(Празд. 16 сент.), чудотворный образ. Икона с этим названием в ранних источниках не встречается, однако традиционно считается, что информация о ней содержится в летописных памятниках псковского происхождения. Икона входит в число упоминамых в XV в. образов, прославившихся истечением слез или крови: «в Чирсках» (1420), в Зряковичах (1455), в Елеазаровском монастыре («Цареградская», 1458), но сведения о ней ограничиваются лишь летописным свидетельством под 1426 г. (6934). В Псковской II летописи сообщается, что «за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы святыа богородицы идяше кров, месяца септевриа в 16 день» (ПСРЛ. 1955. Вып. 2. С. 40). Псковские 1-я и 3-я летописи вносят некоторые уточнения: «…на Камене на озере оу Василья оу двора сла (шла) кровь ис праваго ока, и на место капала где стояла, и на поути шла кровь как везли от иконы в уброус, как во Псков провадили иконоу пречистыа, месяца сентября в 16, на память святыа великомученици Еуфимии» (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 203; ПСРЛ. 1955. Вып. 2. С. 40 С. 121). Т. о., известно, что в 1426 г. в районе за разоренным литов. кн. Витовтом в февр. 1406 г. Коложе, у двора некоего Василия (не в церкви!) от иконы Богородицы неясной иконографии и не обозначенной к.-л. эпитетом/названием из правого ока Божией Матери обильно текла кровь; 16 сент. икону «с проводами» перевезли во Псков. Если Псковская II летопись называет истечение крови - плач иконы кровавыми слезами - предзнаменованием нападения «поганого князя Витовта и многое пролитие христианьскых кровеи», то Псковские 1-я и 3-я летописи фиксируют прекращение мора, к-рый продолжался от Ильина дня до Крещения, но не связывают это событие непосредственно со знамением от иконы.
В память о разорении псковских земель кн. Витовтом совершали, в частности, крестный ход, в котором носили икону Спасителя (тронный образ Христа с предстоящими Пресв. Богородицей и свт. Николаем) из Спасо-Преображенского собора Опочки, поврежденную насквозь выстрелом «повыше правого ока» во время похода кн. Витовта, в 1406 или, скорее, в 1426 г. (Бутырский. 1879. С. 18-20, 25-30). Л. А. Травин считал, что этот крестный ход существовал примерно до 1800 г., он направлялся из Спасо-Преображенского собора Опочки «на Коложанское Городище»; по мнению Л. А. Софийского, он был учрежден «для совершения литии над прахом коложан, павших от меча Витовта» (Софийский. 1912. С. 7). В свою очередь И. П. Бутырский предположил, что точкой остановки крестного хода было не древнее Коложе, а «Ильинский, с Городища, погост» (Бутырский. 1879. С. 63).
В каком году появилась, очевидно еще в деревянной церкви с. Камено, икона Божией Матери «Знамение», неизвестно; ее изображение в каменном храме 1873 г. сохранилось на фотографии, вошедшей в издание 1912 г. (см.: Там же. Рис. 43); икона, украшенная серебряной позолоченной ризой «с драгоценными камнями и жемчугом во множестве» (открыто личное; качество изображения не позволяет проанализировать особенности живописи), находилась в иконостасе в местном ряду (Снессорева. 1898. С. 324). Устное предание, зафиксированное свящ. А. С. Ляпустиным, представляет альтернативную сведениям из рукописи Теребени версию рассказа об образе: он был чудесным образом перенесен в с. Камено из «бывшей в двух верстах» оскверненной литовцами церкви в Ястребово. Причем чудо перенесения иконы, к-рую находилина древе у озера, совершалось неск. раз; на месте обретения и был поставлен в 1674 г. каменский деревянный храм (Ляпустин. 1910. С. 85-86; Софийский. 1912. С. 108-109). К сер. XIX в. в клировых ведомостях было зафиксировано 25 чудес от этой иконы. Одно из значительных чудес датировано 1859 г.: во время эпидемии холеры в Опочке жители города упросили свящ. Алексея Дегожского из Камено принести икону, что он и сделал 24 авг., образ носили по домам, с этого времени никто не заболел, и 4 сент. после литургии, отслужив молебен «Знамению Божией Матери Каменской», проводили икону обратно (Софийский. 1912. С. 150-151). 16 сент. в Камено устраивалась небольшая деревенская ярмарка «по случаю бывшего в это день первого чудотворения от иконы Знамения Божией Матери» (Бутырский. 1879. С. 141-142). Т. о., в XIX в., как прославившаяся чудом истечения кровавых слез в 1426 г., в с. Камено почиталась икона Божией Матери «Знамение», образ др. иконографии в псковских текстах в связи с этим чудом не рассматривался.
Сведения об этой иконе «Знамение» вошли в печатные труды, обобщающие знания о чудотворных образах Божией Матери в кон. XIX - 1-й четв. XX в. С. И. Снессорева поместила информацию, почерпнутую из псковских изданий, связав т. о. икону с чудом 1426 г. (Снессорева. 1898. С. 323-324). В книге Е. Н. Поселянина рассказ о Каменской иконе не содержит уточнений об иконографии образа и ограничивается краткими сведениями о местонахождении Камено, размещении иконы в иконостасе и описании ее драгоценного убора (Поселянин Е. Богоматерь. С. 595).
Близким к описанной гравюре, но самостоятельным наиболее ранним произведением Комашко называет икону в местном ряду иконостаса Успенского собора в Рязани (1701, иконописцы Оружейной палаты под рук. Николая Соломонова Вургарова), к-рая также примечательна надписью в резном картуше иконостаса: «Призри на Смирение» (см.: Там же. Ил. 178). Одежды Богородицы и Христа - традиционные. Полумесяц - элемент изображения Апокалиптической Жены - исчезает, полнофигурный образ сидящей Богоматери показан на троне с подножием. Младенец Христос стоит так же - с опорой на ногу Матери, и увенчивает Ее главу короной. Скипетр уже вручен Божией Матери, Которая держит его у правого плеча. Богомладенец же левой рукой прижимает к Себе орудия Страстей: крест с терновым венцом на перекладине, копие и губку на длинном шесте. Можно предположить, что именно икона из Успенского собора Рязани стала первым основанным на зап. источниках программно переосмысленным произведением, в к-ром суть новой иконографии нашла отражение в названии «Призри на смирение» - цитате из Евангелия (Лк 1. 48). В искусстве XVIII в. известны случаи использования этих евангельских строк при изображении Божией Матери. Напр., гравюра И. А. Берсенева с образом Пресв. Богородицы, молитвенно сложившей руки (зеркальный перевод картины Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато) «Дева Мария», 1640-1650, Лондонская национальная галерея), имеет подпись «Призри на смирение рабы Своея» (2-я пол. XVIII в., Ирбитский гос. музей изобразительных искусств). В случае с иконой мастеров Оружейной палаты в названии «Призри на смирение» соединились темы истинно смиренного принятия Пресв. Девой воли Божией (через Страстную символику) и величания Богоматери (через коронование).
Икона из Успенского собора не имела букв. повторений, в своды икон и многочисленные отдельные образы вошел вариант, где вместо орудий Страстей Младенец Христос держит 3-й атрибут царской власти - державу. Изображение Божией Матери стало поясным, иногда Богомладенец стоит на основании в виде престола. Как правило, ручка Богомладенца находится на уровне короны Божией Матери, однако в ряде случаев смысл Ее коронования утрачивается, рука Христа может быть смещена и находиться в т. ч. на уровне щеки Богоматери (как, напр., на иконе «Богоматерь Нечаянная Радость, со 120 чудотворными иконами Богоматери» (1-я пол. XIX в., ГТГ). Небольшие (аналойного размера и меньше) иконы получили достаточно широкое распространение (напр., икона 1-й пол. XIX в., ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 9573663). О популярности свидетельствует включение образа в состав 4-частных икон (напр., икона «Покров Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица Милующая. Пресвятая Богородица Призри на смирение. Образ Пресвятой Богородицы Целительницы», XIX в., РЯАХМЗ, Госкаталог РФ. № 9853990; икона «Распятие. Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец, Феодоровская, Призри на смирение, Взыскание погибших, со святыми Иларионом (Ларионом) и Анастасией на полях», XIX в., частное собрание). Как правило, иконы снабжены надписью «Призри на смирение Пресв. Богородицы» или «Призри на смирение», встречается более полный вариант: «Призри на смирение рабы Своея» (икона с зеркальным переводом, с образом равноап. Елены на левом поле, 2-я пол. XIX в., Ветка, частное собрание).
Особую известность получила в 90-х гг. XX в. икона «Призри на смирение» во Введенском мон-ре Киева. В возрождающуюся с 1992 г. обитель икону передала схимонахиня Флоровского мон-ря Феодора (Тоцкая). Ее установили в застекленном киоте в соборном храме. В авг. 1993 г. икона со всеми деталями ее изображения чудесным образом отпечаталась на стекле. Киевские ученые, проведя исследование, констатировали факт органического происхождения изображения на стекле, но не смогли дать объяснений его появления. Указом Синода УПЦ от 22 нояб. 1995 г. эта икона была признана чудотворной. Стекло с нерукотворным отображением установлено в киоте рядом с чудотворной иконой в Введенском соборе слева от солеи. В 1996 г. для иконы была создана риза, украшенная камнями; при ней находится множество вотивных приношений. Ведется запись чудес от иконы. Каждое воскресенье после поздней литургии читается акафист иконе «П. на с.» и служится водосвятный молебен.
Один из первых списков киевского образа находится в ц. 40 мучеников Севастийских в Москве (ок. 1998, иконописец прот. Валерий Размахнин). Икона стоит в отдельном киоте, в 2020 г. была украшена позолоченными орнаментированными венцами, изготовленными в мастерской в Афинах на средства благотворителей.
В честь иконы освящены храмы на Украине и в России: в г. Каменское (бывш. Днепродзержинск Днепропетровской обл.), в Запорожье, создана церковная община в пос. Слобожанское (бывш. Юбилейное Днепропетровской обл.), в Невельске и др.