Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 119-122 опубликовано: 22 октября 2024г.


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Краснослободской и Темниковской епархии Мордовской митрополии), находится в пос. Преображенский Краснослободского р-на Республики Мордовия.

Ок. 1650 г. на месте буд. монастыря, в дворцовой Красной Слободе, в «Большом Мокшанском лесу», на правом берегу р. Мокши, поселился отшельник мон. Дионисий († 60-е гг. XVIII в.). В марте 1652 г. некий благочестивый крестьянин Путилка Дмитриев Баженов, проживавший в с. Дмитриев Усад (впосл. Темниковского у. Тамбовской губ.) и стремившийся принять перед кончиной постриг, закрепил за «пустынькой» старца Дионисия все принадлежавшие ему близлежащие земли (Беляев. 1883. № 3. С. 18-19). К нач. XX в. в архиве мон-ря хранилась копия («буквальная выписка») из вкладной Баженова «за рукою» его духовника свящ. Родиона Дмитриева, служившего в Никольской ц. с. Дмитриев Усад (Григорий (Сагакский). 1903. № 21. С. 851).

В 1655 г. крестьянин Андрей Агапитов «с товарищи и всяких чинов люди», проживавший в Красной Слободе, отправился в Москву и подал патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) прошение о построении в «пустыньке» старца Дионисия церкви. Патриарх выдал грамоту (от 6 авг. 1655) на сооружение деревянного храма в честь Преображения Господня, к которому следовало «особою статьею» пристроить придельные церкви: правую - в честь Казанской иконы Божией Матери и левую - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (текст грамоты: Беляев. 1883. № 3. С. 20-22). Известно, что придельная Казанская ц. была освящена 14 февр. 1656 г. (Там же. С. 22).

Согласно прошению игум. Филарета от 25 дек. 1702 г., поданному на имя царя Петра I Алексеевича, еще в 1670 г. краснослободская братия жаловалась на «скудость и убожество» обители царю Алексею Михайловичу. Государь повелел насельникам (30 старцам) выдавать ежегодно по 1 р., по четверти ржи и по четверти овса из десятинного хлеба Красной Слободы (Там же. № 4. С. 7); царь Феодор Алексеевич заменил выдачу хлеба деньгами: ежегодно выплачивалось 43 р. 16 алтын 2 деньги. В 1676 г. патриарх Иоаким (Савёлов) передал строителю (1676-1677) мон. Арсению с братией земли с. Шенино (Аклеево) с ц. арх. Михаила, находившиеся в его непосредственном ведении (Там же. С. 9). 19 янв. 1681 г. царь Феодор Алексеевич приказал «в Спасскую пустынь на свечи и на ладан и старцам на прокормление отмерить» пашенную и сенокосную земли близ с. Жабья и близ с. Ефаева. Также царь пожаловал обители 3-пудовый колокол (Там же. С. 10-11). В 1702 г. игум. Филарет просил у царя Петра I возобновить выдачу хлебного и денежного жалованья за 1699-1702 гг., чтобы старцам «голодною и студеною смертью не умереть». В ответ инокам была выделена земля «мерой вдоль и поперек на версту поросшая лесом, под дворовую усадьбу, огород, гуменник и на животинный выпуск». К кон. XVIII в. в Краснослободском у. за П. м. числилось ок. 1292 дес., в т. ч. 28 дес. пашни, 48 дес. сенных покосов, 1175 дес. леса, а также мукомольная мельница «о двух поставах» на р. Рябка. Рыбные ловли на р. Мокша возле сел Девичий Рукав и Пурдошки насельники сдавали в пользование крестьянину с. Пурдошки за 18 р. в год.

Преображенский собор в пос. Преображенский. 1795–1804 гг. Фотография. Нач. XX в.
Преображенский собор в пос. Преображенский. 1795–1804 гг. Фотография. Нач. XX в.

Преображенский собор в пос. Преображенский. 1795–1804 гг. Фотография. Нач. XX в.
В 1682 (1684?) г. братия избрала строителем подвижника Герасима Саровского, пришедшего в обитель ок. 1655 г., еще при мон. Дионисии, и ок. 1660 г. принявшего иноческий постриг. В сер. 60-х гг. XVII в. он покинул П. м. и поселился в мест. Старое городище, где впосл. была основана Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, но затем вернулся в Краснослободскую обитель. В 1699 (?) г. старец Герасим был погребен у монастырской Преображенской ц. с юж. стороны.

Во 2-й пол. XVII в. мон-рь относился к Темниковской духовных дел десятине, с 1721 г. входил в состав Синодальной области, с 1749 г.- в состав Владимирской епархии, с 1758 г.- Тамбовской епархии, с дек. 1799 г.- Нижегородской епархии, с 1804 г.- Пензенской епархии.

История мон-ря в 1-й пол. XVIII в. «не богата фактами». Обитель, по замечанию исследователя, «погружена была в какой-то мрак забытья» (Там же. № 5. С. 9). Известно лишь, что при строителе (1738-1758) иером. Флавиане рядом с Преображенским храмом была сооружена деревянная ц. Успения Пресв. Богородицы (после пожара 1763 была отстроена и по указу (15 дек. 1763) Тамбовской духовной консистории 2 янв. 1764 освящена, но в 1800 продана). В мон-ре помимо храмов имелись деревянные кельи, поварня с пекарней, а за оградой - скотный двор, конюшня, черные избы, сенники.

В 1758-1766 гг., при первом еп. Тамбовском и Пензенском Пахомии (Симанском), к-рый устраивал «тотальные проверки всех приходов и монастырей», настоятели П. м. менялись почти ежегодно (Бахмустов. 2000. С. 362-363). В 1764 г., при игум. Евфимии († 1773), П. м. был отнесен к заштатным общежительным монастырям с 7 монашескими вакансиями. Указом Тамбовской духовной консистории от 19 февр. 1765 г. в обитель были переведены 5 насельников Рамзинской Казанской пуст. Тамбовского у. В 1773 г., во время Пугачёвского восстания (1773-1775), строитель иером. Паисий бежал из мон-ря.

В 1788 г. решением еп. Тамбовского и Пензенского Феофила (Раева) П. м. возглавил молодой иером. Иоанникий, к-рый пытался ввести в обители «образцовое общежитие». В 1790 г. братия «воздвигли мятеж на своего строителя за чрезмерную строгость к подчиненным» и еп. Феофил перевел о. Иоанникия в др. обитель, а строителем П. м. назначил насельника Тамбовского Казанского архиерейского дома «деспотичного» иером. Иону. Лишь с помощью «воинской команды» епископу удалось подавить новое возмущение монахов, к-рых заковали в кандалы и сослали на «тяжкую черную работу» (Хитров. 1861. С. 125-126; Бахмустов. 2000. С. 358).

10 нояб. 1793 г. указом еп. Тамбовского Феофила насельник Саровской пуст. иером. Геннадий был направлен в П. м. на должность настоятеля «с обязательством, чтобы он держался устава Саровской пустыни и во всем советовался бы с отцом строителем Пахомием» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 851. Л. 88). Иером. Геннадий, будучи сыном богатого московского купца, вложил в П. м. личные средства (20 тыс. р. ассигнациями), привлек к строительной деятельности в мон-ре московских благотворителей и со временем стал «любимцем городской аристократии и епархиальной власти». С 1795 г. вместо 18 ветхих деревянных келий, обнесенных оградой из хвороста, в П. м. был сооружен «каменный четырехугольник, состоящий из корпусов и башен», в т. ч. 2-этажный (впосл. надстроен 3-м этажом) настоятельский и неск. братских корпусов; значительно пополнились церковная ризница и б-ка (Беляев. 1883. № 5. С. 14-15).

Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Преображенский. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Преображенский. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Спасо-Преображенский мон-рь в пос. Преображенский. Фотография. 10-е гг. XXI в.
По благословенной грамоте еп. Тамбовского Феофила (Раева) от 11 февр. 1792 г. строитель Иона заложил в П. м. каменный Преображенский собор (одноименный деревянный храм сер. XVII в. епископ разрешил «охочим людям за сходную цену продать в такое место, где за сгорением или занепостроением вновь церкви не имеется», а деньги «употребить на украшение новой церкви». Старую церковь продали в приход с. Хлыстовки Краснослободского у.). В 1795 г. новопостроенный каменный храм обрушился от непрочной кладки; причину разрушения насельники видели в том, что гроб почитаемого старца Герасима оказался вне церковных стен, с юж. стороны. 24 авг. 1795 г. еп. Феофил повелел строителю Геннадию изменить архитектурный проект, разобрать и «раздвинуть» стены так, чтобы склеп с останками старца находился внутри собора. По поручению еп. Нижегородского Вениамина (Краснопевкова), в кон. дек. 1799 г. посетившего П. м. и осмотревшего новый собор, иером. Геннадий освятил в нем сначала придел в честь Казанской иконы Божией Матери (1801), затем придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1804). Главный престол в честь Преображения Господня он освятил позже, 7 сент. 1804 г., по указу еп. Пензенского Гаия (Такаова).

Здание летнего Преображенского собора на высоком цоколе состояло из 2-светного четверика, завершенного декоративным 5-главием. 4 главы были глухими, т. е. снабженными ложными окнами, а центральная - световой. Возможно, оконные проемы имелись и в куполе, что внешне оформлялось люкарнами. С зап. стороны к собору была пристроена одноэтажная трапезная с Казанским и Иоанно-Предтеченским приделами. Основной объем, с престолом Преображения Господня, «смотрелся как башня»; этот эффект усиливался оттого, что храм стоял на высоком цоколе (см. подробнее: Бахмустов. 2000. С. 368-369).

Под Казанским приделом собора находилось захоронение иеросхим. Герасима - каменный склеп, «оправленный» в 1850 г. при настоятеле (1849-1873) игумене (с 1852 архимандрит) Нифонте († 1873). В 1903 г. в склепе была освящена небольшая ц. прп. Герасима Иорданского. В ней, над «приличным надгробием» на стене, висел посмертный портрет о. Герасима, выполненный в сер. XIX в. «с оригинального портрета» (XVII в.) (Григорий (Сагакский). 1903. № 21. С. 867). С нач. XIX в. в мон-ре регулярно служили панихиды по старцу. Среди братии и окрестных жителей строитель Герасим почитался наряду с прп. Серафимом Саровским. «По понятиям краснослободцев, между этими двумя подвижниками существует самая тесная консолидарность, хотя они и были отделены один от другого целым столетием»,- писал историк (Беляев. 1875. № 3. С. 9).

В иконостасе Казанского придела находился список Казанской иконы Божией Матери (XVII в.), «мерою и подобием чудотворной». Этот образ был «врезан» в другую, более крупную икону и украшен серебряной позолоченной ризой с венцами, стразами и «зелеными камушками». В П. м. хранилось 9 серебряных напрестольных крестов, в т. ч. крест с частицами Креста Господня и мощей св. Иоанна Предтечи, равноапостольных царя Константина и кн. Владимира, вмч. Георгия Победоносца, святителей Иоанна Златоуста и Иоанна Милостивого, преподобных Авраамия Ростовского и Сергия Радонежского, князей Александра Невского и Феодора Смоленского, царевича Димитрия Иоанновича. В одном из «подвесных» серебряных крестов хранились частицы мощей ап. Иакова, мучеников Меркурия, Харалампия, Кирика и мц. Иулитты (Григорий (Сагакский). 1903. № 21. С. 865-866).

По благословенной грамоте еп. Пензенского и Саратовского Моисея (Близнецова-Платонова) от 24 июня 1810 г. в юго-вост. углу мон-ря иером. Геннадий заложил теплую больничную ц. св. блгв. кн. Александра Невского. За строительную деятельность в 1813 г. он был награжден набедренником, а в 1816 г. переведен в Саровскую пуст. Александро-Невский храм, возведенный на «доброхотные даяния» в стиле позднего классицизма, освятил в мае 1817 г. новый настоятель игум. Сергий.

Также в П. м. с зап. парадной стороны была возведена каменная надвратная 3-ярусная колокольня (1855) в стиле позднего классицизма. На 2-м этаже 1-го яруса колокольни 15 июня 1857 г. еп. Пензенский и Саранский Варлаам (Успенский) освятил холодную ц. во имя свт. Николая Чудотворца; иконы для иконостаса написал послушник мон-ря Василий Дёмин, происходивший из мещан г. Козлова (ныне г. Мичуринск). 28 авг. 1903 г. еп. Пензенский и Саранский сщмч. Тихон (Никаноров), обозревавший епархию, освятил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на монастырском кладбище. В нач. XX в. в обители имелись 10 каменных построек, в т. ч. 3-этажный настоятельский и братские корпуса, трапезная. По инициативе настоятеля (1888-1910) игумена (с 1903 архимандрит) Григория (Сагакского; † 5 марта 1911) за оградой были сооружены 9 построек, в т. ч. каменные больница, гостиница, кузница, прачечная, братская баня и склад для овощей. В монастырской б-ке имелись комплект месячных Миней и Евангелие, напечатанные при патриархе Никоне и вложенные в 1702 г. в мон-рь проживавшим здесь на покое архим. Иосифом (Ильченко. 1884; об архим. Иосифе см.: Поздеева И. В. Архим. Спасо-Ярославского мон-ря Иосиф: Его б-ка и творчество // История и культура Ростовской земли: Мат-лы конф., 2003. Ростов, 2004. С. 219). На кладбище П. м. был похоронен почетный гражданин Краснослободска купец 1-й гильдии И. М. Савостьянов (1787-1850), в марте 1850 г. пожертвовавший мон-рю билет сохранной казны стоимостью 1 тыс. р. серебром. Здесь же находились могилы др. благотворителей - коллежского асессора Г. Андреева и его жены.

23 марта 1825 г. по ходатайству настоятеля (1829-1849) архим. Никона († 1849) штатное число монашеских вакансий в П. м. было увеличено до 17 насельников. В 1820 г. в обители проживали 19 чел., в 1840 г.- 37, в 1850 г.- 64, в 1860 г.- 73, ок. 1890 г.- 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, 8 монахов и 15 послушников, ок. 1900 г.- 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 7 монахов и 40 послушников. В 1839 г. в П. м. из Бытского мон-ря Литовской епархии был сослан «на исправление» бывш. униат иером. Гервасий Гринцевич. Он как «пошатнувшийся в православной вере» был запрещен в служении архиеп. Иосифом (Семашко). Настоятель архим. Никон в 1840 г. писал еп. Пензенскому и Саранскому Амвросию (Мореву), что поднадзорный «иеромонах Гринцевич вел себя честно, но в присоединении к святой Церкви показал противность, даже и с грубостию в словах». В 1841-1842 гг. Гринцевич написал неск. прошений, в т. ч. на имя имп. Николая I Павловича, «о том, чтобы ему дозволено было открыто перейти в католичество» («Высочайшего соизволения не последовало»), и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову с требованием перевести его в униат. мон-рь в Курске. По просьбе настоятеля в дек. 1845 г. Гринцевич был переведен из П. м. в Саратовскую губ. (см. подробнее: Беляев. 1879).

Во 2-й пол. XIX в., при архим. Нифонте, в П. м. был открыт приют для сирот духовного звания. 4, 11, 18 и 22 марта 1912 г. в П. м. проходили чтения Пензенского отд-ния Православного Палестинского об-ва.

К 1912 г., во время настоятельства игум. Амвросия, П. м. владел 1447 дес. 1355 кв. саж. земли, часть к-рой насельники сдавали в аренду крестьянам. Мон-рю принадлежали деревянный дом с флигелем на базарной площади г. Краснослободска, пожертвованный в 30-х гг. XIX в. Г. Андреевым, мельница при впадении р. Рябки в р. Мокшу, а также рыбные ловли в р. Мокше, в т. ч. при селах Девичий Рукав и Пурдошки. Обитель сдавала в аренду сенокосные земли, приносившие доход до 1600 р. в год. На монастырском скотном дворе имелось ок. 130 голов рогатого скота и ок. 120 овец. Доход от продажи свеч и совершения треб составлял до 300 р. в год. Проценты с капитала (от 16 тыс. р. в сер. XIX в. до 18 тыс. р. в нач. XX в.), хранившегося в кредитных учреждениях, приносили в год до 700 р. (Григорий (Сагакский). 1903. № 21. С. 862-865).

В 1918 г. в П. м., а также в др. 15 обителях губернии, предполагалась организация «культурной комуны» (Бахмустов. 2000. С. 391). В 1924 г. монахи были изгнаны из мон-ря, окончательно его закрыли в 1928 г. В 60-х гг. XX в. были разрушены Преображенский собор (на его месте поставлен памятник В. И. Ленину) и кладбищенская Успенская ц. В перестроенном здании Александро-Невской ц. (снесены глава, фронтоны, купол) разместили клуб, в келейных корпусах - среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (Краснослободский сельскохозяйственный техникум).

В 1994 г. П. м. был возобновлен как женский, решением Синода от 26 дек. 1995 г. открыт как мужской, наместником назначен иером. Тихон (Понадцов) с возведением в сан игумена. В 90-х гг. XX в. в башне над сев. воротами мон-ря была устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. Восстановлены 3-этажный настоятельский, братские келейные корпуса с сев.-зап. и сев.-вост. башнями, а также Александро-Невская ц., с 2010 г. в ней совершаются богослужения. После раскопок началось воссоздание Преображенского собора, ведется реставрация колокольни с Никольской ц.

Почитаемую Казанскую икону Божией Матери (XVII в.) сохранили местные жители и вернули в обитель.

К нач. 2020 г. в П. м. проживали наместник игум. Иоанн (Мычка) и ок. 10 насельников.

Ист.: Терёхин В. М. Акты, относящиеся к истории мордвы Пензенской губ.: Из архива Спасского Краснослободского мон-ря // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1893. Т. 11. Вып. 3. С. 280-283.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 807; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Христофор, иером. Краснослободского Спасо-Преображенского мон-ря архим. Нифонт // Пензенские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 16. С. 534-539; Беляев И. Н., свящ. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского мон-ря // Там же. 1875. № 1. С. 13-25; № 2. С. 11-15; № 3. С. 1-9; он же. Иером. Гервасий Гринцевич // Там же. 1879. № 13. С. 1-13; он же. Краснослободский Спасо-Преображенский муж. мон-рь // Там же. 1883. № 3. С. 12-22; № 4. С. 6-19; № 5. С. 8-17; Ильченко Д. В. Краткое описание Краснослободского муж. Спасо-Преображенского мон-ря // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. 1884. T. 3. С. 335-339; Богомолец. Один день в обители «инока Герасима» // Пензенские ЕВ. 1890. Ч. неофиц. № 20. С. 9-15; № 21. С. 14-25; Петерсон Г. Инок Герасим, подвижник и настоятель Краснослободской «Спасовой пустыни» // Там же. № 8. С. 8-27; № 9. С. 1-17; Запустелая обитель: (Мон-рь в Краснослободском у.) // Пензенские ГВ. 1891. № 61-67; Григорий (Сагакский), архим. Краснослободский Спасо-Преображенский общежит. муж. мон-рь: (Ист.-стат. очерк) // Пензенские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. № 19. С. 782-800; № 20. С. 820-829; № 21. С. 849-868; Архим. Григорий: (Некр.) // Там же. 1911. № 7. С. 256-258; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII-XVIII вв. // Соц.-экон. положение трудящихся Ср. Поволжья. Саранск, 1989; Пырсикова И. Л. Мон-ри Краснослободского у. // Рос. провинция: История, культура, наука: Мат-лы 2-3-х Сафаргалиевских науч. чт. Саранск, 1998. С. 311-315; Бахмустов С. Б. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000; он же. Спасо-Преображенский Краснослободский муж. мон-рь // Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. М., 2004. С. 250-253; Белохвостиков Е. П. Жизнь и деятельность архим. Григория (Сагакского). Пенза, 2003; Лютов А. В. Саровский период старца Герасима - настоятеля Краснослободского Спасо-Преображенского мон-ря // 5-я Всерос. науч.-теорет. ист. конф., посвящ. 100-летию канонизации Серафима Саровского. Саров, 2004. С. 169-175.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Преображения Господня мужской монастырь (Краснослободской и Темниковской епархии Мордовской митрополии), находится в пос. Преображенский Краснослободского р-на Республики Мордовия
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле