Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 117-118 опубликовано: 22 октября 2024г.


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Преображенская церковь в дер. Хмелево. 1725 или ок. 1774 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: minasterium.by
Спасо-Преображенская церковь в дер. Хмелево. 1725 или ок. 1774 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: minasterium.by

Спасо-Преображенская церковь в дер. Хмелево. 1725 или ок. 1774 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: minasterium.by
(Брестской и Кобринской епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в дер. Хмелево Жабинковского р-на Брестской обл. (Беларусь).

Основан как пустынь решением Синода Белорусского Экзархата от 2 марта 2000 г. при деревянном Преображенском храме (XVIII в.). 22 окт. 2004 г. пустынь преобразована в монастырь.

Впервые с. Хмелево упоминается как имение рода Хмелевских в XVI в., по одним источникам - в 1542 г., по другим - в 1565 г. Во время русско-польск. войны (1654-1667) Хмелево было разграблено, в 1660 г. вошло в Чернавчицкое имение гр. Л. М. Гротэн. Последними хозяевами Хмелево с XIX в. до 1939 г. были Лимбарские, выстроившие в имении усадьбу с парком (Несцярчук. 2002. С. 130).

Хмелевская «Демьяницкая» ц. с униатским свящ. Григорием Яновичем впервые упоминается в 1677 г. в алфавитном перечне актовых книг Брестского гродского суда (АВАК. 1870. С. 266). В 1724 г. хмелевский свящ. Ян Янцевич был «представлен новогрудским воеводой Яном-Николаем-Александром Радивилом» и «высвечен» униат. митр. Киевским Львом Кишкой (Лiсейчыкаў. 2015).

Сохранившаяся деревянная ц. Преображения Господня, по одним сведениям, построена в 1725 г. (СПИК. 1990. С. 186; Архiтэктура Беларусi. 1993. С. 477; Дзяржаўны спiс. 2009. С. 39-40), по другим - «сооружена около 1774 г. князем Чарторыйским» (Иосиф (Соколов). 1899. С. 152). По легенде, строительство храма связано с Ченстоховской иконой Божией Матери, к-рая пребывала в часовне. Легенда гласит, что однажды в имении Хмелево случился пожар, и все имущество и реликвии, кроме иконы Матери Божией, сгорели. Ночью во сне местному помещику, имя к-рого предание не сохранило, явилась Богородица, повелела идти на пепелище, найти икону и поместить ее в храм, место для строительства которого Она указала.

В 1839 г. Преображенский храм был капитально отремонтирован, в том же году рядом с ним сооружена 2-ярусная колокольня. В 1889 г. в память «чудесного спасения жизни» имп. Александра III Александровича и его семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 г. в Преображенской ц. был сооружен киот «к местно особенно чтимой» Ченстоховской иконе. В 1898 г. приход посетил еп. Брестский Иоаким (Левитский (Левицкий)).

К 1899 г. в Преображенском храме, относившемся к Каменецкому благочинию, служили священник и псаломщик, насчитывалось 2119 прихожан (1097 муж. пола и 1022 жен. пола), проживавших в 6 селениях: Хмелеве, Богдюках, Деменичах, Няневичах, Подлесье и Хмелевке. В пользовании причта имелось: церковной земли - 42 дес. 1537 саж., усадебной - 1 дес. 72 саж., пашенной - 35 дес. 1108 саж., сенокосной - 4 дес. 126 саж., лесной - 1 дес. 1217 саж., выгонной земли - 506 саж. В Подлесье работала церковная школа (обучались 36 мальчиков и 2 девочки), в Хмелеве и Пелищеве - народные уч-ща (Иосиф (Соколов). 1899. С. 152-153). Близ храма, на одном из склонов холма, расположено кладбище, на к-ром похоронены клирики храма и их родственники.

Постановлением Совета министров БССР от 18 февр. 1988 г. деревянная Преображенская ц. (крестообразная в плане, с 5-гранной апсидой и 2 ризницами) была отнесена к памятникам архитектуры национального республиканского значения. Объем церкви - центрический, компактный, что достигается относительно короткими крыльями трансепта и отдельными крышами: 3-скатными над крыльями трансепта, 2-скатной над притвором и 5-скатной над алтарем. В декоре использованы классические детали - массивные рустованные лопатки по углам и на главном фасаде. Над средокрестием - фигурная многоярусная главка. В интерьере выделяется основное зальное пространство, к-рое 2 колонками отделено от трансептов. Перекрытие плоское, балочное (СПИК. 1990. С. 186; Архiтэктура Беларусi. 1993. С. 477). Сохранился деревянный иконостас 1830 г.

По благословению архиеп. Брестского и Кобринского Константина (Хомича) настоятелем П. м. назначен иером. (с 2013 архимандрит) Серафим (Петручик). Насельники П. м. окормляют деревни Деменичи и Подлесье Жабинковского р-на.

17 нояб. 2002 г. еп. Брестский и Кобринский Иоанн (Хома) освятил в П. м. храм-часовню в честь иконы Божией Матери «Ченстоховская». В мон-ре имеются 5 братских корпусов, трапезный корпус, гостиница для паломников на 50 чел., ферма, подсобное хозяйство, действуют воскресная школа и б-ка. Среди святынь П. м.- крест с частицей Животворящего Креста Господня (подарок из Киево-Печерской лавры) и старинная ростовая икона свт. Николая Чудотворца.

Ист.: АВАК. 1870. Т. 3: Акты Брестскаго гродскаго суда.
Лит.: Иосиф (Соколов), архиеп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. Т. 1; СПИК: Брестская обл. Мн., 1990; Архiтэктура Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мн., 1993; Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь. Мн., 2009; Несцярчук Л. М. Замкi, палацы, паркi Берасцейшчыны X-XX ст.: (Гiсторыя, стан, перспектывы). Мн., 2002; Правосл. мон-ри Беларуси / Авт.-сост.: С. Э. Сомов. Мн., 2003; Лiсейчыкаў Д. В. Святар у беларускiм соцыуме: Прасапаграфiя ўнiяцкага духавенства 1596-1839 гг. Мн., 2015.
Свящ. Георгий Савельев