Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 142-143 опубликовано: 21 октября 2024г.


ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Преображенский мон-рь близ Велико-Тырново. Фотография. 2019 г. Фото: Д. Чешмеджиев
Преображенский мон-рь близ Велико-Тырново. Фотография. 2019 г. Фото: Д. Чешмеджиев

Преображенский мон-рь близ Велико-Тырново. Фотография. 2019 г. Фото: Д. Чешмеджиев
[болг. Преображенският манастир], муж. обитель в честь Преображения Господня Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится в 6,5 км от Велико-Тырново, в Дервентском ущелье, на северной стороне каньона р. Янтра, напротив Патриаршеского монастыря.

Согласно преданиям, мон-рь был основан в ХI в. как метох афонской обители Ватопед либо во время Второго Болгарского царства (Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992. С. 51). Расцвет П. м. пережил в правление болг. царя Иоанна Александра (1331-1371) и его сына Иоанна Шишмана. Иногда обитель называлась «Монастырь Сары», в честь супруги Иоанна Александра Сарры (в крещении Феодоры), считавшейся ее ктитором (Каранешев. 1927. С. 21). Во время османского нашествия П. м. подвергся разорению.

Видение ап. Иоанна Богослова. Роспись Преображенского храма. 1849 г. Худож. Захарий Зограф Фото: Д. Чешмеджиев
Видение ап. Иоанна Богослова. Роспись Преображенского храма. 1849 г. Худож. Захарий Зограф Фото: Д. Чешмеджиев

Видение ап. Иоанна Богослова. Роспись Преображенского храма. 1849 г. Худож. Захарий Зограф Фото: Д. Чешмеджиев
Изначально обитель находилась в др. месте, к-рое было обнаружено в 1952 г. в 1,5 км южнее от совр. местоположения. Исходя из археологических данных, основание П. м. датируют либо 2-й пол. ХIII - 1-й пол. ХIV в. (Алексиев, Попконстантинов. 1997. С. 87, 90-93) либо 1360 г. (Православни храмове по бълг. земи (ХV - сред. на ХХ в.): Архитектура, история, библиография. София, 2002. С. 331; Джуркова. 2018). Храм находился в центре комплекса и делил его на 2 части - северную, для монахов, и южную, хозяйственную и гостевую. В нижней части юж. и зап. стен храма видны фрагменты фигур святых, расположенных в удлиненных арках с колоннами, украшенных орнаментом. Предполагается, что здесь представлены раннехрист. монахи-пустынники, вероятно преподобные Онуфрий, Макарий, Арсений, Евфимий Великий, Павел Фивейский и др. На основании стилистических особенностей эти фрески датируются 40-60-ми гг. ХIV в. В 1990 г. при раскопках в юж. части комплекса были обнаружены руины небольшого удлиненного прямоугольного храма с фрагментами фресок и украшений фасадов в виде чашек, окрашенных зеленой и желто-коричневой глазурью и характерных для ХIV в. Здание поддерживали мощные контрфорсы, позже для его укрепления возвели 6 пилонов.

Время восстановления П. м. неизвестно, под 1763 г. в Тырновском церковном кодексе представлена опись ценных церковных книг и утвари, находившихся в собственности обители. Во время кырджалийских восстаний П. м. пережил разграбление и неск. лет оставался пустым. Согласно сообщению писателя П. Р. Славейкова, в 1821 г. иером. Зотик из Рильского мон-ря нашел «Святое Преображение» разрушенным и безлюдным. К 1825 г., когда митр. Тырновский Иларион (1821-1827, 1831-1838) поставил иером. Зотика игуменом П. м., братия уже проживала на территории средневек. скита, переселение, вероятно, было вызвано частыми горными обвалами, угрожавшими строениям.

Время возведения скита неизвестно (Загорски. 1947. С. 8; Койнова-Арнаудова, Койнова Мечкуева. 2001. С. 5; Джуркова. 2018). В его храме имелись фрески, в т. ч. ктиторский портрет болг. царя Иоанна Александра, царицы Сарры (Феодоры) и Иоанна Шишмана с подписью «Ктиторы храма сего Св. Преображение Господне» (Каранешев. 1927. С. 21). Но вскоре храм разобрали, а на его фундаменте болг. мастер Димитр Софиянлия начал возводить новый храм тех же размеров (7,4×24,25 м). Фирман с разрешением на строительство султан Махмуд II издал в 1834 г. Однако в нач. апр. 1835 г. тур. власти казнили Димитра Софиянлию за участие в болг. восстании (т. н. Велчовой завере), поэтому возведение храма завершил в 1837 г. болг. архит. Никола Фичев. Согласно монастырской летописи, на строительство церкви было потрачено 64 600 грошей, а на ее освящение - 2200 грошей (Джуркова. 2018). Это однонефное строение с 3 конхами, афонского типа, низкий купол опирается на 5-гранные пандантивы. Широкая апсида занимает почти весь вост. фасад. В алтаре устроены 2 ниши для жертвенника и диаконника. В 1849 г. к храму был пристроен притвор с запада. Ктиторская надпись на зап. стене притвора упоминает иером. Зотика и митр. Илариона, сообщает о возобновлении в 1835 г. мон-ря как общежительного и перечисляет имена 38 «потрудившихся» насельников (Иванов Х. Възрожденски строителни и ктиторски надписи от ман-рите във Великотърновския край // Църк. ист. архив. София, 1986. Т. 2. С. 91, 96).

29 сент. 1849 г., согласно сообщению ктиторской надписи, роспись внутреннего помещения и фасадов Преображенского храма, при игум. Серафиме, завершил Захарий Зограф: над зап. входом в жен. отделение он оставил автограф: «рукой Захарии изографа Христовича, болгарина из македонского Самокова» (Там же. С. 96-97), на зап. стене того же помещения разместил автопортрет. Фрески храма весьма близки по стилю к росписи церкви Троянского монастыря, к-рую мастер завершил чуть ранее. За роспись храма в П. м., согласно сохранившемуся в архиве договору, Захарий получил 24 тыс. грошей (Джуркова. 2018). В 1851 г. он же в Самокове создал большую часть образов для иконостаса храма, в т. ч. престольную икону. Образ свт. Николая Чудотворца, к-рый находится у сев. дверей, в 1823 г. написал Симеон Цонюв из рода Витановых. Мастера из Трявны написали 15 икон праздничного ряда, а в 1848-1850 гг. выполнили и позолотили иконостас (Динова-Русева. 1991. С. 26).

В 1860-1861 гг. Фичев построил г-образный 2-этажный монашеский корпус с проездными воротами, 3-ярусную колокольню и 3-нефную зимнюю ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, в нижнем этаже к-рой были устроены костница и параклис во имя ап. Андрея Первозванного. Иконы для этой церкви написал Станислав Доспевский.

В 1906 г. в П. м. был проведен ремонт, художник из Трявны Иван Йонков обновил часть фресок. Но в 1913 г. при землетрясении все строения получили серьезные повреждения. В 1915 г. Апостол Христов из с. Галичник (Сев. Македония) восстановил украшения фасадов храма и обновил фрески. В 1920 г. были написаны 5 сцен на сев. фасаде храма. В сер. 60-х гг. ХХ в. и в 1991 г. строения обители пострадали при горных обвалах. Неоднократно (в 1943, 1962-1964, 1971-1972, 1982, в кон. 90-х гг. ХХ в., 2004, 2017) в П. м. проводились реставрационные работы.

Обитель в 1927 г. получила статус памятника народной древности, в 1957 г.- памятника архитектуры и культуры, в 1979 г.- памятника культуры национального значения. С 1950 по 1957 г. П. м. имел статус ставропигии.

Лит.: Каранешев Н. История на общежителния ман-р «Св. Преображение Господне» при гр. Велико Търново. В. Търново, 1927; Загорски И. Манастирите във Велико-Търновската епархия: Ист.-стопански бележки. София, 1947; Матеев С. Архитектурният ансамбъл на Преображенския ман-р // Архитектура. София, 1954. N 5/6. С. 52-57; Динова-Русева В. Художественото наследство на Преображенския ман-р // Индустриален дизайн: Декоративно изкуство. София, 1991. N 4. С. 25-30; Алексиев Й., Попонстантинов К. Нови данни за един крайградски Търновски ман-р (Стария Преображенски ман-р) // Родина. София, 1997. N 1/2. С. 86-96; Койнова-Арнаудова Л., Койнова-Мечкуева С. Зографията на Захари Зограф в Преображенския ман-р: Последни проучвания за църквата по време на реставрацията // Проблеми на изкуството. София, 2001. N 1. С. 3-6; Ванев И. Стенописите от главната църква на Преображенския ман-р: История на реставрационните намеси // Там же. 2013 N 4. С. 36-42; Джуркова Н. Църква «Преображение Христово», Преображенски ман-р // Корпус на стенописите от 1-та пол. на ХIХ в. в България. София, 2018. С. 770-793.
Д. Чешмеджиев