, Тараху и Андронику Аназарвским (ок. 304), прп. Косме Маюмскому, творцу канонов (ок. 751-752) (всего 13 партий, партия дисканта отсутствует). Песнопения святым Проклу и Иларию, мученикам Калиптским (II в.), и прп. Михаилу Малеину († 961), чья память совершается 12 июля, в день рождения сестры Петра II вел. кнж. Наталии Алексеевны, содержатся в рукописи № 3740 (10 партий, партия дисканта отсутствует), которая была создана либо в 1727 г., вскоре после вступления Петра II на престол, либо в 1728 г. (вел. кнж. Наталия Алексеевна скончалась 22 нояб. 1728).

В. В. Протопопов предполагал, что П. мог быть автором 2-й редакции «Службы благодарственной о Полтавской победе», созданной в 1723-1724 гг. (№ 3738), но эта гипотеза не нашла подтверждения в рукописных маргиналиях.

Мн. богослужебные тексты, положенные П. на музыку, были новыми, или ранее не распевались. Прежде всего он должен был распеть текст согласно попевочной структуре знаменного распева или греч. распева. Напр., в псалмах, созданных для коронации имп. Екатерины I, композитор свободно трактует тропарный напев 1-го гласа греческого распева, состоящий, как правило, из чередования 2 муз. строк. Уже в юности П. входил в число певчих, которые распели Октоих «греческаго пения». В 1727 г. он создал осмогласный цикл для негласового песнопения - херувимской песни - и его многоголосную обработку. В рукописи ГИМ. Син. певч. № 722 имя автора присутствует только в аббревиатуре (Осмогласник гречески, Т I M (творение Ивана Михайлова) в Санктпитербурхе - № 722-а. Л. 39; также в № 722-б. Л. 40), но указаны время и место создания: «1727 / генвар 3» (№ 7322-в. Л. 61 об.). В рукописи ГЦММК. Ф. 283. № 477 указаны имя и отчество композитора: «Херувимския гласовыя греческого / напеву творение государева уставщика Ивана Михайлова» (Л. 59). Херувимская 8-го гласа с ремаркой «П I М» (Протопопов Иван Михайлович) содержится в списке 1737 г.- ГИМ. Епарх. певч. № 2.

Гармонический склад произведений П. отличает типичное для 20-х гг. XVIII в. сочетание модального и тонального мышления. В обработках П. не бывает резких гармонических сдвигов, связанных с транспонированием первоисточника, как это нередко встречается в музыке его старшего современника С. И. Беляева. Тональная определенность ощущается более всего в каденциях строк, преимущественно автентических. В начале и середине строк гармоническое сопровождение не определяется к.-л. функциональными тяготениями, опираясь на обиходный звукоряд. Линеарное голосоведение с параллелизмом трезвучий секундового соотношения играет большую роль в гармонизации воскресных ирмосов 8 гласов знаменного распева (№ 3763).

Муз. соч.: Псалом 100, Многолетие, Ирмос 1-го гласа // Плотникова Н. Ю. Рус. партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015. С. 277-281; «Исаие, ликуй»: Ирмос знам. расп.: Глас 5, песнь 9, «Руце распростер Даниил»: Ирмос знам. расп.: Глас 4: песнь 8 (Транснотация и реконструкция С. А. Тимуск) // Рус. муз. барокко: Тенденции и перспективы исследования / Ред.-сост.: Н. Ю. Плотникова. М., 2016. Вып. 2: Нотные мат-лы. С. 29, 31.
Ист.: Встреча с Петром Великим: Подлинная ркп. // Ярославские ГВ. 1852. № 34. С. 297; Архив Правительствующего Сената. СПб., 1872. Т. 1: Опись именным высочайшим указам и повелениям царствования имп. Петра Великаго, 1704-1725 / Сост.: П. Баранов; Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872. Т. 2; Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве, за XVIII в. СПб., 1875. Т. 2: 1725-1740 / Сост.: П. Баранов.
Лит.: Разумовский Д. В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки. СПб., 1895; Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1973. (ПРМИ; 2); Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI- XVII вв. Челябинск, 1991; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церк.-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994; она же. Протопопов И. М. // Муз. Петербург: Энцикл. словарь. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. Кн. 2: К-П; Ковалева В. М. Музыкальное образование в России в кон. XVII - 1-й четв. XVIII ст.: Канд. дис. М., 2002. Т. 2; Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк И. М. Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: От ср. веков до современности: Сб. ст. / Ред.-сост.: М. Г. Арановский. М., 2004. Вып. 2. С. 30-50 (с публ. стихиры «Веселися, Ижерская земле»); Тимуск С. Анонимное и композиторское творчество XVIII в. в стиле постоянного многоголосия на примере партесных гармонизаций воскресных ирмосов // Рус. муз. барокко: Тенденции и перспективы исследования. М., 2016. Вып. 1 / Ред.-сост.: Н. Ю. Плотникова. С. 186-196.
Н. Ю. Плотникова
Ключевые слова:
Уставщики Государевы певчие дьяки, древнерусские церковные певцы, из которых состоял хор московского великих князя, затем царя Церковное пение русское Патриаршие певчие (дьяки и подьяки), в Древней Руси - церковные певцы, из которых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси Протопопов Иван Михайлович (не позднее 1679 - 1729 (?)), патриарший, затем государев певчий дьяк, с 1723 г.- уставщик, автор партесных обработок
См.также:
АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
БЕЗСТРОЧЕН в древнерусс. певч. искусстве разновидность самоподобна
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
БЕЛЯЕВ Стефан Иванович, государев певчий диак, композитор, XVII-нач. XVIII в.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский), древнерус. нотированная рукопись кон. XII–XIII вв.
БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист
БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), рус. композитор
ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ совокупность муз. вариантов церковных песнопений, бытовавшая в Валаамском мон-ре