[Олмари Ирьё; Гусев Георгий; фин. Paavali (Olmari)] (28.08. 1914, С.-Петербург - 2.12.1988, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант. Род. в семье коллежского асессора Алвина (Алви) Гусева и Анны (урожд. Водоменская). В 1919 г. семья переехала в Выборг (Финляндия), фамилию изменили на Олмари; мальчика, в крещении Георгия, записали как Ирьё (Yrjö). С 1926 г. учился в Выборгском классическом лицее (обучение велось на фин. языке), после кончины отца (1932) оставил лицей на 5-м году обучения. В 1933 г. поступил на 3-й курс православной ДС в Сортавале. Летние каникулы проводил в Предтеченском скиту Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, в Коневском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре, где исполнял послушание певчего и работал на пекарне. Общение с насельниками и старцами этих мон-рей оказало значительное влияние на дальнейшую жизнь юноши. В 1934-1936 гг. был регентом семинарского хора, в 1935-1936 гг.- зам. регента хора Петропавловского собора Сортавалы. В 1936 г. окончил ДС кандидатом во священники и был призван на военную службу (освободился в звании сержанта).
3 дек. 1937 г. поступил в Валаамский мон-рь, 31 марта 1938 г. принят в послушники (официально оставался в числе братии мон-ря до 6 окт. 1969). 2 окт. того же года настоятель монастыря игум. Харитон (Дунаев) совершил его монашеский постриг с именем Павел: поскольку П. не было 25 лет, необходимых для пострижения по Инструкции для монастырей ФПЦ, по просьбе игум. Харитона было сделано исключение ввиду того, что Валаамский мон-рь нуждался в финоязычном иеромонахе, окормлявшем карельских и фин. паломников. 16 окт. архиеп. Карельский и всей Финляндии Герман (Аав) в храме св. ап. Иоанна Богослова в Сортавале рукоположил П. во диакона; 6 нояб. в храме свт. Николая в Йоэнсуу - во иерея. Особое влияние на духовное становление П. оказали его духовные отцы: иером. Фотий (Яблоков) (иконописец, зав. художественными мастерскими, ризничий Валаамского монастыря) и, после его кончины в 1942 г.,- старец Валаамского мон-ря схиигум. Иоанн (Алексеев; 29 нояб. 2018 по представлению ФПЦ прославлен К-польской Церковью в лике святых). В 1938-1939 гг. П. был преподавателем валаамской монастырской школы, регентом хора финоязычных послушников мон-ря.
12 окт. 1939 г., с началом Зимней войны между Финляндией и СССР (1939-1940), П. был призван на фронт, служил полевым священником карельских переселенцев в секторах Валаам и Мантсинсаари (Мантси). Участвовал в эвакуации вглубь Финляндии Валаамского мон-ря, был одним из последних оставивших мон-рь лиц (подробнее см. в ст. Нововалаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь). В 1941 г. был вновь призван на фронт, служил в оккупированном финнами Олонецком р-не, а также в Йоэнсуу, Каухаве и Мюллюкоски, служил полевым священником в штабе 14-го дивизиона Финской армии. В том же году назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (предыдущий настоятель игум. Паисий (Рябов) был расстрелян советскими спецслужбами 12 дек. 1940). Вопреки запрету фин. правительства проводить правосл. священникам крещение и миропомазание местного населения (в то время как лютеране крестили официально), П. и др. священники по-прежнему крестили всех желающих. Когда же лютеран. пасторы стали заниматься прозелитизмом (предлагая сладости, деньги и одежду, заманивали правосл. детей в лютеран. воскресные школы), правосл. капелланы составили неофиц. письмо с протестом, к-рое попало в Центральную разведывательную полицию. Было решено удалить правосл. священнослужителей с территории военных действий. В янв. 1942 г. П. был назначен священником для военнопленных. В 1942 г. преподавал Закон Божий в лагере для преподавателей штаба военной администрации в г. Ямся (Йямся, Вост. Карелия), в 1942-1943 гг.- на дополнительных курсах для преподавателей народных школ, в 1943 г.- на летних курсах. По указу главнокомандующего Финской армией К. Г. Э. Маннергейма «Об организации религиозной жизни на территории Восточной Карелии» (24 апр. 1942) националистически настроенные лютеран. священники были отстранены от работы с местным населением; осенью 1943 г. П. вернулся на фронт, став в звании младшего сержанта капелланом 6-го армейского корпуса.
Весной 1944 г. П. стал одним из главных учредителей об-ва «Православное братство», ставившего своими задачами, согласно уставу, углубление правосл. христ. жизни среди членов об-ва, укрепление и популяризацию в Финляндии Православия. П. являлся председателем об-ва (1944-1946, 1951-1960) и главным редактором журнала братства «Hehkuva hiillos» (Пылающие угли) (1944-1964), выходившего 4 раза в год. Также он редактировал все первые издания братства: «Православный песенник» (1944), «Православная Церковь сегодня» (1945, перевод на фин. язык), издал собственное соч. «Любим ли я Тобой» (1945). В 1944 г. на основе святоотеческого наследия стал издавать сер. «Путь святого» в официальном печатном органе ФПЦ «Aamun koitto» (Утренняя заря). Осенью и до кон. дек. 1944 г. подвизался в Коневском монастыре, эвакуированном в усадьбу Хиекка в коммуне Кейтеле. В 1945 г. стал главным редактором Совета по изданию правосл. литературы ФПЦ (1945-1968) и ответственным редактором «Aamun koitto» (1945-1955). В 1945-1946 гг. был временно исполняющим обязанности псаломщика прихода Йоэнсуу. Член братства преподобных Сергия и Германа Валаамских (1946-1961) и его председатель (1956-1961), с 1961 г.- почетный председатель братства.
В кон. 1946 г. П. перешел на мирскую службу (духовный кризис П. некоторые исследователи связывают с переходом Нововалаамского монастыря в 1945 под юрисдикцию Московского Патриархата), работал бухгалтером в АО Myllykosken Saviteollisuus (Глиняная промышленность Мюллюкоски) (1946-1948). В 1947 г. учредил хор «Православные певчие Кюменлааксо» и руководил им (1947-1948). Был руководителем праздничных хоров Пятого (23-24 авг. 1947, Вийниярви и Йоэнсуу), Шестого (5-6 июня 1948, Ийсалми), Седьмого (1-2 дек. 1951, Котка) и Восьмого (5-6 дек. 1954, Хельсинки) православных певческих съездов.
В 1948 г. вернулся к служению в Церкви: был временно исполняющим обязанности псаломщика прихода Куопио (1948-1952); по поручению Церковного управления ФПЦ совершал внутренние миссионерские поездки на Далекий Север, в Кайнуу и Лапландию в Севеттиярви (1949-1951). В 1955 г. церковный Собор ФПЦ назначил его членом учрежденной Комиссии по повышению учебного уровня псаломщиков.
29 авг. 1955 г. на Шестом церковном Соборе ФПЦ избран викарным епископом ФПЦ, хиротония прошла 27 нояб. в Куопио. Избирался членом церковных Соборов ФПЦ. 27 июня - 10 июля 1957 г. по решению Церковного управления ФПЦ П. возглавил 1-ю после восстановления канонического общения между РПЦ и ФПЦ офиц. делегацию ФПЦ, отправленную по приглашению Московского Патриархата в Москву. П. участвовал в совместных с клириками РПЦ богослужениях и в хиротонии еп. Молотовского и Соликамского Павла (Голышева), встречался с патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским), митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и другими архиереями, с председателем Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Г. Г. Карповым и др. Делегация посетила Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь и др. мон-ри и храмы Москвы, Троице-Сергиеву лавру, а также города Одессу, Киев, Ленинград. С редакцией «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) была достигнута договоренность об обмене статьями; кроме того, в своем слове перед отъездом П. отметил, что с удовольствием принял предложение Москвы направлять фин. студентов на стажировку в духовные школы РПЦ (ЖМП. 1957. № 8. С. 3, 4, 24-32). На страницах ЖМП были размещены впечатления П. и членов делегации, ректора ДС в Киркконумми прот. И. Сухолы и С. Хяркенена, о поездке (Там же. С. 32-35). В 1958 г. П. возглавил делегацию, отправленную в Москву на торжества по случаю 40-летия восстановления Патриаршества РПЦ (10-11 мая; делегация прибыла в Москву 8 мая; Слово П. на приеме у патриарха Алексия I - Там же. 1958. № 6. С. 41-43; о торжествах см.: Там же. С. 6-79; № 7. С. 75). 20 мая П. вместе с главами и представителями др. Поместных Православных Церквей подписал акт, посвященный этому событию (Там же. № 6. С. 5).
29 авг. 1960 г. на Седьмом церковном Соборе ФПЦ П. был избран предстоятелем ФПЦ, архиепископом Карельским и всей Финляндии, 12 окт. утвержден патриархом К-польским Афинагором I (Спиру) (Известительное послание П. патриарху Московскому и всея Руси Алексию I и ответ патриарха Алексия I - Там же. 1961. № 2. С. 10-11). На протяжении всего срока своего предстоятельства являлся председателем церковных Соборов ФПЦ.
1 янв. 1980 г. благодаря усилиям П. в ФПЦ была основана 3-я, Оулуская епархия. В 1980 г. ходатайствовал перед К-польским Патриархатом о предоставлении автокефалии ФПЦ (безуспешно). В сер. 80-х гг. XX в. был поднят вопрос о переносе духовного образования из правосл. ДС в Куопио в ун-т Йоэнсуу. П. настаивал на развитии ДС в Куопио и преобразовании ее в ДА, однако его голос не был услышан. Осенью 1988 г. духовное образование было выведено из-под контроля Церкви и стало частью гос. ун-та. П. говорил, что при таком положении дел невозможно отвечать за духовное воспитание правосл. священников и псаломщиков.
П. поддерживал теплые отношения с РПЦ, среди священноначалия к-рой он снискал большое уважение. По приглашению Московской Патриархии неоднократно бывал в СССР: 16-29 июня 1967 г. (Москва, Троице-Сергиева лавра, Тбилиси, где П. принимал католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе), Одесса, Ленинград, Новгород - ЖМП. 1967. № 8. С. 10-11); 26 мая - 2 июня 1968 г. (50-летие восстановления Патриаршества РПЦ - Там же. 1968. № 7. С. 9-19); 5-15 июня 1975 г. (Москва, где П. принял патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков), Троице-Сергиева лавра, Киев, Псков, Ленинград - Там же. 1975. № 8. С. 4; № 10. С. 9-10, 17-21); 25-29 мая 1978 г. (60-летие восстановления Патриаршества РПЦ - Там же. 1978. № 8. С. 2-41); 26 марта - 5 апр. 1979 г. (Ленинград, Симферополь, Ялта, Москва, Троице-Сергиева лавра, где П. принял патриарх Пимен - Там же. 1979. № 6. С. 6-7); 19-27 марта 1982 г. (вместе со студентами ДС в Куопио, делегацию принял патриарх Пимен - Там же. 1982. № 6. С. 65); 10-14 мая 1982 г. (Москва, Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» - Там же. С. 2-29); в июне 1988 г. (1000-летие Крещения Руси; о торжествах - Там же. 1988. № 9. С. 3-42).
Финляндию часто посещали делегации РПЦ: напр., 27 окт.- 1 нояб. 1968 г. (100-летие со дня освящения Успенского кафедрального собора г. Хельсинки - Там же. 1969. № 1. С. 59-62); 24 нояб.- 4 дек. 1978 г. (60-летие автономии ФПЦ - Там же. 1979. № 2. С. 7-8; № 4. С. 61-64); 28 авг. 1984 г. (70-летие П.- Там же. 1984. № 11. С. 2-3; № 12. С. 57-58) и др. 3-10 мая 1974 г. и 31 авг.- 6 сент. 1981 г. в Финляндии с братским визитом находился патриарх Пимен (Там же. 1974. № 7. С. 2; 1981. № 11. С. 5-7).
Также с офиц. визитом П. посетил К-польского патриарха Афинагора I (Спиру) (нояб. 1961), был на Афоне (июнь 1963, 1000-летие монашества на Афоне), в Синайском мон-ре вмц. Екатерины (1966, 1400-летие основания мон-ря), в Румынии (авг. 1969), на Аляске (1970, канонизация прп. Германа Аляскинского), в Югославии (осень 1973), участвовал в работе Первого Всеправославного предсоборного совещания (21-28 нояб. 1976, Шамбези, Швейцария) и др. Особое значение имела поездка П. 1-15 нояб. 1964 г. на Третье Всеправославное совещание на о-ве Родос (Там же. 1964. № 12. С. 1-5), где он смог разрешить нек-рые важные церковные вопросы, что сделало ФПЦ широко известной в правосл. мире. При П. укрепились экуменические связи ФПЦ: летом 1968 г. он участвовал в Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (Уппсала, Швеция); в нояб. 1972 г. встречался с Римским папой Павлом VI; в янв. 1985 г. посетил Рим в рамках совместной поездки правосл. и лютеран. архиепископов и католич. епископа Финляндии.
С 1967 г.- почетный доктор богословия Богословского фак-та ун-та Хельсинки (первый в истории факультета, не принадлежавший протестант. Церкви), почетный член Ленинградской ДА; с 1978 г.- почетный доктор богословия Свято-Владимирской ДС Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк). П. не оставлял деятельности на муз. поприще. В 1971 г. основал хор «Нymnodia» (Гимнодия) и руководил им (в 1975 вышла пластинка с записями хора). 15 сент. 1987 г. ушел на покой по болезни (Прощальное приветствие П. патриарху Пимену от 15 сент. 1987 и ответ патриарха Пимена от 24 окт.- ЖМП. 1988. № 2. С. 3-4). Скончался в Куопио 2 дек. 1988 г., похоронен 8 дек. на кладбище Нововалаамского мон-ря.
П. называют «строителем финского Православия». Если при его предшественнике архиеп. Германе (Ааве) Православие воспринималось как чужеродная финляндцам религия рус. захватчиков, то П. удалось устранить эти стереотипы. Он не делал акцента на национальном характере Православия, останавливаясь на его вселенском значении, не допускал полемики с лютеранством, говоря о праве каждой конфессии иметь свои особенности, что способствовало самоидентификации ФПЦ. П. исследовал богослужебные традиции раннехрист. Церкви, отказываясь как от славянских, так и от фин. национальных элементов, внесенных в Церковь в первые годы независимости Финляндии; вводил изменения в литургическую жизнь ФПЦ (чтение тайных молитв вслух на литургии, частое причащение), развивал церковное пение, привлекал внимание к аскетической литературе. 10 мая 1981 г. (4-е воскресенье по Пасхе) с благословения П. в ц. Св. Троицы в Оутокумпу близ Нововалаамского мон-ря было совершено первое в истории ФПЦ всенощное бдение по полному чину, продолжавшееся всю ночь; для этой службы на фин. язык были переведены и положены на ноты необходимые богослужебные тексты (ЖМП. 1981. № 11. С. 52-53).
П. стал 1-м предстоятелем ФПЦ, имевшим монашеский постриг. Глубокое внимание уделял монашескому деланию, непрерывно творил Иисусову молитву и учил ей своих духовных чад, строго соблюдал посты. Важным считал ежедневное совершение литургии, в последние годы жизни (после выхода на покой) устроил в своей квартире домовый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы и служил ежедневно. Стремился к молитвенному уединению: с лета 1964 г. все свободное время проводил на даче - на небольшом острове на озере в 40 км от Куопио. Особое попечение оказывал Нововалаамскому мон-рю; по его инициативе в 1975-1977 гг. был возведен и 5 июня 1977 г. освящен каменный Спасо-Преображенский храм мон-ря (до этого монахи служили в храме, устроенном из 2 деревянных амбаров, ныне - Старый храм, или храм Всех святых, на Валааме просиявших). В торжествах участвовали делегации РПЦ, Православной Церкви в Америке и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. По окончании литургии выступил хор под упр. П. (ЖМП. 1977. № 10. С. 55-56). В 1987 г. учредил празднование в честь чудотворной Валаамской иконы Божией Матери и написал тропарь и кондак празднику (1-е празднование состоялось в 1988).
Награды: медаль Зимней войны (1940, Финляндия), Крест свободы с 4 мечами (1943, Финляндия), Большой крест со звездой ордена Святого Агнца (1960, ФПЦ), орден Белой Розы 1-й степени (1964, Финляндия), Золотой почетный орден вмч. Георгия 1-й степени (июнь 1967, Грузинская Правосл. Церковь - ЖМП. 1967. № 8. С. 9), орден св. кн. Владимира 1-й степени (23 июня 1967, РПЦ - Там же. С. 2, 9), большой крест ордена «Феникс» (1972, Греция), большой крест ордена ап. Павла (1972, Элладская Православная Церковь), орден св. равноап. Марии Магдалины 1-й степени (1972, Польская Православная Церковь), большой крест ордена Льва (1979, Финляндия), орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (РПЦ; 3 сент. 1981 - Там же. 1981. № 11. С. 6) и др.
Воспоминания о П. оставили митр. Амвросий (Яаскеляйнен), архиеп. Лев (Макконен), архим. Сергий (Раяполви), прот. Александр Шмеман, Е. Б. Павинская, Э. Карьялайнен, мон. Христодула (Лампи), Э. Пииройнен, Т. Лайтила и др.
П.- автор, переводчик и редактор мн. книг духовного содержания, выходивших в ФПЦ. Наиболее известны его сочинения «Как мы веруем» (в 1955 краткий вариант, в 1978 - расширенный; издание на рус. языке: К., 2003) и «Пир веры» (1986), которые были переведены более чем на 10 языков, включая корейский и китайский. Также П. принадлежат учебник «Православное преподавание Закона Божьего» (1943), сочинения «О призвании Православной Церкви и ее членов» (1945), «Да будет одно стадо и один пастырь» (1951), «Молитва перед иконой» (1982). Им были переведены на фин. язык Акафист Пресв. Богородице (1937), Валаамский трехканонник (1938), сочинения духовного содержания: свт. Феофана Затворника «Преуспеваешь ли ты в молитвенной жизни: Четыре поучения о молитве» (1938), а также «Плодородные сады пустыни» (Древний патерик) (1954, 1978), «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» (1977, 1983), «Письма валаамского старца» (19782).
Также П. был редактором первых 5 выпусков издаваемого Валаамским мон-рем ж. «Kilvoittelija» (Подвижник) (1937-1938), неск. выпусков «Православной книги пения» (1944, 1948, 1951). В 1988 г. при участии П. были выпущены 3 кассеты духовного содержания «Молись с нами», часть текстов П. зачитал сам.
П. аранжировал и издал мн. духовные певч. произведения, среди них «Литургия в духе древних напевов» А. А. Архангельского (1941). Составил нотный сб. «Muoviliturgia» (Пластмассовая литургия, 1964), названный так по его пластиковой обложке. Мн. напевы песнопений были упрощены, что должно было дать возможность прихожанам активнее участвовать в богослужениях, особое значение придавалось Евхаристии. Такой вариант служения стали называть в ФПЦ «Литургией Павла». В 1970 г. П. составил сборник песнопений литургии «Евхаристия», в котором ряд произведений был создан на основе знаменных северороссийских и визант. распевов, бóльшая часть - на основе обихода Валаамского мон-ря.
Помимо литургической П. писал и духовную музыку: гимн правосл. фин. молодежи «Nouse, nuori ortodoksi» (Поднимайся, православная молодежь), «Siirtoväen rukous» (Молитва переселенцев), «Korkeuksiin katsahda» (Посмотри в высоты) и др. П. является автором мн. статей, касающихся в основном Валаамского и Нововалаамского мон-рей и посвященных церковной музыке.