[Греч. ὅσιοι], в Православии наименование одного из ликов (чинов) святости, на которые принято разделять святых при их почитании. В лике П. почитаются канонизированные монахи и монахини (см. ст. Монашество), т. к. они своей подвижнической жизнью приблизились к богоподобию или к ангелоподобию; в греч. агиографии встречается также эпитет ἰσάγγελος, относящийся к св. монахам, т. е. «равный ангелам».
В основе подвига П. лежит евангельское аскетическое учение, основанное на словах Спасителя: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 24-25), а также на нек-рых др. Его изречениях. Т. о., суть подвига П. заключается в принципиальном уходе от мира, а именно от всего богопротивного, что содержится в мирских соблазнах, в отвержении плотских желаний, умерщвлении плоти и т. п., поэтому священным образцом для подвижников служат не только святые и праведные люди, но и бесплотные ангелы, отсюда возникает метафора термина «принять монашество» - «сподобиться ангельского образа» или, чаще о конце земного пути П.,- «проводил ангельскую жизнь». Как правило, сообщается, что П. сподобился мирной кончины.
Подвижнический путь, избранный П., называется также аскетическим (см. ст. Аскетизм), в христ. традиции это пребывание в деятельном подвижничестве с помощью благодати Божией. Св. отцы Церкви под аскетизмом понимали различные способы достижения праведности, а также совокупность практических действий: послушание, нестяжание, посты, девство, безбрачие, особо продолжительные молитвы, изнурение плоти и т. п., целью к-рых являются стяжание добродетелей и достижение бесстрастия. Умерщвление плоти помимо П. характерно также для подвига юродства Христа ради, особенно для рус. юродивых.
Важнейшую роль в подвиге П. играет окормление более опытными монахами новоначальных иноков. Духовное руководство изначально являлось основой становления монашеского пути. Часто особо почитаемые духовники или старцы (см. ст. Старчество) привлекали такое количество иноков, желающих подвизаться под их руководством, что вокруг кельи такого духовного авторитета возникали мон-ри или даже крупные монашеские центры.
Слово ὅσιος не является специфически христ. термином. В античной лит-ре оно широко известно в значении «святой», «священный», по существу является синонимом слова ἅγιος. Одним из значений ὅσιος является обозначение человека, особая праведность и святость к-рого заключается в следовании предписаниям или религ. канонам. Этим объясняется чрезвычайно редкое употребление слова ἀνάγιος и очень распространенное использование ἀνόσιος «нечестивый, преступный, не погребенный по священным обрядам». Семантического оттенка подобия или уподобления чему-то более высокому у данного греч. слова нет. Но его начинают переводить именно как П. в слав. Житиях св. монахов, видимо уже в качестве осмысления сути их подвига.
В довольно широком значении («святой» или «истинный») этот термин употреблен в Библии. Часто он прилагается к Богу в сочетании со словом «праведный» (δίκαιος), напр. в ВЗ: «Бог праведен и истинен (ὅσιος)» (Втор 32. 4). Словом «праведный» переведено слово ὅσιος в синодальном тексте Пс 11. 2. В НЗ преобладает значение «святой»: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу...» (Евр 7. 26) и «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят...» (Откр 15. 4). В церковнослав. переводе в нек-рых местах ВЗ также встречается как «преподобный» - «...с преподобным преподобен будеши» (μετὰ ὁσίου ὁσιωθήσῃ) (Пс 17. 26).
В сочинениях Евсевия Кесарийского и ранних отцов Церкви это слово также в основном относится к нравственным характеристикам, часто используется в устойчивом выражении ἅγιος, δίκαιος κα ὅσιος. В латиноязычной христ. лит-ре термина для обозначения св. монаха не возникло: там используется перевод слов ἅγιος или ὅσιος - т. е. sanctus. В совр. греческом богословии понятие П. прочно связано с Православной духовностью (Πνευματικότης ᾿Ορθόδοξος) (см.: ΘΗΕ. Τ. 10. Σ. 467-474).
Вероятно, именно семантический оттенок точного следования предписаниям позволил историкам Церкви взять именно этот термин для обозначения св. монахов, как людей, избравших путь особых предписаний и обетов. Трудно точно определить, когда именно впервые термин ὅσιος стал специфическим эпитетом св. монаха и стал переводиться термином «преподобный». Однако историк Церкви Созомен (ок. 400 - ок. 450) устойчиво использует его в этом значении. Св. монахи, принявшие мученическую кончину, называются «преподобномученики», пострадавшие за веру - «преподобноисповедники», иногда просто «исповедники».
Почитание П. как отдельного лика святости начинается одновременно с возникновением монашества в Палестине и Египте. Т. о., первыми П. стали Антоний Великий (ок. 251 - ок. 356; пам. 17 янв.), Пахомий Великий (ок. 292 - ок. 346; пам. 15 мая; пам. копт., пам. зап. 9 мая), Онуфрий Великий (IV в.; пам. 12 июня; пам. копт. 16 паоне/бауна (10 июня)) и др. Свидетельством святости подвижника часто служили чудотворения, в т. ч. посмертные (исцеления, изгнания бесов из людей или из определенной местности, прозорливость и т. п.), знаки присутствия благодати Божией, напр. чудесное снабжение пищей или водой в пустынной местности благодаря ангелам, усмирение диких зверей, чудесное появление плодоносных деревьев и источников близ жилища подвижника.
Конкретный путь аскезы не имел значения для почитания: П. могли быть и монахи-отшельники, такие как Онуфрий Великий или Мария Египетская, и ведущие общежительный образ жизни - основатель общежительного монашеского устава Пахомий Великий и мн. др.
Особым видом аскезы П. является - столпничество. Изредка можно встретить почитание в лике П. людей, о которых неизвестно, принимали ли они монашество, но которые вели затворнический, целомудренный, святой образ жизни, напр., к таким относится прп. Пиама (IV в.; пам. 3 марта). Т. о., вероятно, что для почитания в лике П. важна не формальная принадлежность к монашескому сословию, а именно выбор пути исключительной аскезы.
На Руси первыми широко почитаемыми П. становились основатели мон-рей, напр. основатель Киево-Печерского мон-ря Антоний († 1073; пам. 10 июля, 2 сент.), его ученик и продолжатель дела устроения обители Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074; пам. 3 мая, 14 авг., 2 сент.), особо почитается среди всех российских П. основатель Троице-Сергиевой лавры Сергий Радонежский († 1392; пам. 5 июля, 25 сент.) и мн. др.
В агиографии Жития П. представляют собой самый распространенный и многочисленный тип текстов (подробнее см. в ст. Житийная литература). П. особо поминаются на проскомидии - за них вынимается 6-я частица из 9-чинной просфоры. Установлен переходящий день поминания П.- суббота сырная (Собор всех преподобных). Также день поминовения посвящен Афонским П.- Собор Афонских преподобных и богоносных отцов (2-я неделя по Пятидесятнице) и нек-рым П. особо значимых обителей, напр. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (2-я неделя Великого поста) и др.