Михаил Тимофеевич (4.10.1854, мест. Вобольники Поневежского у. Ковенской губ. (совр. Вабальнинкас, Литва) - 25.09.1930, Ленинград), архитектор, мастер рус. стиля. В 1870-1875 гг. учился в МУВЖЗ у К. М. Быковского, затем поступил в АХ, где стал учеником А. И. Резанова, Д. И. Гримма, А. И. Кракау. Был удостоен ряда медалей: в 1876 г.- 1-й серебряной; в 1877 г.- 2-й золотой; в 1879 г.- 1-й золотой за «Проект инвалидного дома на 100 чел. нижних чинов и 50 офицеров». В 1879 г. окончил курс АХ со званием классного художника 1-й степени. В пенсионерской поездке (c 1882) он изучал искусство Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Англии, Голландии, в т. ч. древнехристианских и византийских памятников. Из поездки П. привез альбомы акварельных и карандашных рисунков (в частности, из Германии и Бельгии, ныне в фонде архитектора в ГНИМА) и приобретенные им снимки архитектурных памятников средних веков, эпохи Возрождения (в частности, из Франции, Бельгии, Германии, 53 городов Италии - в наст. время в фотоархиве ИИМК РАН), сделанные западноевроп. фотографами.
На 1890-1900-е гг. приходится пик деятельности зодчего в области храмостроительства. Большинство спроектированных им рус. храмов возведено за границей. Сохранились церкви: равноапостольных Константина и Елены в Берлине (Тегель) (1893-1894, инициатор постройки - прот. А. П. Мальцев, строитель придворный архит. А. Бом, иконы в иконостасе работы И. П. Распопина выполнены на пожертвование А. Г. Елисеева); прав. Лазаря на центральном кладбище Вены (1893-1895, строитель - архит. О. К. Вагнер); посольская ц. Св. Троицы в Буэнос-Айресе (1898-1901, строитель - аргентинский архит. А. Кристоферсен); собор свт. Николая Чудотворца в Ницце в память цесаревича Николая Александровича (проект 1901, 1903-1912, наружные мозаики мастерской В. А. Фролова, 3-ярусный иконостас создан по эскизу московского худож. Л. А. Пьяновского, иконы письма А. А. Глазунова, утварь мастерской И. П. Хлебникова, освящен еп. Трифоном (Туркестановым)); посольские церкви свт. Николая Чудотворца в Бухаресте (1905-1909, росписи Васильева) и в Софии (1907-1914, строитель архит. А. Н. Смирнов, подрядчик И. Наумов, живопись В. Т. Перминова). П. соорудил также комплекс Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря в дер. Куремяэ, Эстония (1892-1895), Александра Невского ставропигиальный собор в Таллине (до 1918 - Ревель, 1895-1900, строители - архитекторы С. В. Ноаковский, А. А. Полещук, и А. Ю. Ягн, подрядчик с.-петербургский купец 1-й гильдии И. Д. Гордеев, наружные мозаики - мастерская А. Н. Фролова по эскизам П., иконостасы - худож. Новоскольцев, мастерская П. С. Абросимова, росписи - М. П. Блазнов, Васильев, Г. П. Прокофьев, витражи - мастерская Э. К. Штейнке), свт. Василия Острожского в г. Никшиче (Черногория, 1894-1900) и свт. Николая в Радоме (Польша, 1900-1902, на основе проектаВ. И. Сычугова, полностью перестроен), ц. Рождества Богородицы в г. Лубны (Украина, 1899). Им составлены проекты храмов в г. Сороки (Молдова), в г. Виндава (Вентспилс, Латвия) (не осуществлен), Черногории (Подгорица, Савина-Главица (не достроен) и др. В нач. 10-х гг. XX в. П. был одним из предполагаемых авторов рус. церквей в Бари и Риме.
Для С.-Петербурга П. составил проект одноярусного иконостаса в домовой Введенской ц. Свято-Владимирской жен. церковно-учительской школы (1895), а затем перестроил здание с устройством новой церкви (1898-1902, Московский проспект, 104). Иконостас храма, изготовленный Абросимовым по рисунку П., отличался «художественной простотой и тонким изяществом». Наиболее значимым столичным сооружением зодчего являлась Преображенская ц. (Московский проспект, 123, снесена в 1932). Первоначально он спроектировал деревянную 3-главую церковь клетского типа (1894-1895), а затем на ее месте - каменную, на 2 тыс. чел., с приделами Успения Пресв. Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи (1897-1902, строительный комитет возглавлял К. П. Победоносцев, жертвователь - Е. Ф. Балясов, строитель - архит. И. П. Володихин). Все 3 иконостаса были изготовлены также по эскизу П. в мастерской Абросимова, иконы кисти Васильева. Временная церковь была превращена в зал для заседаний Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения. Одновременно с храмом была выстроена школа. В 1904-1905 гг. П. совместно с архит. И. И. Яковлевым выполнил капитальную перестройку в рус. стиле Троицкой ц. на Смоленском кладбище (разрушена в 1932).
В рус. провинции им были сооружены Смоленская ц. Богоявленского мон-ря в Костроме (воссоздание после пожара в 1889-1892, атрибуция по проекту в ГНИМА), Иоанно-Богословская ц. в с. Богословском Тульской губ., Благовещенская ц. в с. Заборовская Слободка (ныне дер. Заборовка Перемышльского р-на Калужской обл., 1908-1912). Постройки в Богословском велись на средства владельца местной усадьбы обер-прокурора Синода В. К. Саблера. Первой была сооружена деревянная 3-частная церковь с четвериком над основным объемом (1897-1898, сгорела 5 дек. 1908), затем каменная (1909-1912, приделы прп. Серафима Саровского и равноап. кн. Владимира; имп. семья выделила 4 тыс. р. серебром; росписи выполнил московский мастер С. К. Шварёв; закрыта в 1929, руинирована). Комплекс в Богословском был единственным в России, где в 1914 г. действовали церковноприходские школы всех типов: мужская и женская 1-классные, смешанная образцовая 2-классная, жен. 2-классная и жен. церковно-учительская (3-этажное каменное здание с домовой церковью, 1909-1911), а также приют для девочек (дочерей погибших воинов) и больница. Строительством зданий, выполненных с элементами рус. стиля и неоклассицизма, руководили архит. Г. М. Никитин и подрядчик А. С. Рогов.
В области церковного строительства П. проявил себя как один из самых значительных мастеров рус. стиля. Он использовал 2 основных типа храмов: соборные (Ревель) и посадские (начиная с флорентийской церкви). Ревельский храм, как и мн. соборы XVII в., восходит по композиции к Успенскому собору Московского Кремля. В плане храмы, восходящие к посадским церквям XVI в., образуют квадрат или прямоугольник, иногда близки к кресту. Объемно-пространственные композиции отличаются традиционализмом и цитатностью. Венчающая часть представлена луковичным пятиглавием (Флоренция, Ницца, Буэнос-Айрес, Бухарест, Преображенская церковь в С.-Петербурге) или 4 боковыми луковичными и центральной шатровой главой (Тегель, Радом, София), небольшие храмы - одноглавые (Вена). Центральный барабан в 5-главых храмах обычно возвышается над боковыми. В основаниях барабанов или завершениях фасадов - ряды кокошников. Храмы П. часто имеют открытое и обширное внутреннее пространство, симметричную композицию, что отличает их от прототипов XVII в. Во Флоренции, Ницце, Радоме, Заборовке внутреннее пространство образует крест. Значительное внимание зодчий уделял металлодекору (ограды флорентийской и софийской церквей с двуглавыми орлами). За границей формы зодчества XVII в. (сложные силуэты, живописный декор) позволяли рус. церквам эффектно выделяться среди инославных храмовых построек.
Самым значительным произведением архитектора стал Александро-Невский собор в Ревеле. Строительный комитет без конкурса поручил П. составление проекта «трехпрестольного пятиглавого соборного храма в стиле древнерусских церквей» на 1-1,5 тыс. чел. стоимостью до 400 тыс. р. Собор построен на самом высоком месте - на Вышгороде и до наст. времени определяет городскую панораму. Сооружение имело идеологический смысл: ему следовало формировать диссонирующий с «немецко-лютеранским» городом облик «русского Ревеля». Зодчий писал, что собор «построен по типу московско-ярославских церквей XVI-XVII столетий, как наиболее характерных в русском церковном зодчестве» (Преображенский М. Т. Ревельский правосл. Александро-Невский собор. 1902. С. 3-4). План постройки близок к прямоугольному, основное ядро имеет 3 ризалита небольшого выступа, прорезанные трифориями и завершенные 3-частными килевидными кокошниками волнистых очертаний с мозаичными панно. С востока - 3 полуциркульные в плане апсиды, соединенные одноярусной обходной галереей. К зап. ризалиту примыкает притвор в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Крыльцо по центральной оси с лестницей-всходом значительно вынесено, завершено кокошником-киотом с мозаичной иконой, аналогичные крыльца примыкают к боковым ризалитам. Главный вход оформлен перспективным порталом. Центральная глава на световом цилиндрическом барабане возвышается над 4 остальными, представляющими собой звонницы и соединенными обходной галереей. Основания боковых глав декорированы 2 ярусами килевидных кокошников. Собор облицован красным кирпичом, архитектурные детали выполнены в стилистике московско-ярославского узорочья и побелены (килевидные кокошники, ѵ-образные колонки с перехватами, ширинки, висячие гирьки, лопатки, дентикулы). Собор 6-столпный, центральный купол опирается на паруса, еще 2 зап. пилона включают лестничные объемы. П. спроектировал также 3 деревянных золоченых иконостаса и 4 киота в рус. стиле.
Еще одним сооружением имперского значения в Эстляндской губ., инициированным губернатором кн. С. В. Шаховским, стал Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Генеральный план застройки обители строительное отделение губ. правления утвердило 8 июня 1892 г. Незавершенное здание лютеран. кирхи (1885) П. в 1892 г. перестроил в православный храм. Сохраняя тип базилики, зодчий спроектировал на изломе кровли 3 декоративных барабана, увенчанных луковичными главами, и применил сдержанную декоративную отделку в московско-ярославском стиле XVII в. В рус. стиле П. возвел также трапезный полукаменный храм праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (1893-1895) над монастырской кухней и хлебной, с шатром и главкой с вост. стороны и «гребнем» - с западной, деревянную шатровую ц. прп. Сергия Радонежского (1893) - усыпальницу кн. Шаховского, св. врата со звонницей над ними высотой ок. 18 м, деревянные кельи 2 типов. Временную ограду он предположил постепенно заменить каменной, с башнями по углам. Живописные башни, увенчанные шатрами, ассоциируются с древнерус. монастырями-крепостями и одновременно, будучи построенными из булыжного камня и кирпича, обладают местным колоритом. Сохранились их внутренняя отделка и иконостасы в рус. стиле. Наблюдение за работами и составление чертежей П. осуществлял бесплатно. Архитектурно-строительными работами в мон-ре руководил впосл. его ученик Полещук, спроектировавший новый монастырский собор на месте прежнего.
Преображенская ц. в С.-Петербурге имела в основе плана высокий центральный четверик, окруженный постаментами боковых глав пятиглавия, барабан центральной главы представлял собой звонницу. С востока к четверику примыкали 3 крупные полуциркульные в плане апсиды, завершенные луковичными главками на постаментах, к боковым ризалитам, увенчанным главками - крыльца на столбах под 2-скатными щипцовыми кровлями. Оконные наличники были оформлены многолопастными кокошниками. Трехярусный центральный иконостас был выполнен в стиле XVII в.
Никольская ц. в Бухаресте отличается вертикальностью (высота 19 м) и необычным объемно-пространственным решением: к квадратному в плане основному объему примыкает галерея также с квадратными в плане помещениями, а к сев.-зап. углу - колокольня с главным входом в храм. Высокий центральный четверик декорирован майоликовым фризом, завершен луковичным пятиглавием, фасады - 3 закомарами, небольшой полуциркульный в плане алтарь - главкой. Верхний барабан колокольни прорезан окнами с оригинальными наличниками, завершен яйцевидным куполом, над к-рым расположен венчающий глухой барабан с луковичной главкой. Двухъярусный резной покрытый басмой иконостас выполнен в Москве в стилистике XVII в. Никольская ц. в Софии - бесстолпный четверик с завершением в виде высокого шатра на цилиндрическом барабане, увенчанного луковичной главкой (высота 35 м), и низкими боковыми главками на декоративных барабанах. К четверику примыкают граненые апсиды и боковые пристройки, над сев. входом - звонница. Развитое крыльцо-паперть венчает высокий щипец. В декоре использованы изразцовый фриз, поливная черепица и майолика, наличники из белого камня, основной элемент - полуциркульные кокошники. Одноярусный майоликовый иконостас в рус. стиле был выполнен мастерской П. К. Ваулина в С.-Петербурге (Художественно-керамическое производство «Гельдвейн-Ваулин»).
Усложненной композицией отличается 50-метровый, на 625 чел., 5-главый, 4-столпный Никольский собор в Ницце. Он имеет вытянутый по оси восток-запад план, над притвором возвышается колокольня. В храм ведут 2 входа, с северо-запада и юго-запада, под шатровыми крыльцами на столбах. Высокий центральный четверик окружен галереей. В основании глав помещены 2 яруса полуциркульных кокошников. В отделке использованы светло-коричневый нем. кирпич, местные розовый гранит и голубая керамическая плитка, цветная черепица, изразцы, основной декоративный элемент - разнообразные по форме кокошники. Парадность облика собора объясняется участием в строительстве царской семьи.
К основному объему ц. равноапостольных Константина и Елены в Берлине (Тегель) - небольшому, квадратному в плане, на высоком подклете - примыкают полукруглая в плане апсида и крыльцо на столбах под щипцовой кровлей. Массивный центральный восьмерик завершен 2 ярусами кокошников вперебежку и шатром с луковичной главкой. Основания малых луковичных глав оформлены выложенными в кирпиче крестами. Боковые фасады прорезаны крупными бифориями, алтарная апсида - 3 полуциркульными окнами. Одноярусный резной иконостас - в московско-ярославском стиле. Церковь св. Лазаря в Вене аналогична по композиции, но увенчана одной главкой на цилиндрическом барабане, на горке килевидных кокошников в 3 яруса. Крытый портал завершен киотом. Такую же композицию при значительно большем масштабе имел Никольский собор в Радоме. Массивный 2-светный куб завершали восьмерик с высоким шатром и небольшие луковичные главки по углам, с востока примыкала трапециевидная в плане апсида, с 3 сторон - крыльца, с западной - 3-частный притвор. Большие полуциркульные окна 2-го яруса оформляли наличники с килевидными кокошниками.
Сочетание черт неорус. стиля и академизма очевидны в архитектуре Иоанно-Богословской ц. в Богословском. Бесстолпный 2-светный храм с монументальной 3-пролетной звонницей над зап. фасадом и четвериком над алтарной частью, врезанным в высокую щипцовую кровлю, ориентирован на образцы псковского зодчества XIV-XV вв., особенно в декоре (бегунец, поребрик, бровки, ступенчатые арочные ниши), но отличается симметрично-осевым, статичным построением базиликальной композиции. Звонницу и четверик венчали луковичные главки на круглых барабанах. Боковые фасады завершались треугольными фронтонами, в храм вел перспективный портал. В отделке были использованы изразцы.
К ретроспективному направлению относится последний церковный проект зодчего - Благовещенская ц. в с. Заборовская Слободка. Крестово-купольный 2-светный храм без трапезной и колокольни в основе плана имеет греческий крест с полукруглой апсидой и пониженными угловыми компартиментами (длина -16,6 м, ширина -15 м). Архитектура ориентирована на классические образцы домонг. храмов, в частности на Спасо-Преображенские соборы в Мирожском мон-ре и в Переславле-Залесском, ц. Спаса на Нередице. Лишенные декора фасады прорезаны арочными окнами, завершены закомарами, основной объем - массивной луковичной главой на световом барабане, оформленном арочными поясами, кронштейнами, бегунцом и нишками.
Ряд проектов П. выполнен в визант. стиле. Его черты доминируют в архитектуре Смоленской ц.- единственного памятника в этом стиле в Костроме, Для него характерны: завершение в виде купольной кровли со световым восьмериком над 8-лотковым сомкнутым сводом и вытянутым шлемовидным куполом; имитация визант. полосатой кладки с широкой рустовкой; рустованные архивольты и колонки наличников арочных окон и кокошников; рельефные греч. кресты в тимпанах нижних окон и во 2-м ярусе; орнамент 2-створчатых дверей с такими же крестами. Двухэтажный высокий четверик храма имеет в основе плана бесстолпный объем бывш. монастырской башни, к к-рому примыкают с 3 сторон (кроме западной) неск. пониженные пристройки, по их центру - полуциркульные и овальная (с севера) в плане экседры.
Васильевский собор в Никшиче близок в плане к греч. кресту, но его композиция усложнена компартиментами, ризалитами и высокой столпообразной, со ступенчатой композицией, башней-звонницей над притвором. Главный четверик завершен круглым барабаном с полусферическим куполом. Храм с одной апсидой и 3 входами, рукава планового креста повышены и завершены щипцами, окна - трифории и бифории, декор лаконичен (рельефные кресты, вставки грубого камня, аркатура барабана, полосатая кладка фасадов). Влияние проекта П. заметно в архитектуре крупнейшего в Черногории Воскресенского собора в г. Подгорице (1993-2013, архит. П. Ристич). Неск. вариантов проектов одноглавого, с колокольней над притвором, храма для г. Сорок (Бессарабия, 1909, не осущ.) исполнены в формах рус. ампира, проект здания духовной консистории в Иркутске (1902-1904) - с элементами необарокко.
Для немногочисленных гражданских сооружений зодчего, как и для церковных, характерно преобладание форм рус. стиля. В проектах здания Московской городской думы и Заиконоспасских торговых рядов использованы элементы памятников Ростова Великого. В проекте здания Волынской ДС в Житомире (кон. 90-х гг. XIX в.) есть попытка преодолеть дробность и декоративное многословие рус. узорочья.
С 1891 г. П. занимает должность техника (с 1898 старшего техника) Контроля (Техническо-строительного комитета хозяйственного управления) при Синоде. Им были подготовлены к изданию «Примерные чертежи причтовых построек для сельского хозяйства в Западном крае» (1892) и «Примерные чертежи деревянных построек для второклассных церковно-приходских школ духовного ведомства» (1897. Вып. 1). С 1895/96 уч. г. правосл. духовное ведомство начало открывать по епархиям церковноприходские школы нового типа - 2-классные, с общежитием для учеников и квартирами для учителей, классами, библиотекой, кухней, кладовыми. Образцовое здание церкви-школы было выстроено из дерева по проекту П. на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде в 1896 г. (Строитель. 1896. № 13/14. Черт. 367-369). Это единственное выставочное здание, к-рое сохранилось со значительными утратами. Двухэтажное, в русском «фольклорном» стиле, оно имело сложный, близкий к треугольному, симметричный план с 2 боковыми крыльями. Щипцовую кровлю центрального ризалита над крыльцом, украшенного резными полотенцами и причелинами, венчал объем 3-ярусной шатровой колокольни с луковичной главкой. В высокую вальмовую кровлю храмового объема были врезаны 3 луковичные главы на цилиндрических барабанах. Крыльцо, полицы, сандрики 3-частных окон 2-го этажа были украшены резными подзорами - досками со сквозной резьбой с геометрическим орнаментом. На 1-м этаже церкви-школы размещались спальни для учеников, столовая, квартира учителя; в верхнем - церковь, 4 класса и б-ка. П. построил также здание школы в Царском Селе.
С 8 апр. 1901 г. П.- пожизненный действительный член имп. Палестинского об-ва, член Совета, посещал его учреждения и курировал сооружение ряда построек на Св. земле, включая Николаевское подворье, спроектированное его учеником А. Е. Элкиным (1906). В память вел. кн. Сергея Александровича в 1905 г. по просьбе его супруги вел. кнг. Елисаветы Феодоровны П. спроектировал киот из розового мрамора (мастерская А. Баринова), оклад (товарищество Хлебникова) и лампаду к иконе прп. Сергия Радонежского в рус. стиле XVII в. для Александровского подворья в Иерусалиме.
П. являлся одним из крупнейших в России специалистов в области изучения и реставрации памятников древнерус. зодчества. Пользуясь поддержкой АХ, он исследовал храмы Москвы, Ярославля и Костромы (1885), летом 1886 г. занимался обмерами памятников Киевской и Калужской губерний. Итогом работ 1885-1890 гг. стала подготовка кн. «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ.: Опыт исслед. древнего зодчества по губерниям», изданной на средства АХ в 1891 г. и удостоенной большой серебряной медали от имп. Археологического об-ва. Этот труд до сих пор является единственным масштабным исследованием древнерус. архитектуры в Калужском крае, особенно важным с учетом утраты огромного числа памятников после 1917 г. (Лютиков мон-рь, Успенский собор в Перемышле и др.).
С 1890 г. П. участвовал в реставрационных совещаниях в АХ, в 1893 г. стал членом имп. Археологической комиссии, участвовал в заседаниях ее реставрационной комиссии, основанной в 1901 г. Входил в состав комиссии по реставрации Успенского собора во Владимире-Волынском (в 80-х гг. XIX в.- 1894), новгородского Софийского собора (в 1894), осматривал Преображенские соборы Мирожского мон-ря (в 1886) и Переславля-Залесского (в 1889), Белую палату Ростовского кремля, Екатерининскую ц. в г. Слободском (в 1913); готовил заключения по реставрации «Генуэзской стены» в Феодосии, Поганкиных палат в Пскове, деревянных церквей: в 1907 г.- в дер. Панилово Архангельской губ. (ныне Карьеры Нижние) и в 1909 г.- в Шуезерском погосте Архангельской губ. (ныне г. Суоярви), Смоленской крепостной стены (1909-1913), Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1910), собора Ферапонтова мон-ря (1915). П. одним из первых выступил за сохранение культурного наследия не только допетровского времени, но и последующих веков, призывал к необходимости перебороть «равнодушие к своей родине и к ее историческим памятникам как к живым свидетелям ярких страниц нашей истории».
Мн. годы П. посвятил педагогической деятельности. С 1887 г. он - член Петербургского об-ва архитекторов (один из учредителей Об-ва архитекторов-художников), академик архитектуры, сверхштатный адъюнкт-профессор в приготовительном отд-нии архитектурного класса АХ (вместе с Ф. И. Чагиным) (РНБ ОР. Собко. № 540. Л. 24-26), с 1893 г. действительный член АХ, с 1894 г. профессор искусств в архитектурных классах АХ и член Совета. В 1901-1918 гг. П. исполнял должность профессора и руководителя мастерской по архитектурному отделению Высшего художественного уч-ща при АХ, курировал художественные школы в разных городах России, предлагал ввести в учебный план краткий очерк истории искусств, а в обычных учебных заведениях - рисование. 20 нояб. 1895 г. составил записку, адресованную вице-президенту АХ гр. И. И. Толстому, с целью улучшения художественного образования в России (ГРМ. Ф. 24. Оп. 1. Ед. хр. 54). П. выступал за введение рисования в качестве обязательного предмета в средних учебных заведениях, поскольку «развитие глаза и его способности к восприятию различных образов и форм является существенной потребностью духовного мира каждого человека», а также курса истории искусств.
В 1910 г. П. осуществлял наблюдение за реставрацией архитектурных моделей на средства АХ. В 1911 г. он был назначен профессором-руководителем выпускных классов (5-6-х классов) высшего художественного уч-ща при АХ. С 1910 г. являлся членом, в 1913-1918 гг.- инспектором техническо-художественного совещания по надзору за работами и благоустройством собора св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге. П. был сверхштатным членом Техническо-строительного комитета при МВД (до 1914), комитета по сооружению храма Воскресения Христова, являлся членом жюри конкурса на застройку в Москве участка Петербургского об-ва страхования. Имел чин действительного статского советника. Награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени (1892), св. Владимира 3-й и 4-й степени (1902), св. Анны 2-й степени (1899), итал. королевским орденом святых Маврикия и Лазаря (1904), черногорским орденом кн. Даниила I 4-й степени, Иерусалимским золотым крестом с частицей Животворящего Древа (1904).
В июне 1918 г. П. был уволен со всех должностей как сторонник старой системы образования. Подготовленный им в революционные годы капитальный труд об Исаакиевском соборе «из восьми отделов с массой чертежей и рисунков» не был издан и, вероятно, утрачен. С 8 авг. 1918 П.- председатель совета новоучрежденного прихода ц. св. Екатерины в АХ (закрыта 17 окт. 1919). В 1919-1922 гг. возглавлял архитектурное бюро при Наркомпросе. В 20-х гг. XX в. П. разрабатывал типовые проекты школьных зданий, с 1920 г. был привлечен к работам в архитектурной комиссии Академии истории материальной культуры. Похоронен на Новодевичьем кладбище, могила сохранилась. В наибольшей степени П. проявил себя как архитектор храмов, а также школьных зданий, как педагог, исследователь древнерус. зодчества. Особенно важна его роль как представителя отечественной архитектурной школы за рубежом, где построенные им храмы воспринимались воплощенными образами рус. национального стиля.