Сергей Александрович (1824-1896, г. Гатчина С.-Петербургской губ.), учитель пения, автор духовно-музыкальных переложений. Ученик М. А. Балакирева и К. Ф. Альбрехта. Более 20 лет преподавал пение в Гатчинской учительской семинарии (с 1872) и параллельно вел уроки пения и музыки в имп. Гатчинском Николаевском сиротском ин-те. В доме З. в Гатчине (Бомбардирская ул., дом 13) в 1880-1896 гг. собирался муз. кружок, в который входили Балакирев, К. К. Альбрехт, Г. Я. Ломакин, М. М. Ипполитов-Иванов, А. К. Глазунов, Н. А. Римский-Корсаков; здесь бывали педагог А. Я. Острогорский, археолог Н. И. Веселовский, худож. В. М. Максимов, написавший портрет З., и др.
Свой взгляд на преподавание пения З. изложил в методических работах «Школа пения с упражнениями на 1, 2 и 3 голоса» (СПб., 1865. М., 1885) и «Теоретическое и практическое руководство к хоровому пению. Ч. 1» (СПб., 1876), кроме того, он опубликовал «Собрание русских народных песен, положенных на 3 голоса» (СПб., 1865) и «Сборник русских народных песен для детского возраста» (СПб., 1872).
В 1883 г. З. написал и напечатал на собственные средства в изд-ве М. И. Бернарда «Литургию св. Иоанна Златоуста» (C-dur) для смешанного хора, к-рая затем трижды переиздавалась, в последний раз - в изд-ве П. И. Юргенсона в 1898 г. В 1886-1887 гг. в том же изд-ве З. опубликовал 6 томов духовно-муз. переложений с древних распевов и более поздних напевов служб на весь год, «для классного и домашнего употребления»: т. 1: «Воскресные службы осьми гласов»; т. 2: «Праздничные службы. Ч. 1»; т. 3: «Праздничные службы. Ч. 2»; т. 4: «Великопостные службы»; т. 5: «Песнопения во Св. и Великую Неделю Пасхи»; т. 6: «Литургия, причастные стихи и др. службы». Все переложения написаны для 4-голосного смешанного хора. В предисловии к этому изданию З. выступает за 2-строчное изложение (дисканты с альтами, тенора с басами) и за пение хоров по партитурам. По оценке прот. Михаила Лисицына, большинство произведений З. «изложено настолько стильно и музыкально, что их вполне можно рекомендовать для церковного употребления», в качестве недостатков он отмечал некоторую «сухость» и «деланность», а также отсутствие творческой идеи. По свидетельству Д. С. Семёнова, автора «Словаря русского церковного пения» (не опубл., 1946), благодаря грамотному и в то же время простому изложению переложения и сочинения З. пользовались популярностью в народных хорах. В 1887-1893 гг. они выходили под эгидой книжно-муз. магазина Д. Ф. Фёдорова в С.-Петербурге. В этой серии, состоящей из 15 номеров, З. неоднократно обращался к напеву Ниловой Столобенской пустыни - «Литургия древних распевов для однородного хора», «Воскресные ирмосы 8 гласов для однородного хора», «Причастные стихи на весь год для 3 голосов», «О Всепетая Мати» (№ 1 и 2), 2 Херувимские в составе № 13, а также к киевскому распеву - «Литургия св. Иоанна Златоуста для однородного хора». С 1894 по 1901 г. Юргенсон на правах собственника переиздал серию сочинений и переложений З. 1887-1893 гг., заново оформив ее в 31 номер. В 1898 г. в С.-Петербурге издатель П. К. Селиверстов опубликовал 4 песнопения З. в качестве нотного приложения к ж. «Музыка и пение», а составители «Церковно-певческого сборника» включили в 3-й том (СПб., 1902. Ч. 1) сочинения З. «Ныне силы небесныя» и «Вкусите и видите» (№ 2).