Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
58, С. 136-142 опубликовано: 21 октября 2024г. 


ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Михаил Тимофеевич (4.10.1854, мест. Вобольники Поневежского у. Ковенской губ. (совр. Вабальнинкас, Литва) - 25.09.1930, Ленинград), архитектор, мастер рус. стиля. В 1870-1875 гг. учился в МУВЖЗ у К. М. Быковского, затем поступил в АХ, где стал учеником А. И. Резанова, Д. И. Гримма, А. И. Кракау. Был удостоен ряда медалей: в 1876 г.- 1-й серебряной; в 1877 г.- 2-й золотой; в 1879 г.- 1-й золотой за «Проект инвалидного дома на 100 чел. нижних чинов и 50 офицеров». В 1879 г. окончил курс АХ со званием классного художника 1-й степени. В пенсионерской поездке (c 1882) он изучал искусство Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Англии, Голландии, в т. ч. древнехристианских и византийских памятников. Из поездки П. привез альбомы акварельных и карандашных рисунков (в частности, из Германии и Бельгии, ныне в фонде архитектора в ГНИМА) и приобретенные им снимки архитектурных памятников средних веков, эпохи Возрождения (в частности, из Франции, Бельгии, Германии, 53 городов Италии - в наст. время в фотоархиве ИИМК РАН), сделанные западноевроп. фотографами.

Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. Фотография. 2016 г. Фото: Л. М. Сухова
Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. Фотография. 2016 г. Фото: Л. М. Сухова

Собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. Фотография. 2016 г. Фото: Л. М. Сухова
Во время пенсионерской поездки П. получил заказ на проектирование рус. церкви во Флоренции от ее настоятеля, свящ. Владимира Левицкого. Первый проект относился к 1886 г., 2-й, несколько упрощенный (без колокольни), был одобрен Синодом 18 мая 1891 г. и, по словам свящ. В. Левицкого, был выполнен «в стиле московских церквей XVII в., наиболее типичном и более соответственном характеру русской церкви» (Талалай. 2011. С. 197). Закладка 2-этажного храма состоялась 16 окт. 1899 г., освящение нижней Никольской ц.- 8 окт. 1902 г., верхней, в честь Рождества Христова,- 26 окт. 1903 г. (инженеры Дж. Боччини, Дж. Пачьярелли). Она стала 1-й рус. церковной постройкой в Италии и положила начало храмостроительству в декларативно-национальном стиле. Крестово-купольный храм имеет компактный квадратный план с 3-гранной алтарной апсидой, внутреннее средокрестие соответствует высокому четверику, завершенному 2 ярусами кокошников вперебежку и пятиглавием на постаменте. Главный вход оформлен развитым 3-частным крытым крыльцом, ко входу по центральной оси ведет высокая лестница под крупным щипцом. Фасады украшены мозаичными иконами Божией Матери «Знамение», апостолов Петра и Павла (эскизы Ф. П. Реймана изготовлены в Венеции), полихромными изразцами, майоликой фабрики Кантагалли и черепицей, а также обильным декором в стилистике XVII в. (кокошники, наборные колонки с муфтами, кронштейны, ширинки, арочки, висячие гирьки). В интерьере верхней церкви, рассчитанной на 350 чел., пилоны, на которых покоятся арки, вынесены к угловым компартиментам, что делает храм просторным и выразительным. Мраморный 2-ярусный иконостас - дар имп. Николая II Александровича, был изготовлен в Генуе мастером Дж. Нови. Иконы написаны А. Н. Новоскольцевым и М. М. Васильевым. Росписи темперой исполнили мастера из С.-Петербурга: П. С. Шарварок, А. П. Блазнов, Васильев, Д. И. Киплик, Е. М. Чепцов. Убранство для нижнего храма было передано в 1879 г. князем Сан-Донато (1853-1856) из домовой церкви Демидовых. Проектирование флорентийского храма побудило П. обратиться к изучению древнерус. наследия: во 2-м варианте проекта он использовал мотивы храмов XVII в. Калужской губ.- Спасо-Преображенского в с. Спас-Загорье (венчающая часть), Покровского в Калуге (крыльцо). К числу ранних архитектурных работ П. относятся также проекты для Москвы: здания Городской думы (совместно с Г. И. Котовым, 1887; получил 2-ю премию, но Техническо-строительным комитетом признан лучшим) и Заиконоспасских торговых рядов (нач. 90-х гг. XIX в., Никольская ул., 7).

На 1890-1900-е гг. приходится пик деятельности зодчего в области храмостроительства. Большинство спроектированных им рус. храмов возведено за границей. Сохранились церкви: равноапостольных Константина и Елены в Берлине (Тегель) (1893-1894, инициатор постройки - прот. А. П. Мальцев, строитель придворный архит. А. Бом, иконы в иконостасе работы И. П. Распопина выполнены на пожертвование А. Г. Елисеева); прав. Лазаря на центральном кладбище Вены (1893-1895, строитель - архит. О. К. Вагнер); посольская ц. Св. Троицы в Буэнос-Айресе (1898-1901, строитель - аргентинский архит. А. Кристоферсен); собор свт. Николая Чудотворца в Ницце в память цесаревича Николая Александровича (проект 1901, 1903-1912, наружные мозаики мастерской В. А. Фролова, 3-ярусный иконостас создан по эскизу московского худож. Л. А. Пьяновского, иконы письма А. А. Глазунова, утварь мастерской И. П. Хлебникова, освящен еп. Трифоном (Туркестановым)); посольские церкви свт. Николая Чудотворца в Бухаресте (1905-1909, росписи Васильева) и в Софии (1907-1914, строитель архит. А. Н. Смирнов, подрядчик И. Наумов, живопись В. Т. Перминова). П. соорудил также комплекс Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря в дер. Куремяэ, Эстония (1892-1895), Александра Невского ставропигиальный собор в Таллине (до 1918 - Ревель, 1895-1900, строители - архитекторы С. В. Ноаковский, А. А. Полещук, и А. Ю. Ягн, подрядчик с.-петербургский купец 1-й гильдии И. Д. Гордеев, наружные мозаики - мастерская А. Н. Фролова по эскизам П., иконостасы - худож. Новоскольцев, мастерская П. С. Абросимова, росписи - М. П. Блазнов, Васильев, Г. П. Прокофьев, витражи - мастерская Э. К. Штейнке), свт. Василия Острожского в г. Никшиче (Черногория, 1894-1900) и свт. Николая в Радоме (Польша, 1900-1902, на основе проектаВ. И. Сычугова, полностью перестроен), ц. Рождества Богородицы в г. Лубны (Украина, 1899). Им составлены проекты храмов в г. Сороки (Молдова), в г. Виндава (Вентспилс, Латвия) (не осуществлен), Черногории (Подгорица, Савина-Главица (не достроен) и др. В нач. 10-х гг. XX в. П. был одним из предполагаемых авторов рус. церквей в Бари и Риме.

Для С.-Петербурга П. составил проект одноярусного иконостаса в домовой Введенской ц. Свято-Владимирской жен. церковно-учительской школы (1895), а затем перестроил здание с устройством новой церкви (1898-1902, Московский проспект, 104). Иконостас храма, изготовленный Абросимовым по рисунку П., отличался «художественной простотой и тонким изяществом». Наиболее значимым столичным сооружением зодчего являлась Преображенская ц. (Московский проспект, 123, снесена в 1932). Первоначально он спроектировал деревянную 3-главую церковь клетского типа (1894-1895), а затем на ее месте - каменную, на 2 тыс. чел., с приделами Успения Пресв. Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи (1897-1902, строительный комитет возглавлял К. П. Победоносцев, жертвователь - Е. Ф. Балясов, строитель - архит. И. П. Володихин). Все 3 иконостаса были изготовлены также по эскизу П. в мастерской Абросимова, иконы кисти Васильева. Временная церковь была превращена в зал для заседаний Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения. Одновременно с храмом была выстроена школа. В 1904-1905 гг. П. совместно с архит. И. И. Яковлевым выполнил капитальную перестройку в рус. стиле Троицкой ц. на Смоленском кладбище (разрушена в 1932).

В рус. провинции им были сооружены Смоленская ц. Богоявленского мон-ря в Костроме (воссоздание после пожара в 1889-1892, атрибуция по проекту в ГНИМА), Иоанно-Богословская ц. в с. Богословском Тульской губ., Благовещенская ц. в с. Заборовская Слободка (ныне дер. Заборовка Перемышльского р-на Калужской обл., 1908-1912). Постройки в Богословском велись на средства владельца местной усадьбы обер-прокурора Синода В. К. Саблера. Первой была сооружена деревянная 3-частная церковь с четвериком над основным объемом (1897-1898, сгорела 5 дек. 1908), затем каменная (1909-1912, приделы прп. Серафима Саровского и равноап. кн. Владимира; имп. семья выделила 4 тыс. р. серебром; росписи выполнил московский мастер С. К. Шварёв; закрыта в 1929, руинирована). Комплекс в Богословском был единственным в России, где в 1914 г. действовали церковноприходские школы всех типов: мужская и женская 1-классные, смешанная образцовая 2-классная, жен. 2-классная и жен. церковно-учительская (3-этажное каменное здание с домовой церковью, 1909-1911), а также приют для девочек (дочерей погибших воинов) и больница. Строительством зданий, выполненных с элементами рус. стиля и неоклассицизма, руководили архит. Г. М. Никитин и подрядчик А. С. Рогов.

В области церковного строительства П. проявил себя как один из самых значительных мастеров рус. стиля. Он использовал 2 основных типа храмов: соборные (Ревель) и посадские (начиная с флорентийской церкви). Ревельский храм, как и мн. соборы XVII в., восходит по композиции к Успенскому собору Московского Кремля. В плане храмы, восходящие к посадским церквям XVI в., образуют квадрат или прямоугольник, иногда близки к кресту. Объемно-пространственные композиции отличаются традиционализмом и цитатностью. Венчающая часть представлена луковичным пятиглавием (Флоренция, Ницца, Буэнос-Айрес, Бухарест, Преображенская церковь в С.-Петербурге) или 4 боковыми луковичными и центральной шатровой главой (Тегель, Радом, София), небольшие храмы - одноглавые (Вена). Центральный барабан в 5-главых храмах обычно возвышается над боковыми. В основаниях барабанов или завершениях фасадов - ряды кокошников. Храмы П. часто имеют открытое и обширное внутреннее пространство, симметричную композицию, что отличает их от прототипов XVII в. Во Флоренции, Ницце, Радоме, Заборовке внутреннее пространство образует крест. Значительное внимание зодчий уделял металлодекору (ограды флорентийской и софийской церквей с двуглавыми орлами). За границей формы зодчества XVII в. (сложные силуэты, живописный декор) позволяли рус. церквам эффектно выделяться среди инославных храмовых построек.

Самым значительным произведением архитектора стал Александро-Невский собор в Ревеле. Строительный комитет без конкурса поручил П. составление проекта «трехпрестольного пятиглавого соборного храма в стиле древнерусских церквей» на 1-1,5 тыс. чел. стоимостью до 400 тыс. р. Собор построен на самом высоком месте - на Вышгороде и до наст. времени определяет городскую панораму. Сооружение имело идеологический смысл: ему следовало формировать диссонирующий с «немецко-лютеранским» городом облик «русского Ревеля». Зодчий писал, что собор «построен по типу московско-ярославских церквей XVI-XVII столетий, как наиболее характерных в русском церковном зодчестве» (Преображенский М. Т. Ревельский правосл. Александро-Невский собор. 1902. С. 3-4). План постройки близок к прямоугольному, основное ядро имеет 3 ризалита небольшого выступа, прорезанные трифориями и завершенные 3-частными килевидными кокошниками волнистых очертаний с мозаичными панно. С востока - 3 полуциркульные в плане апсиды, соединенные одноярусной обходной галереей. К зап. ризалиту примыкает притвор в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Крыльцо по центральной оси с лестницей-всходом значительно вынесено, завершено кокошником-киотом с мозаичной иконой, аналогичные крыльца примыкают к боковым ризалитам. Главный вход оформлен перспективным порталом. Центральная глава на световом цилиндрическом барабане возвышается над 4 остальными, представляющими собой звонницы и соединенными обходной галереей. Основания боковых глав декорированы 2 ярусами килевидных кокошников. Собор облицован красным кирпичом, архитектурные детали выполнены в стилистике московско-ярославского узорочья и побелены (килевидные кокошники, ѵ-образные колонки с перехватами, ширинки, висячие гирьки, лопатки, дентикулы). Собор 6-столпный, центральный купол опирается на паруса, еще 2 зап. пилона включают лестничные объемы. П. спроектировал также 3 деревянных золоченых иконостаса и 4 киота в рус. стиле.

Еще одним сооружением имперского значения в Эстляндской губ., инициированным губернатором кн. С. В. Шаховским, стал Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Генеральный план застройки обители строительное отделение губ. правления утвердило 8 июня 1892 г. Незавершенное здание лютеран. кирхи (1885) П. в 1892 г. перестроил в православный храм. Сохраняя тип базилики, зодчий спроектировал на изломе кровли 3 декоративных барабана, увенчанных луковичными главами, и применил сдержанную декоративную отделку в московско-ярославском стиле XVII в. В рус. стиле П. возвел также трапезный полукаменный храм праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (1893-1895) над монастырской кухней и хлебной, с шатром и главкой с вост. стороны и «гребнем» - с западной, деревянную шатровую ц. прп. Сергия Радонежского (1893) - усыпальницу кн. Шаховского, св. врата со звонницей над ними высотой ок. 18 м, деревянные кельи 2 типов. Временную ограду он предположил постепенно заменить каменной, с башнями по углам. Живописные башни, увенчанные шатрами, ассоциируются с древнерус. монастырями-крепостями и одновременно, будучи построенными из булыжного камня и кирпича, обладают местным колоритом. Сохранились их внутренняя отделка и иконостасы в рус. стиле. Наблюдение за работами и составление чертежей П. осуществлял бесплатно. Архитектурно-строительными работами в мон-ре руководил впосл. его ученик Полещук, спроектировавший новый монастырский собор на месте прежнего.

Преображенская церковь за Московской заставой в С.-Петербурге. 1897–1902 гг. Фотография. 1900 г.
Преображенская церковь за Московской заставой в С.-Петербурге. 1897–1902 гг. Фотография. 1900 г.

Преображенская церковь за Московской заставой в С.-Петербурге. 1897–1902 гг. Фотография. 1900 г.
Преображенская ц. в С.-Петербурге имела в основе плана высокий центральный четверик, окруженный постаментами боковых глав пятиглавия, барабан центральной главы представлял собой звонницу. С востока к четверику примыкали 3 крупные полуциркульные в плане апсиды, завершенные луковичными главками на постаментах, к боковым ризалитам, увенчанным главками - крыльца на столбах под 2-скатными щипцовыми кровлями. Оконные наличники были оформлены многолопастными кокошниками. Трехярусный центральный иконостас был выполнен в стиле XVII в.

Никольская ц. в Бухаресте отличается вертикальностью (высота 19 м) и необычным объемно-пространственным решением: к квадратному в плане основному объему примыкает галерея также с квадратными в плане помещениями, а к сев.-зап. углу - колокольня с главным входом в храм. Высокий центральный четверик декорирован майоликовым фризом, завершен луковичным пятиглавием, фасады - 3 закомарами, небольшой полуциркульный в плане алтарь - главкой. Верхний барабан колокольни прорезан окнами с оригинальными наличниками, завершен яйцевидным куполом, над к-рым расположен венчающий глухой барабан с луковичной главкой. Двухъярусный резной покрытый басмой иконостас выполнен в Москве в стилистике XVII в. Никольская ц. в Софии - бесстолпный четверик с завершением в виде высокого шатра на цилиндрическом барабане, увенчанного луковичной главкой (высота 35 м), и низкими боковыми главками на декоративных барабанах. К четверику примыкают граненые апсиды и боковые пристройки, над сев. входом - звонница. Развитое крыльцо-паперть венчает высокий щипец. В декоре использованы изразцовый фриз, поливная черепица и майолика, наличники из белого камня, основной элемент - полуциркульные кокошники. Одноярусный майоликовый иконостас в рус. стиле был выполнен мастерской П. К. Ваулина в С.-Петербурге (Художественно-керамическое производство «Гельдвейн-Ваулин»).

Благовещенская церковь в дер. Заборовка Перемышльского р-на Калужской обл. 1908–1912 гг. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слёзкин
Благовещенская церковь в дер. Заборовка Перемышльского р-на Калужской обл. 1908–1912 гг. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слёзкин

Благовещенская церковь в дер. Заборовка Перемышльского р-на Калужской обл. 1908–1912 гг. Фотография. 2009 г. Фото: А. В. Слёзкин
Главный фасад 2-этажной Троицкой ц. в Буэнос-Айресе разделен на 3 прясла. Более высокое центральное - прорезано трифорием и завершено 3-лопастным килевидным кокошником с изображением храмовой иконы. Фасады полихромные, декорированы кокошниками, колонками, барабаны пятиглавия - аркатурно-колончатыми поясами. Фарфоровый многоцветный иконостас в стилистике XVII в. был изготовлен фирмой М. С. Кузнецова, росписи выполнил худож. М. Казелла, иконы письма В. В. Беляева, Н. А. Кошелева, В. И. Отмара, В. П. Павлова, А. П. Рябушкина и др.

Усложненной композицией отличается 50-метровый, на 625 чел., 5-главый, 4-столпный Никольский собор в Ницце. Он имеет вытянутый по оси восток-запад план, над притвором возвышается колокольня. В храм ведут 2 входа, с северо-запада и юго-запада, под шатровыми крыльцами на столбах. Высокий центральный четверик окружен галереей. В основании глав помещены 2 яруса полуциркульных кокошников. В отделке использованы светло-коричневый нем. кирпич, местные розовый гранит и голубая керамическая плитка, цветная черепица, изразцы, основной декоративный элемент - разнообразные по форме кокошники. Парадность облика собора объясняется участием в строительстве царской семьи.

К основному объему ц. равноапостольных Константина и Елены в Берлине (Тегель) - небольшому, квадратному в плане, на высоком подклете - примыкают полукруглая в плане апсида и крыльцо на столбах под щипцовой кровлей. Массивный центральный восьмерик завершен 2 ярусами кокошников вперебежку и шатром с луковичной главкой. Основания малых луковичных глав оформлены выложенными в кирпиче крестами. Боковые фасады прорезаны крупными бифориями, алтарная апсида - 3 полуциркульными окнами. Одноярусный резной иконостас - в московско-ярославском стиле. Церковь св. Лазаря в Вене аналогична по композиции, но увенчана одной главкой на цилиндрическом барабане, на горке килевидных кокошников в 3 яруса. Крытый портал завершен киотом. Такую же композицию при значительно большем масштабе имел Никольский собор в Радоме. Массивный 2-светный куб завершали восьмерик с высоким шатром и небольшие луковичные главки по углам, с востока примыкала трапециевидная в плане апсида, с 3 сторон - крыльца, с западной - 3-частный притвор. Большие полуциркульные окна 2-го яруса оформляли наличники с килевидными кокошниками.

Образцовое здание церкви-школы на Всероссийской промышленной выставке в Н. Новгороде. 1896 г. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко
Образцовое здание церкви-школы на Всероссийской промышленной выставке в Н. Новгороде. 1896 г. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко

Образцовое здание церкви-школы на Всероссийской промышленной выставке в Н. Новгороде. 1896 г. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко
Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Лубнах - базилика, завершенная в зап. части колокольней с высоким вытянутым шатром со слухами, с востока - 3 четвериками, являющимися основаниями для оформленных щипцами высоких постаментов луковичных глав. Центральный из них световой, значительно больший по размерам. В храм ведет крытое крыльцо под излюбленной зодчим щипцовой кровлей, с востока - 3 полуциркульные в плане апсиды. Восточная и западная части более широкие. Окна храма оформлены килевидными кокошниками.

Сочетание черт неорус. стиля и академизма очевидны в архитектуре Иоанно-Богословской ц. в Богословском. Бесстолпный 2-светный храм с монументальной 3-пролетной звонницей над зап. фасадом и четвериком над алтарной частью, врезанным в высокую щипцовую кровлю, ориентирован на образцы псковского зодчества XIV-XV вв., особенно в декоре (бегунец, поребрик, бровки, ступенчатые арочные ниши), но отличается симметрично-осевым, статичным построением базиликальной композиции. Звонницу и четверик венчали луковичные главки на круглых барабанах. Боковые фасады завершались треугольными фронтонами, в храм вел перспективный портал. В отделке были использованы изразцы.

К ретроспективному направлению относится последний церковный проект зодчего - Благовещенская ц. в с. Заборовская Слободка. Крестово-купольный 2-светный храм без трапезной и колокольни в основе плана имеет греческий крест с полукруглой апсидой и пониженными угловыми компартиментами (длина -16,6 м, ширина -15 м). Архитектура ориентирована на классические образцы домонг. храмов, в частности на Спасо-Преображенские соборы в Мирожском мон-ре и в Переславле-Залесском, ц. Спаса на Нередице. Лишенные декора фасады прорезаны арочными окнами, завершены закомарами, основной объем - массивной луковичной главой на световом барабане, оформленном арочными поясами, кронштейнами, бегунцом и нишками.

Ряд проектов П. выполнен в визант. стиле. Его черты доминируют в архитектуре Смоленской ц.- единственного памятника в этом стиле в Костроме, Для него характерны: завершение в виде купольной кровли со световым восьмериком над 8-лотковым сомкнутым сводом и вытянутым шлемовидным куполом; имитация визант. полосатой кладки с широкой рустовкой; рустованные архивольты и колонки наличников арочных окон и кокошников; рельефные греч. кресты в тимпанах нижних окон и во 2-м ярусе; орнамент 2-створчатых дверей с такими же крестами. Двухэтажный высокий четверик храма имеет в основе плана бесстолпный объем бывш. монастырской башни, к к-рому примыкают с 3 сторон (кроме западной) неск. пониженные пристройки, по их центру - полуциркульные и овальная (с севера) в плане экседры.

Васильевский собор в Никшиче близок в плане к греч. кресту, но его композиция усложнена компартиментами, ризалитами и высокой столпообразной, со ступенчатой композицией, башней-звонницей над притвором. Главный четверик завершен круглым барабаном с полусферическим куполом. Храм с одной апсидой и 3 входами, рукава планового креста повышены и завершены щипцами, окна - трифории и бифории, декор лаконичен (рельефные кресты, вставки грубого камня, аркатура барабана, полосатая кладка фасадов). Влияние проекта П. заметно в архитектуре крупнейшего в Черногории Воскресенского собора в г. Подгорице (1993-2013, архит. П. Ристич). Неск. вариантов проектов одноглавого, с колокольней над притвором, храма для г. Сорок (Бессарабия, 1909, не осущ.) исполнены в формах рус. ампира, проект здания духовной консистории в Иркутске (1902-1904) - с элементами необарокко.

Для немногочисленных гражданских сооружений зодчего, как и для церковных, характерно преобладание форм рус. стиля. В проектах здания Московской городской думы и Заиконоспасских торговых рядов использованы элементы памятников Ростова Великого. В проекте здания Волынской ДС в Житомире (кон. 90-х гг. XIX в.) есть попытка преодолеть дробность и декоративное многословие рус. узорочья.

С 1891 г. П. занимает должность техника (с 1898 старшего техника) Контроля (Техническо-строительного комитета хозяйственного управления) при Синоде. Им были подготовлены к изданию «Примерные чертежи причтовых построек для сельского хозяйства в Западном крае» (1892) и «Примерные чертежи деревянных построек для второклассных церковно-приходских школ духовного ведомства» (1897. Вып. 1). С 1895/96 уч. г. правосл. духовное ведомство начало открывать по епархиям церковноприходские школы нового типа - 2-классные, с общежитием для учеников и квартирами для учителей, классами, библиотекой, кухней, кладовыми. Образцовое здание церкви-школы было выстроено из дерева по проекту П. на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде в 1896 г. (Строитель. 1896. № 13/14. Черт. 367-369). Это единственное выставочное здание, к-рое сохранилось со значительными утратами. Двухэтажное, в русском «фольклорном» стиле, оно имело сложный, близкий к треугольному, симметричный план с 2 боковыми крыльями. Щипцовую кровлю центрального ризалита над крыльцом, украшенного резными полотенцами и причелинами, венчал объем 3-ярусной шатровой колокольни с луковичной главкой. В высокую вальмовую кровлю храмового объема были врезаны 3 луковичные главы на цилиндрических барабанах. Крыльцо, полицы, сандрики 3-частных окон 2-го этажа были украшены резными подзорами - досками со сквозной резьбой с геометрическим орнаментом. На 1-м этаже церкви-школы размещались спальни для учеников, столовая, квартира учителя; в верхнем - церковь, 4 класса и б-ка. П. построил также здание школы в Царском Селе.

С 8 апр. 1901 г. П.- пожизненный действительный член имп. Палестинского об-ва, член Совета, посещал его учреждения и курировал сооружение ряда построек на Св. земле, включая Николаевское подворье, спроектированное его учеником А. Е. Элкиным (1906). В память вел. кн. Сергея Александровича в 1905 г. по просьбе его супруги вел. кнг. Елисаветы Феодоровны П. спроектировал киот из розового мрамора (мастерская А. Баринова), оклад (товарищество Хлебникова) и лампаду к иконе прп. Сергия Радонежского в рус. стиле XVII в. для Александровского подворья в Иерусалиме.

П. являлся одним из крупнейших в России специалистов в области изучения и реставрации памятников древнерус. зодчества. Пользуясь поддержкой АХ, он исследовал храмы Москвы, Ярославля и Костромы (1885), летом 1886 г. занимался обмерами памятников Киевской и Калужской губерний. Итогом работ 1885-1890 гг. стала подготовка кн. «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ.: Опыт исслед. древнего зодчества по губерниям», изданной на средства АХ в 1891 г. и удостоенной большой серебряной медали от имп. Археологического об-ва. Этот труд до сих пор является единственным масштабным исследованием древнерус. архитектуры в Калужском крае, особенно важным с учетом утраты огромного числа памятников после 1917 г. (Лютиков мон-рь, Успенский собор в Перемышле и др.).

С 1890 г. П. участвовал в реставрационных совещаниях в АХ, в 1893 г. стал членом имп. Археологической комиссии, участвовал в заседаниях ее реставрационной комиссии, основанной в 1901 г. Входил в состав комиссии по реставрации Успенского собора во Владимире-Волынском (в 80-х гг. XIX в.- 1894), новгородского Софийского собора (в 1894), осматривал Преображенские соборы Мирожского мон-ря (в 1886) и Переславля-Залесского (в 1889), Белую палату Ростовского кремля, Екатерининскую ц. в г. Слободском (в 1913); готовил заключения по реставрации «Генуэзской стены» в Феодосии, Поганкиных палат в Пскове, деревянных церквей: в 1907 г.- в дер. Панилово Архангельской губ. (ныне Карьеры Нижние) и в 1909 г.- в Шуезерском погосте Архангельской губ. (ныне г. Суоярви), Смоленской крепостной стены (1909-1913), Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1910), собора Ферапонтова мон-ря (1915). П. одним из первых выступил за сохранение культурного наследия не только допетровского времени, но и последующих веков, призывал к необходимости перебороть «равнодушие к своей родине и к ее историческим памятникам как к живым свидетелям ярких страниц нашей истории».

Мн. годы П. посвятил педагогической деятельности. С 1887 г. он - член Петербургского об-ва архитекторов (один из учредителей Об-ва архитекторов-художников), академик архитектуры, сверхштатный адъюнкт-профессор в приготовительном отд-нии архитектурного класса АХ (вместе с Ф. И. Чагиным) (РНБ ОР. Собко. № 540. Л. 24-26), с 1893 г. действительный член АХ, с 1894 г. профессор искусств в архитектурных классах АХ и член Совета. В 1901-1918 гг. П. исполнял должность профессора и руководителя мастерской по архитектурному отделению Высшего художественного уч-ща при АХ, курировал художественные школы в разных городах России, предлагал ввести в учебный план краткий очерк истории искусств, а в обычных учебных заведениях - рисование. 20 нояб. 1895 г. составил записку, адресованную вице-президенту АХ гр. И. И. Толстому, с целью улучшения художественного образования в России (ГРМ. Ф. 24. Оп. 1. Ед. хр. 54). П. выступал за введение рисования в качестве обязательного предмета в средних учебных заведениях, поскольку «развитие глаза и его способности к восприятию различных образов и форм является существенной потребностью духовного мира каждого человека», а также курса истории искусств.

В 1910 г. П. осуществлял наблюдение за реставрацией архитектурных моделей на средства АХ. В 1911 г. он был назначен профессором-руководителем выпускных классов (5-6-х классов) высшего художественного уч-ща при АХ. С 1910 г. являлся членом, в 1913-1918 гг.- инспектором техническо-художественного совещания по надзору за работами и благоустройством собора св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге. П. был сверхштатным членом Техническо-строительного комитета при МВД (до 1914), комитета по сооружению храма Воскресения Христова, являлся членом жюри конкурса на застройку в Москве участка Петербургского об-ва страхования. Имел чин действительного статского советника. Награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени (1892), св. Владимира 3-й и 4-й степени (1902), св. Анны 2-й степени (1899), итал. королевским орденом святых Маврикия и Лазаря (1904), черногорским орденом кн. Даниила I 4-й степени, Иерусалимским золотым крестом с частицей Животворящего Древа (1904).

В июне 1918 г. П. был уволен со всех должностей как сторонник старой системы образования. Подготовленный им в революционные годы капитальный труд об Исаакиевском соборе «из восьми отделов с массой чертежей и рисунков» не был издан и, вероятно, утрачен. С 8 авг. 1918 П.- председатель совета новоучрежденного прихода ц. св. Екатерины в АХ (закрыта 17 окт. 1919). В 1919-1922 гг. возглавлял архитектурное бюро при Наркомпросе. В 20-х гг. XX в. П. разрабатывал типовые проекты школьных зданий, с 1920 г. был привлечен к работам в архитектурной комиссии Академии истории материальной культуры. Похоронен на Новодевичьем кладбище, могила сохранилась. В наибольшей степени П. проявил себя как архитектор храмов, а также школьных зданий, как педагог, исследователь древнерус. зодчества. Особенно важна его роль как представителя отечественной архитектурной школы за рубежом, где построенные им храмы воспринимались воплощенными образами рус. национального стиля.

Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 9. 1875 г. Д. 155; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. 1, 2; Фотоархив. Ф. 28; ОР РНБ. Собр. Н. П. Собко. № 540; ГНИМА. Фонд М. Т. Преображенского.
Соч.: Примерные чертежи деревянных построек для 2-кл. церковно-приходских школ духовного ведомства. СПб., 1897; Примерные чертежи причтовых построек для сельского духовенства в Зап. крае. СПб., 1892; Мнение … по вопросу об организации рисовальных школ. СПб., 1899; Ревельский правосл. Александро-Невский собор. СПб., 1902; Доклад по преобразованию худож. школ, подведомственных Имп. АХ. Од., [1910]; Отчет по командировке собранием АХ в междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств. [СПб., 1911].
Лит.: Собко. Словарь художников. 1899. Т. 3. Вып. 1. С. 428; Тизик К., свящ. Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде. Ревель, 1900; Барановский Г. В. Архит. энциклопедия 2-й пол. XIX в. СПб., 1902. Т. 1; Бронзов А. А. Св.-Владимирская жен. церковная учительская школа. Пг., 1914. С. 46-47; Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Имп. АХ, 1764-1914. Пг., 1915. Т. 2. С. 375; Игнатьев А. Н. Русский храм свт. Николая Чудотворца в г. Софии // ЖМП. 1964. № 9. С. 44-49; Лисовский В. Г. Архит. М. Т. Преображенский (1854-1930) // Архит. наследие кон. XIX - нач. ХХ в. и его роль в совр. градостроительстве. Таллин, 1983. С. 108-109; он же. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 5, 176-177, 180, 203, 208-209, 227, 229-230, 232-233, 236; он же. Л. Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. СПб., 2006; он же. Архитектура России XVIII - нач. ХХ в.: Поиски нац. стиля. М., 2009; 225 лет АХ СССР: Кат. выст. М., 1985. Т. 1. С. 392-393; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: (От Серпухова до Каширы). М., 1988; Талалай М. Г. Церковь Рождества Христова во Флоренции. Флоренция, 1993; он же. Русская церк. жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. / Ред.: Б. М. Кириков. СПб., 1996. С. 253; Берташ А. В., прот. Церковное строительство в Эстонии в сер. XIX - нач. XX вв. // 1-е Димитриевские чт. СПб., 1997. Ч. 2. С. 116-125; он же. Преображенский М. Т. // Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2006. Т. 2. Кн. 4. С. 629-631; он же. Петербургский архитектор во Флоренции: М. Т. Преображенский и его церк. творчество // Россия - Италия: Общие ценности: Сб. науч. ст. XVII Царскосельской конф. СПб., 2011. С. 91-99; он же. Церковный зодчий М. Т. Преображенский и его работы в Эстляндской губ. // 7-е Пюхтицкие чт. Куремяэ, 2018. С. 116-124; он же. Архит. М. Т. Преображенский и его наследие в странах Балтии и Вост. Европы // Sztuka Europy Wschodniej = Искусство Вост. Европы. Warsz.; Toruń, 2018. T. 6. S. 61-76; Крашенинников А. Ф. Преображенский // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма: (1830-е - 1917 гг.). М., 1998. С. 203; Paszkiewicz P. W służbie imperium Rosyjskiego, 1721-1917. Warsz., 1999; Пантелеев А. Сто лет Таллинскому собору Александра Невского. Таллин, 2000; Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. / Ред.: Е. И. Кириченко. М., 2001. Т. 1. С. 203-207; Памятники архитектуры в дореволюционной России / Ред.: А. С. Щенков. М., 2002; Павлова А. Л. О деятельности архит. М. Т. Преображенского // Рус. искусство Нового времени: Исслед. и мат-лы. М., 2005. Вып. 9. С. 297-316; она же. Правосл. храмы М. Т. Преображенского за рубежом // Архит. наследие Рус. Зарубежья. М., 2008. С. 212-222; Рус. храмы и обители в Европе. СПб., 2005; Кадиевић А. Jедан век тражења националног стила у српскоj архитектури. Београд, 2007; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103. С. 118, 192, 211, 386-387; Длужневская Г. В. Фонды фотоархива ИИМК РАН // Вост. архив. М., 2014. № 1(29). С. 84-95; Кишкинова Е. М. Визант. стиль в архитектуре зарубежных правосл. стран (сер. XIX-XX вв.). Р.-н./Д., 2018.
Прот. Александр Берташ
Ключевые слова:
Архитекторы российские Преображенский Михаил Тимофеевич (1854 - 1930), архитектор, мастер русского стиля
См.также:
АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор