Владимир Васильевич (30.06.1908, Москва - 18.02.2004, там же), рус. музыковед, исследователь рус. церковного пения, педагог. Окончил композиторское отд-ние Московского обл. муз. техникума (1930, класс И. И. Дубовского; до 1929 - 4-й Государственный муз. техникум им. братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейн), Московскую государственную консерваторию (МГК; 1937) и аспирантуру при ней (1938) по классу Л. А. Мазеля с занесением имени на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории. Защитил в МГК канд. дис. «Камерное инструментальное творчество Танеева» (1942) и докт. дис. «Музыкально-теоретические проблемы оперного искусства Глинки на основе анализа оперы «Иван Сусанин»» (1960).
С 1938 г. преподавал в МГК на кафедре теории музыки, вел курсы сольфеджио, гармонии, с 1946 г.- спецкурс полифонии. С 1961 г.- профессор. Руководил дипломными работами и диссертациями (свыше 50); среди учеников П.- С. Б. Буцкая, Н. В. Гурьева, А. В. Конотоп, Н. Ю. Плотникова, Н. В. Шиманский. Сотрудничал с Б. В. Асафьевым в Научно-исследовательском кабинете МГК, в комиссии «Глинка и его современники» (1944-1948). В 1948-1959 гг.- старший научный сотрудник, затем зав. сектором музыки в Ин-те истории искусств АН СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Лауреат Гос. премии РФ (1996; за исследования по истории западноевропейской полифонии XVII-XX вв. и истории рус. муз. культуры).
П.- автор более 200 работ по теории (преимущественно по полифонии и муз. форме) и истории музыки, источниковедению, библиографии. Отдельной сферой деятельности П. были подготовка к изданию, редактирование и составление комментариев к муз. и лит. трудам рус. композиторов, ученых и критиков (М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, А. Н. Серова, В. В. Стасова).
В юные годы интерес П. к церковному пению проявился в сочинении Канона сщмч. Ермогену для хора и трио (1928; факс. в изд.: История освещает путь современности. 2011 (цв. вкладка между с. 32 и 33)).
В отечественном музыкознании 2-й пол. XX в. П. принадлежит ведущее место в разработке истории и теории партесного пения. Уже в первых статьях по этой теме (Про хорову багатоголосу композицiю. 1971; То же на рус. яз. // Избранные исслед. и ст. 1983. С. 214-231) П. разработал классификацию видов партесного многоголосия (постоянное и переменное) в зависимости от характера произнесения текста и типа фактуры. В своих исследованиях П. охватил обе ветви партесного стиля и заложил основы отечественного источниковедения в этой области. Он изучил большое количество записей в «столбцах» Оружейной палаты Московского Кремля, архивных книг на государево жалованье (РГАДА) и др. исторических свидетельств. В ст. «О русских музыкантах по записям в Синодиках XVI-XVII вв.» (ПКНО. 1984. Л., 1986. С. 176-177) указал открытые им новые источники. Метод поэтапного, год за годом, восстановления фактов биографии был разработан П. в работах о Симеоне Пекалицком, Н. П. Дилецком, Василии Титове. Биографии и наследию Титова П. посвятил статьи (Творения Василия Титова. 1972; То же // Избранные исслед. и ст. 1983. С. 241-256) и монографию «Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля» (завершена в 1989, опубл. в 2011). В ряде статей П. поднимались вопросы постоянного многоголосия (Многоголосные обработки. 1982; Четырехголосная хоровая композиция 1997; Музыка предначинательного псалма. 1999; Система осмогласия. 2000 и др).
П. внес большой вклад в публикацию нотных рукописей, причем под его редакцией вышли в свет издания, где сочетались произведения 2 разных ветвей партесного стиля. В 1973 г. П. опубликовал 2-й выпуск сер. «Памятники русского музыкального искусства» «Музыка на Полтавскую победу», содержащий различные образцы профессионального и фольклорного многоголосия: концерт Титова в честь Полтавской победы «Рцы нам ныне», фрагменты «Службы благодарственной», канты, народные песни. В сб. «Московское барокко XVII - 1-й четверти XVIII веков» помимо концертных сочинений Дилецкого, Пекалицкого, Титова и неизвестных авторов было опубликовано 9 песнопений крупнейшего мастера постоянного многоголосия С. И. Беляева (Предначинательный псалом греческого распева, цареградский; Предначинательный псалом большого демественного распева; Величание на Введение во храм демественного распева; Службы Божии («Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») 1-го и 2-го гласов). П. также подготовил 2 выпуска сочинений Титова, но в свет вышел только 1-й выпуск (Титов. 2004). Благодаря его публикациям партесная музыка вошла в репертуар ведущих коллективов: Республиканской академической русской хоровой капеллы им. А. А. Юрлова, Московского гос. академического камерного хора под упр. В. Н. Минина, Гос. московского областного хора под упр. А. Д. Кожевникова и др.
П. подготовил критическое издание трактата XVII в. «Идеа грамматики мусикийской» Дилецкого (1979), до наст. времени непревзойденное в отечественном музыкознании по объему и полноте анализа охваченных первоисточников.
П. подчеркивал огромную историческую роль партесного стиля: немалое число талантливых композиторов, разнообразие жанров, зрелость стиля позволяют говорить об образовании рус. композиторской школы уже во 2-й пол. XVII в., а не в кон. XVIII в. (Значение партесного стиля. 1992. С. 45).
Впосл. П. обратился к более ранним периодам в истории русского церковного пения. В кн. «Русская мысль о музыке в XVII веке» (М., 1989) в 9 разделах охвачены как общие вопросы (осмысление нотации), так и особенности содержания отдельных трактатов и книг о музыке (напр., азбуковников) в историко-хронологической последовательности («Сказание о седми свободных мудростех», «Предисловие откуду и от коего времени», «Сказание о различных ересех», «Мусикия» И. Т. Коренева, «Мусикийская грамматика» Дилецкого, «Ключ разумения» мон. Тихона Макариевского). Дополняет эти очерки ст. «Русская мысль о церковном пении по литературным источникам XVI-XVII веков» (1993).
В сер. 90-х гг. XX в. объектом научного внимания П. становятся литургические циклы, что находит отражение в исследованиях важнейших жанров правосл. богослужения, от истоков до сочинений С. В. Рахманинова и Н. Н. Сидельникова (Музыка русской Литургии. 1999; Русская музыка всенощного бдения» (ок. 1999, опубл. в 2011)). Труды П. стали первыми после долгого перерыва в советское время фундаментальными монографиями, посвященными не только древнерусскому церковному пению, но и духовной музыке XIX-XX вв. Исследуя и публикуя муз. печатные и рукописные источники, П. описал найденную литературу о богослужебном пении в кн. «Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год», включающей 2178 наименований (М., 2000).
Последней завершенной крупной работой П. стала монография «Великие творения мировой духовной музыки» (2001, опубл. в 2011), очерки в которой посвящены Мессе h-moll И. С. Баха, Торжественной мессе Л. ван Бетховена, Реквиему Дж. Верди, Всенощному бдению Рахманинова и неск. духовно-муз. произведениям А. Д. Кастальского.