Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРОТОПОПОВ
58, С. 472-474 опубликовано: 27 ноября 2024г. 


ПРОТОПОПОВ

В. В. Протопопов. Фотография. 70-е гг. ХХ в.
В. В. Протопопов. Фотография. 70-е гг. ХХ в.

В. В. Протопопов. Фотография. 70-е гг. ХХ в.
Владимир Васильевич (30.06.1908, Москва - 18.02.2004, там же), рус. музыковед, исследователь рус. церковного пения, педагог. Окончил композиторское отд-ние Московского обл. муз. техникума (1930, класс И. И. Дубовского; до 1929 - 4-й Государственный муз. техникум им. братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейн), Московскую государственную консерваторию (МГК; 1937) и аспирантуру при ней (1938) по классу Л. А. Мазеля с занесением имени на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории. Защитил в МГК канд. дис. «Камерное инструментальное творчество Танеева» (1942) и докт. дис. «Музыкально-теоретические проблемы оперного искусства Глинки на основе анализа оперы «Иван Сусанин»» (1960).

С 1938 г. преподавал в МГК на кафедре теории музыки, вел курсы сольфеджио, гармонии, с 1946 г.- спецкурс полифонии. С 1961 г.- профессор. Руководил дипломными работами и диссертациями (свыше 50); среди учеников П.- С. Б. Буцкая, Н. В. Гурьева, А. В. Конотоп, Н. Ю. Плотникова, Н. В. Шиманский. Сотрудничал с Б. В. Асафьевым в Научно-исследовательском кабинете МГК, в комиссии «Глинка и его современники» (1944-1948). В 1948-1959 гг.- старший научный сотрудник, затем зав. сектором музыки в Ин-те истории искусств АН СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Лауреат Гос. премии РФ (1996; за исследования по истории западноевропейской полифонии XVII-XX вв. и истории рус. муз. культуры).

П.- автор более 200 работ по теории (преимущественно по полифонии и муз. форме) и истории музыки, источниковедению, библиографии. Отдельной сферой деятельности П. были подготовка к изданию, редактирование и составление комментариев к муз. и лит. трудам рус. композиторов, ученых и критиков (М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. Н. Серова, В. В. Стасова).

В юные годы интерес П. к церковному пению проявился в сочинении Канона сщмч. Ермогену для хора и трио (1928; факс. в изд.: История освещает путь современности. 2011 (цв. вкладка между с. 32 и 33)).

В отечественном музыкознании 2-й пол. XX в. П. принадлежит ведущее место в разработке истории и теории партесного пения. Уже в первых статьях по этой теме (Про хорову багатоголосу композицiю. 1971; То же на рус. яз. // Избранные исслед. и ст. 1983. С. 214-231) П. разработал классификацию видов партесного многоголосия (постоянное и переменное) в зависимости от характера произнесения текста и типа фактуры. В своих исследованиях П. охватил обе ветви партесного стиля и заложил основы отечественного источниковедения в этой области. Он изучил большое количество записей в «столбцах» Оружейной палаты Московского Кремля, архивных книг на государево жалованье (РГАДА) и др. исторических свидетельств. В ст. «О русских музыкантах по записям в Синодиках XVI-XVII вв.» (ПКНО. 1984. Л., 1986. С. 176-177) указал открытые им новые источники. Метод поэтапного, год за годом, восстановления фактов биографии был разработан П. в работах о Симеоне Пекалицком, Н. П. Дилецком, Василии Титове. Биографии и наследию Титова П. посвятил статьи (Творения Василия Титова. 1972; То же // Избранные исслед. и ст. 1983. С. 241-256) и монографию «Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля» (завершена в 1989, опубл. в 2011). В ряде статей П. поднимались вопросы постоянного многоголосия (Многоголосные обработки. 1982; Четырехголосная хоровая композиция 1997; Музыка предначинательного псалма. 1999; Система осмогласия. 2000 и др).

П. внес большой вклад в публикацию нотных рукописей, причем под его редакцией вышли в свет издания, где сочетались произведения 2 разных ветвей партесного стиля. В 1973 г. П. опубликовал 2-й выпуск сер. «Памятники русского музыкального искусства» «Музыка на Полтавскую победу», содержащий различные образцы профессионального и фольклорного многоголосия: концерт Титова в честь Полтавской победы «Рцы нам ныне», фрагменты «Службы благодарственной», канты, народные песни. В сб. «Московское барокко XVII - 1-й четверти XVIII веков» помимо концертных сочинений Дилецкого, Пекалицкого, Титова и неизвестных авторов было опубликовано 9 песнопений крупнейшего мастера постоянного многоголосия С. И. Беляева (Предначинательный псалом греческого распева, цареградский; Предначинательный псалом большого демественного распева; Величание на Введение во храм демественного распева; Службы Божии («Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») 1-го и 2-го гласов). П. также подготовил 2 выпуска сочинений Титова, но в свет вышел только 1-й выпуск (Титов. 2004). Благодаря его публикациям партесная музыка вошла в репертуар ведущих коллективов: Республиканской академической русской хоровой капеллы им. А. А. Юрлова, Московского гос. академического камерного хора под упр. В. Н. Минина, Гос. московского областного хора под упр. А. Д. Кожевникова и др.

П. подготовил критическое издание трактата XVII в. «Идеа грамматики мусикийской» Дилецкого (1979), до наст. времени непревзойденное в отечественном музыкознании по объему и полноте анализа охваченных первоисточников.

П. подчеркивал огромную историческую роль партесного стиля: немалое число талантливых композиторов, разнообразие жанров, зрелость стиля позволяют говорить об образовании рус. композиторской школы уже во 2-й пол. XVII в., а не в кон. XVIII в. (Значение партесного стиля. 1992. С. 45).

Впосл. П. обратился к более ранним периодам в истории русского церковного пения. В кн. «Русская мысль о музыке в XVII веке» (М., 1989) в 9 разделах охвачены как общие вопросы (осмысление нотации), так и особенности содержания отдельных трактатов и книг о музыке (напр., азбуковников) в историко-хронологической последовательности («Сказание о седми свободных мудростех», «Предисловие откуду и от коего времени», «Сказание о различных ересех», «Мусикия» И. Т. Коренева, «Мусикийская грамматика» Дилецкого, «Ключ разумения» мон. Тихона Макариевского). Дополняет эти очерки ст. «Русская мысль о церковном пении по литературным источникам XVI-XVII веков» (1993).

В сер. 90-х гг. XX в. объектом научного внимания П. становятся литургические циклы, что находит отражение в исследованиях важнейших жанров правосл. богослужения, от истоков до сочинений С. В. Рахманинова и Н. Н. Сидельникова (Музыка русской Литургии. 1999; Русская музыка всенощного бдения» (ок. 1999, опубл. в 2011)). Труды П. стали первыми после долгого перерыва в советское время фундаментальными монографиями, посвященными не только древнерусскому церковному пению, но и духовной музыке XIX-XX вв. Исследуя и публикуя муз. печатные и рукописные источники, П. описал найденную литературу о богослужебном пении в кн. «Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год», включающей 2178 наименований (М., 2000).

Последней завершенной крупной работой П. стала монография «Великие творения мировой духовной музыки» (2001, опубл. в 2011), очерки в которой посвящены Мессе h-moll И. С. Баха, Торжественной мессе Л. ван Бетховена, Реквиему Дж. Верди, Всенощному бдению Рахманинова и неск. духовно-муз. произведениям А. Д. Кастальского.

Изд., исслед. и коммент.: Музыка на Полтавскую победу. М., 1973. (ПРМИ; 2); Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. М., 1974. Вып. 1; 1980. Вып. 5-Б; Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской. М., 1979. (ПРМИ; 7); Серов А. Н. Статьи о музыке: В 7 вып. М., 1984. Вып. 1: 1847-1853; 1990. Вып. 6: 1863-1866; Вып. 7-А, 7-Б (в печати); Русская мысль о музыке в XVII в. М., 1989; Московское барокко XVII - 1-й четв. XVIII в.: [Ноты]: Восстановление партитур из хоровых голосов (партий), ред. многоголосия. СПб., 2000. (Антология рус. и восточнослав. духовной музыки; 5); Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. М., 2004. Вып. 1.
Соч.: Про хорову багатоголосу композицiю XVII - поч. XVIII ст. та про Симеона Пекалицького // Украïнське музикознавство. К., 1971. Вип. 6. С. 73-100; Творения Василия Титова - выдающегося рус. композитора 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: К проблеме партесного стиля // MAAS. 1972. Vol. 3. P. 847-871; Нотная б-ка царя Федора Алексеевича // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Николай Дилецкий и Марцин Мельчевский // MAAS. 1978. Vol. 5. P. 589-605; Партесное пение // МЭ. 1978. Т. 4. С. 190-193; Принципы муз. формы Баха. М., 1981; Многоголосные обработки мелодий болг. расп. по рус. рукописям XVII в. // Българско музикознание. София, 1982. Кн. 1. С. 86-93; Эстетическое определение музыки в трактате И. Т. Коренева «Мусикия» (1671) // MAAS. 1982. Vol. 6. P. 839-853; Избранные исследования и статьи. М., 1983; Нотная б-ка Строгановых в Сольвычегодске (1627) // ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 182-186; Художественное открытие музыканта // Александр Юрлов: Ст. и восп. Мат-лы / Ред.-сост.: И. Б. Марисова. М., 1983. С. 33-34; История полифонии. М., 1985. Вып. 3: Западноевроп. музыка XVII - 1-й четв. XIX в.; 1986. Вып. 4: Западноевроп. музыка XIX - нач. XX в.; 1987. Вып. 5: Полифония в рус. музыке; О муз. системе осмогласия // MAAS. 1988. Vol. 8. N 1. P. 775-801; Анализ 2 месс Жоскена де Пре по рукописным источникам // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. тр. / МГК. М., 1992. С. 100-123; Значение партесного стиля в истории рус. музыки // Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Р.-н/Д., 1992. С. 40-51; Архимандрит Мартирий (Горбачевич) - буйны навуковец-беларус у галiне царкоунага спявання // Пытаннi культуры i мастацтва Беларусi. Мiнск, 1993. Вып. 12. С. 11-17; Русская мысль о церк. пении по лит. источникам XVI-XVII вв. // Сергиевские чтения - 1: О рус. музыке. М., 1993. С. 22-28. (Науч. тр. МГК; 4)); Ростовский митр. Варлаам (Рогов) - знаменному пению распевщик и творец // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов; Ярославль, 1995. С. 143-147; «Та музыка, которую я изучал в тиши архивов, зазвучала в полную силу»: [интервью А. Григорьевой] // Муз. академия. 1994. № 5. С. 2-7; Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича // ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110; Музыка предначинательного псалма во всенощном бдении // Муз. академия. 1999. № 1. С. 1-10; Музыка рус. литургии: Проблема цикличности. М., 1999 (отд. части опубл.: Муз. академия. 1996. № 3/4. С. 99-105; 1997. № 1. С. 30-37); Музыка в честь Рождества Христова. Песнопения праздника Рождества Христова // Муз. академия. 2000. № 1; Оратория [И. С. Баха] в честь Рождества Христова: К проблеме цикличности // Там же. № 4. С. 197-205; Пасхальные стихиры неизв. композитора XVII в. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 201-208; Система осмогласия в песнопениях рус. литургии XVII в. // Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 395-402; Палестрина. Мотет и месса в честь Рождества Христова // Муз. академия. 2001. № 4. С. 187-194; Мир идеалов С. И. Танеева: «По прочтении псалма» // Там же. 2004. № 1. С. 147-152; Из неопубл. наследия: Великие творения мировой духовной музыки. Рус. музыка всенощного бдения. Муз. творчество В. Титова: К проблеме партесного стиля / Сост. и науч. ред.: Т. Н. Дубравская, Н. Ю. Плотникова, Н. И. Тарасевич. М., 2011.
Лит.: Евдокимова Ю. К. и др. В. В. Протопопов // Теоретические наблюдения над историей музыки: К 70-летию В. В. Протопопова. М., 1978. С. 4-16; Арутюнов Д. А., Дубравская Т. Н., Назайкинский Е. В. Выдающийся советский музыковед: К 80-летию со дня рождения В. В. Протопопова // Сов. музыкант. М., 1988. 28 сент.; Творческий подвиг на благо Отечества // Рос. музыкант. 2008. № 7(1263); История освещает путь современности: К 100-летию со дня рожд. В. В. Протопопова: Мат-лы междунар. науч. конф. / Ред.-сост.: Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. М., 2011 (библиогр. трудов П.: С. 387-405).
Н. Ю. Плотникова
Ключевые слова:
Музыковеды российские Педагоги музыкальные Церковное пение русское Протопопов Владимир Васильевич (1908 - 2004), русский музыковед, исследователь русского церковного пения, педагог
См.также:
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик
ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки
ЗАЙЦЕВ Сергей Александрович (1824 - 1896), учитель пения, автор духовно-музыкальных переложений
КОНОТОП Анатолий Викторович (род. 28.08.1937), музыковед, педагог
МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Антонин Викторович (1870-1929), исследователь рус. церковной музыки, палеограф, педагог, музыкально-общественный деятель