Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 117 опубликовано: 22 октября 2024г.


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Преображенский собор мон-ря в с. Княжичи. 1992–2014 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Спасо-Преображенский собор мон-ря в с. Княжичи. 1992–2014 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Спасо-Преображенский собор мон-ря в с. Княжичи. 1992–2014 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
(Бориспольской и Броварской епархии УПЦ), находится в с. Княжичи Броварского р-на Киевской обл. (Украина). Основан в 1992 г. Село Княжичи впервые упоминается в 1415 г. как «бортная земля» Киевской митрополичьей кафедры (Запись о денежных и медовых данях, взымаемых с киевской Софийской митрополичьей вотчины // АЗР. Т. 1. С. 38). В сер. XV в. село запустело и грамотой польск. кор. Казимира IV Ягеллончика от 7 июля 1489 г. было передано киевскому Слупскому Пустынно-Николаевскому муж. мон-рю (Там же. С. 111). Пребывание Княжичей в ведении этой обители подтвердили 29 июля 1514 г. польск. короли Сигизмунд I Старый и 30 мая 1570 г. Сигизмунд II Август (Там же. Т. 2. С. 115; Т. 3. С. 153). К 1660 г. Княжичи были приписаны к Гуляницкому (Мотовиловскому) имению княжеского рода Аксаков, о чем свидетельствует жалоба 2-й жены Степана Аксака, Екатерины из Чолнацких, кор. Яну II Казимиру на своих пасынков, по поводу их нападения на пожизненные имения.

До 20-х гг. XX в. правобережная часть с. Княжичи входила в состав Киевского у. и губ., а левобережная относилась к Остерскому у. Черниговской губ.

31 дек. 1709 г. белоцерковский полковник Семен Палий выдал универсал «про надання на скит Липники местечка Княжичи» с указанием, что в послушании скита из числа жителей местечка будут находиться только «тии, что не козацки» (Унiверсали Iвана Мазепи: (1687-1709). К., 2006. Ч. 2. С. 634). Речь идет о располагавшемся по соседству с Княжичами Липянском (Липлянском) ските (к сер. XIX в.- дер. Скиток-Липянский, ныне - с. Липовый Скиток Васильковского р-на Киевской обл.). Его основал не позднее 1699 г. настоятель киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря игум. Захария (Корнилович). В Княжичах было устроено подворье скита благодаря удобному расположению села, находившегося на большой дороге из Броваров в епархиальный центр Переяслав. 20 сент. 1709 г. по прошению архим. Захарии универсалом гетмана И. Скоропадского Княжичи официально утверждены в ведении Липянского муж. скита (упразднен во 2-й пол. XVIII в.).

К сер. XIX в. рядом с Княжичами, в урочище Кладов, находилась древняя пещера, где, возможно, ранее была пещерная церковь или скит: «И доселе приметно, где была монастырская каменная церковь по множеству известкового щебня и мелких кирпичей. Здесь же находится пещера значительного протяжения, в которой, как уверяют, есть места для престолов, подобно Киевским пещерам. Урочище это окружено теперь лесами и существование в нем монастыря должно относить к глубокой древности, потому что между окрестными жителями не сохранилось об нем никаких преданий» (Похилевич. 1864. С. 27).

После закрытия в 1930 г. Киево-Печерской лавры нек-рые насельники переехали в с. Княжичи, где тайно совершали богослужения на дому. Эту группу монахов возглавлял игум. Кронид (Сакун; с 1945 архимандрит; † 1954). В 1941 г. он вернулся в возрожденную Киево-Печерскую лавру и в 1942 г. был назначен на должность блюстителя Дальних пещер.

Самостоятельный мон-рь в Княжичах в 1992 г. возглавил архим. Софроний (Шинкаренко), ранее являвшийся настоятелем местного приходского храма. Осенью того же года в П. м. был заложен каменный 5-главый собор Преображения Господня с колокольней, освященный 5 авг. 2014 г. митр. Бориспольским и Броварским Антонием (Паканичем). Также в обители сооружен 2-этажный братский корпус, освящена домовая ц. св. Иоанна Предтечи, действует воскресная школа. Среди святынь П. м.- частицы мощей св. царицы Тамары, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Алексия, человека Божия, Киево-Печерских преподобных, чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Почаевская и Тихвинская иконы Божией Матери, а также образ 40 мучеников Севастийских с частицами мощей.

К янв. 2020 г. в П. м. проживали наместник архим. Софроний (Шинкаренко) и ок. 15 насельников.

Лит.: Похилевич Л. Сказания о населенных местностях Киевской губ., или Статистические, ист. и церк. заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. К., 1864; Никон (Лысенко), иером. Из истории Киево-Печерской лавры // Троицкое слово. 1992. Вып. 8. С. 32; Хведченя С. В. Киево-Печерская лавра: Пещеры, легенды, клады. К., 1999. С. 50; Батюшки святы: Духовники и старцы Киево-Печерской лавры XIX-XXI вв. К., 2018.
В. Г. Пидгайко